Социальные и философские истоки бунта Раскольникова в романе Ф» М. Достоевского «Преступление и наказание»
Родион Раскольников — это главный герой романа Федора Достоевского «Преступление и наказание». Персонаж называет свое поведение «бунтом». Его преступление не было спонтанным. К деянию героя привело множество социальных и философских факторов.
Социальные причины преступления Раскольникова намного сильнее повлияли на героя, чем философские. Ведь под влиянием условий его жизни и сформировалась его философия.
Родион Раскольников — бывший студент, который не мог продолжить учебу, так как не имел возможности оплачивать обучение. Герой живет очень бедно. Он арендует маленькую комнату, которая похожа чем-то на гроб. Герой не всегда имеет материальную возможность оплачивать каждый месяц хозяйке жилье, поэтому она злится на Раскольникова. Настасья, служанка в доме, жалеет Раскольникова, поэтому часто приносит ему пищу, даже если хозяйка запрещает.
Раскольников не только сам страдает от нищеты. На такую жизнь обречены и его мать, и сестра. Раскольников не имеет постоянного места работы. Он перебивается с заказов, которые берет у своего друга Разумихина. Он, как и многие студенты, пользуется услугами старуха-процентщицы, закладывая различные ценности на определенный срок.
Эта печальная обстановка, в которой находится герой, и побуждает его размышлять о бедности и богатстве, а также вытекающих из этих явлений качеств. Персонаж был поражен несправедливостью этого мира, распределением благ и богатства, ресурсов. Он не понимал, почему должен жить в такой обстановке.
Герой написал статью о людях, которые делятся на обычных и обыкновенных. Согласно этой теории, общество делилось на выдающихся людей и на обыкновенных. Первые люди осуществляли государственные перевороты, вершили правосудие, устраивали революции и реформы, а вторые люди были лишь материалом для первых людей.
Раскольников использовал свою теорию для собственного успокоения. Он считал себя человеком необычайным. Эта мысль успокаивала его, давала ему стимул жить и двигаться дальше. Родион Раскольников решил, что если он человек необычайный, то может сам решить проблемы своей нищеты.
Выбор героя лег на старуху-процентщицу, которая была для него исчадием ада. Он совершил убийство, которое стоило ему многого.
Поступок Родиона Раскольникова был вызван условиями его жизни и философии, которая сформировалась у героя под влиянием социальной обстановки.
Достоевский ф. м. — Социальные и философские истоки бунта родиона раскольникова
Ф. М. Достоевский сказал однажды, что произведения Н. В. Гоголя «давят ум глубочайшими непосильными вопросами, вызывают в русском уме самые беспокойные мысли». Мы можем с полным правом отнести эти слова к произведениям самого Достоевского, которые пронизаны беспокойными и беспокоящими мыслями. «Преступление и наказание» — это роман о России, переживающей эпоху глубоких социальных и нравственных потрясений. Это роман о герое, вместившем в свою грудь все страдания, боли и раны своего времени.
«Герой современности» — Родион Раскольников — молодой человек, наделенный от природы умом, способностью к состраданию, и потому так остро воспринимающий страдания и боль других, болезненно реагирующий на проявления несправедливости и подлости человеческой. Скитаясь по Петербургу, Родион видит страшные сцены отчаяния, унижения, опустошения и озлобленности людей, муки тех, кто действительностью, основанной на власти денег, обречен на нищету, пьянство и, в конечном итоге, гибель. Герой романа готов стать в определенном смысле мстителем за обездоленных и униженных.
Из письма матери Родион узнает о домогательствах Свидригайлова в отношении его сестры и о решении Дуни выйти замуж за Лужина, чтобы только избавить его и мать от нищеты и позора. Раскольникова глубоко возмущает существующий порядок вещей, при котором жизнь покупается ценой преступления, нравственной гибели и который противоречит его мечтам о совершенстве и гармонии мира. А принять жертвы нежно любимых матери и сестры он не в состоянии. Спасение дорогих ему людей становится еще одним мотивом готовящегося преступления.
