Меню

Искусство древней руси 6 класс таблица

§ 9. ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ

§ 9. ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ

После принятия христианства главным украшением городов стали каменные храмы, возведению которых Русь училась у Византии. В основу древнерусских построек лег греческий крестово-куполъный тип храма. В плане такие храмы имели форму креста. В центре креста возвышался главный барабан с куполом. Как правило, барабан опирался на 4 столба (см. рис. на с. 51). Внутренние залы – нефы перекрывались сводами. К ним примыкали боковые пристройки – хоры и открытые галереи. Крыши крыли свинцовыми пластинами. В оконные проемы вставляли деревянные рамы с круглыми стеклами в свинцовых переплетах.

Среди множества храмов Руси имелись настоящие шедевры архитектуры и строительной техники. В Киеве возвели церковь Богородицы (989 – 996). В народе она была известна как Десятинная. Церковь погибла в 1240 г. во время монголо-татарского нашествия. Софийский собор (1037) украшает Киев до сего дня. Он был сильно перестроен в XVII – XVIII вв. Золотые ворота (1037) с церковью Благовещения были реставрированы в 1982 г. Княжеские дворцы X – XII вв. погибли в 1240 г.

В Чернигове построили Спасский собор (XI в.), он существует и ныне. Терем в детинце (XI в.) известен по реконструкции, он погиб во время монголо-татарского нашествия. Борисоглебский собор (1128) разрушили в Великую Отечественную войну, сейчас он восстановлен в первоначальном виде. В Новгороде и Полоцке в середине XI в. были возведены соборы Святой Софии. Переяславль украсила церковь св. Михаила.

Устройство крестово-купольного храма

Софийский собор в Киеве. Реконструкция

2. Изобразительное искусство

Живопись. Оформление соборов Киевской Руси способствовало развитию живописи. Мастера составляли из кусочков цветного непрозрачного стекла – смальты – мозаики. По сырой штукатурке красками создавали фрески. На досках писали иконы.

Книги украшали заставки из орнаментов и небольшие рисунки – миниатюры. В подлинниках X – XII вв. миниатюр дошло мало. Это рисунки «Изборника Святослава», заставки «Мстиславова Евангелия». Но в позднейших хрониках есть копии миниатюр эпохи Киевской Руси.

Скульптура. В дохристианской Руси на капищах стояли деревянные и каменные идолы. О том, как они выглядели, можно судить по Збручскому идолу (см. с. 61).

На шиферных и известняковых плитах художники делали полуобъемные изображения – рельефы.

Архангел Гавриил. Мозаика из Софийского собора в Киеве

3. Прикладное искусство

Древнерусские ювелиры – «кузнецы по злату, серебру и меди» владели всеми известными в средневековой Европе видами обработки цветных металлов: чернью, литьем, волочением проволоки, сканью, зернью, цветной эмалью.

Иноземных путешественников поражали золотые ворота русских церквей. По медному темному фону шел золотой рисунок на библейские сюжеты. Это была золотая роспись по меди.

Спас Нерукотворный. Икона

Скань представляла собой кружевное плетение из проволоки. Иногда проволоку плющили, надрезали под разными углами. Она начинала напоминать блестящие камешки и узоры. Это была уже филигрань.

Травлением серебра наносили на браслеты, ларцы, оклады книг и икон черные рисунки. В технике черни с X в. делали височные кольца, медальоны, кресты, перстни.

Зернь. Украшения-подвески. Реконструкция

Зернь была очень трудоемкой техникой, но позволяла создавать прекрасные вещи из золота и серебра, словно усыпанные множеством маленьких бриллиантов. На поверхность изделия ремесленник напаивал сотни мелких металлических отполированных шариков.

У византийских художников русские научились работать с разноцветной эмалью – стеклообразной массой, которую наносили на металл. Была освоена более сложная техника перегородчатой эмали. Сначала мастер напаивал на основу тонкие перегородки – контуры рисунка. Эмаль заливалась между перегородками. Греки предпочитали синий и белый цвета, русские – коричневый, бордовый, красный, зеленый. Большое хождение на Руси имели стеклянные браслеты.

1. Какие жанры искусства были известны на Руси?

2. Перечислите наиболее известные архитектурные памятники и расскажите о них.

3. В тетради по истории дайте определение таких видов живописи, как фреска, мозаика, икона и миниатюра.

