Меню

Источники римского права древнейшего периода таблица

Римское право. Шпаргалка

В предлагаемом издании представлены модельные ответы на экзаменационные вопросы по римскому праву. Ответы на экзаменационные вопросы даны в соответствии с программой курса. Представленные материалы помогут подготовиться и успешно сдать экзамен по римскому праву.

Оглавление

  • 1 ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА РИМСКОГО ЧАСТНОГО ПРАВА
  • 2 ПРАВО НАРОДОВ
  • 3 ПРАВО ЦИВИЛЬНОЕ И ПРАВО ПРЕТОРСКОЕ
  • 4 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ РИМСКОГО ПРАВА
  • 5 КОДИФИКАЦИЯ РИМСКОГО ПРАВА
  • 6 ЮРИДИЧЕСКИЕ ФАКТЫ

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Римское право. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

4 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ РИМСКОГО ПРАВА

Источниками римского права признаются общеобязательные формы выражения правовых норм, принятых специальным органом (например, сенатом) или должностным лицом (например, претором) в Древнем Риме.

Римское право различало несколько видов источников:

1) обычное право — совокупность общеобязательных, определенных правил поведения, которые сложились в Древнем Риме в связи с их неоднократным применением. Обычаи не являются формально определенным источником права, так как они не зафиксированы ни в одном официальном акте. Различают обычаи предков (mores maiorum), обычную практику (usus), обычаи жрецов (commentarii pontificum), обычаи магистратов (commentarii magistratuum). Обычаи являлись альтернативой иных более важных источников права, помогали претворять вжизнь законы и другие источники права. Обычаи применялись лишь в том случае, когда иные источники права (законы) не регулировали данные правоотношения;

2) законы (leges) — основное воплощение римского писаного права, акты, принятые специально избранными для этих целей лицами (магистратами). Виды законов:

а) законы, нарушение которых влечет признания сделки недействительной (lex perfecta);

б) законы, нарушение которых не влечет признания сделки недействительной, но порождает невыгодные последствия (lex minus quam perfecta); в) законы, неисполнение которых не влечет за собой наказания виновного (lex imperfecta); 3) плебисциты — аюы, принятые на собрании плебеев без участия сенаторов. Они принимались Народным собранием и предварительно не обсуждались в сенате. Источниками права являлись эдикты магистратов, комментарии юристов.

Эдиктом признавались устные объявления магистрата по конкретному вопросу. В римском праве различали эдикты эдилов, провинциальные эдикты, преторские эдикты.

Источники римского права:

1) надписи на камнях, деревьях, стенах. Во второй половине XIX в. такие надписи были опубликованы в Своде латинских надписей (Corpus inscriptionum latinarum);

2) Законы XII таблиц — свод законов Древнего Рима, который в виде медных многогранных досок был выставлен на городской площади. Законы XII таблиц состояли из нескольких разделов: о вызове в суд, о вершении исков, одолговом рабстве, о порядке манципации при сделках, о завещании и семейных делах, о пользовании земельным участком, о воровстве, о личном оскорблении, об уголовных наказаниях, о порядке похорон и церемоний, о публичных делах в городе и о неиспрашива-нии привилегий;

3) кодификация императора Юстиниана — Corpus Iuris civilis (Свод гражданского права);

4) произведения римских юристов и ораторов: Тита Ливия, Аммиана Марцеллина, Цицерона.

Источник



Источники права древнейшего периода. (VI — середина III вв. до н.э.)

Тема: Источники римского права

1. Источники права древнейшего периода. (VI — середина III вв. до н.э.)

2. Источники права в классический период. (середина III в. до н.э. —III в. н.э.).

3. Источники права постклассического периода. (IV—VI вв.).

4. Роль римских юристов в развитии права.

Источники права древнейшего периода. (VI — середина III вв. до н.э.)

Огромную роль в формировании римской правовой традиции в архаический период играли жрецы. Особенно выделялась среди них коллегия понтификов, которая присвоила себе привилегию формирования и толкования норм права. Понтифики были по сути дела первыми римскими юристами.

