Меню

Используя текст параграфа заполните таблицу формы вегетативного размножения

Вегетативное размножение покрытосеменных растений

Вегетативное размножение растений

Описание презентации по отдельным слайдам:

Вегетативное размножение растений

Цели урока: 1. Участие в «Эстафете добрых дел» 2. Познакомиться с особенностями и разнообразием вегетативного размножения 3. Значение вегетативного размножения

Задание: расположите этапы урока в нужной последовательности Подвести итог выполненной работы Выяснить значение вегетативного размножения Изучить способы вегетативного размножения Ухаживать за растениями Выполнить лабораторную работу

Этапы урока: Изучить способы вегетативного размножения. Выяснить значение вегетативного размножения. Выполнить лабораторную работу Посадить и ухаживать за растениями Подвести итог выполненной работы.

Способы вегетативного размножения

Прививка почкой (окулировка)

Примеры вегетативного размножения

Задание для 1 группы Заполнить таблицу: 1. Вегетативное размножение 2.Придумайте способ избавиться от пырея на большом поле. Расскажите. Органы растений Способы вегетативного размножения Примеры растений Корень Корневые черенки Видоизмененные подземные побеги картофель луковица пырей, одуванчик

Задание для 2 группы 1.Вегетативное размножение 2.Почему почву часто перекапывают вилами, а не лопатой? Расскажите. 1 Органы растений Способы вегетативного размножения Примеры растений Надземные побеги смородина, ива отводки земляника, хлорофитум яблони, груши

Задания для 3 группы 1.Вегетативное размножение. 2.Валентина Петровна, дачница: — У меня мало места в саду, но я хочу иметь на своем участке грушу и яблоню. Как мне осуществить свою мечту? Органы растений Способы вегетативного размножения Примеры растений Надземный орган – лист фиалка часть листа каланхое Надземный побег калина, смородина, крыжовник

Задание 2 первой группе: впишите в пустые клетки (используя первую букву – подсказку) способы вегетативного размножения комнатных растений. У… Ч…… О…… Л… К…..

Задание 2 второй группе: Распределите названные ниже растения по способам вегетативного размножения (задание на соответствие) Способы вегетативного размножения Названия растений: 1.Усами- 2.Черенками корневыми – 3.Прививкой- 4.Отводками — 5.Корневищами –6.Луковицами- 7.Клубнями — 8.Листьями и листовыми черенками — 1. Малина, одуванчик 2. Плодовыедеревья 3. Земляника, хлорофитум 4. Одуванчик, шиповник 5. Фиалка, бегония 6. Пырей, ландыш 7. Вишня, слива 8. Тюльпан, лук, лилия 9. Ирис, ландыш, 10. Картофель 11. Крыжовник, смородина

Способы вегетативного размножения 1.Усами — 3 2.Черенками корневыми – 4, 1 3.Прививкой — 2 4.Отводками — 11 5.Корневищами – 6, 9 6.Луковицами — 8 7.Клубнями — 10 8.Листьями и листовыми черенками — 5 1. Малина, одуванчик 2. Плодовые деревья 3. Земляника, хлорофитум 4.Одуванчик, шиповник 5.Фиалка, бегония 6. Пырей, ландыш 7.Вишня, слива 8.Тюльпан, лук, лилия 9. Ирис, ландыш, 10.Картофель 11.Крыжовник, смородина

Задание 2 третьей группе: из двух половинок, одна из которых помещена в левой колонке, а вторая в правой составьте семь слов. И узнаете, способы вегетативного размножения комнатных растений. Каждую часть слова можно использовать один раз. Уса вищем Черен дами Корне ками Лист вицами Отво нями Клуб ом Луко ми

Значение вегетативного размножения: 1) быстрое расселение и распространение 2) сохраняет все признаки материнского организма 3) если семенное размножение затруднено, тогда происходит вегетативное размножение 4) успешная конкуренция с другими растениями 5) получение большого количества посадочного материала

