Меню

Источники международного гуманитарного права таблица

Источники международного гуманитарного права таблица

Международное Гуманитарное Право — одно из новейших понятий международно-правовой науки, в отношении которого единой позиции среди теоретиков не достигнуто. Сторонники более широкого подхода включают в него все вообще юридические принципы и нормы, направленные на регулирование международного сотрудничества по вопросам науки, культуры, образования, обмена информацией, контактов между людьми, но особенно — имеющие целью обеспечение гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав человека, а также принципы и нормы, Призванные защищать личность человека, его права и имущество во время вооруженных конфликтов. Полярной указанному подходу является точка зрения теоретиков-традиционалистов, ограничивающих рамки Международное Гуманитарное Право регулированием правоотношений, связанных с защитой жертв войны, жертв вооруженных конфликтов, включая правовые принципы и нормы, направленные на гуманизацию средств и методов ведения войны. Каждая из названных концепций имеет определенные разумные основания, но вместе с тем обе они не дают ответа на естественно возникающие вопросы: во-первых, не следует ли все международное право рассматривать как гуманитарное, поскольку все его отрасли в конечном счете имеют гуманитарные цели; и во-вторых, если руководствоваться ограничительным подходом, не будет ли более логичным включить в Международное Гуманитарное Право весь комплекс юридических норм, направленных на обеспечение прав человека. а не только в период вооруженных конфликтов. Учитывая проявившуюся в современном международном праве тенденцию к формированию целостного комплекса (системы) юридических норм, базирующихся на одном из основных начал этой правовой системы — принципе уважения прав и основных свобод человека, целесообразно под Международное Гуманитарное Право понимать совокупность обязательных для государств и других субъектов международного права норм поведения, регламентирующих их права, обязанность и ответственность применительно к правоотношениям, связанным с защитой человеческой личности как в экстремальных (вооруженные конфликты), так и в обычных ситуациях.

Значительное внимание Международное Гуманитарное Право уделяет международно-правовой защите жертв войны и культурных ценностей. К первым отнесены военнопленные, раненые, больные, лица из состава вооруженных сил. потерпевшие кораблекрушение, а также гражданское население, в том числе находящееся на оккупированной территории. Все лица этих категорий должны при любых обстоятельствах пользоваться защитой и гуманным обращением без дискриминации; запрещается любое посягательство на их жизнь и физическую неприкосновенность, в частности убийство, нанесение увечий, жестокое бесчеловечное обращение, посягательство на человеческое достоинство, оскорбительное и унижающее обращение, осуждение без суда, коллективные наказания. Воюющие стороны обязаны обеспечивать медицинскую помощь и уход за найденными на поле боя ранеными и больными противника, категорически запрещено убивать их. оставлять без помощи. Основной нормой защиты гражданского населения является требование проведения различия между представителями такового и комбатантами, а также между гражданскими и военными объектами: мирное население неприкосновенно, не может быть объектом насилий, репрессалий, контрибуций; не должны подвергаться нападению и уничтожению объекты, необходимые для выживания населения: интернированные гражданские лица должны размещаться отдельно от военнопленных; запрещается угонять и депортировать их с оккупированной территории и перемещать на нее население оккупирующей державы, изменять гражданство детей, разлучать их с родителями

Источник



Обществознание. 11 класс

Конспект урока

Обществознание, 11 класс

Урок 8. Международное гуманитарное право

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

1. Что такое международное право, его источники.

2. Субъекты международного гуманитарного права.

3. Международная защита прав человека в условиях военного времени.

4. Права военнопленных, терпящих кораблекрушение и детей во время вооруженных конфликтов.

Апатрид — лицо без гражданства.

Бипатрид — лицо с двойным гражданством.

Военнопленные — участники военных действий, захваченные в плен неприятельской стороной во время международного вооруженного конфликта.

Гражданское население — мирное население, не входящее в состав вооруженных сил.

Источник международного права — это внешняя форма выражения международно-правовой нормы.

Комбатанты — лица из состава вооруженных сил стороны, находящейся в международном вооруженном конфликте.

Международное гуманитарное право — отрасль международного права, представляющего собой совокупность правовых норм, основанных на принципах гуманности и направленных на ограничение последствий вооружённых конфликтов.