К тому же, и он сам, как и его родные, задавлен бедностью, но не хочет мириться с этим и намерен преодолеть нищету. В первую очередь, не ради себя самого, а ради своих близких и других обездоленных.
Чуткая и ранимая душа Раскольникова переполняется живой болью за человека, он глубоко уязвлен ужасом и нелепостью окружающей действительности, потому и зреет в его душе бунт, потому и рождается его идея. И потому он мучается, мечется по петербургским улицам, ведет какую-то лихорадочную, «ненормальную» жизнь: «Давным-давно как зародилась в нем вся эта теперешняя тоска, нарастала, накоплялась и в последнее время созрела и концентрировалась, приняв форму ужасного, дикого и фантастического вопроса, который замучил его сердце и ум, неотразимо требуя разрешения». Давно уже зародилась в мозгу его мысль о том, что во имя идеи, во имя справедливости, во имя прогресса может быть разрешено и даже оправдано убийство, «кровь по совести», как называет это герой романа. А посещение ростовщицы, у которой он, почти умирая с голоду, вынужден был заложить колечко — подарок сестры, только обострило эту убежденность. Старуха, наживающаяся на чужом горе, вызвала в его душе непреодолимую ненависть и отвращение. Разговор студента с офицером об этой «глупой, ничтожной, злой… и всем вредной» процентщице, случайно услышанный им в трактире, окончательно утвердил его в мысли, что на общих весах жизнь этой старушонки ничто по сравнению с тысячами других жизней. А ее деньги «обреченные в монастырь» могут спасти многих погибающих, умирающих от голода и порока. «Убить такую вредную старуху — воспротивиться злу и восстановить справедливость!» — решает Раскольников.
Олицетворением социального зла становятся для Родиона Лужин — преуспевающий, жадный и циничный делец, испорченный властью денег, воплощающий в себе пошлость и эгоизм, и
богач Свидригайлов, развратник, преследующий беззащитных жертв (в том числе и сестру Раскольникова).
Толкает Раскольникова на преступление и его желание решить проблему этическую: можно ли, переступив закон, прийти к счастью? Оказывается, нет. После совершения преступления появляются страдания, терзания, муки. Где уж тут думать о всеобщем счастье, если и личного не достичь. Он так и говорит своей сестре: «…если б только я зарезал из того, что голоден был…, то я бы теперь… счастлив был!»
Главным и самым значимым в произведении оказывается теория, разработанная героем. Поскольку мир, который он видит вокруг себя, страшен, уродлив, и принять его, примириться с его законами невозможно и противоестественно, а в возможность излечить болезни своего «смутного» трагического времени он не верит, то единственный способ — стать выше этого «муравейника». «Обыкновенные» люди «живут в послушании» и «обязаны быть послушными». Это ненужность, принимающая любой порядок вещей. «Необыкновенные» люди — разрушители такого порядка — переступают закон. Родион хочет стать выше обычаев и морали окружающего мира, доказать, что «не тварь дрожащая», а «право имеет». Стать выше мира для Родиона Раскольникова — значит стать человеком, обрести истинную свободу, а на такое способны лишь поистине «необыкновенные» люди, единственно достойные именоваться людьми. Все бремя неприятия, бунта «гордого человека», необыкновенной личности, Раскольников возлагает на одного себя, на свою личную энергию и волю. Или послушание и подчинение или бунт — третьего, по его мнению, не дано.
Таким образом, Раскольников хочет переступить не только нравственные и социальные, но и физические законы, сковавшие человеческую природу. Но кроме главной теории герой романа выстроил и вторую, более благородную, смягчающую резкость первой. Он решил, что на похищенные у процентщицы деньги будет помогать другим людям, спасать «сотни молодых жизней» от гибели и разврата. Но его мучает вопрос: способен ли он быть настоящим человеком, имеющим право сломать, способен он лично на бунт-преступление? Сможет ли он переступить через убийство, пусть Даже и ради великой благой цели?
Таковы в общих чертах социальные и философские истоки бунта главного героя романа Ф. М. Достоевского, который, по словам автора, «сознает и судит мир и человека — в этом величие и обаяние его личности». Но преступление, совершенное героем романа, стало тем самым экспериментом, который сразу же показал несостоятельность его теории преступления, показал, что «тою же дорогою идя» Родион Раскольников уже «никогда более не повторил бы убийства».