Лабораторная работа «Размножение растений» Инструктаж Требования безопасности во время работы 1. Точно выполнять все указания учителя при проведении работы. 2. При использовании режущих и колющих инструментов брать только за ручки, не направлять их заостренные части на себя и на своих товарищей, класть их на рабочее место заостренными концами от себя. 3. Соблюдать осторожность с лабораторной посудой. 4. Во избежание отравлений и аллергических реакций, не нюхать растения, не пробовать их на вкус. 5. При получении травмы сообщить об этом учителю. Требование безопасности по окончании работы 1.Привести в порядок рабочее место. 2.Тщательно вымыть руки с мылом.

Домашнее задание: на «отлично» изучить параграф 25. Ответить на вопросы. Ведите регулярные наблюдения за ростом и развитием черенков. Данные записывайте в таблицу, стр.145 Проанализировать полученные результаты. Сделать выводы и обсудить их в классе. на «хорошо» изучить параграф 25. Ответить на вопросы. Подумайте. Почему вегетативное размножение широко применяется в садоводстве и цветоводстве? на «удовлетворительно» изучить параграф 25. Ответить на вопросы стр.144. Название растений Началаукоренения Начало образованияпридаточных корней Высадка в цветочные горшки Начало роста побегов Дата

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

Номер материала: ДБ-869343

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

При Роскомнадзоре создадут комиссию по защите детей от деструктивного контента

Время чтения: 1 минута

Специалисты ВШЭ предложили по-новому рассчитывать зарплату учителям

Время чтения: 2 минуты

Искусственный интеллект предупредит студентов о грозящем отчислении

Время чтения: 1 минута

В России появится «Цифровой помощник родителей»

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения намерено ограничить продвижение готовых домашних заданий

Время чтения: 2 минуты

В Калининграде работникам образования выплатят по 10 тыс. рублей

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также:  Правила оформления таблицы статистика

Источник



Вегетативное размножение покрытосеменных растений – таблица 6 класс, биология

Содержание

  1. Особенности вегетативного размножения
  2. Значение в природе
  3. Виды искусственного вегетативного размножения
  4. Специализированные органы вегетативного размножения
  5. Таблица «Вегетативное размножение покрытосеменных растений»
  6. Что мы узнали?

Вегетативное размножение – это увеличение числа особей путём отделения от материнского растения частей, способных самостоятельно развиваться. Такое отделение может быть естественным, то есть проходить без участия человека, и искусственным (производится человеком).

Особенности вегетативного размножения

Вегетативное размножение возможно благодаря регенерации – свойству растений восстанавливать утраченные части тела.

Регенерация возможна при наличии на участке побега почек.

Органами вегетативного размножения являются побег и его видоизменения, а также лист и корень.

Для удачного размножения побег должен быть способным образовывать корни.

Значение в природе

Вегетативное размножение осуществляется быстрее, чем половое, т. к. при нём нет необходимости:

  • в образовании специальных органов для размножения;
  • в длительном созревании спор, гамет или семян.

Поэтому оно чаще используется растениями при захвате территории.

Этот вид размножения не столь требователен к условиям и, когда невозможно половое размножение, например, при отсутствии опылителей, или при сильном затенении, растения размножаются вегетативно.

Виды искусственного вегетативного размножения

Чаще всего осуществляется размножение:

  • черенками;
  • отводками;
  • прививками;
  • луковицами;
  • делением куста;
  • методом культуры тканей;
  • клубнями.

Черенок – это участок вегетативного органа с почками. Способ размножения черенками – один из самых простых, подходит многим растениям.

Рис. 1. Вегетативное размножение.

Бывают листовые, стеблевые и корневые черенки.

Отводками называют побеги, прижатые к земле и выпустившие придаточные корни. Обычно так размножают кустарники.