4. Расскажите о ювелирном искусстве Руси.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

НАЧАЛО ДРЕВНЕЙ РУСИ

НАЧАЛО ДРЕВНЕЙ РУСИ Олег-правитель879–912Если в 862 году произошло утверждение варяжской власти, то в 864 году после смерти братьев Рюрик получил единоличное правление. И – по Карамзину – тут же сложилась система монархического правления с феодальным, поместным или удельным

На Древней Руси

На Древней Руси Летописная сказочка про «испытание вер» повествует, что евреи тоже хвалили князю Владимиру свою веру. Ехать для общения с евреями в иные земли необходимости у князя не было ни малейшего: если бы князь хотел, он мог пообщаться с иудаистами, не выходя из

РАСЦВЕТ ДРЕВНЕЙ РУСИ

РАСЦВЕТ ДРЕВНЕЙ РУСИ Как внутренняя, так и внешняя политика князя Владимира существенно отличалась от политики его предшественников. Основные его усилия направлены на консолидацию территории и укрепление властных структур Древнерусского государства. Он решительно

География Древней Руси

География Древней Руси Это сегодня мы проводим границу между Европой и Азией по Уральским горам. В поздней античности не вся европейская часть России считалась Европой. Граница Европы и Азии для любого образованного грека проходила по Танаису (Дону). Далее на восток от

Князья Древней Руси

Князья Древней Руси Еще раз оговорюсь: на Руси князья были, что называется, испокон веку, но это были главы отдельных племен и племенных союзов. Зачастую размерами своих территорий и населением эти союзы превышали государства Европы, только жили в труднодоступных лесах.

Литература, наука и искусство древней Месопотамии

Литература, наука и искусство древней Месопотамии Важнейшим культурным достижением шумеров была словесно-слоговая клинопись, основанная на «ребусном» принципе (знак, обозначавший односложное слово, использовался также для обозначения соответствующего слога в составе

КНЯЗЬЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ

КНЯЗЬЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ Один известный российский писатель недавно потешался над украинцами, выступая на канале НТВ:«Вы представляете, до чего додумались на Украине? Там князей Рюриковичей Киевской Руси стали называть украинскими князьями! Хотя каждый школьник знает, что

Братоубийство в Древней Руси

Братоубийство в Древней Руси В 1015 году умер знаменитый князь-креститель Владимир I, младший сын князя Святослава Игоревича, прозванный в народе Красным Солнышком. Его мудрое правление способствовало расцвету Древнерусского государства, росту городов, ремесла и уровня

Глава 10 Наука, культура и искусство древней Месопотамии

Глава 10 Наука, культура и искусство древней Месопотамии Искусство Шумера и Аккада О том, каким представляли себе мир древние люди, – пишет американский автор Джеймс Веллард, – мы можем узнать преимущественно по произведениям литературы и изобразительного искусства…

3. Древняя Русь в период X – начала XII вв. Принятие христианства на Руси. Роль Церкви в жизни Древней Руси

3. Древняя Русь в период X – начала XII вв. Принятие христианства на Руси. Роль Церкви в жизни Древней Руси Внук Ольги Владимир Святославович первоначально был ревностным язычником. Он даже поставил близ княжеского двора кумиров языческих богов, которым киевляне приносили

Воинское искусство в Древней Руси

Воинское искусство в Древней Руси Структура войска в ранний период русской истории (X–XI века) С расширением в первой половине IX века влияния киевских князей на племенные союзы древлян, дреговичей, кривичей и северян, налаживания системы сбора и экспорта полюдья киевские

8. ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА И КРЕЩЕНИЕ РУСИ. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ

8. ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА И КРЕЩЕНИЕ РУСИ. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ Одним из самых крупных событий, имевших долгосрочное значение для Руси, стало принятие христианства в качестве государственной религии. Основная причина введения христианства в его византийском варианте –

Читайте также:  Таблица масштабов карт планов

Анна Евгеньевна Петракова Искусство Древней Греции и Рима

Анна Евгеньевна Петракова Искусство Древней Греции и Рима Учебно-методическое пособие издается по решению Редакционно-издательского совета Санкт-Петербургского культурологического обществаНаучный редактор А. В. Корнилова , доктор искусствоведения,

Источник



История русской культуры в таблицах

История русской культуры в таблицах

Таблица может понадобиться для подготовки к ЕГЭ и решения многих вопросов.

Культура Древней Руси (IX- первая треть XIII в.)

