Меню

Как обеспечить экологическую безопасность россии таблица тезисы



проект «экологическая безопасность России»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2 имени И.И. Тарасенка

муниципальное образование Выселковский район

проект

«экологическая безопасность России»

учащийся 9«б» класса

Денис Максимович Голубъ

Аракельянц Николай Николаевич

План

  • Введение
  • Актуальность темы
  • Цели
  • Задачи иследоваания
  • Основная часть
  • Классификация загрязнений природы
  • Загрязнение атмосферы
  • Загрязнение почвы
  • Загрязнение воды
  • Борьба с загрязнением
  • Заключение
  • Литература

1. Введение

Актуальность темы: в наше время эта тема актуальна так, какГлавной проблемой экологов состоит в том, чтобы привлечь внимание мирового сообщества к необходимости охранять и рационально использовать природу планеты, объединить усилия в деле сохранения ее экосистем. Я решил подчеркнуть важность этой проблемы и помочь привлечь на это внимание.

Цель работы : расширение экологические проблемыи знать их решения.

Задачи иследования:

1)собрать информацию по теме «экологические проблемы России»:;

2)составить решение этих проблем и расказать их послествия

3)составить презентацию фотографий экологические проблемы и их последствия из сети Интернет

4)познакомить и заинтересовать учащихся школы данным проектом.

Основная часть

Классификация загрязнений природы

Существует несколько классификаций загрязнений природы, основанных на их источнике, направленности, других факторах.

Итак, выделяют следующие виды загрязнения окружающей среды:

  • Физическое – приводит к изменению соответствующих характеристик окружающей среды. К физическому загрязнению относят тепловое, радиационное, шумовое и другие.
  • Химическое – увеличение содержания веществ в окружающей среде. Приводит к изменению нормального химического состава ресурсов.
  • Механическое – загрязнение биосферы мусором.

В действительности один вид загрязнения может сопровождаться другим или несколькими сразу.

Загрязнение атмосферы

Атмосферная оболочка планеты является неотъемлемым участником природных процессов, определяет тепловой фон и климат Земли, защищает от губительной космической радиации.

Состав атмосферы менялся в течение всего исторического развития планеты. Сложившаяся сегодня ситуация такова, что часть объёма газовой оболочки определяется хозяйственной активностью человека. Состав воздуха неоднороден и отличается в зависимости от географического положения – в индустриальных районах и крупных городах высокий уровень вредных примесей.

Основные источники химического загрязнения атмосферы:

  • химические заводы;
  • предприятия топливно-энергетического комплекса;
  • транспорт.

Эти загрязнители являются причиной содержания в атмосфере тяжёлых металлов, таких как свинец, ртуть, хром, медь. Они – постоянные компоненты воздуха в промышленных зонах.

Современные электростанции ежедневно выбрасывают в атмосферу сотни тонн углекислого газа, а также сажу, пыль и залу.

Увеличение числа автомобилей в населённых пунктах привело к повышению концентрации вредных газов в воздухе, которые входят в состав машинного выхлопа. Автомобили тагже вырабатывают пыль и залу, которые загрязняют не только воздух, но и почву, оседая на земле.

Атмосферу также загрязняют очень токсичные газы, которые выбрасываются предприятиями химической промышленности.

Загрязнение почвы

Почва – это тонкий слой литосферы, образовавшийся в результате природных факторов, в котором протекает большая часть процессов обмена между живыми и неживыми системами.Из-за добычи природных ископаемых, горнопромышленных работ, сооружения зданий, дорог и аэродромов уничтожаются масштабные площади почв.

Нерациональная хозяйственная деятельность человека стала причиной деградации плодородного слоя земли. Изменяется его естественный химический состав, происходит механическое загрязнение. Интенсивное развитие сельского хозяйства приводит к существенным потерям земель. Частое вспахивание делает их уязвимыми перед затоплениями, засолениями и ветрами, что является причиной эрозии почвы.

Обильное применение удобрений, инсектицидов и химических ядов для уничтожения вредителей и очищения от сорняков приводит к попаданию в почву неестественных для неё токсичных соединений. В результате антропогенной деятельности происходит химическое загрязнение земель тяжёлыми металлами и их производными. Основным вредным элементом является свинец, а также его соединения. При переработке свинцовых руд выбрасывается около 30 килограммов металла с каждой тонны. Автомобильный выхлоп, содержитбольшое количество данного металла, оседает в почве, отравляя обитающие в ней организмы.