Источник
Истоки преступления раскольникова таблица
ФЁДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ
(1821 – 1881)
Уроки литературы в 10 классе[1]
Содержание уроков и материалы для контроля уровня литературного развития десятиклассников соответствуют образовательному стандарту по литературе и Базисному учебному плану. Книга для учителя.
УРОКИ 132–133
«Тварь ли я дрожащая или право имею?» [2]
Духовные искания интеллектуального героя
и способы их выявления. Теория Раскольникова.
Истоки его бунта.
В центре урока — духовные искания Родиона Раскольникова и способы их выявления.
Теория Раскольникова — это индивидуалистический бунт героя. Необходимо исследовать истоки его теории, внешние и внутренние причины ее возникновения и этапы формирования, выявить мотив «горя от ума» в идеях Раскольникова.
Первый урок
можно начать со слов В. Шкловского: «Основная тайна лежит в романе не в преступлении, а в мотивах преступления».
Поэтому главным вопросом урока станет не вопрос о самом преступлении, а стремление понять, почему оно совершено, что толкнуло героя на этот путь.
Раскольников совершает преступление. Может быть, он преступник по своей сути?
Попытаемся доказать, что это не так. Для этого нужно изучить поступки Раскольникова до преступления
(он помогает Мармеладовым, отдает последние деньги на похороны; сострадает пьяной девочке, дает деньги, чтобы ее довели до дома; переживает за мать и Дуню).
Следовательно, гуманный, сострадающий человек решается на убийство. Почему?
Для ответа на этот вопрос исследуем причины, побудившие Раскольникова к убийству.
1. Внешние — идеи, витающие в воздухе:
— взгляды революционных демократов, критикующих несправедливость и жестокость окружающего мира, проповедующие идеи насильственного свержения власти;
— идеи бонапартизма (в 1865 г. была переведена на русский язык книга Наполеона III «История Юлия Цезаря» о предназначении великой личности);
— тяжелая, душная атмосфера города, в котором люди задыхаются; тесная комната, похожая на шкаф;
— судьбы обездоленных людей (Мармеладовы, Дуня, девочка на бульваре, женщина-утопленница).
2. Внутренние — идеи, порожденные самим героем:
— состояние Раскольникова (он унижен, задавлен бедностью, страдает за других, в нем есть стремление действовать);
— характер героя (сумрачный, замкнутый, одинокий, болезненно самолюбивый и восприимчивый).
Следует обратить внимание учащихся на:
— говорящую фамилию героя;
— часто повторяющееся по отношению к нему слово «болезненный»;
— нравственные истоки теории Раскольникова, которая порождена состраданием, но странно, «бредово» понятым героем (Наполеон — сострадание), и имеющая противоречия между целью и средствами (защитить одних, убивая других);
— нечеткость, противоречивость теории, отчего герой мечется между собой и теорией.
На втором уроке
может быть организована исследовательская работа с текстом.
Вопросы для итоговой беседы
1. Как расценить рассуждения Раскольникова относительно «твари дрожащей» и «право имеющих»? Убедительны ли его идеи?
2. Как в теории трансформируется идея нового Мессии, Спасителя человечества?
3. Через что переступает Раскольников, совершая преступление?
4. Символом чего является старуха-процентщица? Лизавета?
5. Если преступление — это попытка доказать что-то прежде всего себе, то каков смысл этого преступления?
6. Как сразу же в момент убийства развенчивается «гуманная» сущность теории Раскольникова?
7. Почему все происходит как будто случайно? (Случайно подслушал разговор, случайно узнал, что Лизаветы не будет дома.)
Достоевский писал, что в романе воплощены идеи, которые носятся в воздухе.
В 1890 г. П. Лафарг написал статью «Дарвинизм на французской сцене» по поводу пьесы А. Доде «Борьба за существование». В центре пьесы — впечатления от процесса Лебье-Баррэ. Молодые люди, убив старуху-молочницу (один брал у нее деньги взаймы), объясняли в суде свой поступок теорией борьбы за существование. Достоевский сумел почувствовать эти идеи задолго до того, как они переросли в циничное воплощение.