чернь – вид ювелирной техники, при котором изображения наносятся гравировкой на золото (серебро) с заполнением штрихов черневым сплавом.

Финифть (эмаль)- прочное стеклообразное покрытие, наносимое на металлический предмет и закрепляемое обжигом

скань- вид ювелирной техники, изготовление украшений из тонкой проволоки

2.Узелково – иероглифическая письменность;

4.Славянская азбука, Кирилл и Мефодий.

(Глаголица и кириллица)

  • Летопись;
  • Житие;
  • Слово (поучение);
  • Хождения;
  • Исторические повести.

Летопись- «Повесть временных лет», Нестор – монах Киево-Печёрского

монастыря, около 1113 года.

Житие (агиография), первое житие – житие Бориса и Глеба.

-торжественное – «Слово о Законе и Благодати», автор- первый киевский митрополит Илларион;

-нравоучительное – «Поучение Владимира Мономаха» (нравственное и политическое завещание).

Хождения «Хождение игумена Даниила в Палестину».

  • Десятинная церковь в Киеве (первый каменный памятник);
  • Собор Святой Софии в Новгороде;
  • Собор Святой Софии в Киеве, строительство началось в 1037г, воздвигнут в честь победы над половцами. Символизировал равенство Киевской Руси с Византией в политическом и религиозном отношениях.
  • Золотые ворота в Киеве.

Памятники Владимиро-Суздальской земли:

Мозаика- изображение, выполненное из набора цветных камней, мрамора, смальты.

Иконы, самая почитаемая – Богоматерь с младенцем

Развитие русской культуры (середина XIII-XV вв.). Церковная культура

Литература Архитектура Живопись Церковь
— влияние ига на темпы и ход развития. Жанры: Летописи; Исторические повести;

«Повесть о разорении Рязани»;

«Повесть о Щелкане»

(о восстании в Твери в 1327г.);

«Житие Александра Невского» (О Невской битве);

Белый камень Красный кирпич

1367-1369гг. Иван III

  • Успенский собор
  • Благовещенский собор(1484-1489гг.);
  • Церковь Ризоположения

Создатели: псковские мастера;

  • Грановитая палата;

1487г.- Марко Фрязин,

1491г. – Пьетро Антонио Солари;

  • Троице-Сергиева Лавра,
  • Феофан Грек (1340-1410),

использование ярких красок, часто используются контрастные цвета; лики святых полны внутренней силы, страсти, борьбы. Расписал: Благовещенский собор, Спас на Ильине в Новгороде.

  • Андрей Рублёв

(конец 14в.- первая треть 15в.),

возвышенная одухотворённость образов, мягкость, лиризм, глубокая человечность, внутренняя сила и спокойствие.

Иконы: «Спас», «Троица».

Расписал: Успенский собор во Владимире, Троицкий собор, Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря.

  • Дионисий (1440-1505гг.),

предельная отрешённость, лёгкость, использование цветных пятен, много белого цвета.

Нил Сорский Иосиф Волоцкий

Нестяжатели – отказ от накопительства, церковь не вмешивается в светские дела.

Иосифляне – церковь должна владеть землями и собственностью, для того, чтобы помогать нищим, иногда доходили до признания власти церковной выше светской.

Развитие русской культуры в XVI веке. Церковная культура

1 .«Степенная книга» (описание правлений русских князей от Владимира Святого до);

2.«Лицевой летописный свод».

  • Исторические повести:

1. «Казанское взятие»;.

1.«Сказание о князьях Владимирских»; концепции наследственной связи

русских государей с византийскими императорами.

2.И.Пересветов: «Сказание о царе Константине», «Сказание о Магомете – Салтане»: идеал государственного устройства — сильная самодержавная власть.

3.А.Курбский: «История о великом князе Московском »; идея- ограничение царской власти. Переписка с царём о путях развития Руси, об отношении монарха с подданными.

4. Сильвестр «Домострой»- энциклопедия домашнего хозяйства и моральных норм, правила поведения в семье.

Максим Грек выступал против обогащения церкви.

Матвей Башкин — против официальной церкви, осуждал холопство.

  • Церковь Вознесения

в селе Коломенском:1-ый памятник, построенный в шатровом стиле. Воздвигнут в честь рождения Ивана IV.

  • Покровский собор

(Храм Василия Блаженного, Покрова на Рву); архитекторы: Барма и Постник, 1555-1556г.

  • Архангельский собор,

Архитектор — Алевиз Новый , 1506-1508гг.

