Меню

История развития государственного бюджета таблица



1.2. история развития бюджета и бюджетной системы россии

1.2. история развития бюджета и бюджетной системы россии

Исторически восточные племена славян, как и другие народы, вели набеги друг на друга. В начале набеги преследовали цель защиты мест обитания и охоты. С усилением племен борьба велась за захват территорий соседних племен, за покорение, обложение данью и образование племенных союзов, Первоначальные государственные образования восточных славян в виде союзов племен или княжеств образовались в IV-VII вв., т. е. задолго до образования первого устойчивого государства под названием «Киевская Русь».

С образованием княжеств одним из источников княжеской казны становится военная добыча, выкуп или дань, собираемые с покоренных народов. Вначале они носили натуральную форму и собирались в виде продовольствия, птицы, скота, мехов, меда, воска и других предметов. К XX в. дань приобрела форму контрибуции.

На территории восточных славян первое устойчивое государственное образование из состава русских племен исторически сложилось к 882 г. вокруг древнейшего города Киева.

Государство было раннефеодальной монархией. Во главе его стоял великий князь, а во главе земель, входящих в Киевскую Русь, стояли князья, которые платили в казну великого князя дань и другие подати. Великий князь при себе имел совет (думу) из числа знатных князей, уважаемых дружинников (воевод) и аппарат управления, который ведал сбором дани и податей, взысканием штрафов в казну князя. Великий князь и князья при себе имели значительные по численности дружины, которые совместно с народным ополчением защищали границы княжеств и ходили в походы на другие княжества. Содержание великого князя, его дружины, аппарата управления, а равно и других князей-феодалов осуществлялось частично за счет средств, собираемых с покоренных народов в виде дани и иных платежей. Казна великого князя и князей-феодалов являла собой прообраз складывающейся бюджетной системы государства. Следует отметить, что складывающаяся бюджетная система имела одностороннюю направленность. Казна великого князя формировалась за счет двух источников:

доходов, поступающих из казны князей-феодалов;

доходов, поступающих от подданных своего княжества. Казна же князя-феодала формировалась за счет одного

источника дохода, поступающего от подданных княжества. Великий князь и князья средства казны расходовали по своему усмотрению на собственные нужды княжества.

Начиная с середины XII в. наблюдается значительное ослабление власти великого князя Киевского, начинается процесс образования системы суверенизации княжеств, который продолжился до XV в. вплоть до образования централизованного Московского княжества. Феодальная раздробленность наложила свой отпечаток на систему формирования княжеской казны. Все средства, собираемые с подданных княжества, оставались в распоряжении князя-феодала. Князь лично устанавливал и закреплял размеры податей и повинностей, размеры платы за торговое дело, за аренду части усадьбы (земли), пошлины и штрафы.

Начиная с XIII в. на Руси начала складываться система посошного обложения. Единицей обложения являлись соха, дым, двор, тягло. Все собранные средства с подданных поступали в княжескую казну и расходовались на содержание войска, строительство городов-крепостей, храмов, на содержание аппарата управления и семьи князя-феодала.

С образованием Московского княжества как централизованного государственного образования вновь начала складываться двухзвенная финансово-бюджетная система, состоящая из великой княжеской казны (бюджета государства) и местных бюджетов, которые формировались за счет княжеских налогов и местных сборов. Доходы Московского князя (казны) составляли посошная подать, таможенные, соляные, кабацкие и другие сборы. С местного населения собирались денежные и натуральные сборы: конское пятно (за клеймение), тамга (за продажу товара), весчее (за взвешивание), гостинное (за пользование торговым помещением), померное (за измерение) и др. За счет местной казны содержались царские наместники, волостители (уездные) и другие служащие, на которых возлагалось решение местных хозяйственных задач.