Международное право — это система юридических норм, регулирующих отношения между государствами и другими субъектами международного права, которые создаются путем согласования позиций участников этих отношений и обеспечиваются в случае необходимости индивидуальным или коллективным принуждением.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Боголюбов Л. Н., Аверьянов Ю. И., Белявский А. В. и др. / Под ред. Боголюбова Л. Н., Лазебниковой А. Ю., Телюкиной М. В.Обществознание. 11 класс. Базовый уровень.– М.: Просвещение, 2016 г.
  2. Котова О. А., Лискова Т. Е. Я сдам ЕГЭ. Модульный курс. – М.: Просвещение, 2018 г.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Откуда происходит международное право? Ответ на этот простой вопрос значительно сложнее, чем может представиться на первый взгляд. На самом деле, не существует никакого специального парламента, разрабатывающего нормы международного права.

Международное право создается децентрализовано в процессе взаимообусловленной деятельности большинства государств международного сообщества.

Международное право — это система юридических норм, регулирующих отношения между государствами и другими субъектами международного права, которые создаются путем согласования позиций участников этих отношений и обеспечиваются в случае необходимости индивидуальным или коллективным принуждением.

Нормы международного права закрепляются в источниках международного права. Источник международного права — это внешняя форма выражения международно-правовой нормы.

Наименования международных актов могут быть самыми разными — конвенция, хартия, договор, декларация, протокол, пакт, меморандум, соглашение, устав, резолюция и т.п.

Среди источников международного права выделяют писаные и неписаные.

К писаным источникам относятся международные договоры различных видов, декларации, конвенции, меморандумы и другие акты, принимаемые международными организациями в письменном виде. Они являются основными источниками международного права.

К неписаным источникам относятся международные обычаи. Международные обычаи, для того чтобы быть источником права, должны иметь нормативное значение, т.е. порядок, предусмотренный этими обычаями, должен быть общепризнан для совершения определенных действий.

Особый вид источника международного права — это общепризнанные принципы международного права, большинство которых содержится в Уставе Организации Объединенных Наций. Такие принципы не обязательно должны иметь письменное выражение, главное, чтобы они были общепризнанными в мировом сообществе.

Другим специфическим источником международного права служат акты различных международных судов, которые являются скорее правоприменительными, нежели нормативными.

Источники современного международного гуманитарного права

  • Всеобщая декларация прав человека 1948 г.
  • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.
  • Женевские конвенции 1949 г. о защите жертв войны
Читайте также:  Таблица образовательная таблица здоровье

Предметом международного права являются отношения между государствами, международными организациями, между государствами, их отдельными регионами и международными организациями, отношения между иностранными юридическими лицами и физическими лицами.

В современном мире нередки вооруженные конфликты между различными странами. Одним из главных механизмов ограничения жестокости вооруженных конфликтов является регулирование поведения их участников с помощью норм международного гуманитарного права.

Международное гуманитарное право — отрасль международного права, представляющего собой совокупность правовых норм, основанных на принципах гуманности и направленных на ограничение последствий вооружённых конфликтов.

Субъектами международного гуманитарного права являются:

❿ юридические лица, это, в первую очередь государства, в вооруженном конфликте, как правило, противостоящие друг другу, и межгосударственные организации.

Ко второй категории относится прежде всего ООН, которая в случае нарушения мира и актов агрессии может непосредственно принимать участие в вооруженном конфликте. ЮНЕСКО уполномочена осуществлять кодификацию норм по охране культурного наследия во время вооруженных конфликтов.

Международный комитет Красного Креста – организация, наделенная международным сообществом мандатом на защиту и предоставление помощи жертвам вооруженных конфликтов. МККК имеет право заниматься гуманитарной деятельностью на территории воющих сторон.

❿ физические лица – комбатанты (воюющие), военнопленные, раненые и больные, гражданское население (мирное население, не входящее в состав вооруженных сил), сотрудники международных организаций, иностранцы, беженцы и вынужденные переселенцы, апатриды (лица без гражданства), бипатриды (лица с двойным гражданством), наемники, лазутчики и шпионы.

Участники вооруженных конфликтов делятся на комбатантов и некомбатантов (не воюющие).

Комбатанты — лица из состава вооруженных сил стороны, находящейся в международном вооруженном конфликте. Они принимают непосредственное участие в военных действиях.

К некомбатантам относятся: медицинский персонал, духовный персонал, военные юристы и корреспонденты. На комбатантов распространяется режим военного плена, а некомбатанты военнопленными не считаются.