Итог уроков.
Подробно разбирая теорию Раскольникова, прослеживая, как она формируется, Достоевский показывает, насколько опасна идея, которая может подчинить себе человека. Он начинает развенчивать теорию с самого начала, подчеркивая ее антигуманную сущность. Насилие не способствует утверждению человечности, нельзя спасать одних людей ценой жизни других. Человек не имеет права распоряжаться жизнью другого, вообразив себя Богом.
Источник: Н. В. Беляева, А. Е. Иллюминарская ЛИТЕРАТУРА 10 класс Поурочные разработки Книга для учителя
1. Источник: Литература. 10 класс. Поурочные разработки. Беляева Н. В., Иллюминарская А. Е. — М.: Просвещение.
Методическое пособие содержит разработки уроков литературы в 10 классе (базовый уровень — 102 ч., профильный уровень — 170 ч.) для учителей, работающих по учебнику «Литература 10 класс» под редакцией В. И. Коровина.
Содержание уроков и материалы для контроля уровня литературного развития десятиклассников соответствуют образовательному стандарту по литературе и Базисному учебному плану. (вернуться)
2. Достоевский Ф. М. Преступление и наказание // Ф. М. Достоевский. Собр. соч.: В 10 т. — М., 1958. — Т. 5. — С. 435. (вернуться)
Арифметика. Эрнст Неизвестный.
Иллюстрация к роману «Преступление и наказание»
Источник иллюстрации: Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. М.: Наука, 1970 (серия «Литературные памятники»)
На иллюстрации отражена теория Раскольникова: “За одну жизнь — тысячи жизней, спасённых от гниения и разложения… ведь тут арифметика!”
Так называемый процент (о котором Раскольников впервые упоминает в эпизоде с пьяной девушкой на бульваре) играет в теории героя романа важную роль. Раскольников говорит о том, что в мире от рождения существуют два класса людей «высшие» и «низшие», которым предписано либо совершать великие открытия или преобразования независимо от принесенных жертв (Раскольников утверждает, что цель оправдывает средства), либо служить исключительно для продолжения и воспроизведения рода человеческого.
Образ, созданный Неизвестным, в емкой форме передает эту идею. Кисть руки, у основания которой стоит голова Раскольникова, своими пальцами сдавливает головы одних и оставляет в живых одного, наиболее достойного. Это образ очень точно отображает всю бесчеловечность и неправильность теории Раскольникова (видно, что сам Неизвестный тоже с ней не согласен). Рука, как мы видим, очень сильна (это можно понять по неправильным пропорциям пальцев и размеру по отношению к головам), но кому принадлежит столь огромная сила избирать людей, непонятно. Ответа на этот вопрос нет (ни у Достоевского, ни у Неизвестного), и быть, вероятнее всего, не может, так как теория Раскольникова не верна сама по себе. (Комаров, И. М. «Преступление и наказание» глазами Эрнста Неизвестного. Анализ иллюстраций к роману Ф. М. Достоевского // Юный ученый. — 2020. — № 3 (33). — С. 4-9.)
Источник
Открытый урок-исследование по теме «Мотивы и причины преступления Родиона Раскольникова по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»»
Презентация к уроку
Загрузить презентацию (794,2 кБ)
В презентации применяются фото и иллюстрированные материалы для фона. Это необходимо для того, чтобы дети могли зрительно увидеть главного героя (хотя и из фильма), чтобы легче было определить, что же могла двигать героем, когда он готовился и совершал преступление. Зрительная память у детей всегда развита лучше, да и легче рассуждать, если этот герой перед тобой.
Цвет тоже играет определенную роль, ведь и сам писатель использует цветовые детали (кольцо с красным камушком, лампасы на брюках Мармеладова и т. д). Красный цвет – цвет крови, которая пролилась.
Цель урока: исследовать мотивы и причины преступления, совершенного Родионом Раскольниковым.
- Определить основной мотив, толкнувший Родиона Раскольникова к убийству старухи-процентщицы.
