Меню

Индивидуальные особенности восприятия таблица



Индивидуальные особенности восприятия

Восприятие во многом зависит от особенностей личности. Наши знания, интересы, привычные установки, эмоциональное отношение к тому, что воздействует на нас, влияют на процесс восприятия объективной реальности. Поскольку все люди различаются как по своим интересам и установкам, так и по целому ряду других характеристик, мы можем утверждать, что существуют индивидуальные различия в восприятии.

Индивидуальные различия в восприятии велики, но тем не менее можно выделить определенные типы этих различий, характерные не для одного конкретного человека, а для целой группы людей. К их числу в первую очередь необходимо отнести различия между целостным и детализирующим, или синтетическим и аналитическим, восприятием.

Целостный, или синтетический, тип восприятия характеризуется тем, что у склонных к нему лиц ярче всего представлено общее впечатление от предмета, общее содержание восприятия, общие особенности того, что воспринято. Люди с этим типом восприятия меньше всего обращают внимание на детали и на подробности. Они не выделяют их специально, а если схватывают, то не в первую очередь. Поэтому многие детали остаются незамеченными ими. Они больше улавливают смысл целого, чем детальное содержание и особенно его отдельные части. Для того чтобы увидеть детали, им приходится ставить себе специальную задачу, выполнение которой порой дается им с трудом.

Лица с другим типом восприятия — детализирующим, или аналитическим, — наоборот, склонны к четкому выделению деталей и подробностей. Именно на это направленно их восприятие. Предмет или явление в целом, общий смысл того, что было воспринято, отходит для них на второй план, иногда даже совсем не замечается. Для того чтобы понять суть явления или адекватно воспринять какой-либо предмет, им необходимо поставить перед собой специальную задачу, выполнить которую им не всегда удается. Их рассказы всегда наполнены подробностями и описанием частных деталей, за которыми весьма часто теряется смысл целого.

Существуют и другие типы восприятия, например описательный и объяснительный. Лица, относящиеся к описательному типу, ограничиваются фактической стороной того, что видят и слышат, не пытаются объяснить себе суть воспринятого явления. Движущие силы поступков людей, событий или каких-либо явлений остаются вне поля их внимания. Напротив, лица, относящиеся к объяснительному типу, не удовлетворяются тем, что непосредственно дано в восприятии. Они всегда стремятся объяснить увиденное или услышанное. Этот тип поведения чаще сочетается с целостным, или синтетическим, типом восприятия.

Также выделяют объективный и субъективный типы восприятия. Для объективного типа восприятия характерно строгое соответствие тому, что происходит в действительности. Лица же с субъективным типом восприятия выходят за пределы того, что им дано фактически, и привносят многое от себя. Их восприятие подчинено субъективному отношению к тому, что воспринимается, повышенно пристрастной оценке, сложившемуся ранее предвзятому отношению. Такие люди, рассказывая о чем-либо, склонны передавать не то, что восприняли, а свои субъективные впечатления об этом. Они больше говорят о том, что чувствовали или что думали в момент событий, о которых они рассказывают.

Большое значение среди индивидуальных различий восприятия играют различия в наблюдательности.

Наблюдательность — это умение подмечать в предметах и явлениях то, что в них мало заметно, не бросается само собой в глаза, но что существенно или характерно с какой-либо точки зрения. Характерным признаком наблюдательности является быстрота, с которой воспринимается что-либо малозаметное. Наблюдательность присуща далеко не всем людям и не в одинаковой степени. Различия в наблюдательности в значительной степени зависят от индивидуальных особенностей личности. Так, например, любознательность является фактором, способствующим развитию наблюдательности.

Поскольку мы коснулись проблемы наблюдательности, то следует отметить, что существуют различия восприятия по степени преднамеренности. Принято выделять непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (произвольное) восприятие. При непреднамеренном восприятии мы не руководствуемся заранее поставленной целью или задачей — воспринять данный предмет. Восприятие направляется внешними обстоятельствами. Преднамеренное восприятие, напротив, с самого начала регулируется задачей — воспринять тот или иной предмет или явление, ознакомиться с ним. Преднамеренное восприятие может быть включено в какую-либо деятельность и осуществляться по ходу ее выполнения.