С укреплением Московского княжества, расширением его границ, введением земского управления, формированием стрелецких отрядов и другими преобразованиями в XVII в. были введены военные откупы, стрелецкая подать, оброки с лавок, кузниц, мастерских, мельниц, а с народов Поволжья, Урала и Сибири стал собираться ясак (мехами). В 1679 г. стрелецкая подать была заменена подворным налогом, который в 1722 г. был заменен на подушную подать. Подушная подать представляла собой денежную плату, взимаемую со всех лиц мужского пола независимо от возраста. Подушная подать была одним из основных источников пополнения казны, и на ее долю приходилось около 34\% всех доходов казны. Кроме того, крестьянство несло мирские повинности, которые носили натуральную и денежную формы.

В результате реформ Петра I Россия была разделена на девять губерний, губернии на 50 провинций, которые разделялись на дистрикаты (уезды). В начале XIX в. в России произошли изменения в аппарате управления. Были созданы ряд министерств, в губерниях — казенные палаты, в уездах — казначейства. Казенные палаты распределяли на население налоги, вели учет их поступлений и расходов, принимали и хранили средства, поступающие в казну, выдавали средства на финансирование мероприятий.

В ходе реформ 1861 г. в России были созданы органы местного самоуправления — земства. В налоговой системе мирские повинности были переоформлены в земские повинности и земские сборы, подушная подать с мещан заменена налогом на недвижимое имущество, подушная подать с крестьян заменена на поземельный налог, для кочевых народов введена кибиточная подать, вместо винных откупов введен акциз на производство спиртных напитков и введен промысловый налог (сбор за выдачу и оформление документов на право заниматься торговлей и промыслами).

В 1862 г. в России были разработаны правила государственной отчетности по составлению, утверждению и исполнению государственных финансовых средств, получивших название бюджетной реформы. Первая роспись государственных доходов и расходов в России была составлена в 1863 г. Аналогичные росписи стали составляться в губерниях, уездах, земствах. Земства ведали местными хозяйственными делами, дорогами, школами, больницами, социальной сферой. Для решения этих задач в земствах формировались земские бюджеты за счет земских повинностей и сборов. Земские повинности взимались со всех граждан земства и устанавливались либо государством, либо губернскими и уездными земствами. Земские сборы взимались с земель, недвижимого имущества, с промысловых патентов и устанавливались губернскими и уездными земствами. Кроме того, источником земских доходов бюджета были пособия из государственного бюджета, размер которых составлял до 25\% общей суммы земского бюджета.

В волостях формировались волостные бюджеты за счет мирских доходов, волостных и сельских сборов, доходов от сдачи в аренду мирских земель.

Городские бюджеты формировались за счет доходов, собираемых в виде налогов с городских предприятий (бань, боен, водопроводов), сдачи в аренду земельных участков, сборов с недвижимого имущества горожан, сборов с владельцев лошадей и т. д.

Местные бюджеты не входили в состав государственного бюджета России и, следовательно, в России до революции действовала двухзвенная бюджетная система государства.

После Февральской революции 1917 г. бюджетная система пришла в расстройство. При Временном правительстве доходы и расходы производились на основании отдельных кредитов (иностранных займов).

Читайте также:  Мой офис таблица линукс

С победой Октябрьской революции 1917 г. для финансирования неотложных нужд Советское правительство прибегало к контрибуциям с имущих слоев населения, а также с купцов и спекулянтов. В январе 1918 г. правительство составило первый советский бюджет на период с января по июль 1918 г., который был утвержден Советом Народных Комиссаров, что послужило началом системы полугодовых бюджетов.

Конституция 1918 г. установила федеральное устройство РСФСР и заложила основы бюджетного устройства государства. В основу бюджетной системы были положены принципы централизации всех финансовых средств и единства государственного бюджета по доходам и расходам. Конституция РСФСР предусматривала разделение государственного и территориальных бюджетов (бюджетов автономных республик и областей). Государственные бюджеты Украинской и Белорусской социалистических республик существовали отдельно. Территориальные бюджеты формировались за счет:

• поступлений от налогов, устанавливаемых губернскими, уездными, городскими и волостными Советами;

надбавок в размере до 40\% к государственному подоходному налогу;

доходов от местных предприятий и имущества;

ссуд и пособий из государственного бюджета.

Однако в условиях военного времени и проведения политики «военного коммунизма» бюджеты не имели реального значения. Реальными были лишь ежемесячные планы распределения денежной эмиссии.