В Риме (в отличие от стран Востока) сравнительно рано происходит размежевание религиозных норм, связанных с верованиями римлян и их долгом перед богами, и собственно правовых норм, связанных с деятельностью или с санкций римского государства. Тем не менее, понтифики по-прежнему контролировали всю юридическую деятельность в Риме. В связи с этим право в архаический период сохраняло во многом сакральный характер, совершение юридических актов требовало выполнения религиозного ритуала: жертвоприношения клятвы и т. д.

Древнейшим источником права в Риме были правовые обычаи. Согласно римской исторической традиции, другим источником права являлась законодательство римских царей. Однако существование этих законов время от времени подвергается сомнению. В последние десятилетия исследователи склонны не отвергать эту традицию, считать достоверными сведения о законах римских царей, по крайней мере, Нумы Помпилия и Сервия Тулия.

Поскольку эти источники права, тесно связанные с традицией и религией римского народа (квиритов), выступали первоначально как патрицианские, в литературе высказывалось предположение о существовании особой системе правовых обычаев у плебеев. Движение плебеев за равноправие отразилось и в правовой сфере, поскольку патрицианские магистрыи жрецы ( понтифики) произвольно толковали неписаные обычаи, игнорируя интересы плебеев.

С борьбой плебеев и патрициев связывается принятие (около 450 года до н.э.) первых писаных римских законов — Законов XII таблиц. Согласно традиционной версии, для их составления была создана первоначальная комиссия из 10 патрициев ( децемвиры), подготовившая законы на десяти таблицах, текст которых не удовлетворил плебейское население Рима. В результате острого политического конфликта была создана новая комиссия децемвиров, состояв как из патрициев, так и из плебеев, дополнившая первоначальный текст еще двумя таблицами.

Традиционная версия происхождения Законов XII таблиц в настоящее время нередко ставится под сомнение. В самом тексте Законов нет положений, свидетельствующих непосредственно об уравнении в правах патрициев и плебеев. Но очевидно, что Законы стали основой общего для патрициев и плебеев единого квиритского, или цивильного права, предназначенного исключительно для римских граждан.

Возможно, что принятие Законов XII таблиц было связано с борьбой плебеев с патрицианско-жреческой верхушкой, а также с противоречиями между светской и религиозной аристократией. Принятие Законов XII таблиц означало ослабление былых позиций понтификов, которые сохраняли за собой право хранить и толковать неписаные обычаи и законы, вырабатывать формы судебных исков и злоупотребляли этим правом. Хотя в Законах XII таблиц предусматривалось использование клятв и совершение других ритуальных действий, право уже было отделено от религиозных норм и приобрело светский характер.

Читайте также:  Таблицы эксель для учета продукции

Законы XII таблиц были выполнены на 12 медных досках, выставленных для всеобщего обозрения на форуме — центре политической жизни республиканского Рима. Знание этих Законов было обязательным, а, следовательно, с их принятием стало необходимым светское правовое воспитание (образование) римских граждан.

В своем первоначальном виде Законы XII таблиц не сохранились (погибли в 390 году до н.э. при нашествии галлов), и их содержание реконструировалось (в XVI — XVII вв.) на основе фрагментов из сочинений более поздних римских авторов. Но и в настоящее время текст Законов XII таблиц остается неполным, в ряде случаев неясным, требующим подхода. В исследованиях некоторых ученых (Е. Пайс, Э. Ламбер, Р. Шульц и др.) без достаточно веских аргументов оспаривается время принятия этих Законов (их относят к последующим векам), ставится под сомнение их характер и сам факт существования.

По своей сути Законы XII таблиц представляли обработку и консолидацию обычного права Рима. Известное влияние на них оказало греческое право южноиталийских полисов. Но были включены и отдельные новые положения, отступавшие от норм обычного права (например, система штрафов была отходом от древнего принципа талиона)

Законы XII таблиц отражали еще сравнительно низкий уровень развития римского общества и правовой техники. Они были изложены в виде кратких повелительных суждений и запретов, некоторые из которых несли на себе печать религиозных ритуалов.