Метод прививки придуман человеком, аналога в природе не имеет. При этом методе в расщеп дерева (подвой), или в его надрез вставляется веточка или почка другого дерева (привой).

Прививка позволяет растить на одном дереве несколько разных сортов или пород деревьев.

Метод прививки помог сохранить исчезающий вид дерева кокио. Последний экземпляр кокио погиб при пожаре, но одна ветка была успешно привита родственному виду.

Рис. 2. Цветок кокио.

Специализированные органы вегетативного размножения

Это видоизменённые побеги, которые самой природой предназначены для вегетативного размножения:

  • луковицы;
  • корневища;
  • выводковые почки;
  • клубни.

Выводковые почки представляют собой зачаточные побеги, готовые к прорастанию. Осыпаясь с материнского растения, они укореняются, образуя молодую поросль.

Рис. 3. Выводковые почки каланхоэ.

Саженцы, продаваемые на рынках, являются молодыми растениями, выращенными из черенков с использованием прививки.

Метод культуры тканей подразумевает выращивание новых растений из нескольких клеток материнского организма. Используется в лабораторных условиях.

Источник

Вегетативное размножение покрытосеменных растений

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: формирование представлений о способах вегетативного размножения покрытосеменных растений.

  • показать особенности вегетативного размножения и его значение в природе жизни человека;
  • научить применять полученные знания по осуществлению вегетативного размножения комнатных растений на практике;
  • содействовать формированию навыков работы в группах, развитие коммуникативных качеств; формированию бережного отношения к природе.
  • предметные: знание основных способов вегетативного размножения; понимание и осознанное применение терминов: черенок, отпрыск, отводок, прививка, привой, подвой, культура тканей.
  • метапредметные: умение работать в группах, сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов; работать с разными источниками информации; контролировать и оценивать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей.
  • личностные: наличие любознательности, познавательной активности на основе интереса к изучению жизнедеятельности организмов.

Оборудование: раздаточный материал для групп, презентация, компьютер, мультимедийный проектор, комнатные растения, горшочки с землей, ножницы, сосуд с водой.

I. Актуализация знаний

Ребята, вот уже несколько уроков мы с вами занимаемся изучением биологических явлений и сегодняшний урок – не исключение. Каждую секунду гибнет от старости, болезней и хищников большое количество живых существ: растений, животных и микроорганизмов. И только благодаря этому свойству жизнь на Земле не прекращается.

Учитель: Ребята, о каком процессе пойдет речь? (Ответ: размножение)

–Что такое размножение?

– Какие способы размножения вы знаете?

– Что характерно для полового размножения?

– На прошлом уроке вы с вами узнали, что растения могут размножаться с помощью семян. — Как называется такой способ размножения? (ответы детей)

Могут ли растения производить потомство без помощи семян?

– Как мы в основном размножаем цветковые растения, например, комнатные?

– Как называется этот способ размножения? (вегетативное размножение)

Значит, получается, растения размножаются не только семенами. Исходя из всего вышесказанного, мы попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока.

Итак, тема нашего урока… (варианты детей и окончательное озвучивание темы учителем) « Вегетативное размножение покрытосеменных растений»

II. Изучение нового материала

Открываем тетради, записываем число и тему урока.

– Какие растения являются Покрытосеменными? Как ещё их называют и почему? (покрытосеменные, семя защищено плодом)

– Давайте вспомним строение растения и подумаем, какие части растения участвуют в половом размножении, а какие – в бесполом (ответы детей).

– На какие две группы можно разделить все органы цветковых растений? (вегетативные и генеративные)

– Что относят к вегетативным (стебель, корень, лист), а что к генеративным органам (цветок)?

Вегетативное размножение – это воспроизведение растений из вегетативных частей тела: корня и побега. (Запись в тетрадь)

Как вы думаете, какова цель нашего урока, что мы должны сегодня узнать?