Электростанции, радиоактивные осадки от ядерных взрывов, научно-исследовательские центры по изучению атомной энергии являются причиной попадания в почву радиоактивных изотопов, которые потом поступают в организм человека с продуктами питания.

Загрязнение воды

На сегодняшний день водная оболочка земли загрязнена намного больше, чем можно представить. Нефтяные пятна и плавающие на поверхности бутылки – это лишь то, что можно увидеть. Значительная часть загрязнителей находится в растворённом состоянии.Порча воды может происходить естественным образом. В результате селей и паводков из материковой почвы вымывается магний, который попадает в водоёмы и наносит вред рыбам. В результате химических превращений в пресные воды проникает алюминий. Но естественное загрязнение составляет пренебрежимо малую долю по сравнению с антропогенным. По вине человека в воду попадают:

  • поверхностно-активные соединения;
  • пестициды;
  • фосфаты, нитраты и другие соли;
  • лекарства;
  • нефтепродукты;
  • радиоактивные изотопы.

Загрязнённая вода – основная причина большинства заболеваний. В результате отравления жидкости погибает множество живых существ, нарушается нормальное протекание природных процессов. Загрязнители, в конечном счёте, попадают в организм человека.

Источниками этих загрязнителей являются фермерские хозяйства, нефтяные платформы, электростанции, предприятия химической промышленности, канализационные стоки.

Помимо химического загрязнения воды существует физическое. Больше всего воды применяется в производстве электроэнергии. Тепловые станции используют её для охлаждения турбин, а отработанная нагретая жидкость сливается в водоёмы.

Механическое ухудшение качества воды бытовыми отходами приводит к сокращению мест обитания живых существ. Некоторые виды гибнут.

Борьба с загрязнением

Во избежание экологической катастрофы борьба с загрязнением должна быть первостепенной задачей. Проблема должна решатся на международном уровне, потому что у природы нет государственных границ. Для предупреждения загрязнения необходимо вводить санкциипредприятиям, выбрасывающим отходы в окружающую среду, налагать крупные штрафы за размещение мусора в неположенном месте. Стимуляция к соблюдению норм экологической безопасности также может быть осуществлена финансовыми методами. Такой подход доказал свою эффективность в некоторых странах.

Перспективным направлением по борьбе с загрязнением является применение альтернативных источников энергии. Использование солнечных батарей, водородного топлива и других сберегающих технологий позволит уменьшить выброс токсичных соединений в атмосферу.

К другим методам борьбы с загрязнением можно отнести:

  • строительство очистных сооружений;
  • создание национальных парков и заповедников;
  • увеличение количества зелёных насаждений;
  • привлечение внимания общественности к проблеме.

Загрязнение окружающей среды представляет собой масштабную мировую проблему, решить которую возможно лишь при активном участии каждого, иначе экологическая катастрофа будет неминуема.

Заключение

Каждый должен понимать, что сохранение и умножение богатств данных нам природойвозможно, если каждый человек в своей практической деятельности будет исходить из общей задачи сохранения биосферы.

Экологическое сознание означает понимание того, что биосфера, производство и общество – это единое целое, что биосфера – это та система, которую легко нарушить и труднее и дороже восстановить. Экологическое сознание означает чувство ответственности за природу перед обществом и перед самой природой, так как человек – только один из ее элементов.

Читайте также:  Английские времена глаголов настоящие будущие прошедшее таблица

В наше время спасение природы стало одним из категорических условий сохранения жизни на Земле. Мы должны вводить мировые стандарты, активно участвовать в международном экологическом сотрудничестве. Законодательно закрепить порядок строжайшей научной экспертизы и учета общественного мнения при решении вопросов, связанных с размещением новых производств.

да загрязнение

Литература

1. Гринин Н. С., Новиков В. Н. / Экологическая безопасность. Учебное пособие. – М.: » Фаир-пресс», 2000.

2. Кривошеин Д. А., Муравей Л. А., Роева Н. Н. / Экология и безопасность жизнедеятельности. М.: «ЮНИТИ – ДАНА», 2000.