Несмотря на свои недостатки, они достаточно точно отразили коренные потребности римского архаического периода, а поэтому в течение многих веков пользовались в Риме огромным авторитетом, рассматривались, по словам Тита Ливия, как «источник всего публичного и частного права».

Другим важным источником квиритского права были законы.

Законы XII таблиц завершались указанием на то, что впредь всякое решение народного собрания должно иметь силу закона. С предложением о принятие нового закона в собрании обычно выступали должностные лица ( магистраты), затем законопроект обсуждался в сенате и за три недели до голосования предавался гласности.

В принятом законе выделялись, как правило три части:

в первой указывался инициатор принятия закона;

вторая содержала саму норму, т. е. правовые предписания;

а в третьей устанавливалась санкция.

Принятый народным собранием закон немедленно вступал в силу, если не предусматривалась специальная отсрочка, и его текст, в случае особой важности, выставлялся на форуме.

В древнейший период правовую силу имели также решения сената ( сенатусконсульты), а в исключительных случаях и постановления магистратов. Так, на основе решения чрезвычайной комиссии децемвиров были изданы, например, Законы XII таблиц.

Толкование законов, как и цивильного права вообще, а также составление судебного календаря и исковых требований вплоть до конца IV века оставались привилегией понтификов, всячески охранявших свою монополию на судебные тайны. Окончательному освобождению права от религиозной оболочки, подрыву позиций жречества и началу светской юриспруденции способствовало хищение и предание гласности в 302 году до н.э. писцом Клавдием Флавием судебного календаря, формы исков и записей и толкований норм и обычаев, которые ранее в строгой секретности хранились в архивах понтификов.

Источник

Понятие и виды источников римского права

  • Понятие источника римского права
    • Общая характеристика, какой был самым древним
  • Основные виды источников римского частного права
  • Взаимосвязь с современными источниками российского гражданского права

Понятие источника римского права

Истоки римского права появились в VIII в. до н.э., когда Рим был одной из небольших патриархально устроенных общин в центральной области Италии. По мере расширения территории римского государства и превращения его в империю, меняются основы его правовой системы. Первоначально она была выражением интересов ограниченного круга правящей элиты.

Постепенно базовыми принципами права становятся индивидуальные гражданские и экономические свободы. Впоследствии древнеримское право легло в основу законодательной системы многих европейских национальных государств.

Источники римского права – это совокупность многочисленных правовых и других источников, содержащих юридические нормы и правовые обычаи римлян. Они часто используются как основа современной юридической мысли и служат источником правовых познаний.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Общая характеристика, какой был самым древним

История римского права тесно связана с эволюцией римского государства. Самые древние источники датируются «царским периодом» (753-510 гг. до н.э.). В это время Рим представлял собой типичное рабовладельческое государство древности. По форме правления это была монархия. В общественных отношениях господствовал патриархальный уклад.

В VI в. до н.э. Рим был преобразован в республику, а с I в. до н.э. началась его трансформация в империю. Римское право на протяжении этого времени претерпело длительную эволюцию. От архаических правовых форм и обычаев оно перешло к писаным законам. Содержание их становилось более сложным, формулировки – более четкими. Разрабатывались и внедрялись специальные юридические термины.

По мере превращения Рима в крупнейший мировой политический, экономический и культурный центр, его правовая система приобрела универсальный характер. Она впитала в себя лучшие образцы юридической мысли завоеванных Римской империей народов.

  • универсализм;
  • индивидуальность;
  • ясность аргументации;
  • лаконичность;
  • четкость формулировок;
  • точность юридических техник;
  • приоритет свободы личности, свободы договоров и завещаний;
  • признание важности института частной собственности;
  • светский характер.

Основные виды источников римского частного права

Древнеримский юрист Гай во II в. н.э. в своем фундаментальном труде «Институции» выделял 5 видов римского права:

  • законы;
  • императорские конституции (декреты, эдикты, мандаты, рескрипты);
  • сенатусконсульты (декреты высшего древнеримского органа власти – Сената);
  • эдикты магистратов (должностных лиц);
  • деятельность и комментарии юристов.
Читайте также:  Таблица менделеева с округленными атомными массами

В VI в. по приказу византийского императора Юстиниана была проведена работа по кодификации римского права. Частью этой работы был четырехтомный труд «Институции», составленный профессорами Дорофеем, Феофилом и Трибонианом. В «Институциях Юстиниана» предлагалась следующая классификация источников римского права:

  • юридические нормы, издаваемые органами государственной власти и закрепленные в письменной форме;
  • нормы, складывающие в процессе практической деятельности и существующие в виде правовых обычаев.