- Помочь учащимся выявить основные причины убийства и определить, чего добивался Родион Раскольников, решившись на убийство?
- Исследовать, как психологически тонко и глубоко проанализировал автор все оттенки чувств Раскольникова до совершения им преступления.
- Совместный поиск истины и собственные открытия в художественном тексте.
Оборудование: мультимедийный проектор, ПК, листы ватмана для работы групп, тексты, тетради.
Для чего человек рождается на свет? Где и как он вырастет? Что ожидает его в будущем?
Главная задача – понять философское восприятие жизни Достоевским. Оно заложено уже в названии романа.
Что же такое преступление? Наказание?
Что их связывает? Разъединяет?
Два понятия. Два явления. Именно они составляют основу сюжета, выстраивают композицию, развивают характеры. Через эти два явления мы воспринимаем характер мировоззрения писателя.
Безусловно, одно: Достоевского очень интересует эти две нравственные категории. И он исследует их
Что исследует в преступлении?
Содержание предпосылок и само преступление, их взаимосвязь. Его также интересуют мотивы преступления, которые он тщательно исследует. Мы с вами пойдем вслед за Достоевским и попытаемся разобраться в мотивах преступления Раскольникова
У нас с вами сегодня необычный урок: урок-исследование. Нам необходимо исследовать мотивы и причины преступления главного героя. Работа наша будет строиться следующим образом: класс делится на группы. Каждая группа будет выдвигать свои представления о мотивах и причинах убийства Раскольникова, а потом мы сопоставим их с мнением самого писателя, главного героя и критиков.
Итак, на вашем листе написано слово «Преступление». Ваша задача состоит в том, что вы должны сначала дать понятие, что такое преступление, затем, какие мотивы могут быть у людей, которые идут на преступление, и наконец, вы должны расписать мотивы, которыми руководствовался Раскольников, когда убивал.
Учащиеся работают в группах. Затем каждая группа подводит итог проделанной работы.
В мотивах убийства мы с вами разобрались, теперь нам необходимо исследовать причины, толкнувшие Родиона Раскольникова на преступление.
На обратной стороне листа вы должны попытаться представить свое понимание причин, которые привели главного героя к преступлению.
При анализе причин писателя интересует: как родилось преступление? Что привело к нему главного героя? Да и только ли главного героя? Ведь в романе каждый переступает определенную черту. Каковы причины? Их много, но можно обобщить их в четыре группы: нравственные, психологические, социальные и философские. И расчленение весьма условно, так как они все тесно связаны.
Итак, к преступлению Раскольникова привела страшная сила, имеющая два истока: философский и социальный.
Философия – одна из форм общественного сознания, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.
Следовательно, философские и социальные истоки пересекутся. И если мы разберемся в социальных истоках, то проще будет понять и философские.
Поэтому автор так подробно показывает все мельчайшие, порой незначительные, на первый взгляд, детали, которые при глубоком осмыслении превращаются символы.
Пойдем за автором. Он показывает нам среду, в которой живет герой, — Петербург. Проходим улицами, сталкиваемся с людьми на них, заглядываем в заведения, заходим во дворы, поднимаемся по лестницам, оказываемся в комнатах. И везде наблюдаем ужас человеческого существования. Может ли нормальный человек выдержать все это? А ведь не только выдерживает, но и не знает другой жизни, хотя и догадывается о ней. Иначе не было бы столько трагедий. Но есть ли она – другая жизнь? Есть. Это совсем другой Петербург: красивый город, наполненный зеленью и свежестью.
Случайно ли, попав сюда, герой засыпает?
Значит, первая причина – среда. Отсюда надо вырваться. Любой ценою. Любой?
Вторая причина – письмо матери. Оно наполняет Раскольникова новой волной нежности, любви, протеста и озлобления, заставляет опять бежать на улицу.
И здесь происходят встречи, которые еще больше бередят кровоточащее: беззащитность, беспомощность «маленького человека», безвыходность его положения. Мармеладов и его семья, женщина – самоубийца, пьяная опозоренная девочка. Дети, погибающие вокруг дети!
Было бы преступление, если б не было трагедии «униженных и оскорбленных»?