Но иногда восприятие может выступать и как относительно самостоятельная деятельность. Восприятие как самостоятельная деятельность особенно ясно выступает в наблюдении, которое представляет собой преднамеренное, планомерное и более или менее длительное (хотя бы и с перерывами) восприятие с целью проследить течение какого-либо явления или те изменения, которые происходят в объекте восприятия. Поэтому наблюдение — это активная форма чувственного познания человеком действительности, а наблюдательность может рассматриваться как характеристика активности восприятия.

Источник

Индивидуальные различия восприятия у людей

Особенности восприятия зависят не только от жизненного опыта, направленности личности, интересов богатства духовного мира и т.п., но и от индивидуальных особенностей. Люди различаются:

1) по характеру приема информации. Ученые выделяют целостный (синтетический) тип восприятия, когда не придают значения деталям и не любят вдаваться в них. Детализирующий (аналитический) тип восприятия, напротив, ориентирован на детали, подробности.

2) по характеру отражения получаемой информации. Здесь различают описательный и объяснительный типы восприятия. Описательный тип ориентирован на фактическую сторону информации: человек отражает и выдает то, что видит и слышит, что читает, максимально приближаясь к исходным данным, часто не вникая в их смысл. Объяснительный тип не удовлетворяется тем, что непосредственно дано в самом восприятии. Он старается найти смысл информации.

3) по характеру особенностей самой личности. Здесь различают объективный тип восприятия, когда человек ориентирован на точность восприятия, непредвзятость, и субъективный тип, когда восприятие подчинено субъективному отношению к тому, что воспринимается, пристрастной его оценке, сложившимся ранее предвзятым мыслям о нем.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что такое восприятие?

2. В чем сходства и различия между восприятием и ощущениями?

3. Назовите основные свойства восприятия. Приведите примеры, иллюстрирующие эти свойства.

4. Что такое апперцепция?

5. Выделите особенности наблюдения как преднамеренного восприятия.

6. По каким основаниям выделяют типы людей, характеризующихся определенными особенностями восприятия? Назовите эти типы.

7. Как можно практически использовать иллюзии восприятия?

8. *Подберите пословицы, в которых отражена сущность наблюдения.

9. *Разработайте комплекс упражнений на развитие восприятия.

1. Введение в психологию /Под ред. А.В. Петровского. М., 1996. С.137-163.

2. Запорожец А.В. и др. Восприятие и действие. М., 1967. С. 70-115.

3. Литвиненко А.Д. Психология восприятия: Уч.-мет. пособие для студентов факультетов психологии государственных университетов. М., 1987.

4. Лурия А.Р. Ощущения и восприятие. М., 1975. С. 43-110.

5. Хрестоматия по ощущению и восприятию. М., 1975. С. 47-57, 96-114, 147-205.

  1. Понятие о памяти. Ассоциации.
  2. Процессы памяти.
  3. Виды памяти.
  4. Индивидуальные различия памяти у людей.

«Без памяти мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее по мере его протекания, безвозвратно исчезло бы в прошлом.”

«Память – это преодоление отсутствия.»

Понятие о памяти. Ассоциации

Важнейшая особенность психики состоит в том, что отражение внешних воздействий постоянно используется человеком в его дальнейшем поведении. Формирование опыта было бы невозможно, если бы образы внешнего мира, возникающие в коре мозга, исчезали бесследно. Вступая в различные связи между собой, эти образы закрепляются, сохраняются и воспроизводятся в соответствии с требованиями жизни и деятельности.

Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение человеком его опыта называется памятью.

Значение. Память необходима человеку. Она позволяет ему накапливать, сохранять и в последствии использовать личный жизненный опыт. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Ни одна психическая функция не может быть осуществлена без участия памяти. И сама память немыслима вне других психических процессов. И.М. Сеченов отмечал, что без памяти наши ощущения и восприятия, «исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного».