По форме источников римляне делили право на:

  • «jus scriptum» – писаное, зафиксированное на любых долговременных носителях информации – камне, папирусе, дереве, пергаменте;
  • «jus non scriptum» – неписаное или устное. Правовые обычаи, одобряемые обществом и признаваемые государством. Складывались на протяжении большого периода времени и стали общеобязательными в силу длительности фактического применения.

Исторически выделяются 3 этапа эволюции римской правовой системы:

  1. Древнейший период – VIII в. до н.э. – середина III в. до н.э.
  2. Классический – конец III в. до н.э. – середина III в. н.э.
  3. Постклассический – конец III в. н.э. – VI в. н.э.

На раннем этапе большую роль в юридической практике играли правовые обычаи. Они отражали разумную потребность в регулировании ситуации и глубоко укоренялись в правовом поле.

В период усиления государственной власти в Риме обычаи теряют свою силу. Основным источником права становятся законы (leges).

После падения Римской империи и формирования на ее территории варварских королевств римское право теряет свою актуальность на несколько веков. С началом эпохи Ренессанса возрождается интерес к античности. Право Древнего Рима начинает изучаться в университетах и применяться в судах. Оно переходит в местное и национальное законодательство.

Наиболее известные источники римского права:

  1. «Законы XII таблиц» («leges duodecim tabularum») – были записаны в 451-450 гг. до н.э. Это первый достоверно известный источник писаного древнеримского права. Они были выгравированы на специальных медных колоннах, выставленных на форуме для всеобщего обозрения. Содержали правовые нормы, регулирующие различные сферы. Не разделены на отрасли, но в них прослеживаются зачатки уголовного, семейного, частного, публичного и иных форм современного права. В 387 г. до н.э. были уничтожены во время нашествия галлов. Известны в пересказах и цитатах разных авторов. Пример: отсылки и комментарии к «Законам XII таблиц» содержатся в Своде Юстиниана.
  2. Эдикты магистратов. В конце VI в. до н.э. Рим перешел к республиканской форме правления. Государственные должности стали выборными и получили общее название «магистратура». Чиновники, временно исполняющие властные функции, получили наименование «магистраты». Они имели право издавать постановления – эдикты. Первоначально это были устные объявления. Слово «эдикт» происходит от латинского «dico» – «говорю». В дальнейшем они стали фиксироваться в письменной форме. Магистраты избирались на короткий срок. В начале вступления в должность они провозглашали новые эдикты или продлевали старые. Подразумевалось, что новые постановления не должны были менять существующую правовую систему, а могли дополнять и совершенствовать ее. Во II в. н.э. по приказу императора Адриана юрист Юлиан выработал опись существующих эдиктов и они были объявлены неизменными.
  3. Юриспруденция. В Древнем Риме была распространена особая форма правообразования – профессиональная деятельность специалистов в юридическом деле. Правоведы давали комментарии по поводу юридической литературы, объясняли значение законов, высказывали суждения по судебным делам, составляли сборники казусов. Их анализ правоотношений был тесно связан с практической деятельностью и мог влиять на принимаемые в суде решения. Особенно сильным было их влияние в т.н. «Золотом веке» римской юриспруденции (II-III в. н.э). Выдающиеся римские юристы (Гай, Модестин, Ульпиан, Павел, Папиниан) внесли большой вклад в становление правовой мысли и развитие правосознания. В 426 г. император Валентиниан III признал, что цитирование этих пяти специалистов в области права имеет закон юридической силы.
  4. «Свод Юстиниана» («Corpus juris civilis»). В 529-534 гг. н.э. по приказу императора Юстиниана была проведена кодификация имеющихся законодательных документов. Этот многотомный труд стал основой византийской правовой системы. Он отражает большинство черт римского права, но содержит и греко-восточные юридические нормы.