Военнопленные — участники военных действий, захваченные в плен неприятельской стороной во время международного вооруженного конфликта.

После Первой и Второй мировых войн возникла острая необходимость утверждения незыблемых принципов международного урегулирования защиты прав человека.

В мире существуют три постоянных суда, которые являются органами, осуществляющими контроль над соблюдением прав человека: Европейский суд по правам человека; Межамериканский суд по правам человека; Международный уголовный суд.

В Европейский суд по правам человека может обратиться любой человек, находящийся под юрисдикцией страны, являющейся членом Совета Европы. Его защита распространяется на граждан РФ с 1998 г.

В военное время роль в международной системе защиты прав человека возрастает у Международного суда ООН.

В XX в. международное право обратило особое внимание на защиту прав детей. После окончания Второй мировой войны, в 1945 г. Генеральная Ассамблея ООН создала Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ).

В случае вооруженного конфликта – международного или немеждународного – дети пользуются общей защитой, которая предоставляется гражданским лицам, не принимающим участия в военных действиях. Им гарантируется гуманное обращение. Устанавливается ряд конкретных норм, предоставляющих детям особую защиту. Дети, принимающие непосредственное участие в военных действиях, не утрачивают этой защиты, также устанавливаются ограничения на участие детей в военных действиях.

Третья Женевская конвенция обеспечивает всестороннюю защиту военнопленных.

Неприятельское государство, во власти которого находятся военнопленные, несет полную ответственность за обращение с ними.

Содержание военнопленных под стражей не является формой наказания: цель этого – лишь предотвращение дальнейшего участия в вооруженном конфликте. Удерживающая держава может преследовать их в судебном порядке только за военные преступления, к которым относятся: преднамеренное убийство, пытки и бесчеловечное обращение, взятие заложников и т.п.

Неприятельское государство, во власти которого находятся военнопленные, несет полную ответственность за обращение с ними. Военнопленный на допросе обязан сообщить только свои фамилию, имя и звание, дату рождения и личный номер. Принуждать его давать какие-либо другие сведения запрещается. Пытки или другое жестокое обращение с военнопленными рассматриваются как военные преступления. Военнопленный, который пытался бежать, но оказался пойманным, подлежит за это дисциплинарному взысканию. Если военнопленный осуществил побег и присоединился к вооруженным силам своей страны, но впоследствии снова попал в плен, он не подвергается никакому наказанию за побег.

Держащая в плену держава должна бесплатно снабжать военнопленных водой и качественной пищей в достаточном количестве, предоставлять им необходимую одежду и медицинскую помощь.

Военнопленным предоставляется полная свобода для выполнения обрядов их религии. Также им должна быть разрешена переписка с родственниками (письма и карточки обычно посылаются через Центральное агентство по розыску МККК).

Военнопленные с хорошим состоянием здоровья могут привлекаться к работам, не связанным с ведением боевых действий. Использовать пленных на опасных и вредных для здоровья работах, таких как удаление мин, можно только в добровольном порядке.

Военнопленные должны быть освобождены и возвращены на родину сразу же после прекращения боевых действий.

Вопросы защиты раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение регулируются Второй Женевской конвенцией 1949 г., а также Первым дополнительным протоколом 1977 г.

К лицам, потерпевшим кораблекрушение, относятся военнослужащие и гражданские лица, которые подвергаются опасности на море или в других водах в результате несчастья, случившегося либо с ними, либо с перевозившим их судном или летательным аппаратом, и которые воздерживаются от каких-либо враждебных действий.

После каждого боя воюющие стороны обязаны принять меры к тому, чтобы разыскать и подобрать потерпевших кораблекрушение, раненых и больных, оградить их от ограбления, обеспечить им необходимый уход.

Разбор типового тренировочного задания

1.Установите соответствие между определениями и понятиями.

Источник международного права

лица из состава вооруженных сил стороны, находящейся в международном вооруженном конфликте

внешняя форма выражения международно-правовой нормы

лицо с двойным гражданством

мирное население, не входящее в состав вооруженных сил

участники военных действий, захваченные в плен неприятельской стороной во время международного вооруженного конфликта

лицо без гражданства

Источник международного права

внешняя форма выражения международно-правовой нормы

лица из состава вооруженных сил стороны, находящейся в международном вооруженном конфликте

мирное население, не входящее в состав вооруженных сил

лицо с двойным гражданством

лицо без гражданства

участники военных действий, захваченные в плен неприятельской стороной во время международного вооруженного конфликта

2.Найдите и выделите цветом в филворде по вертикали и горизонтали наименования международных актов.