К концу 1920 г. денежные бюджеты стали отмирать. В июле 1920 г. ВЦИК принял постановление о слиянии государственного и территориального бюджетов. С окончанием Гражданской войны и переходом к НЭПу в 1921 г. ВЦИК восстановил бюджеты в своих правах. По мере стабилизации денежных знаков и укрепления финансовой системы правительство перешло к месячным бюджетным планам, в 1923-1924 гг. — к твердым квартальным планам, а в 1924-1925 гг. — и к твердому годовому планированию и отчету.

С образованием в 1922 г. СССР и принятием в 1924 г. Конституции СССР были внесены изменения в бюджетную систему с образованием государственного бюджета СССР. В его состав вошли государственные бюджеты союзных республик. Законодательно был закреплен принцип подведомственности при формировании государственного и территориальных бюджетов, согласно которому все предприятия и организации распределялись между различными уровнями бюджетной системы и вносили отчисления в соответствующий бюджет. В частности, предприятия союзного подчинения вносили платежи в союзный бюджет, предприятия республиканского, областного и городского подчинения — в соответствующие бюджеты. В свою очередь, из этих же бюджетов финансировались предприятия, учреждения и организации союзного, республиканского и местного подчинения соответственно.

Доходы союзного бюджета формировались за счет отчислений предприятий союзного подчинения, общегосударственных налогов и доходов от внешнеэкономической деятельности. Аналогично формировались бюджеты нижестоящих уровней. Однако следует отметить, что местные бюджеты (бюджеты автономных республик, краевые, областные, городские, районные и сельские бюджеты) не включались в состав бюджетов союзных республик и государственный бюджет СССР.

В ходе налоговой реформы 1930—1932 гг. было внесено изменение в формирование доходов территориальных бюджетов. В частности, в территориальные бюджеты передавалась часть государственных доходов с налога с оборота и с поступлений от реализации государственных займов. В последующем этот принцип распространился на другие общегосударственные источники и продолжает действовать в бюджетной системе РФ как механизм бюджетного регулирования с целью пополнения средствами территориальных бюджетов.

Принятие в 1936 г. Конституции СССР усилило централизацию управления народным хозяйством и окончательно сформировало бюджетную систему СССР. В соответствии с Постановлением СНК СССР от 1938 г. в состав государственного бюджета СССР были включены местные бюджеты и бюджет государственного социального страхования. Бюджетная система СССР состояла из Союзного бюджета (государственного бюджета), государственных бюджетов 15 союзных республик и бюджета государственного социального страхования. В Союзном бюджете сосредотачивалось 50

55\% общего объема ресурсов государственного бюджета, в бюджетах союзных республик сосредотачивалось 45-50\%, из которых 35\% находилось в распоряжении республиканских бюджетов и 15\% в местных бюджетах, что позволяло всем уровням власти решать свои задачи в сфере социально-экономического развития территорий и выполнять возложенные на них функции. Для сравнения, в федеральном бюджете РФ в разные годы сосредотачивалось от 50 до 70\% общего объема ресурсов бюджета.

Государственный бюджет СССР и территориальные бюджеты в неизменном виде (рис. 1.1) оставались вплоть до распада СССР в 1991 г.

Источник

История бюджета России

Бюджет России начал свою историю в тот самый день, когда дань, собранная князем с подвластных земель, впервые пополнила его казну. В то время она выражалась не в валюте, а в товарах народного хозяйства (скот, меха, мед, продовольствие). Княжеская казна пополнялась также за счет пошлин и штрафов, которые, в свою очередь, включали в себя судебные пени (виры), дорожные пошлины (мыт) и даже пошлины с брака. Как водилось с древних времен, чем сильнее укреплялся авторитет князя, тем упорядоченнее становился процесс сбора дани – организовывались места ее сбора, назначались ответственные за этот процесс. Плавно и логично дань превратилась в подать. Начиная с тринадцатого века, произошло зарождение первого вида налогообложения – посошное обложение, единицей измерения которого были соха, двор, тягло. Не прошло и двух веков, а в новообразованном Русском централизованном государстве казну Московского князя стала пополнять посошная подать и таможенный, соляной, кабацкий сборы.