Фёдор Конь – Белый город

Русская культура XVII века.

наука литература публицистика архитектура живопись театр
География:

В. Поярков: экспедиция на Амур;

2.1648 г. – С. Дежнев: выход к проливу между Азией и Северной Америкой;

3.1649г.- Е. Хабаров:

4.В. Атласов: Камчатка и Курильские острова;

1. « Сказание Авраама Палицына»

2. «Повесть об Азовском осадном сидении»

( победа над турками 1641г.)

1. «Повесть о Ерше Ершовиче»;

2. «Повесть о Шемякином суде»;

3. «Калязинская челобитная» (высмеивается монастырь)

основатель Симеон Полоцкий.

1. «О Навуходоносоре царе»;

(идея: социальный мир и смягчение угнетения);

2. С. Полоцкий:
«Политика». Идея: цель самодержавного

1. начало- 30-ые годы XVII века – шатровый стиль;

2.40-ые- 70-ые годы XVII века – барокко:

г) сочетание красного и белого кирпича.

Т.Константинов, Т.Шарутинов, Л.Ушаков,

1.Кремлёвский Теремной дворец;

2.Воздвигнут шатёр над Спасской башней Кремля в Москве;

3. Церковь Покрова в Филях (барокко);

4.Дворец Алексея Михайловича в Коломенском (деревянный; Петров и Михайлов).

(стремился «выписать» детали, придать объём).

3.картина «Насаждение древа государства»

XVII век: появляются парсуны – портреты

Русская культура первой половины XVIII века

образование наука театр литература быт архитектура живопись
1. «Арифметика» Магницкого;

2. «Грамматика» Смотрицкого;

3. «Букварь» Поликарпова;

4. «Первое учение отрокам» Прокоповича.

1708-1710 г.- реформа алфавита, гражданский шрифт.

1714г.- указ: уклонившиеся от службы дворяне не имели права жениться.

2.Навигацкая школа (1701г.),

3.Морская школа (1715г.);

2.1706г.- аптекарский огород- основа ботанического сада;

3. 1707г.- первый госпиталь;

1718г. – отечественные хирургические инструменты;

4.1724г.- подводная лодка (Никонов)

5.1714г. – Кунсткамера-первый естественно-научный музей.

6.В Сухаревской башне Я. Брюс открыл обсерваторию.

«К уму своему» (защита петровских преобразований);

2.1703г.- газета «Ведомости»;

4. «Юности честное зерцало» (правила хорошего тона).

«Правда воли монаршей»,

«Слово о власти и чести царской».

Идея: право монарха на неограниченную власть.

изогнутость линий фасада;-обилие колонн, статуй.Памятники:

-Собор Петропавловской крепости (Трезини, Земцов);

-здание 12 коллегий

( проект Трезини, Земцова);

(началось строительство при Петре);

Русская культура второй половины XVIII века

Наука. Изобретения. Литература. Образование. Живопись. Скульптура. Архитектура. Театр.
1.Ломоносов – развитие молекулярной теории строения веществ; закон сохранения материи, доказал общность природы молнии и электричества, создал рецепт изготовления смальты, исследование Венеры, действующая модель вертолёта.

Лаптевы – исследование побережья Северного Ледовитого океана.

Татищев- «История Российская»;

шлифовка оптических стёкол;

-одноарочный неразводной мост;

-суда, двигавшиеся против течения;

-протезы для инвалидов.

Фонвизин – «Недоросль», «Бригадир».

Карамзин «Бедная Лиза»,

журналы «Трутень» и «Живописец».

1757г. – академия художеств (по плану Шувалова)

1764г. – Смольный институт благородных девиц (Бецкой).

(бюсты Ломоносова, Екатерины II);

-Дом Пашкова (Баженов);

Жемчугова – крепостная актриса;

Русская культура первой половины XIX века

Наука и образование. Литература. Архитектура. Живопись, скульптура. Театр Музыка.
1811г.- Царскосельский лицей;

Лисянский, Крузенштерн- кругосветная экспедиция(побережье Тихого океана, о. Сахалин, Камчатка);1807-1809-Головнин, Курильские острова; Головнин – глава Русского географического общества;

-1821-1824гг. – Литке; Северный Ледовитый океан;

доказал, что Сахалин-остров.

Зинин- синтез анилина;

-Шиллинг – электромагнитный телеграф;

Черепановы – первая ж/д

-реализм – Пушкин, Лермонтов, Гоголь.