Не отражена ли судьба всех действующих лиц в этом преступлении?
Источник
Истоки преступления раскольникова таблица
ФЁДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ
(1821 – 1881)
Уроки литературы в 10 классе[1]
УРОК 88
Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ».
СОЦИАЛЬНЫЕ И ФИЛОСОФСКИЕ ИСТОКИ
БУНТА РАСКОЛЬНИКОВА
Цель:
совершенствовать навыки анализа текста художественного произведения; проследить за развитием идеи Раскольникова в зависимости от его состояния; определить авторское и своё отношение к теории Раскольникова; воспитывать гуманную личность, ответственную за свои поступки.
Оборудование:
учебник, текст романа, иллюстрации к роману, опорный конспект.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты:
учащиеся знают содержание романа; комментируют отрывки, содержащие описание условий жизни главного героя; анализируют социальные и философские истоки бунта Раскольникова, определяя проблемы, поднятые автором в романе («сильной личности» и «толпы», «твари дрожащей» и «имеющих право»).
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
• Проанализируйте сцену исповеди Мармеладова. Каким человеком вам представляется Мармеладов и какие чувства он у вас вызывает?
• Согласны ли вы с его словами: «Бедность не порок. Но нищета, милостивый государь, нищета — порок-с»?
• Как этот эпизод связан с решимостью Раскольникова пойти на преступление?
III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока
— Сегодня на уроке мы приоткроем дверь в мир Ф. М. Достоевского. Его мир — не один, их целое множество, пересекающихся и параллельных, не поддающихся охвату глазом и одному истолкованию. Миров, затягивающих в себя читателя.
Произведения Ф. М. Достоевского трудны для восприятия даже взрослых людей. Однако в его творчестве есть пласты, открывающиеся именно вам, тем, кто пытается понять жизнь, задать ей самые коренные вопросы, кто сомневается и отрицает, горит и жаждет, кто строит себя. «Преступление и наказание» — один из самых серьёзных, глубоких и оригинальных романов Достоевского.
Вместе с тем это и один из наиболее удачных его романов.
IV. Работа над темой урока
1. Вступительное слово учителя
— Роман этот — история бедного, самолюбивого, неглупого и неподлого человека, «с мыслию довольно пробуждённою, с потребностью значительного дела и личного счастия и с разъедающим сознанием, что судьба, при обычных условиях, не даст ему ни того, ни другого».
Юноша этот, заточённый своим самолюбием бедняка, как в тюрьму, в свой душный чердак, на всяком шагу своей страстной молодой жизни испытывает тяжкие лишения и оскорбления, неразлучные с нищетою.
Он мечтал быть честным и полезным деятелем в обществе, он очень любил мать и сестру, переносящих бедность в далёкой провинции, и надеялся, получив образование в университете, переменить свою судьбу. Он очень верил в себя, в будущее, в силу образования. Ведя жёлчные монологи с самим собою, Раскольников решается переменить свою судьбу, убив старую ростовщицу, существование которой с самой снисходительной точки зрения могло быть только вредом для людей.
Необыкновенная тонкость и глубина психологического наблюдения обнаружена автором в каждой мелкой подробности, которыми он обставил подготовку и совершение этого убийства и которые наполняют всю первую часть из шести частей романа.
Можно сказать, что в нашей литературе нет ничего подобного по обстоятельности исследования и внутренней психической правде.
2. Постановка и решение проблемного вопроса
(работа в парах)
• Прочитайте отрывок из книги современного писателя В. Пьецуха, подумайте и ответьте: какими были ваши ощущения во время чтения романа Ф. М. Достоевского и после его прочтения.
Карточка
Не знаю, как на кого, а на меня чтение действует расслабляюще, нездорово. Стоит мне накануне углубиться в какую-нибудь злостно-художественную вещь, особенно если она относится к сокровищнице XIX столетия, как ближе к ночи я начинаю бредить… Коли это будет, предположительно «Преступление и наказание», то меня обуревает такое чувство, точно вовсе не Раскольников, а я сам ненароком зарубил топором двух женщин, причём я доподлинно осязаю ладонью шершавое топорище и с часу на час ожидаю появления следователя Порфирия Петровича, который грозно и одновременно вкрадчиво постучится во входную дверь.