Тогда же, в пятнадцатом веке, в России зародилась двухзвенная бюджетная система. Она состояла из бюджета государства (великокняжеская казна) и местных бюджетов, сформированных за счет сборов и налогов. Что касается последних, местные налоги прочно укрепились в Русском государстве в том же пятнадцатом веке, а поступившие от них средства направлялись на содержание царских наместников, с помощью них решались хозяйственные задачи.
В середине 16 века Иваном IV была проведена земская реформа, упразднявшая власть наместников. Вместо царских ставленников назначили земских старост, руководивших земскими избами. Под их ответственность попадал и сбор налогов. В казну стал поступать «посошный откуп» — он заменил наместничьи сборы и направлялся на финансирование мероприятий.

В семнадцатом веке так называемая стрелецкая подать направлялась на содержание стрельцов. В это время в ответственность населения входила не только уплата налогов, но и строительство дорог, поставка подвод. Плательщики выплачивали оброк с лавок и кузниц, владельцы мастерских и мельниц также делились своей прибылью. Жители Поволжья и Сибири, занимающиеся продажей мехов, облагались ясаком – натуральной податью.
Первый российский бюджет, состоящий из двух статей – доходов и расходов – составили в 1645 г. Данная система была действительна вплоть до петровских реформ. Через тридцать лет после этого стрелецкая подать и прочие сборы объединились в подворный налог, сумму которого устанавливало правительство. Вскоре подворный налог заменили подушной податью, взимаемой с мужчин (в категорию налогоплательщиков не попадало дворянство, духовенство, чиновничество). На подушную подать приходилось 34% поступлений в бюджет – они были главным источником доходов.

Читайте также:  The future simple passive таблица

В 60-х гг. девятнадцатого века произошло реформирование налоговой системы – подушную подать с мещан заменили налогом с недвижимости, а винные откупы – акцизом на производство алкоголя. Помимо всего прочего, в 1865 г. ввели промысловый налог. Спустя 10 лет подушную подать с землевладельцев, дворян и крестьян упразднили – вместо этого ввели поземельный налог. Более 75% налогов поземельного налога вносили крестьяне. В то же время большую сумму налоговых поступлений составляли косвенные отчисления (акциз и винная монополия, введенная в 1894 г.).

На основании введенного в 1864 г. положения о земских учреждениях в России создали земства (органы местного самоуправления), представляли которые земские и уездные собрания. В свою очередь членами вышеуказанных собраний были гласные – они ежегодно собирались на сессию, где рассматривали вопросы деятельности земств, утверждали доходы и расходы земств и составляли отчет по работе исполнительных органов.

Примечательно, что плательщики несли повинность независимо от зажиточности. Деньги шли на финансирование госучреждений и ведомств, а также больниц и школ, полиции, пожарной охраны. Размер повинностей устанавливало государство или земства. Весомым источником дохода того времени были пособия госбюджета – они составляли почти 25% доходов.

В начале 20-го века из-за развала органов управления бюджетная казна почти перестала наполняться налогами. Для того чтобы финансировать нужды, производили контрибуцию с богатых слоев населения (купцы, спекулянты). За год таким образом 57 губерний предоставили бюджету более 816 млн руб.

Тяжелое экономическое положение в стране требовало перехода к централизации в финансовой области. Данное положение оказалось основополагающим при формировании политики Советского государства. На нем строились последующие этапы истории СССР.

Согласно первой конституции, политика РСФСР подчинялась главной цели, которая подразумевала экспроприацию буржуазии и создание условий для равенства граждан. С точки зрения прописанных в ней условий, бюджеты формировали поступления от налогов, надбавки к подоходному налогу, доходы от советского имущества, пособия из госбюджета.

С образованием СССР (1922 г.) в новую конституцию внесли изменения. С тех пор госбюджет страны начал состоять из госбюджетов республик, а в компетенцию союзного бюджета входило обеспечение нужд Союза (хозяйственное, культурное строительство и оборонное значение).