-«Отечественные записки»: Некрасов

-ампир- опора на художественное наследие Греции и Рима;

обилие декоративных украшений и военной эмблематики.

-эклектика – произвольное сочетание разных стилей.

Росси: Сенат, Дворцовая площадь,

Бове: Манеж, Большой театр (ампир);

Воронихин: Казанский собор, Горный институт (ампир);

Захаров: Адмиралтейство (ампир);

Жилярди: здание Опекунского совета (ампир);

Тон: Большой Кремлёвский дворец,

Храм Христа Спасителя

Монферран: Иссакиевский собор,

Брюллов: «Последний день Помпеи», «Всадница»;

Иванов: «Явление Христа народу»;

Венецианов: «Жатва», «На пашне», «Гумно»,«Пастушок»;

Федотов «Сватовство майора», «Свежий кавалер», «Анкор, ещё анкор!», «Завтрак аристократа»

Клодт – «Укрощение коня» на Аничковом мосту;

Русская культура второй половины XIX века

Наука. Живопись Скульптура. Архитектура. Музыка. Театр.
География. Этнография.

Математика. Чебышев, Ковалевская;

Яблочков (дуговая лампочка), Попов (радио),

Химия .Менделеев – (периодическая система),

Бутлеров (основы органической химии).

Жуковский, Можайский, Циолковский

Тимирязев- фотосинтез, Сеченов – микробиология, физиология, Мечников – основал бактериологическую станцию,

Павлов – учение о высшей нервной деятельности. Боткин.

Репин, Суриков, Маковский, Поленов, Серов Васнецовы, Левитан, Шишкин.

Перов: «Чаепитие в Мытищах», «Тройка»,

Мясоедов: «Земство обедает», Пейзажи.

Шишкин: «Утро в сосновом бору»,

Репин: «Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Иван IV и его сын», «Запорожцы пишут письмо», «Арест пропагандиста»

Серов: «Девочка с персикамиСуриков: «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Берёзове», «Покорение Сибири Ермаком» Поленов: « Московский дворик»,

Левитан: «Март», «Золотая осень»,

Саврасов: «Грачи прилетели»,

Васнецов: «Богатыри», «Алёнушка», Верещагин: «Апофеоз войны».

Микешин, Опекушин «Тысячелетие России»

Антокольский: «Иван Грозный», «Ермак»,

Шервуд, Семёнов: Исторический музей,

1866г.- Московская консерватория

Бородин (химик), Кюи, Мусоргский, Балакирев

Бородин: «Князь Игорь»,

«Борис Годунов», «Хованщина»;

Дягилев: Русские сезоны (балет) в Париже.

Скачать можно, нажав Ctrl+S.

Рекомендуем:

Главная » Подготовка к ЕГЭ по истории » История русской культуры в таблицах

Источник

Культура Древней Руси

Культура Древней Руси

Древнерусское государство отличалось высоким уровнем развития культуры. Исходя из своего положения, Русь могла пользоваться достижениями своих соседей в общественной и духовной жизни, брать у них всё лучшее и формировать собственные самобытные традиции. Культура Древней Руси является полноправной частью европейской и мировой культуры.

ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ

Главным признаком становления и развития культуры Древнерусского государства является синтез культур восточных славян и их соседей, а также существование двоеверия.

Восточные славяне. Характерные черты: сохранение богатых традиций архитектуры, в частности деревянного зодчества — резьбы по дереву и камню; орнаментированные изображения зверей и птиц; верования в добрых и злых духов (щуров, домовых, русалок); связь устного творчества с язычеством, выраженная в существовании множества народных обрядов, примет и загадок. Учитывая высокий уровень развития славян, можно говорить о сохранении многих черт организации быта, что нашло отражение в одежде, предметах быта.

Соседние народы. Балты, финно-угры, хазары, печенеги, южные и западные славяне. У этих народов славяне позаимствовали элементы геометрического орнамента, некоторых представителей божественного пантеона (например, Перуна — Перунаса), ряд топонимов (Ветлуга) или же обычных слов (хата, топор и т, д.).

Благодаря Византии Русь познакомилась с достижениями христианства — церковными книгами и религиозными обрядами.

В страну часто приглашали византийских мастеров для постройки храмов, создания икон и росписей. Однако со временем русские мастера стали отходить от копирования стиля византийцев и больше внимания уделять патриотическим мотивам.