Читайте также:  Таблица монет рсфср и ссср

Правильный ответ: резолюция, пакт, меморандум.

Источник

Организация Объединенных Наций
и международное гуманитарное право

Международное гуманитарное право охватывает принципы и правила, регулирующие средства и методы ведения войны, а также гуманитарной защиты гражданского населения, больных и раненых военнослужащих, а также военнопленных. Основными инструментами являются Женевские конвенции по защите жертв войны 1949 года и два дополнительных протокола, заключенных в 1977 году под эгидой Международного комитета Красного Креста.

За последние несколько лет Организация Объединенных Наций взяла на себя ведущую роль в усилиях по развитию международного гуманитарного права. Возрастает участие Совета Безопасности в защите гражданского населения во время вооруженных конфликтов, в содействии соблюдению прав человека и защите детей на войне. Создание Международных уголовных трибуналов по бывшей Югославии и по Руанде, а также трибуналов в Тиморе-Лешти, Сьерра-Леоне и Камбодже не только содействовало привлечению к ответственности, но и укреплению и более широкому применению гуманитарного права. Разработка подготовительной комиссией Международного уголовного суда «элементов преступлений» в отношении геноцида, военных преступлений и преступлений против человечества служит еще одним заметным вкладом в интерпретацию международного гуманитарного права.

Генеральная Ассамблея как политический форум ООН содействовала разработке ряда инструментов:

Ассамблея также содействовала созыву в 1998 году дипломатической конференции, которая приняла Римский статут Международного уголовного суда.

16 декабря 2005 года Генеральная Ассамблея приняла Основные принципы и руководящие положения, касающиеся права на правовую защиту и возмещение ущерба для жертв грубых нарушений международных норм в области прав человека и серьезных нарушений международного гуманитарного права (A/RES/60/147).

17 сентября 2008 года 17 государств согласовали «Документ Монтрё», содержащий правила и положения о передовых практических методах в отношении частных военных и охранных компаний, действующих в зонах вооруженных конфликтов. Документ Монтрё, который стал итогом международного процесса, инициированного в 2006 году правительством Швейцарии и Международным комитетом Красного Креста, призван содействовать уважению международного гуманитарного права и стандартов в области прав человека.

Источник

Обеспечение соблюдения военнослужащими норм международного гуманитарного права

Жудро С.К.
студент 3 курса
ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия»

«Если война перестает подчиняться праву, она становится простым насилием, злоупотреблением силой» — так говорил профессор, заслуженный юрист РФ Иван Никифорович Арцибасов. Он внес большой вклад в развитие военно-юридической науки и во всех своих научных трудах утверждал, что в любом вооруженном конфликте стороны обязаны соблюдать нормы и принципы международного гуманитарного права. Я полностью согласен с точкой зрения Ивана Никифоровича Арцибасова и считают этот вопрос актуальным в настоящее время, когда Вооруженные Силы Российской Федерации регулярно привлекаются для выполнения различных боевых задач, в том числе миротворческих. Это и военная операция России в Сирии, и миротворческая миссия в Южной Осетии, и размещение оперативной группировки войск в Приднестровье и т.д. В условиях же контртеррористических и миротворческих операций считаю, что соблюдение законодательства, как внутреннего, так и международного, должно быть первостепенной задачей, ведь цель таких мероприятий непосредственно заключается в восстановлении и поддержании мира и правопорядка на территории, где ведутся боевые действия или существует угроза их возникновения.

Международное гуманитарное право известно как право войны или право вооруженных конфликтов. Общепринятые правила международного гуманитарного права ограничивают вооруженные силы стран — участников боевых действий в выборе средств и методов ведения боевых действий, защищают мирное население, обеспечивают гуманное отношение к военнопленным. Однако всегда были, есть и будут попытки нарушения норм международного права. Как правило, те, кто их нарушают, прикрываются такими лозунгами, как «на войне все средства хороши», «победителей не судят» или «цель оправдывает средства». Поэтому большое значение имеет не только контроль за соблюдение норм МГП и привлечение к ответственности за их нарушение, но и искоренение причин, порождающих «злоупотребление силой», в том числе неправильное правовое воспитание личного состава. Именно поэтому в армии необходим постоянный контроль за соблюдением законодательства.

В ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации определено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Российская Федерация является участницей большого количества международных договоров в области международного гуманитарного права. Основными из них являются Гаагские конвенции 1907 г., Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г. и дополнительные протоколы к ним, а также Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов оружия 1980 г. и протоколы к ней. В каждом из этих документов Россия берет на себя обязательства по их соблюдению.

Уже на основании данных международных договоров были изданы нормативные правовые акты внутреннего законодательства, которые предписывают военнослужащим РФ соблюдать нормы международного гуманитарного права. Так, эти внутренние документы вводят дополнительные обязанности для ряда должностных лиц Вооруженных Сил РФ и устанавливают ответственность за нарушение данных международных норм. Из числа основополагающих следует отметить Стратегию национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., утвержденную Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537, и Военную доктрину Российской Федерации, утвержденную Указом Президента РФ от 25 декабря 2014 г., в которых закрепляется, что их основу составляют Конституция РФ, общепринятые принципы и нормы международного права, а также международные договоры Российской Федерации. Если говорить об иных нормативных правовых актах, то следует упомянуть такие документы, как Наставление по международному гуманитарному праву для Вооруженных Сил РФ, утвержденное приказом Министра обороны РФ от 8 августа 2001 г. № 360, Положение о юридической службе Вооруженных Сил РФ, утвержденное приказом Министра обороны РФ от 21 марта 1998 г. № 100, а также Наставление по правовой работе в Вооруженных Силах РФ, утвержденное приказом Министра обороны РФ от 3 декабря 2015 г. № 717.

Необходимость юридической помощи в условиях вооруженного конфликта, а также при проведении контртеррористических или миротворческих операций обусловлена еще и тем, что отрасль международного гуманитарного права объемна и переплетается с иными отраслями международного и внутреннего законодательства. Следовательно, командиру нужна правовая поддержка для проверки проектов его боевых приказов на соответствие нормам международных договоров и соглашений.

В соответствии со ст. 82 Дополнительного протокола № 1 к Женевским конвенциям 1949 г. государство, находящееся в вооруженном конфликте, обеспечивает наличие в войсках юридических советников, которые в пределах своих полномочий будут давать советы военным командирам по применению норм международного гуманитарного права и инструктировать личный состав вооруженных сил по этому вопросу. Как следует из ст. 106 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. № 1495, в период вооруженных конфликтов обязанности юридического советника исполняет помощник командира по правовой работе.

Читайте также:  Столбцы таблицы это ее бланки

Обязанности помощника командира полка (корабля 1 ранга) по правовой работе закреплены в ст. 107 Устава внутренней службы ВС РФ и в вышеназванных постановлениях и наставлениях ВС РФ. С точки зрения обеспечения соблюдения военнослужащими норм международного права следует выделить следующие его основные обязанности:

1) проведение правовых экспертиз и визирование проектов приказов командира;

2) представление в судах законных прав и интересов войсковой части, а также ее военнослужащих и лиц гражданского персонала по вопросам их служебной деятельности;

3) участие в организации и осуществлении правового обучения личного состава;

4) дача разъяснений по вопросам применения норм МГП в условиях решения конкретных боевых задач;

5) проведение по указанию командира отдельных занятий с офицерами, а также проверка их знания норм международного гуманитарного права;

6) учет нарушения норм МГП противником;

7) взаимодействие с местными органами власти и правоохранительными органами в интересах обеспечения бесконфликтных отношений личного состава с гражданским населением.

Однако нужно отметить, что важнейшую роль в обеспечении соблюдения военнослужащими норм международного гуманитарного права играет сам командир войсковой части, у которого в соответствии с вышеназванными положениями и наставлениями ВС РФ существуют определенные обязанности, среди которых:

1. В ходе подготовки к боевым действиям:

1.1. организовывать изучение подчиненными норм международного гуманитарного права и принимать в нем личное участие, обращая внимание на возможную ответственность за нарушение данных норм;

1.2. постоянно поддерживать правопорядок и высокую воинскую дисциплину в подразделении;

1.3. избегать размещения военных объектов в густонаселенных районах и предусматривать меры для защиты медицинского персонала, жертв вооруженного конфликта и гражданского населения;

1.4. контролировать наличие у военнослужащих удостоверений личности, в том числе опознавательного медальона, а также наличие в подразделении необходимых международных средств опознавания;

1.5. организовывать работу по поиску и передаче информации о пропавших без вести;

1.6. обеспечивать работу медперсонала и должностных лиц юридической службы.