Читайте также:  Применение фосфорной кислоты таблица

Физиологическая основа. В настоящее время нет единого подхода к определению физиологической основы памяти. Наиболее распространенными теориями механизмов памяти являются следующие:

— физиологические теории: тесно связаны с положениями учения И.П.Павлова о закономерностях высшей нервной деятельности, а именно, с учением об образовании условных временных связей. Условный рефлекс как акт образования связи между новым и уже ранее закрепленным содержанием составляет физиологическую основу запоминания;

— физическая теория памяти: согласно представлениям ее авторов, прохождение любого нервного импульса через определенную группу нейронов оставляет после себя в собственном смысле слова физический след. Физическая материализация следа выражается в электрических и механических изменениях синапсов (места соприкосновения нервных клеток);

— биохимические теории: сторонники данной группы теорий считают, что в основе механизмов процессов закрепления, сохранения и воспроизведения лежат специфические химические изменения, происходящие в нервных клетках под действием внешних раздражителей (имеются в виду различные перегруппировки белковых молекул нейронов, прежде всего молекул так называемых нуклеиновых кислот).

Ассоциации. Запоминая какие-либо образы, мысли, слова, чувства, движения, мы всегда запоминаем их в определенной связи друг с другом. Например, заучивая стихотворение человек запоминает ряд слов в определенной связи, последовательности.

Связь между отдельными представлениями, при которой одно из этих представлений вызывает другое, называется ассоциацией.

Есть несколько видов ассоциаций:

— по смежности: восприятие или мысль об одном предмете или явлении влечет за собой припоминание других предметов и явлений, смежных с первыми в пространстве или во времени (например, так запоминается последовательность действий);

— по сходству: образы предметов, явлений или мысли о них вызывают воспоминание о чем-либо сходном с ними. Эти ассоциации лежат в основе поэтических метафор, например, шум волны уподобляется говору людей;

— по контрасту: ассоциируются резко различные явления – шум и тишина, высокое и низкое, доброе и злое, белое и черное и т.д.

В процессе запоминания и воспроизведения исключительно важную роль играют смысловые связи: причина – следствие, целое – его часть, общее – частное.

В греческой мифологии есть богиня памяти Мнемозина (или Мнемосина, от греческого слова «воспоминание »). По имени богини память в психологии часто называют мнемической деятельностью.

Основные процессы памяти – запоминание, сохранение (забывание), воспроизведение (и его формы).

Запоминание. Это процесс памяти, заключающийся в закреплении образов, которые возникают в сознании под воздействием предметов и явлений действительности в процессе ощущения и восприятия.

Запоминание может быть непреднамеренным и преднамеренным. При непреднамеренном запоминании человек не ставит цели запомнить и не производит для этого никаких усилий. Так запоминается главным образом то, что живо интересует человека или вызывает в нем сильное и глубокое чувство. При преднамеренном запоминании ставится цель (запомнить материал) и прилагаются волевые усилия.

Запоминание бывает механическим и смысловым. Механическое запоминание основывается главным образом на закреплении отдельных связей, ассоциаций. Смысловое запоминание связано с процессами мышления. Чтобы запомнить новый материал, человек должен понять его, осмыслить, т.е. найти глубокие и содержательные отношения между этим новым материалом и уже имеющимися у него знаниями. Основным условием механического запоминания является повторение, а смыслового – понимание.

Если запоминание имеет характер специально организованной работы, связанной с применением определенных приемов наилучшего усвоения знаний, оно называется заучиванием .

1) от характера деятельности, от процессов целеполагания;

2) от установки – запомнить надолго или запомнить на короткий срок;

3) от отношения к заучиваемому материалу (лучше заучивается эмоционально окрашенный материал, к которому человек относится с интересом, который личностно значим для него. Такое запоминание называется мотивированным).

Часто человеку бывает сложно запомнить что-либо специально. Для облегчения запоминания люди придумали разные способы, они называются приемами запоминания или мнемическими приемами.

Сохранение. То, что человек запомнил, мозг хранит более или менее длительное время.Сохранение как процесс памяти имеет свои закономерности. Установлено, что сохранение может быть динамическим и статическим. Динамическое сохранение проявляется в оперативной памяти (см. далее), а статическое – в долговременной (см. далее). При динамическом сохранении материал изменяется мало, при статическом, наоборот, он обязательно подвергается реконструкции, переработке.