Двоеверие. Одновременное существование язычества и христианства привело к переносу черт языческих богов на христианских святых и привязке языческих праздников к новым христианским.

ПИСЬМЕННОСТЬ

Ещё до принятия христианства у славян существовала своя азбука. В IX в. братья монахи Кирилл и Мефодий создали новую азбуку — кириллицу. Её появление дало возможность славянам знакомиться с литературой других государств, при церквях стали открываться школы, в которых учили чтению и письму. Создавались многочисленные переводы (в первую очередь жития святых). Одной из самых старых книг считается Остромирово Евангелие, написанное в 1056—1057 гг. монахом Григорием.

Книги писали на выделанной телячьей коже — пергаменте — и украшали миниатюрами. Горожане использовали для записей бересту. Находки берестяных грамот свидетельствуют о высоком уровне развития письменности на Руси.

ЛИТЕРАТУРА

В XI в. на Руси зарождается литература. Особое место в ней отведено летописям. Древнейшая из дошедших до нас — «Повесть временных лет» — написана Нестором около 1113 г. Первым писателем Руси считается Иларион, автор «Слова о законе и благодати» (около 1049 г.). «Поучение Владимира Мономаха» стало первым на Руси произведением, в котором автор размышляет о воспитании потомков и нравственных ценностях, которыми необходимо руководствоваться в жизни.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Издревле отдельное место у славян занимают песни, сказки и былины. Любимыми героями былин во все времена являлись Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович, которые сейчас считаются реальными людьми, жившими в разное время с X по XIII в.

ЗОДЧЕСТВО

Издавна на Руси было известно деревянное зодчество. После принятия христианства с культовыми постройками на территорию государства приходит каменное зодчество. В 989 г. князь Владимир закладывает Десятинную церковь в Киеве, посвящённую Пресвятой Богородице (построена в 996 г.). При Ярославе Мудром были возведены киевский (1037 г.) и новгородский (1045—1050 гг.) Софийские соборы. Центральный купол был расположен над пересечением двух главных помещений (нефов) храма (сверху это пересечение образовывало крест). Такие храмы называют крестово-купольными.

На содержание церкви Успения Пресвятой Богородицы князь Владимир повелел отчислять десятую часть своих доходов, поэтому она была названа Десятинной.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

В конце X — XI в. на Русь из Византии приходят фрески, иконопись и мозаика.

Икона — изображение Христа, Богоматери и церковных святых. Иконы писали на деревянных досках, соблюдая каноны. Особое внимание уделялось цветовой символике. Один из первых киевских иконописцев — монах Алипий, живший на рубеже XI—XII вв.

Фреска — роспись водяными красками по сырой штукатурке. Являлась одним из основных украшений храмов.

Мозаика — изображение, созданное с помощью цветных камней или стёкол.

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

Древняя Русь славилась и своими искусными ремесленниками. В первую очередь заграничные купцы ценили высокое мастерство русских оружейников и ювелиров, искусство которых достигло высокого уровня.

Оружейники. Большим спросом пользовалось как оружие (копья, мечи), так и доспехи (кольчуги — защитные рубахи из металлических колец).

Ювелиры. Для создания украшений ювелиры использовали разнообразные сложные техники, например зернь (на поверхность изделия напаивался узор, состоявший из множества шариков-зёрнышек) или скань (орнамент или рисунок наносился тонкой золотой или серебряной проволокой, которую потом тоже напаивали на металлическую поверхность). Разноцветную скань часто сочетали с эмалью, получая перегородчатую эмаль.

ХРИСТИАНСКАЯ КУЛЬТУРА И ЯЗЫЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ

Появление христианства являлось важным фактором для развития культуры. Оно оказало влияние на архитектуру, литературу, изобразительное искусство и т. д. Христианская культура способствовала и нравственному развитию славян, большую роль в этом’ сыграли христианские ценности и заповеди. Длительное время на Руси наблюдалось соседство языческих традиций и христианства, причём люди могли почитать как языческих богов, так и христианских святых, отмечать праздники обеих культур. Сохранение языческих традиций наиболее явно прослеживалось в проведении Коляд, Масленицы, Купалья и других важных древних праздников; обрядах, декоративно-прикладном искусстве и устном народном творчестве. Однако с течением времени христианство постепенно замещало язычество, при этом многое заимствуя у него. Это помогало населению быстрее приспособиться к новой религии. Ускорение распространения христианства было также связано с усилением княжеской власти.