3. Карпенков С. Х. / Концепции современного естествознания. Учебник для Вузов. – М.: Культура и спорт, » ЮНИТИ», 1997.

4. Концепции современного естествознания: Серия» Учебники и учебные пособия». – Ростов н/Д: «Феникс», 1997.

5. Концепции современного естествознания: Учебник для Вузов / Лавриненко В. Н. и др. _ М.: Культура и спорт, «ЮНИТИ», 1997.

Источник

Как обеспечить экологическую безопасность россии таблица тезисы

1. Снижение загрязнения окружающей среды и ресурсосбережение

Все мероприятия в 2003–2005 гг. ограничиваются разработкой проектов, концепций, законов или нормативных актов. Следовательно, в ближайшие несколько лет проведение конкретных мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ даже не планируется.

2. Обеспечение безопасности при осуществлении потенциально опасных видов деятельности и при чрезвычайных ситуациях

К потенциально опасным видам деятельности отнесены только объекты Вооруженных Сил РФ и Министерства атомной энергии РФ, тогда как общеизвестно, что химическое загрязнение окружающей среды обусловливает опасность преждевременной смерти по крайней мере в 10 раз большую, чем радиация. Кроме того, в плане отсутствуют предложения по предотвращению чрезвычайных ситуаций.
Нам представляется, что использование величины экологического риска в качестве интегрального критерия качества окружающей среды позволит делать научно обоснованные прогнозы о необходимости проведения превентивных природоохранных мероприятий.
Первые исследования в этом направлении были выполнены в 2002 г. в рамках Федеральной целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

3. Развитие системы государственного управления охраной окружающей среды и природопользованием

В пункте 3.2 плана предусмотрена разработка национальной программы действий по совершенствованию и развитию водохозяйственного комплекса России на перспективу «Вода России XXI век».

В рамках Договора о сотрудничестве между администрациями Московской и Калужской областей и НПР России уже реализуется проект «Протва». Этот проект направлен как на оздоровление экологической ситуации в бассейне р. Протвы, так и на апробацию модели движения к траектории устойчивого развития социально-экономических систем при соблюдении бассейнового принципа управления водными ресурсами и отработки организационного, экономического и нормативно-правового механизмов этого движения.

Проект может быть распространен на другие регионы России при осуществлении бассейнового принципа движения к траектории устойчивого развития в программах субъектов РФ. Его включение в этот пункт плана ускорит получение достоверной информации, которая необходима для совершенствования рациональной программы по развитию водохозяйственного комплекса России.

В пункт 3.9. Реализация федеральной целевой программы «Экология и природные ресурсы России (2002–2010 гг.)» в качестве подпрограмм должны быть включены природоохранные мероприятия, которые будут сопровождать крупномасштабные проекты по добыче и транспортировке нефти и газа в России.

Сегодня уже известно, что в ближайшее время начнется реализация следующих проектов:

– строительство нефтегазопровода Западная Сибирь–Мурманск;
– строительство нефтегазопровода Россия–Европа по дну Балтийского моря;
– промышленная эксплуатация нефтегазовых месторождений на шельфе Каспийского, Охотского, Баренцева и Карского морей.

Масштабы воздействия этих проектов на окружающую среду могут представлять угрозу сохранению устойчивости биосферы на глобальном уровне, поэтому пренебрежение экологическими проблемами вызовет негативную реакцию во всем мировом сообществе.

4. Нормативное правовое обеспечение и правоприменение

Необходимо привести национальную методологию оценки размеров экологического ущерба в соответствие с международной практикой. Существующая система получения государством «условных» платежей за загрязнение окружающей среды не стимулирует предприятия к осуществлению природоохранных мероприятий.
Кроме того, в этом разделе плана отсутствуют предложения по разработке нормативных актов, необходимых для реализации отдельных положений Экологической доктрины России (такие позитивно-правовые акты на региональном и муниципальном уровнях разрабатываются в рамках проекта «Протва») на тех уровнях, где и будет решаться вопрос выполнения или невыполнения поставленных задач.