В 1930-х гг. произошла налоговая реформа, заложившая плацдарм налоговой системы. Примечательно, что ее основные аспекты существуют и поныне. 8 десятков лет назад унифицировали 86 платежей и устранили многократность обложения, укрепили контроль над хозяйственной деятельностью. 60 налогов объединили в главные платежи: подоходный налог предприятий, налог с оборота, налог с прибыли госпредприятий.

Источник

2.14 Государственный бюджет. Теория ЕГЭ по обществознанию 2019

  • 25-01-2019, 23:49
  • ЕГЭ по обществознанию / Экономика ЕГЭ
  • pushkin
  • 12 474

2.14 Государственный бюджет.


I. Государственный бюджет. Бюджетная система РФ.

Государственный бюджет — форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Государственный бюджет разрабатывается Правительством и утверждается Государственной думой

Государственный бюджет — документ, расписывающий доходы и расходы конкретного государства, как правило, за год. Государственный бюджет — это основной финансовый план страны, имеющий силу закона. Бюджет является способом перераспределения денежных доходов населения, предприятий и других юридических лиц в интересах финансирования государственных и других общественных расходов. Доходы государственного бюджета: налоги на доходы юридических и физических лиц, поступления от реального сектора (налог на прибыль), поступление косвенных налогов и акцизов, пошлины и неналоговые сборы, региональные и местные налоги. Расходы государственного бюджета: промышленность, социальная политика, сельское хозяйство, государственного управление, международная деятельность, оборона, правоохранительная деятельность, наука, здравоохранение.

Выделяют следующие этапы бюджетного процесса:
– бюджетное прогнозирование (Министерство финансов);
– составление бюджета (Правительство)
– рассмотрение и утверждение проекта бюджета;(Государственная дума)
– исполнение бюджета в течение бюджетного года; (осуществляется Правительством)
– анализ и контроль исполнения бюджета. (Счетная палата)

Бюджет утверждается парламентом страны, а правительство отвечает за его исполнение.

Бюджетная система Российской Федерации — это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Федеральный бюджет составляет и отвечает за его исполнение Правительство РФ, утверждает — Федеральное собрание (Государственная Дума, Совет Федерации).

Бюджеты субъектов РФ составляют и отвечают за исполнение Правительства (администрации) субъектов РФ, утверждают — Государственные собрания, законодательные собрания, областные, краевые думы, парламенты и др.

Местные бюджеты (городские, районные, сельские) составляют и отвечают за исполнение городские, районные, сельские администрации во главе с мэрами, старостами и др. утверждают — выборные собрания, районные, городские советы, думы, земства, муниципальные комитеты и др.

II. Источники бюджета. Доходы и расходы бюджета.
Доходы бюджета — поступающие в бюджет денежные средства, а расходы — выплачиваемые из бюджета денежные средства.

Источники государственного бюджета:

1) Налоги
2) Государственные займы (ценные бумаги, казначейские векселя и др.)
3) Эмиссия (дополнительный выпуск) бумажных и кредитных денег.
4) Займы у международных организаций.

Доходная статья: пени, штрафы,налоги, средства от использования имущества, находящегося в государственной собственности, приватизация государственного имущества, эмиссия, займы.

Основное место в расходах российского правительства занимают национальная оборона, правоохранительная деятельность, обеспечение безопасности и судебная власть, государственное управление, экономическое развитие различных отраслей хозяйства, обслуживание государственного долга, социальное обеспечение.

Главные источники доходов государства — налоговые доходы.

Расходная часть бюджета в странах развитого рынка предполагает выделение средств на социальные нужды (не менее 50% всех расходов), на поддержание обороноспособности страны (примерно 20%), на обслуживание государственного долга, на предоставление дотаций предприятиям и развитие инфраструктуры (дороги, связь, транспорт, внешнее энергоснабжение, озеленение и др.). Структура расходной части бюджета определяется актуальностью поставленных задач и способами их решения в соответствии с концепцией экономической политики.