Читайте также:  Уровни регуляции менструационного цикла таблица

Формулировка цели урока

– Изучить способы вегетативного размножения.

Девиз нашей дальнейшей работы – помогая другим, учимся сами.

Поэтому нашу работу мы будем проводить в группах. Каждая группа получает вопросы. В течение 10 мин вы готовите ответы, обмениваетесь ответами внутри группы. После этого каждая группа представляет отчет. Учащиеся сами выбирают того ученика, кто

будет выступать от группы, а остальные ученики с других групп, могут вопросы задавать

по этой теме. В каждой группе есть консультант, который оценивает работу, выставляет баллы за каждый вид работы.

Задание для 1 группы

1. Прочитать § 25

2. Изучить способы вегетативного размножения и заполнить таблицу

Органы растения Способы вегетативного размножения Примеры растений
Корень Корневые черенки Одуванчик, малина
Корневые отпрыски Тополь вишня
Видоизмененные подземные побеги Корневище Пырей одуванчик
Клубень Картофель
Луковица Лук, тюльпан

3. Продолжить заполнение таблицы во время обсуждения.

Задание для 2 группы.

1. Прочитать § 25

2. Изучить способы вегетативного размножения и заполнить таблицу.

Органы растения Способы вегетативного размножения Примеры растений
Надземные побеги Стеблевые черенки Смородина, ива
Отводки Крыжовник
Усы Земляника, хлорофитум

3. Продолжить заполнение таблицы во время обсуждения.

Задание для 3 группы.

1. Прочитать § 25

2. Изучить способы вегетативного размножения и заполнить таблицу.

Органы растения Способы вегетативного размножения Примеры растений
Лист Листовые черенки Узамбарская фиалка,
Часть листа Сансевьера

3. Продолжить заполнение таблицы во время обсуждения.

Обсуждение результатов работы с использованием презентации. По ходу обсуждения каждая группа дополняет свою таблицу новыми способами вегетативного размножения.

Отчет первой группы.

Если корни толстые, то их необходимо разрезать на кусочки от 5 до 7 см в длину. Верх отрезать горизонтально ровно, а низ наискосок. Воткнуть в землю черенки таким образом, чтобы субстрат их плотно охватил. Затем накрыть корешок субстратом примерно на 1 см и полить. Как только покажутся первые листочки, растение можно пересаживать в сад.

Если же корни тонкие, то поступают следующим образом. От материнского растения отрезают корни и нарезают их кусочками по 7-10 см. Посуду для рассады наполняют субстратом и укладывают черенки с шагом 3-5 см. Черенки прикрывают субстратом слоем в 1см и поливают”.

Корневые отпрыски-побеги, выросшие из почек, образующихся на корнях.

Видоизмененные подземные побеги – это корневище, луковица, клубень.

Условия существования побегов, расположенных под землей, сильно отличаются от наземной среды. Поэтому у них появились другие важные функции, такие как способность, переносить неблагоприятный период жизни, отложение питательных веществ в запас, возможность вегетативного размножения.

Корневище – внешне напоминает корень, но у него имеются верхушечная и пазушная почки, а также пленчатые чешуйки – видоизмененные листья. Если кусочек корневища с почкой и придаточными корнями посадить в почву, разовьется новое самостоятельное растение. Размножаются крапива, пырей, ирис, мята.

Клубень – видоизмененный подземный побег, у которого на первый план выступает запасающая функция. Когда клубней недостаточно, ценные сорта можно размножить частями клубня, глазками-почками, ростками и верхушками клубней.

Луковица – это специализированный подземный укороченный побег. Одна луковица может образовывать несколько луковичек-деток. Попадая в почву, каждая дает начало новому растению.