5. Экономические и финансовые механизмы

В пунктах 5.2 и 5.3 речь опять идет о разработке концепции и нормативных документов, тогда как уже много лет существуют системы платежей. Другое дело, что они требуют пересмотра.
В пункте 5.4, на наш взгляд, необходимо добиваться принятия закона об обязательном экологическом страховании всех потенциально опасных объектов, а не только гидротехнических сооружений.

Выводы

1. Государство в России не выполняет обязательств по обеспечению своим гражданам уровня экологической безопасности, соответствующего международным стандартам.

2. При построении новой экологической политики необходимо понизить допустимый уровень экологического риска в России на 3–4 порядка.

Тезисы из статей по теме: Как обеспечить экологическую безопасность России

Источник

Экологическая безопасность России

Под экологической безопасностью понимается защищенность населения и экосистем от негативных последствий природных и техногенных катастроф, а также антропогенного воздействия на качество окружающей среды.

Очевидно, что для сохранения или достижения допустимого уровня экологической безопасности должен осуществляться комплекс превентивных и реабилитационных природоохранных мероприятий. При этом мероприятие считается эффективным, если затраты на его реализацию ниже, чем на ликвидацию возможного экологического ущерба. Цель будет достигнута в случае сохранения качества окружающей среды или восстановления его до безопасного уровня.

В качестве интегрального критерия качества окружающей среды используется величина экологического риска, под которой понимается вероятность гибели биологической системы (организма, популяции и населения) под влиянием отдельного или совокупного антропогенного воздействия за определенный период времени [1].

В масштабах страны для оценки качества окружающей среды используют стратегические экологические риски. Их величины рассчитывают при прогнозировании последствий чрезвычайных ситуаций общенационального масштаба [2]. К последним (согласно постановлению Правительства РФ №1094 от 13.06.1996) относятся ситуации со следующими параметрами:

1) площадь зоны чрезвычайной ситуации превышает размеры двух субъектов РФ;

2) материальный ущерб составляет более 5 млн минимальных размеров оплаты труда;

3) число пострадавших превышает 500 человек либо нарушены условия проживания более 1 тыс. человек.

В данной статье предпринята попытка проанализировать влияние ряда антропогенных факторов на экологическую безопасность России или, другими словами, на величину стратегических экологических рисков.

Химическое загрязнение атмосферы и гидросферы

В табл. 1 приведены официальные статистические данные о химическом загрязнении окружающей среды. По этим данным за последние 5 лет XX в. на 5–10% уменьшились выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, водозабор из природных источников и сброс загрязненных сточных вод.

Читайте также:  Как изнашивается наш организм таблица
Таблица 1. Антропогенное воздействие на качество окружающей среды в России в конце XX века (по данным Госкомстата РФ)

Однако данные, приведенные в таблице, не полны. Если учесть, что промышленный потенциал за рассматриваемый период снизился в 2–3 раза, уменьшение негативных влияний на окружающую среду должно было бы быть гораздо более значительным.

Кроме того, согласно статистическим данным количество автомобилей на территории России за последние 5 лет XX в. увеличилось в 2,5 раза. Это стало причиной перераспределения ответственности за загрязнение атмосферы между стационарными источниками и автомобильным транспортом. Установлено, что последний является причиной около 80% поступлений токсичных веществ в атмосферу [3]. Таким образом, антропогенное воздействие на качество воздуха, обусловленное совокупной эмиссией загрязняющих веществ из стационарных и передвижных источников, будет значительно превышать официальные данные.

Уменьшение годового сброса сточных вод в 2000 г. по сравнению с 1995 г. составляет 2,2 млрд м 3 , а уменьшение забора воды из природных водоисточников – 7 млрд м 3 . Их отношение составляет около 3,5, что свидетельствует об относительном увеличении сбрасываемых стоков без очистки. Очевидно, что сокращение сброса сточных вод связано, прежде всего, с синхронным падением забора воды.

Этот вывод подтверждается и данными табл. 2. С 1985 по 1998 г. общий объем сточных вод сократился в 1,3 раза, тогда как относительный вклад неочищенных сточных вод возрос в 2,5 раза. Следовательно, поток загрязняющих веществ в гидросферу должен был возрасти по крайней мере в 2 раза.