По свидетельству летописей, после принятия христианства Владимир сильно изменился. Князь повелел оказывать поддержку бедным людям и отказался от многоженства. В этот период на Руси началось активное строительство новых храмов и монастырей. Владимир приглашал из Византии священников, открывал школы при церквях (родителей часто приходилось заставлять отправлять детей в церковные школы, так как люди не сразу приняли новую веру). Принятие христианства изменило быт и нравы местных жителей. Для примирения славян с новой религией церковь сохранила некоторые языческие праздники, но при этом запретила жертвоприношения, кровную вражду, умыкание невест, призывала оказывать помощь нищим и убогим. С принятием новой религии Древнерусское государство встало в один ряд с другими европейскими христианскими странами.

Культура Древней Руси создала единую систему ценностей, близкую всем жителям государства и оказавшую большое влияние на дальнейшее развитие славян.

Конспект урока по Истории России «Культура Древней Руси».

Источник

Урок истории по теме «Искусство Древней Руси». 6-й класс

  • Познакомить учащихся с искусством древней Руси, с наиболее известными архитектурными памятниками.
  • Дать общее представление о внешнем и внутреннем устройстве православного храма.
  • Познакомить с новыми понятиями: крестово-купольная архитектурная система, купол, барабан, паперть, притвор, алтарь, закомары, лопатки, иконостас, солея, амвон, мозаика, икона, фреска.
  • Обогащать, закреплять и активизировать историко-культурологический словарь учащихся.
  • Формировать интерес к изучению истории Руси.
  • Воспитывать у детей духовное и эстетическое восприятие православной культуры, уважение к духовным и художественно-эстетическим традициям русского народа.

Тема урока: Искусство Древней Руси.

Ход урока

1. Стадия вызова.

2 Слайд. На экране изображены архитектурные сооружения различных стилей. Задание: отметьте, какие сюжеты относятся к Древней Руси, а какие нет.

(Дети вспоминают, что им известно, систематизируют имеющуюся информацию.)

В: – Как назвать эти сюжеты одним словом?

Правильно. И мы будем сегодня говорить об искусстве Древней Руси.

3 Слайд. Наэкранеутверждения:

  1. Первые храмы на Руси похожи были на византийские
  2. В Древней Руси храмы строили из дерева
  3. На первый взгляд все храмы разные, но были традиции в устройстве православных храмов

Задание: подумайте, верные эти утверждения или нет. Ответы запишите в тетради, затем обсудите в парах.

(Прием “Верные, неверные утверждения”).

На эти вопросы мы найдем ответ на нашем уроке. Сегодня вы узнаете:

  • Какими были первые храмы.
  • Как устроен православный храм.
  • Познакомимся с изобразительным искусством Древней Руси.

2. Стадия содержания

1) Первые русские храмы.

В: – Как вы думаете, когда появились первые храмы на Руси?

О: – Строительство первых храмов началось с проникновением на Русь христианства, примерно к 10в.

Действительно. После принятия христианства главным украшением городов стали каменные храмы. Возведению которых, Русь училась у Византии. Постепенно овладевая мастерством византийских зодчих, строители Древней Руси осваивали греческий стиль, постигали его секреты и вместе с тем дополняли его собственным опытом, вносили элементы славянского мировоззрения и мироощущения, личное переживание этического и эстетического содержания новой религии. Так формировался русскийстиль христианской архитектуры.

На слайде изображены памятники архитектуры (церковь в честь пресвятой Богородицы, Спасо-Преображенский собор в Чернигове, собора Святой Софии в Киеве Новгородского Софийского собора).

Задание: прочтите описание православных храмов на карточках, которые лежат у вас на партах, и соотнесите их с изображением на слайде. ( Приложение 1).

  • Первым каменным храмом, построенным на Руси после ее крещения, стала возведенная в Киеве, на месте убиения христиан-варягов Иоанна и Федора, церковь в честь пресвятой Богородицы.Строилась она византийскими мастерами с 989 по996г. Символизировала торжество новой государственной религии. Называли ее Десятинной т.к. Владимир выделил на ее содержание 1/10 часть своих доходов. Храм разрушили в 1240г. стенобитными машинами хана Батыя.

Самым древним из дошедших до нас русских храмов является Спасо-Преображенский собор в Чернигове, строительство которого было начато до 1036г. Это была придворная церковь Мстислава Черниговского. Высота ее 30м. Среди всех других русских храмов этот самый “византийский”, т.е. более соответствующий византийскому стилю. Но, по мнению специалистов, здесь уже присутствуют элементы русского своеобразия.