Взаимосвязь с современными источниками российского гражданского права

Понятия источников римского и современного гражданского права частично взаимосвязаны. Гражданское законодательство Российской Федерации признает в качестве источников права законы и обычаи. При этом по Конституции на территории России закреплено верховенство закона. В Риме также в период укрепления государственных институтов закон начинает преобладать над правовыми обычаями.

Процедура принятия законов также имеет параллели. В Риме в республиканский период законы инициировали магистраты, потом они обсуждались на народном собрании. По ним принималось решение путем голосования и только затем они направлялись на одобрение в сенат. В России инициируемые должностными лицами законы обсуждаются в Государственной Думе, потом происходит голосование и одобрение в Совете Федерации.

Гражданский Кодекс Российской Федерации содержит многочисленные рецепции римского права. Примеры:

  1. Законодательное закрепление деления права на публичное и частное.
  2. Представление о начале правоспособности гражданина с момента его рождения, а окончание – в момент смерти.
  3. В Гражданском Кодексе содержатся многочисленные правовые понятия, заимствованные из правовой системы Древнего Рима: обязательство, сервитут, ипотека и др.

Источник

17.Источники римского права, основные этапы развития

Рим дал миру основы гражданск.частного права. У римск.юристов была возможность воспользоваться результатами правового развития национал-х Частей империи, особенно Афин. Вводится разделение права на публичное и частное. Основные источники обычай, законы-leges, эдикты магистратов, законные иски, ответы знатаков права, суд прецедент, постанов-я сената

1.Эпоха формирования и развития «цивильного права(квиритского)». Хар-ные черты; 1. пережитки первообщин. строя 2.влияние религии на прв.предпис. 3.примитивность прав.институтов 4.строг.национальн.хар-р и формализм. 2.сер.3-го-кон.3-го в.н.э. этап классическ.римского права- наряду с цивильн. появляется преторское право, из кот.выделяется общенародное право(jus gentium), регулирующее отношен.между римск.гражданами и чужестранцами. 3 .3-5в. н.э. постклассическ, этап развития древнеримского пр. систематизация рим.права(Corpus Juris civilis), кот.испытала на себе влияние нов.феодальн-х отнош.и церкви. Перв.источник права-обычаи. Закон стан.источником права со времен издания сборников законов-12 таблиц. След ист пр.-эдикты магистратов., преторские эдикты( из кот-х выросла новая ветвь-преторское пр.) для иностранцев-особ.магистратура-претор по делам перегринов.

Читайте также:  Экономическое развитие и преобразования перестройка таблица

Общая характеристика источников римского права.

По виду и значению источники права определялись по официальному рангу органа, его издавшего: народ (комиции), сенат, магистраты. А в период принципата и домината главным источником являлись воля, единовластие императора выраженные в его предписаниях, конституциях. В период расцвета республики была формула — “Благо народа есть высший закон”. В древности считали, что закон — это бог, т.к. Бог карает людей за преступления.

Долгое время обычай признавали источником римского права. Обычай имел в глазах римлян обязательную силу. Самый древний писаный источник римского права — “Законы 12 таблиц”. Затем идут законы, принятые комициями (Lex) — они носили имена авторов. Источником права считались постановления сената и преторские эдикты. Римское право создавалось столетиями, но оно также и изменялось, приспосабливаясь к новым условиям и конкретным ситуациям. Комиции, сенат, магистраты и императоры периодически дополняли и изменяли правовые нормы “Закон как и природа — стремится к совершенству” — говорили юристы.

В период принципата и домината основным источником права стали акты императорской власти. Их было 4 вида — эдикты (акты общего характера), мандаты (инструкции чиновникам), декреты (решения судов) и рескрипты (ответы на юридические вопросы граждан).

В период республики магистраты, преторы, эдилы, квесторы, вступая в должность издавали эдикты (программы своей деятельности). С уходом автора эдикта в отставку юридическая сила эдикта терялась. Преторы своими эдиктами дополняли цивильное (гражданское) право. Сначала между преторским и цивильным правом была конкуренция, но потом различия между ними стерлись.