Таблица 2. Тенденции изменения общих объемов сточных вод, сбрасываемых в поверхностные водоемы России, за период времени с 1985 по 1998 г. [4]

Масштабы реабилитационных природоохранных мероприятий со временем либо остаются на примерно постоянном уровне (обработка отходов, сбор токсичных веществ из атмосферных выбросов), либо имеют тенденцию к уменьшению (рекультивация земель и лесовосстановление) (см. табл. 1).

И, наконец, рост количества токсичных отходов в 1,6 раза свидетельствует об использовании устаревших технологий в промышленности для обеспечения экономического роста.

Из приведенных материалов следует, что негативное влияние промышленности на качество окружающей среды усугубляется снижением усилий по ее реабилитации. Можно констатировать, что масштабы негативных последствий антропогенных воздействий со временем возрастают из-за отсутствия эффективной природоохранной политики в России.

Причины возникновения современной ситуации, по нашему мнению, следующие:

1) игнорирование представителями всех ветвей власти концепции устойчивого развития, основным постулатом которой является равенство природного и экономического фактора в функции роста благосостояния населения;

2) отсутствие эффективной системы контроля качества окружающей среды, позволяющей правильно планировать превентивные природоохранные мероприятия.

Для решения первой задачи требуются только усилия общественных экологических организаций, тогда как во втором случае необходимо применение новой научной концепции, основанной на методологии междисциплинарных исследований, а именно нормирования химического загрязнения окружающей среды с помощью величины экологического риска.

Новый подход развивается в последние годы в рамках теории экологического скрининга, или анализа величины экологического риска [1, 2, 5, 6]. При этом используется несколько разноречивых определений величины экологического риска.

Согласно развиваемым нами представлениям, величина экологического риска соответствует вероятности гибели биологической системы (организма, популяции, населения) за определенный период времени (например, 1 год).

Ниже будут приведены примеры использования величин экологического риска для населения, обусловленные химическим загрязнением приземного воздуха и питьевой воды.

Химическое загрязнение окружающей среды оказывает негативное воздействие на здоровье людей, если величина экологического риска превышает допустимый уровень. Последний принимается равным обратной величине продолжительности жизни биологической системы в естественных условиях, умноженной на коэффициент безопасности (или запаса). Так, при среднем биологическом возрасте человека 100 лет риск его гибели составит 10–2 чел./чел.·год. Как видно из табл. 3, эта величина согласуется с рисками гибели человека от болезней (Европа, Россия) и от несчастных случаев (США, Европа).

В то же время, при примерно одинаковом природном фоновом уровне во всех странах (5,0х10–5–1,0х10–6), в России предельно допустимый уровень экологического риска на 2–4 порядка выше, чем в «цивилизованных странах». Очевидно, такое расхождение отображает тот факт, что величина экологического риска, обусловленная антропогенным воздействием, в Европе в 5–100 раз ниже, чем в России.

Прежде всего это свидетельствует о высокой безопасности европейских технологий, которая достигается за счет дополнительных капиталовложений. Это означает, что параметры технологических систем приводятся в соответствие с требованиями по соблюдению стандартов экологической безопасности.

Противоположный подход при реализации технической политики осуществляется в России, где нормативно-правовая база для обеспечения экологической безопасности населения формируется на основе сложившейся экономической ситуации, с минимальными коэффициентами безопасности. В конечном итоге такой «примиренческий» подход становится одной из главных причин возникновения зон экологических катастроф, где продолжительность жизни населения зависит от интенсивности выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

Как видно из табл. 4, под влиянием нефтедобычи в Западной Сибири будут обязательно возникать экологически обусловленные болезни, что станет причиной падения средней продолжительности жизни людей до примерно 42 лет.

Таблица 3. Осредненные величины экологического риска для населения различных регионов мира (чел./чел.·год) [2]
Таблица 4. Экологический риск для населения, обусловленный химическим загрязнением воздуха и питьевой воды в отдельных регионах России [6–8]

1,3х10 –3 –1,3х10 –2

нефть, тяжелые металлы

Величина индивидуального экологического риска, обусловленного фоновым содержанием газов и углеводородов в приземном воздухе Северного Каспия, в настоящее время превышает допустимый уровень. В связи с тем, что в ближайшие годы в этом регионе ожидается увеличение добычи нефти и газа по крайней мере в 10 раз, возможно формирование такой же экологически опасной ситуации, как в Западной Сибири.