• Согласны ли вы с утверждением Ю. Карякина:
«…И о тебе эта история рассказывается, о тебе, если есть в тебе неправота целей, скрываемая самообманом, если боишься ты точного самосознания. У тебя могут быть своя старуха процентщица, своя Лизавета, какими бы другими именами они ни назывались,— могут быть, даже если ты не убивал их буквально. И тогда всё равно страдать за тебя будут и мать, и сестра, и Соня…»?
3. Аналитическая беседа
• Какие чувства пробудил роман? О чём заставил задуматься?
• На какие вопросы хотелось бы получить ответ?
• Какие особенности романа затрудняли чтение?
• На чьей стороне симпатии автора в романе?
• В чём причина преступления Раскольникова?
• Какими вы видите улицы Петербурга, по которым бродил Раскольников?
• Расскажите о внешнем облике людей, которые встречались ему на улицах. Какое они произвели на вас впечатление?
• Каково ваше ощущение, когда вы входите в трактир, в комнату Мармеладовых?
• Что больше всего поразило вас в отношениях людей друг к другу?
4. Слово учителя
— Основная тайна романа не в преступлении, а в мотивах преступления,— утверждал В. Шкловский. Поэтому главный вопрос урока — вопрос не о самом преступлении, а о том, почему оно совершено, что толкнуло героя на этот путь.
Может быть, Раскольников был преступником по сути? Давайте вспомним его поступки до преступления (помогает Мармеладовым, отдаёт последние деньги на похороны; сострадает пьяной девочке, даёт деньги, чтобы её довели до дома; переживает за мать и Дуню). Следовательно, гуманный, сострадающий человек решается на убийство.
Причины, побудившие Раскольникова к убийству
• Внешние — идеи, витающие в воздухе: взгляды революционных демократов, критикующих несправедливость и жестокость окружающего мира; идеи бонапартизма (в 1865 г. была переведена на русский язык книга Наполеона III «История Юлия Цезаря» о предназначении великой личности); тяжёлая, душная атмосфера города, в котором люди задыхаются; тесная комната, похожая на шкаф; судьбы обездоленных людей (Мармеладовы, Дуня, девочка на бульваре, женщина-утопленница).
• Внутренние: состояние Раскольникова (он унижен, задавлен бедностью, страдает за других, в нём есть стремление действовать); характер героя — сумрачный, замкнутый, одинокий, болезненно самолюбивый и восприимчивый.
5. Составление опорного конспекта
«Теория Раскольникова: истоки, развитие, крах»
(запись на доске и в тетрадях)
Комментарий к опорному конспекту
«Теория Раскольникова: истоки, развитие, крах»
Проследим за движением стрелок на схеме. Все они берут начало из одного поля, обозначающего ту социальную действительность, которая будоражит и отравляет сознание Раскольникова.
Итак, чтобы один мог жить, другой должен принести себя в жертву. Эта странная истина поражает мозг Раскольникова, вызывает чувства униженности и протеста. Зловонный, жестокий и пыльный город давит на сознание героя Достоевского, душит его, навязывает ему мысли о том, что выжить может только сильный. В этом убеждает его судьба невзрачного чиновника Мармеладова, так и не увидевшего в своей жизни милосердия; личная драма Сони, вынужденной ценой своего бесчестья добывать средства на жизнь семьи. Не может забыть Раскольников и многих других людей, оставивших свой скорбный след в его воспалённом создании, послуживших зарождению идеи отстоять своё место под солнцем, право быть человеком.
На Порфирии Петровиче все эти идейки замыкаются, сливаются, как бы достигнув апогея. Мы никогда не узнаем прошлое этого человека, но, тем не менее, автор даёт нам понять, что была у следователя своя предыстория, «роднящая его с молодым поколением; с реформаторами и бунтовщиками. Но он не решился на свой протест, не переступил опасную черту. А Раскольников — переступил, как бы поднялся выше: «Мне надо было узнать… вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу? Тварь ли я дрожащая или право имею?»