Отчет второй группы

Стеблевыми черенками размножают смородину, тополь, вербу и некоторые другие деревья, и кустарники. Однолетние одревесневшие черенки длиной 25–30 см весной, до распускания почек, сажают в хорошо подготовленную почву. На черенке должно быть не менее 5 почек или листьев. Поместить черенок можно в воду или сразу в землю под углом 45. К осени на черенках образуются придаточные корни. Тогда черенки выкапывают и сажают на постоянное место. Стеблевыми черенками размножают также многолетние флоксы, георгины и комнатные растения (фикус, бегонию, традесканцию).

Отводками растения размножают по-разному. Проще всего наклонить весной к земле молодой побег, чтобы он своей серединой касался земли. На нижней части побега под почкой надрезать кору. В месте надреза пришпилить побег к почве и окучить влажной землей. Конец подвязать к палке, воткнутой в землю. К осени в месте надреза образуются придаточные корни. Тогда побег надо отрезать от куста и посадить на постоянное место.

Отводками размножают смородину, крыжовник и другие растения.

Лесная земляника размножается усами.От одного материнского растения летом отрастает несколько ползучих побегов –усов. В узлах таких стеблей образуются корни и придаточные почки, из которых развиваются молодые растения. Они быстро укореняются и весной после сгнивания уса-побега начинают самостоятельную жизнь.

Отчет третьей группы

Существует три способа размножения листьями: размножение целым листом с черешком, размножение частью листа и размножение целым листом.

Размножение частью листа проводят таких растений, как бегония королевская, бегония Мэсона, сансевьера. Нужно разрезать листья сансевьеры на кусочки примерно по 5 см длиной, листья бегонии – 4 см. Сажают нарезанные листья в рыхлый субстрат из смеси торфа и листовой земли или же в теплый и влажный песок. Лист не должен падать плашмя на почву, поэтому под него подкладывают опору. Через некоторое время листья дают корни и образуется молодое растение. Для этого необходимо создать нужные условия – высокую температуру воздуха (+30–35°С) и очень аккуратный полив.

Размножение целым листом и черешкомхарактерно для таких растений, как сенполии, глоксинии и для некоторых видов бегонии. Для размножения целым листом с черешком необходимо взять целый, здоровый лист у самого основания растения. В зависимости от того, в чем Вы будете укоренять лист, оставляйте нужную длину черешка.

Читайте также:  Таблица средняя температура москвы

Например, при укоренении сенполии в воде, нужно оставить черешок длинной 3-4 см.

Если же укоренять в земле, то оставить нужно лишь 1см черешка и не более. Срезать нужно строго поперек острым ножом. После чего поместите черешок в заранее подготовленное углубление в почве, таким образом, чтобы к стенке горшка была обращена нижняя часть листа. Сам лист должен возвышаться над почвой и не касаться её.

Размножение прививкой. По ходу рассказа учителя учащиеся работают со словарём (записывают термины: прививка, привой, подвой, дичок)

Прививка – приживление части одного растения на другое.

Прививкой размножают растения, у которых затруднено образование придаточных корней (яблоня, груша, цитрусовые).

а) почкой прививка проводится летом;

б) черенком прививка проводится весной.

Привой – глазок или черенок культурного растения, который прививают.

Подвой – растение, к которому прививают.

Дичок – молодое растение, выращенное из семени плодового дерева.

Прививка черенком – производят весной, пока не тронулись в рост почки. Срезанный с культурного растения черенок соединяют со стеблевой частью подвоя. Чтобы прививка была удачной, нужно прижать камбий привоя к камбию подвоя. Место прививки туго обвязывают мочалом или лентой из полиэтиленовой пленки, а срез пенька замазывают варом. Если прививка сделана правильно, произойдет срастание подвоя с привоем и почки привоя начнут распускаться.