Забывание. Процесс забывания может быть более или менее глубоким. В соответствии с этим актуализация забытых образов или мыслей в большей или меньшей мере затрудняется либо становится вообще невозможной. При этом невозможность припомнить какой-либо материал не означает, что он полностью потерян, совершенно выпал из опыта личности: «Забывается конкретная, «фактическая» форма материала, в то время как его существенное, устойчиво значимое содержание включается в соответствующие знания и формы поведения и воспроизводится в этих формах поведения в интегрированном виде». (Петровский А.В. Ведение в психологию.)

Забывание проявляется в схематизации материала, отбрасывании отдельных частей его, иногда существенных, сведения новых представлений к привычным старым представлениям.

Вообще говоря, забывание – весьма целесообразный, естественный и необходимый процесс и далеко не всегда должен оцениваться отрицательно. Так например, временное забывание может быть вызвано запредельным торможением, которое наступает вследствие перенапряжения соответствующих корковых клеток. Этим объясняется резкое снижение запоминания в утомленном состоянии. После возобновления нормальной работы нервных клеток то, что забылось может быть воспроизведено. Также торможение проявляется тогда, когда предшествующая или последующая деятельность была сложной или сходной по содержанию с настоящей деятельностью

Отсюда вытекают важные педагогические выводы. Во-первых, при переходе от одного материала к другому необходимо делать небольшой перерыв, отдыхать от умственной работы. Во-вторых, готовя домашние задания, надо по возможности учить менее сходные по содержанию предметы: например, после литературы – алгебру, а не историю. Этим правилом надо руководствоваться и при составлении расписания уроков.

Воспроизведение. Воспроизведение может протекать на трех уровнях: узнавание, само воспроизведение (непроизвольное и произвольное), припоминание (в условиях частичного забывания, требующего волевого усилия).

Узнавание– самая простая форма воспроизведения, заключающаяся в появлении чувства знакомости при повторном восприятии чего-либо .

Воспроизведение характеризуется тем, что образы, закрепленные в памяти, возникают без опоры на вторичное восприятие тех или иных объектов .

Если воспроизведение связано с затруднениями, то говорят о припоминании.

Припоминание – наиболее активное воспроизведение, которое связано с напряжением и требует определенных волевых усилий .

Припоминанию учебного материала помогают вопросы. Вопросы вызывают промежуточные ассоциации, подводящие детей все ближе к цели. Однако вопросы могут и мешать припоминанию, если они заданы неумело и порождают побочные ассоциации. К.Д. Ушинский давал такой совет учителям: не подсказывать нетерпеливо ученику, старающемуся припомнить материал, так как полезен сам процесс припоминания, — то, что удалось припомнить самому ребенку, будет в дальнейшем помниться хорошо.

Виды памяти рассматриваются в соответствии с тремя основными критериями:

1) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую;

2) по характеру целей деятельности – на непроизвольную и произвольную;

3) по продолжительности закрепления и сохранения материалов – на кратковременную, долговременную и оперативную.

Двигательная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Огромное значение этого вида памяти состоит в том, что она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков. Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз заново учиться ходить, писать и т.п.

Эмоциональная память помогает помнить чувства, эмоции, переживания, которые мы испытывали в тех или иных ситуациях. К.С. Станиславский писал об эмоциональной памяти: «Раз вы способны бледнеть, краснеть при одном воспоминании об испытанном, раз вы боитесь думать о давно пережитом несчастье, — у вас есть память на чувствования, или эмоциональная память».

Читайте также:  Футбол германии премьер лига 2019 2020 турнирная таблица

Образная память — это память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она связана с нашими органами чувств, благодаря которым человек воспринимает окружающий мир В соответствии с этим различают 5 видов образной памяти: слуховую, зрительную, обонятельную, вкусовую, тактильную. Как и соответствующие ощущения, эти виды памяти особенно интенсивно развиваются в связи со специфическими условиями деятельности.

Словесно-логическая память выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий, размышлений, словесных формулировок. Форма воспроизведения мысли зависит от уровня речевого развития человека. Чем менее развита речь, тем труднее выразить смысл своими словами.

Произвольная память предполагает наличие специальной цели запомнить, которую ставит человек и применяет для этого соответствующие приемы, производит волевые усилия.

Непроизвольная память не предполагает специальной цели запомнить или припомнить тот или иной материал, случай, явление, они запоминаются без применения специальных приемов, без волевых усилий.