18. Римское право древнейшего периода. Законы xiIтаблиц

8 – 3 века до н.э. — Римское право древнейшего периода.

Основные черты римского право древнейшего периода:

1. Тесная связь с религией (первые юристы были жрецы, понтифики – особая жреческая коллегия, формулирующая исковые формулы, знали календарь судебных дней, держались в строгой секретности в отношении основного населения, особая сакральность);

2. Замкнутый кастовый характер;

3. Формализм – господство процедуры над содержанием (малейшая потеря процедуры влекла за собой недействительность);

4. Господство обычаев в системе источников права.

Обычаи (обычаи предков, гражданской общины, т.е. самого полиса);

Законы царей (сугубо религиозный характер). Жреческая конституция Нумы Помпилия;

Законы народных собраний;

Сенатус консульты – постановления сената.

Общая характеристика Законов XII таблиц:

Первая римская кодификация права восходитк середине V столетия до н. э. Она получила назва ние «Законов XII таблиц». В течение многих веков они считались в Риме основным источником права -публичного и частного. Свое название Законы получили в связи с тем, что были написаны на 12 деревянных досках, выставлявшихся на городской площади. Законы XII таблиц были записью обычного права.

Было четко проведено разделение вещей на две категории. К первой принадлежали главным образом земля, рабы, рабочий скот. Ко второй – все остальные вещи. Отчуждение земли, рабов, рабочего скота должно было совершаться в строго установленной форме. Она называлась манципация.Определялась так называемая античная собственность. Это «совместная частная собственность активных граждан государства, вынужденных перед лицом рабов сохранять эту естественно возникшую форму ассоциации». Семейные отношения по Законам XII таблиц характеризуются прежде всего неограниченной властью главы фамилии. Жена и другие домочадцы были во власти мужа. Существовало две формы брака: в форме манципации и брак, устанавливаемый фактом сожительства.Имущественная правоспособность наступала для римского гражданина нередко много позже поли тической — не ранее смерти отца. Законы XII таблиц разрешают наследование по завещанию, но ограничивают его рядом условий. Уголовно-правовые постановления Законов XII таблиц также отличаются суровостью.

В Законах XII таблиц предусматривалась особая процедура вызова ответчика истцом к магистрату. Ответчик вызывался самим истцом. Если ответчик не являлся, то он попадал во власть истца,который мог «наложить на него руки», т. е. поступить с ним, как с неоплатным должником». Рассматриваемое дело состояло из нескольких стадий. Частная собственность, возведенная в ранг «священной и неприкосновенной», охраняется самым жестким образом. Воровство наказывается, как правило,смертной казнью. Подробную разработку получают обязательственные правоотношения, главным образом способы обеспечения займов: залоги (в том числе ипотека), задаток, поручительства третьих лиц и т. д.Уголовное право в Афинах по сравнению с гражданским было развито недостаточно.Дела о ранениях, увечьях, оскорблениях, кражах,а также все дела об убийствах и прелюбодеяниях могли быть предметом рассмотрения в суде не иначе как по заявлению заинтересованной стороны. Наиболее тяжкими среди государственных преступлений считались: измена полису и его интересам, покушение на государственное устройство и безбожие.Виновные в этих преступлениях наказывались смертной казнью. Строго различались убийства умышленные, которые влекли за собой смертную казнь, и неосторожные, или случайные, наказанием за которые было изгнание из государства. Крайне разнообразны применявшиеся судами наказания. Среди них четвертование, разрывание деревьями и животными,осуждение на голодную смерть. Тюремное заключе-ние было только предварительным. Широко применялось всеобщее моральное наказание, лишение прав гражданства и изгнание из города.В наказании видели главным образом страдание,муки. Определение наказания зависело от степени тяжести преступления, а также от таких характеристик участия в преступном деянии, как покушение, подготовка, подстрекательство, соучастие.Рассмотрению дела в афинском суде предшествовало предварительное следствие. Основным элементом судебного следствия были речи сторон.

Источник

Adblock
detector