Прививка почкой – во второй половине лета с культурного плодового дерева срезают однолетний побег. С него удаляют листовые пластинки, оставляя только черешки. У основания стволика дичка-подвоя острым ножом делают надрез коры в виде буквы Т. Поворачивая лезвие ножа в надрезе, отделяют кору дичка от древесины. Затем с побега культурного сорта срезают хорошо развившуюся почку с тонким слоем древесины длиной 2–2,5 см и вставляют ее под кору дичка в надрез. Место прививки туго обвязывают, так, чтобы сама почка оставалась свободной от обвязки.
Если прививка сделана правильно, через 2–3 недели подвой срастется с привоем, а весной следующего года из привитой почки разовьется побег. После этого стебель надо срезать выше места прививки. Через 2–3 года побег превратится в деревце культурного сорта, которое можно посадить в саду.

Значение вегетативного размножения. (записать в тетрадь)

  1. Растения быстро расселяются на новые территории.
  2. Некоторые растения не образуют семян
  3. Сохраняются все признаки материнского растения.
  4. Растения, появившиеся путем вегетативного размножения, могут раньше перейти к плодоношению

III. Закрепление знаний

1. Практическая работа «Вегетативное размножение комнатных растений»

Ребята! Мы сегодня узнали много нового о бесполом размножении растений. Я хочу предложить вам опытным путём решить следующую задачу.

Представим себе, что мы получили задание озеленить рекреации школы, но нам было выделено только по одному виду комнатных растений. Как нам успешно выполнить это задание и получить большое количество новых растений?

  • хлорофитум (усы)
  • фиалка (листовой черенок)
  • герань (стеблевой черенок)

Инструктаж по технике безопасности перед выполнением практической работы.

Каждая команда получает одно растение. Используя необходимое оборудование, инструктивные карточки ребята выполняют работу и называют способ размножения, который они использовали. (Приложение)

Выводы: Сегодня на уроке мы изучили способы вегетативного размножения цветковых растений и научились применять полученные знания на практике. Знание способов вегетативного размножения растений имеет большое значение в комнатном цветоводстве. Это позволит нам украсить свой дом, класс, школу разнообразными комнатными растениями, создать уют и улучшить экологическую обстановку

IV. Подведение итогов урока

– Подсчитаем количество баллов (проверка проводится по эталонам в презентации, консультанты выставляют баллы). Поставить оценки.

– Понравился ли вам сегодняшний урок? Что нового для себя вы узнали на сегодняшнем уроке? Какие растения вам хотелось бы размножить вегетативным способом?

Вы сегодня замечательно поработали на уроке! Спасибо всем.

Источник

Помогите заполнить таблицу : «Вегетативное размножение растений». Название растения: способ вегетативного размножения и значение в природе и жизни человека.

Вегетативное размножение — это способ размножения растений при помощи какого-либо из их вегетативных органов. Выделяют:

— Размножение листиками. Фиалки, крассулы, разнообразные комнатные цветы. Функция данных растений, в основном — декоративная.

— Размножение черенками. Хорошо подходит для древовидных форм: яблонь, груш, слив и т.д. Значение — развитие садоводства и огородничества.

— Размножение клубнями. Чаще всего в наших краях это картофель и топинамбур. Значение — источник пищи, очень богатой на разнообразные углеводы.

— Размножение корневыми отводками. Используется для древовидных форм с ярко выраженным стержневым типом корня: тополя, дуба, клёна. Играют важную роль в садово-парковом хозяйстве любого города.

— Размножение усами. Это культуры, выращиваемые на огородах: клубника, огурцы, кабачки. Их значение состоит в получении урожая, который в дальнейшем употребляется в пищу.

— Размножение луковицей. Используется чаще всего в наших краях для разведения чеснока и лука, хотя возможно также использование для разведения цветов, например, тюльпанов. Значение — преимущественно кулинарное и эстетическое.

Что же касается значения всех этих растений в природе, то они все являются неотъемлемой частью биосферы и постоянно принимают участие в процессах круговорота вещества и энергии, продуцируя биомассу для консументов. Без них существование планеты в том виде, в котором мы её знаем, было бы невозможным.

Источник

Adblock
detector