Сальдо — разница между доходами и расходами государства.
III. Бюджетная политика.

Бюджетная политика — определение соотношения между доходной и расходной частями государственного бюджета.

Бюджет может быть сбалансированным, когда доходы и расходы примерно равны, дефицитным или профицитным.

Профицит государственного бюджета возникает, когда государство намечает осуществить расходы на сумму меньшую, чем может реально получить доходов (т. е. доходы государства превышают его расходы).

Дефицит государственного бюджета — обратная ситуация: государство намечает осуществить расходы на сумму большую, чем может реально получить доходов (т. е. расходы государства превышают его доходы).

Способы покрытия бюджетного дефицита:

  • сокращение бюджетных расходов (в т, ч. урезание социальных программ; может привести к социальным протестам и политической нестабильности);
  • изыскание дополнительных доходов (нередко связано с повышением налогов; опасно, так как ведёт к снижению доходов государства и росту «теневой экономики»);
  • выпуск (эмиссия) необеспеченных денег (рост инфляции и бюджетного дефицита);
  • одалживание денег (государственный долг).
Читайте также:  Таблица групп витаминов овощи фрукты

IV. Государственный долг. Источники покрытия бюджетного дефицита.


Государственный долг
— это долговые обязательства государства и муниципалитетов перед отечественными и иностранными гражданами, фирмами и другими организациями.

Различают внутренний долг (перед гражданами, фирмами и организациями своей страны, иностранцами, купившими ценные бумаги внутренних займов) и внешний долг (перед иностранными государствами и финансовыми организациями, предоставившими кредиты на основе межправительственных соглашений).

Бюджетная политика также направлена на балансирование (достижение количественного равенства) доходов и расходов, так как значительный рост государственных расходов и недобор налогов приводят к дефициту бюджета — одному из негативных экономических показателей. Заметим, что бюджет, имеющий профицит, т. е. превышение доходов над расходами, более редкое явление.

Источники покрытия бюджетного дефицита.

1. Привлечение средств фирм и домашних хозяйств через выпуск государственных ценных бумаг, в которые они вкладывают свои сбережения. В этом случае увеличивается государственный долг, так как лица, купившие облигации и другие долговые обязательства государства, предоставили государству кредит, и через какое-то время оно обязано вернуть эти деньги своим кредиторам. Государственные займы оказывают благотворное влияние на экономику, если финансирование государственных расходов компенсирует сокращение частных инвестиций. Эта политика получила название дефицитного бюджетного финансирования. Оно служит важным средством против спадов частных инвестиций и потребления, а значит, и против сокращения занятости.

2. Использование кредитов Центрального банка, который в обмен на государственные казначейские обязательства выпускает определённую сумму банкнот, вливая тем самым в каналы денежного обращения дополнительную массу денег. В данном случае возникает угроза инфляции, так как создаётся добавочный спрос на товары и услуги. Если инфляция принимает угрожающие размеры, то необходимо срочно сократить бюджетные расходы.

Источник

История возникновения бюджета

1.1 История возникновения бюджета

Бюджет является центральным звеном финансовой системы государства. С его помощью могут осуществляться цели и задачи, обусловленные экономической политикой. При этом значение государственного регулирования трудно переоценить. Существуют основные категории входящие в бюджет любого государства – это налоги, займы, расходы, которые всегда остаются неизменными.

Однако история финансов свидетельствует, что бюджет не был присущ государству на всех стадиях его развития. Долгое время государство вообще не имело бюджета. Во всех европейских государствах, в том числе и России, собирались доходы и проводились расходы, т.е. на юридических нормах существовала система доходов и расходов. Полностью бюджет сформировался тогда, когда государство в свою финансовую деятельность ввело плановое начало – стало составлять систему доходов и расходов на определённый период.

Когда палата общин в Англии 14-15 вв. утверждала субсидию королям, то перед окончанием заседания канцлер казначейства (министр финансов) открыл портфель, в котором хранилась бумага с соответствующем законопроектом. Это действие условно называлось открытием бюджета. С конца 17 в. бюджетом стал называться документ, который содержал, утверждаемый парламентом, план доходов и расходов государства. Этот документ также называли «росписью денежных доходов и расходов государства», «сметой доходов и расходов государства», «государственной росписью».