Замечания по поводу Плана действий по реализации
Экологической доктрины Российской Федерации на 2003–2005 гг.

1. Снижение загрязнения окружающей среды и ресурсосбережение

Все мероприятия в 2003–2005 гг. ограничиваются разработкой проектов, концепций, законов или нормативных актов. Следовательно, в ближайшие несколько лет проведение конкретных мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ даже не планируется.

2. Обеспечение безопасности при осуществлении потенциально опасных видов деятельности и при чрезвычайных ситуациях

К потенциально опасным видам деятельности отнесены только объекты Вооруженных Сил РФ и Министерства атомной энергии РФ, тогда как общеизвестно, что химическое загрязнение окружающей среды обусловливает опасность преждевременной смерти по крайней мере в 10 раз большую, чем радиация. Кроме того, в плане отсутствуют предложения по предотвращению чрезвычайных ситуаций.
Нам представляется, что использование величины экологического риска в качестве интегрального критерия качества окружающей среды позволит делать научно обоснованные прогнозы о необходимости проведения превентивных природоохранных мероприятий.
Первые исследования в этом направлении были выполнены в 2002 г. в рамках Федеральной целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Читайте также:  Школа палестра гимнасий таблица

3. Развитие системы государственного управления охраной окружающей среды и природопользованием

В пункте 3.2 плана предусмотрена разработка национальной программы действий по совершенствованию и развитию водохозяйственного комплекса России на перспективу «Вода России XXI век».
В рамках Договора о сотрудничестве между администрациями Московской и Калужской областей и НПР России уже реализуется проект «Протва». Этот проект направлен как на оздоровление экологической ситуации в бассейне р. Протвы, так и на апробацию модели движения к траектории устойчивого развития социально-экономических систем при соблюдении бассейнового принципа управления водными ресурсами и отработки организационного, экономического и нормативно-правового механизмов этого движения.
Проект может быть распространен на другие регионы России при осуществлении бассейнового принципа движения к траектории устойчивого развития в программах субъектов РФ. Его включение в этот пункт плана ускорит получение достоверной информации, которая необходима для совершенствования рациональной программы по развитию водохозяйственного комплекса России.
В пункт 3.9. Реализация федеральной целевой программы «Экология и природные ресурсы России (2002–2010 гг.)» в качестве подпрограмм должны быть включены природоохранные мероприятия, которые будут сопровождать крупномасштабные проекты по добыче и транспортировке нефти и газа в России.
Сегодня уже известно, что в ближайшее время начнется реализация следующих проектов:

– строительство нефтегазопровода Западная Сибирь–Мурманск;
– строительство нефтегазопровода Россия–Европа по дну Балтийского моря;
– промышленная эксплуатация нефтегазовых месторождений на шельфе Каспийского, Охотского, Баренцева и Карского морей.

Масштабы воздействия этих проектов на окружающую среду могут представлять угрозу сохранению устойчивости биосферы на глобальном уровне, поэтому пренебрежение экологическими проблемами вызовет негативную реакцию во всем мировом сообществе.

4. Нормативное правовое обеспечение и правоприменение

Необходимо привести национальную методологию оценки размеров экологического ущерба в соответствие с международной практикой. Существующая система получения государством «условных» платежей за загрязнение окружающей среды не стимулирует предприятия к осуществлению природоохранных мероприятий.
Кроме того, в этом разделе плана отсутствуют предложения по разработке нормативных актов, необходимых для реализации отдельных положений Экологической доктрины России (такие позитивно-правовые акты на региональном и муниципальном уровнях разрабатываются в рамках проекта «Протва») на тех уровнях, где и будет решаться вопрос выполнения или невыполнения поставленных задач.

5. Экономические и финансовые механизмы

В пунктах 5.2 и 5.3 речь опять идет о разработке концепции и нормативных документов, тогда как уже много лет существуют системы платежей. Другое дело, что они требуют пересмотра.
В пункте 5.4, на наш взгляд, необходимо добиваться принятия закона об обязательном экологическом страховании всех потенциально опасных объектов, а не только гидротехнических сооружений.

Выводы

1. Государство в России не выполняет обязательств по обеспечению своим гражданам уровня экологической безопасности, соответствующего международным стандартам.