Кратковременная и долговременная память. Эти два вида памяти отличаются длительностью сохранения того, что человек запоминает. Кратковременная память имеет относительно небольшую длительность – несколько секунд или минут. Она ограничена по объему: при однократном предъявлении в кратковременную память помещается в среднем 7+2 объектов. Долговременная память обеспечивает продолжительное сохранение материала. Здесь важны установка запомнить надолго, необходимость запоминаемых сведений для будущего, их личностная значимость для человека.

Выделяют еще оперативную память, под которой понимается запоминание каких-то сведений на время, необходимое для выполнения операции, отдельного акта деятельности. Например, для решения любой задачи необходимо до получения результата удерживать в памяти исходные данные и промежуточные операции, которые в дальнейшем могут быть забыты.

В процессе развития человека относительная последовательность становления видов памяти выглядит примерно так:

Двигательная Непроизвольная Кратковременная

Эмоциональная Произвольная Оперативная

Все виды памяти необходимы и самоценны, в процессе жизни и взросления человека они не исчезают, а обогащаются, взаимодействуют между собой.

Индивидуальные различия памяти у людей.

Индивидуальные различия памяти людей проявляются в особенностях ее процессов (т.е. в том, как осуществляется запоминание и воспроизведение у разных людей) и в особенностях содержания памяти( т.е. в том, что запоминается).

Индивидуальные различия в процессах памяти выражаются в:

l скорости запоминания (определяется числом повторений, необходимых тому или иному человеку для запоминания определенного материала);

l точности запоминания(определяется количеством ошибок, сделанных при запоминании);

l прочности запоминания (выражается в сохранении заученного материала и в скорости его забывания);

l готовности к воспроизведению (выражается в том, насколько легко и быстро человек может припомнить в нужный момент то, что ему необходимо).

Эти различия в определенной мере связаны с особенностями типов высшей нервной деятельности, с силой и подвижностью процессов возбуждения и торможения. Особенности высшей нервной деятельности и связанные с ними индивидуальные различия в процессах памяти изменяются под влиянием условий жизни и воспитания.

Типы памяти. Индивидуальные различия в памяти, как уже было отмечено, проявляются также в том, что у одних людей более продуктивно закрепляется образный материал (предметы, изображения, звуки, цвета и т.п.), у других – словесный материал (понятия, мысли, числа и т.п.), у третьих – не замечается явного преимущества в запоминании определенного материала. В связи с этим в психологии различают наглядно-образный, словесно-логический и промежуточный типы памяти. Физиологической основой различия между этими типами памяти являются особенности соотношения I и II сигнальных систем. Требования жизни, профессиональной деятельности обусловливают более или менее выраженные особенности того или иного типа памяти. Так, наглядно-образный тип памяти чаще встречается у художников, словесно-логический тип – у ученых-теоретиков. Но обычно у людей не наблюдается преобладания того или иного типа памяти.

Наглядно-образный тип памяти дифференцируется в зависимости от того, какой анализатор оказывается наиболее продуктивным при запоминании различных впечатлений. В соответствии с этим различают двигательный, зрительный и слуховой типы памяти. Но в чистом виде эти типы встречаются редко. Чаще встречается смешанный тип: зрительно-двигательный, зрительно-слуховой, слухо-двигательный.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что такое память?

2. В чем заключается значение памяти в жизни людей?

Источник

Презентация на тему Индивидуальные особенности восприятия

Индивидуальные особенности восприятия Подготовила: Капитонова Н.Ф. учительниц.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Индивидуальные особенности восприятия Подготовила: Капитонова Н.Ф. учительница начальных классов МБОУ «ПСОШ»

Индивидуальные особенности восприятия Визуалы – это люди, которые воспринимают поступающую информацию посредством органов зрения. Аудиалы — лучше усваивают информацию на слух. Кинестетики – более важным является осязание и обоняние Дискреты – используют преимущественно логическое мышление, какие-либо знаки, условные обозначения

Как определить , какой тип восприятия у вашего ребёнка? РЕЧЬ. Визуалы используют слова, которые связаны со зрением, н-р: «смотреть», «видеть» и т. п. У аудиалов преобладают существительные и глаголы, связанные со слухом. Кинестетики чаще описывают свои чувства или же движения.