Убив и ограбив старуху-процентщицу, он осуществил свою цель: выжить молодому и здоровому на средства никчёмного, паразитирующего и ненавистного человека, не имеющего, по мнению Раскольникова, права на жизнь. Но не просто выжить, а ещё и отмыть эту кровь своим добрым служением людям. Таков выход Раскольникова из нищеты, от унижений, оскорблений и бесправия к его чердачному варианту наполеоновского величия.
Но смерть старухи вдруг вспыхнула фейерверком других смертей, неожиданных и бессмысленных, из-за которых его дорога пошла всё-таки не вверх, а рассеялась множеством путей, ведущих вниз. Как случайный свидетель, следом за старухой убита Лизавета, которая, вполне возможно, была беременна, носила в себе новую жизнь, погубленную Раскольниковым ещё до рождения.
Он и деньги у старухи толком взять не смог, и в горячке оказался, так как его вполне нормальная, здоровая натура не в состоянии была вынести патологию злонамеренного убийства. Да и Наполеоном не стал, а, наоборот, затравленным зверем. Мать почувствовала в сыне недоброе, и умирает из-за него. Невинный, жизнерадостный Миколка-маляр на себя его преступление принял.
Вроде бы и для Миколкиного счастья убивал Раскольников, а Миколке же на каторгу идти. И разветвилась главная мысль Раскольникова на мелкие и ненужные мыслишки. И потянули они его вниз. И как результат — встал перед ним огромный тупик: «Я себя убил, а не старушонку!» — с болью констатирует Раскольников.
Всплеск его страстей не угас и в наше время. Вглядитесь в конспект: Родион Раскольников — предвестник атомного гриба после взрыва.
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
1. Обобщающая беседа
• Каковы социальные и философские истоки преступления Раскольникова?
• В чём сомневается Раскольников, идя на преступление? Для чего ему нужна была проба?
• Когда у Раскольникова возникли сомнения в верности своей теории?
• С какой целью писатель вводит в роман сон Раскольникова перед преступлением?
• Если преступление — это попытка доказать что-то себе, то каков смысл преступления Раскольникова?
• Как сразу же в момент убийства развенчивается гуманная сущность теории Раскольникова?
2. Заключительное слово учителя
— Итак, доведённый до крайней степени отчаяния, Раскольников выдвигает страшную идею, согласно которой любой сильный духом человек при достижении благородной цели имеет право устранить все препятствия на своём пути каким угодно способом, в том числе грабежом и убийством. Но, исполнив свой замысел, Раскольников осознаёт, что убил и самого себя.
С огромным мучением он чувствует, что насилие, совершённое им над своею нравственною природою, составляет бóльший грех, чем сам акт убийства. Оно-то и есть настоящее преступление. Автор вынуждает Раскольникова мучительно пережить крушение своих наполеоновских мечтаний и отказаться от индивидуалистического бунта, после чего герой подходит к порогу новой жизни, объединяющей его с другими страждущими и угнетёнными. Зерном обретения нового существования для Раскольникова становится его любовь к другому человеку — такой же «парии общества», как он,— Соне Мармеладовой.
VI. Домашнее задание
1. Написать сочинение-миниатюру «Можно ли иногда нарушать нравственные правила для достижения общего счастья? (по желанию учащихся).
2. Перечитать эпизоды романа, связанные с «двойниками» Раскольникова Лужиным и Свидригайловым:
• 1-й вариант — ч. 1, гл. III (что узнал Раскольников о Лужине из письма матери); ч. 2, гл. 5 (первая встреча Лужина с Раскольниковым); ч. 4, гл. II, III (свидание Лужина с Дуней в Петербурге); ч. 5, гл. I, III (Лужин после разрыва с Дуней, поминки);
• 2-й вариант — ч. 1, гл. III (мать Раскольникова о Свидригайлове); ч. 4, гл. I, II (Свидригайлов о Лужине, первая встреча Раскольникова со Свидригайловым); ч. 6, гл. III, IV, V, VI (последняя встреча Свидригайлова с Раскольниковым и Дуней, смерть Свидригайлова).
Источник: Г. Фефилова. Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие. — М.: АСТ, 2016.
Источник