2. При построении новой экологической политики необходимо понизить допустимый уровень экологического риска в России на 3–4 порядка.

Литература

1. Аникиев В.В., Захарова П.В. Интегральный критерий экологической безопасности // Геоинформатика. 2002. № 1. С. 8–16.

2. Аникиев В.В., Захарова П.В., Николаев В.В. и др. Оценка стратегического риска в экологической сфере. // Управление риском. 2002. Спецвыпуск. С. 83–88.

3. Бережной А.В.. Остроумов А.А. Влияние транспортных средств на загрязнение воздушного бассейна Беларуси // Инженерная экология. 2001. № 1. С. 43–49.

4. Гидрохимические показатели состояния окружающей среды: Справочные материалы. – М.: Изд-во Социально-экологического союза, 2000.

5. Флейшман Б.С. Критерии экологической безопасности в условиях неопределенности (экоскрининговый подход) // Сб. ВИНИТИ. 1995. № 3401–В95. С. 3–32.

6. Аникиев В.В., Захарова П.В. Оценка экологического риска для населения и водных экосистем нефтегазодобывающих регионов //Геоинформатика. 2003.

7. Аникиев В.В., Захарова П.В., Бабаев П.В. и др. Очистные сооружения малых городов как основа комплексного подхода к охране окружающей среды // Инженерная защита окружающей среды / Под ред. Ю.А. Бирман, Н.Г. Вурдова. – М.: Изд-во Ассоциации строительных вузов, 2002. С. 6–60.

8. Аникиев В.В., Ищенко И.Г., Кузьмина Н.П. Анализ и управление качеством воды в нефтегазодобывающем регионе (бассейн средней Оби) //Экологическая адаптация общества на постсоветском пространстве /Под ред. В.В. Аникиева. – М.: Интербизнес-бук, 2000. С. 172–181.

Источник

Обеспечение экологической безопасности России

Обеспечение экологической безопасности заключается в охране жизни здоровья и условий жизнедеятельности человека, в защите общества и окружающей среды от угроз, возникающих в результате воздействия на окружающую природную среду. Следствием этого является признание необходимости уменьшения масштабов антропогенного воздействия, которое может быть достигнуто комплексом мер, включающим экологическую оценку территории, ведение экологического мониторинга и принятие управленческих решений. Конкретно это должно проявиться в определении видов и структуры антропогенной нагрузки, ведении кадастров природных ресурсов, загрязненных объектов и объектов воздействия на окружающую среду, затем нормирование и контроль воздействий на окружающую среду, а также формирование экологической политики, направленной на предупреждение негативных последствий проявления антропогенных факторов.

Отсюда следует, что при реализации государственной стратегии перехода РФ к устойчивому развитию экологическая безопасность должна обеспечиваться в приоритетном порядке единством и согласованностью действий органов государственной власти, субъектов РФ и органов местного самоуправления.

К действиям, обеспечивающим эффективность государственного регулирования в области экологической безопасности относятся:

— обязательность экологической проверки и экспертизы всех проектов хозяйственной и иной деятельности;

— предупреждение и устранение чрезвычайных экологических ситуаций, приоритет осуществления профилактических мер по обеспечению экологической безопасности;

— обязательность полной компенсации нанесенного ущерба, реализация принципа «загрязнитель платит»;

— развитие международного сотрудничества в целях сохранения, защиты и восстановления глобальной целостности и оздоровления нарушенных экосистем и экологически неблагополучных регионов;

— законодательное, нормативно-правовое, организационное и научное обеспечение деятельности, направленной на усиление экологической безопасности;

— обеспечение свободного доступа к полной и достоверной экологической информации;

— переориентация системы воспитания, образования, мировоззрения, культуры, искусства, науки и техники на цели обеспечения экологической безопасности.

Эти и другие направления действий в сфере обеспечения экологической безопасности содержаться в «Концепции перехода РФ к устойчивому развитию», в Указе президента РФ «Об утверждении концепциинациональной безопасности», «Экологической доктрине РФ», «Основных положениях региональной политики в РФ», которые подлежат коррекции по мере реализации статегии перехода РФ к устойчивому развитию.

Источник

Adblock
detector