Глубокие перемены, произошедши в конце 18в.- начале 19в. в политике, социальных отношениях и в сфере экономики, повлекли за собой коренные перемены в государственном порядке. Одним из общих признаков новых условий государственной жизни было быстрое увеличение госбюджетов и долгов. Вначале этот рост казался явлением исключительным. Финансисты начала 19в. Считали, что с наступлением спокойных времён бюджет уменьшится, однако рост бюджетов превзошёл все ожидания. В связи с этим возник вопрос о необходимости планомерной деятельности государства, и средством такой планомерности стал госбюджет. Он представлял собой государственную роспись доходов и расходов в цифровом выражении. Бюджет превратился в необходимое условие развития государственного хозяйства.

В России порядок становления «госросписи», или «сметы доходов и расходов», ведёт начало с 1863 г. До этого времени бюджетного права в России не существовало, т.к. бюджетная практика отрицала все его принципы.

Реформы 60-ых годов 19 в. способствовали развитию бюджетного законодательства.

После Февральской революции при Временном правительстве расходы производились с использованием кредитов. До середины 1918г. Продолжали действовать кредиты, ассигнованные по сметам 1917г. Буквально с первых дней 1918г. Был издан первый нормативный акт советского бюджетного права – Правила составления, рассмотрения и утверждения смет на январь – июль 1918г., утверждённый СНК 11 июля 1918г. Он положил начало формированию системы полугодовых бюджетов. В 1920 – 1921гг. правительство вернулось к годовому бюджету.

Основы бюджетного устройства государства были сформулированы в Конституции РСФСР 1918г., в которой 5 раздел так и назывался «Бюджетное право».

Конституция 1918г. Установила федеративное устройство РСФСР, а именно единый госбюджет, включавший в себя государственные доходы и расходы.

Всероссийский съезд Советов или Всероссийский центр исполнительный Комитет Советов определяют, какие виды доходов и сборов входит в общегосударственный бюджет, и какие поступают в распоряжения местных советов, и равно устанавливают пределы обложения.

Ни один расход из средств государственного казначейства не может быть произведён без установления на него кредита в росписи дохода и расхода или путём издания особого постановления центральной власти.

Местные советы составляют полугодовые и годовые счёты расходов и доходов на местные нужды, сметы городских, губернских и областных органов Советской власти утверждаются Всероссийским Центральным комитетом Советов и Советом Народных Комиссаров.

В 1921г. С переходом к новой экономической политике (НЭП) Декретом ВЦИК о мерах по упорядочению финансового хозяйства от 10 октября 1921г. Бюджет был восстановлен в своих правах. Самым крупным успехом этого курса была финансовая реформа. В её ходе был восстановлен Государственный банк, появились кооперативные банки, кредитные и страховые товарищества, частные банки на концессионной основе. Восстановилась система налогов, пошлин и платежей за пользование транспортом, введена устойчивая валюта – червонец.

В 1925г. Продналог был заменён денежным продналогом. Деньги в России вновь стали товаром. После проведения денежных реформ бюджет приобретал значение твёрдого и реального финансового плана.

С выходом в 1924г. Конституции СССР были внесены изменения в банковскую систему. Р.Ф., столкнувшись с проблемой дефицита государственного бюджета, в 90-ые годы перешла к разработке и утверждению консолидированного бюджета. Он включал федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Р.Ф. Консолидированный бюджет субъекта Федерации состоит из бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории. Такой бюджет не утверждается законодательными органами власти всех уровней. Эти бюджеты являются, прежде всего статистическим сводом бюджетных показателей, которые характеризуют суммированные показатели по доходам и расходам, источникам поступления средств и направления их использования на территории РФ отдельных её субъектов.

Содержание бюджета как экономической категории везде сводится к тому, что «государственный бюджет выражает финансовое отношение, связанное с образованием и использованием централизованного фонда денежных ресурсов страны».

Источник

Adblock
detector