  • В 1037г. начато возведение собора Святой Софии в Киеве. По

указанию Ярослава Мудрого, храм стал центром главного города Киевской Руси. Высота его 29м.

Автор книги “Тысяча лет русской архитектуры” Иконников пишет: “Киевская София стала крупнейшим зданием Руси и была им до конца 15в. Столь грандиозных построек в то время не создавали уже и в самой Византии. . Русь получила эталон постройки технически наиболее совершенной для своего времени. Это дало мощный толчок к развитию каменного зодчества”.

  • Возможно, строительство Новгородского Софийского собора возглавляли зодчие, которые участвовали в возведении Киевской Софии, что сказалось на их большом сходстве. Инициатором строительства Новгородской Софии стал также Ярослав Мудрый, который до Киевского княжения был князем новгородским, где после себя посадил на княжеский престол своего сына Владимира. Эти два храма, имеющие одно название, столь близкие по внешнему устроению и размерам должны были символизировать единство 2х главных городов и княжеств, и общерусское единство. Новгородский Софийский собор строился с1045-1050гг.

2) Устройство крестово-купольного храма.

У детей имеются карточки с рисунком храма.

Задание: вам нужно во время рассказа учителя подписать на своих карточках части храма, о которых пойдет речь. ( Приложение 2).

Не возможно себе представить русское поселение без церкви. Пуст и уныл тот город, в котором нет храма, у него нет сердца.

Храм имеет совершенно особое назначение, отличное от любого другого сооружения, обычного жилища, дворца, школы, больницы и т.п. Храм создается для соборных молитв и совершения Таинств ( крещение, исповедь, причастие, венчание, миропомазание, рукоположение, елеосвящение). Поэтому и строится он так, чтобы и внешний облик, и внутреннее устройство храма соответствовали своему назначению.

5 Слайд. Главной внешней особенностью православного храма является его купольное завершение с водруженным на нем православным крестом. Купол возвышается на барабане.

Отметьте на своих храмах купол, крест, барабан.

Во внутреннем устроении храма особое значение имеет свод, символизирующий духовное небо.

6 Слайд. В Древнерусском государстве получила распространение крестово-купольная архитектурная система. В плане здания церкви как бы лежит крест. Перекрестье приходится на центр храма, т.е. на подкупольное пространство, где собираются верующие во время богослужения.

7 Слайд. Входв здание находится в западной его части, а алтарь располагается в восточной. Столбы делят храм на нефы(неф – корабль), нефов в храме может быть 1,2,3 и более. Алтарь – символизирует Небесное Божие Царство. Входить туда могут только священники, которые совершают богослужение или те, кто прислуживают во время него. Притвор– двор храма. Снаружи, у входа в храм, крылечко – паперть.

8 Слайд. Стены храма украшаются полукружиями – закомарами, которые переходят в лопатки и делят стены на части.

9 Слайд. Иконостас – главная стана в храме, похожая на грандиозную, удивительно интересную книгу, в которой можно увидеть историю мира, историю жизни Иисуса Христа. Он отделяет алтарь от средней части храма. Весь алтарь находится на возвышении со ступеньками – солея, а перед царскими вратами выступает возвышение – амвон.

10 Слайд. Вот такой вот рисунок у вас должен получиться.

3) Изобразительное искусство.

Оформление соборов Киевской Руси способствует развитию живописи. Мастера составляли из кусочков цветного стекла мозаики. Расписывали стены по сырой штукатурке – фрески. На досках писали иконы – изображение Спасителя, Богоматери или святых. Книги украшали небольшими рисунками – миниатюры.

3. Стадия рефлексии.

Возвращаемся к утверждениям “верные, неверные”. (Соотнесение новых и старых представлений).

11 Слайд. Дети отвечают письменно.

Наш урок подходит к концу, подведем итоги.

Задание: на маленьких карточках, которые лежат у вас на партах, вы сейчас будете рисовать. ( Приложение 3).

Дети должны раскрасить части храма отвечая на вопросы.

  • Если на уроке вам было интересно,раскрасьте закомары.
  • Если вы узнали что-то новое, раскрасьте апсиду.

Если вы еще что-то хотите узнать об искусстве древней Руси, тораскрасьте паперть.

Источник

Adblock
detector