2. В условиях боевых действий:

2.1. подавать личный пример в соблюдении норм международного гуманитарного права;

2.2. привлекать к ответственности лиц, нарушивших нормы международного права;

2.3. оказывать уважение, покровительство и содействие Международному Комитету Красного Креста в выполнении им своих функций.

Отдельную роль в обеспечении законности, правопорядка и дисциплины в ВС РФ выполняет военная полиция Вооруженных Сил РФ. Так, в соответствии с п. 40 ст. 20 Устава военной полиции Вооруженных Сил РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 25.03.2015 № 161, военная полиция ВС РФ участвует в проведении контртеррористических операций и обеспечении режимов чрезвычайного и военного положения. Особенности деятельности Военной полиции на территории иностранного государства регулируются международным договором между Российской Федераций и государством, на территории которого они дислоцированы (ст. 31 Устава военной полиции ВС РФ).

Немаловажен и прокурорский надзор за соблюдением войсками норм международного гуманитарного права. Абзацем 3 п. 1 ст. 46 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» закреплено, что за пределами России, где в соответствии с международным договором дислоцируются войска РФ, осуществление функций прокуратуры может быть возложено на органы военной прокуратуры.

Необходимо отметить, что законодателем предусмотрена отдельная глава 34 в действующем Уголовном кодексе Российской Федерации, которая предусматривает ответственность за преступления против мира и безопасности человечества. Особенностью преступлений, включенных в указанную главу, прежде всего является их исключительная общественная опасность. Об этом свидетельствует и то обстоятельство, что в соответствии с ч. 5 ст. 77 УК РФ за совершение преступлений, предусмотренных ст. 353, 356, 357 и 358 УК РФ, к лицу не применяются сроки давности освобождения от уголовной ответственности.

Для военнослужащих установлена отдельная уголовная ответственность за общественно опасные нарушения воинской дисциплины в главе 33 УК РФ. Эти нормы обеспечивают соблюдение норм МГП.

Примерами привлечения военнослужащих к уголовной ответственности за совершение преступлений в отношении мирного населения в условиях проведения контртеррористической операции являются уголовные дела в отношении Ю. Д. Буданова и Э. А. Ульмана, а также дело Аракчеева и Худякова.

Недостатком действующего Уголовного законодательства, по моему мнению, является отсутствие специальных норм, устанавливающих повышенную уголовную ответственность за воинские преступления, совершенные в военное время или в боевой обстановке. Такие нормы имели место в Уголовном кодексе РСФСР 1961 г.

Говоря о практической стороне вопроса, следует подчеркнуть, что в современной армии необходимо делать упор на повышении правосознания именно командного состава. Объясняется это тем, что в настоящее время командиры, сталкиваясь с вопросами применения норм международного гуманитарного права, чаще всего руководствуются соображениями здравого смысла и собственного опыта. И в этом есть определенная логика, ведь большинство норм и принципов международного права основываются именно на понятиях морали и нравственности. Поэтому чаще всего такие действия командиров и начальников оправданы реалиями сложившейся ситуации. Однако нужно понимать, что такой подход неверен, так как рано или поздно правовая неосведомленность может привести к трагическим последствиям. Поэтому, с моей точки зрения, государству необходимо в первую очередь повысить правовую культуру командного (начальствующего) состава Вооруженных Сил РФ.

Также считаю, что военнослужащим необходимо постоянно напоминать об ответственности за нарушение любого законодательства, как внутреннего, так и международного. В связи с этим в условиях вооруженного конфликта следует увеличить количество проведения выездных судебных заседаний в присутствии личного состава. Военнослужащие должны видеть, что за нарушение закона следует реальная ответственность, а не только угроза ее применения.

Подводя итог своей работе, хотел бы еще раз отметить, что соблюдение военнослужащими норм международного гуманитарного права обеспечивается не только работой помощника по правовой работе, но и самим командиром и другими органами государственной власти, такими как органы военной полиции, военной прокуратуры и военными судами.

Источник

Adblock
detector