Направление взгляда При общении ребёнок визуал чаще смотрит вверх Взгляд аудиала направлен по средней линии. Кинестетик чаще смотрит вниз , как бы под ноги.

Внимание Визуала трудно оторвать от его занятия Аудиалы чаще всего отвлекаются на различного рода звуки. Кинестетика может отвлекать любая мелочь. Это самые большие непоседы.

Ребёнок визуал предпочитает спокойную обстановку, лишенную какого-либо шума. Аудиалы используют перемены как возможность поговорить, иногда даже немножко пошуметь. Кинестетики предпочитают подвижные игры.

При работе с дискретами лучше использовать таблицы, схемы, диаграммы, вместе с ребёнком составлять «закодированные тексты» и т. д.

Как помочь ребёнку при выполнении Д/з ? Установите режим дня. 2. Помогайте только тогда, когда ребёнок попросил о помощи. 3. Исключите негативные оценочные высказывания. 4. Не отвлекайте.

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

Номер материала: ДВ-451871

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Искусственный интеллект предупредит студентов о грозящем отчислении

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения намерено ограничить продвижение готовых домашних заданий

Время чтения: 2 минуты

Глава Минпросвещения выступил против дистанционного обучения школьников

Время чтения: 2 минуты

Кузнецова предложила оплачивать нянь для детей-инвалидов из семей в трудной ситуации

Время чтения: 1 минута

В Калининграде работникам образования выплатят по 10 тыс. рублей

Время чтения: 1 минута

Москва приступила к созданию единого стандарта школ

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Индивидуальные особенности восприятия человека.

Синтетичность (обобщенность) или аналитичность (детализированность) восприятия, его динамика, точность, глубина, эмоциональность определяются природной особенностью нервной деятельности.

Избирательность восприятия определяется опытом, установками и интересами человека.

Задание 4: запишите главный отличительный признак ощущения от восприятия.

Задание 5: подготовить и провести для группы эксперимент с целью демонстрации свойств и закономерностей восприятия.

Читайте также:  Таблица здоровой и вредной пищи

Задание 6: сформулируйте несколько требований к наглядности с точки зрения учета особенностей восприятия.

Тема № 13. Внимание.

Для восприятия любого явления необходимо, чтобы оно смогло вызвать ориентировочную реакцию, которая и позволит нам «настроить» на него свои органы чувств.

Внимание – избирательная направленность сознания на объекты или явления, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость.

Классификация видов внимания:

По направленности: внешнее и внутреннее.

По участию воли: непроизвольное – в основе лежит ориентировочный рефлекс, произвольное – сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, постпроизвольное .

Произвольное внимание возникает, когда человек ставит перед собой цель, которая требует сосредоточения. При условиях включения практической деятельности и оптимального психического состояния человека ( отсутствие утомления, эмоционального возбуждения, озабоченности и т. д. ) облегчается произвольное сосредоточение внимания.

Свойства внимания.

Объем (7+- 2 предмета) – количество объектов, которое человек может удерживать в поле внимания.

Распределение — удержание внимания одновременно на нескольких объектах, способность распределить внимание между 2 – мя и более объектами или видами деятельности.

Концентрация — степень сосредоточенности на объекте, способность удерживать внимание некоторое время на объекте, не рассеивая его.

Устойчивость – способность удерживать внимание некоторое время без колебаний.

Более 10 переключений в минуту – низкая устойчивость

Свойством противоположным является – отвлекаемость. Физиологическим объяснением отвлекаемости является: внешнее торможение, вызванное посторонними раздражителями или продолжительное действие одного и того же раздражителя.

Переключение — намеренный перенос внимания, способность произвольно переносить внимание с одного объекта на другой.

Менее 15 переключений в минуту – низкое переключение

15 – 20 – среднее

более 20 – высокое

Задание 1: в ходе работы с дополнительной литературой изготовить наглядные пособия для демонстрации свойств и закономерностей внимания (использовать для проведения групповой презентации познавательных психических процессов).

Нарушения внимания.

Нарушение концентрации – рассеянность.

Нарушение переключения или устойчивости: если внимание характеризуется низким переключением и высокой устойчивостью – «липкое» внимание. Высоким переключением и низкой устойчивостью – «порхающее» внимание.

Закономерности внимания.

Зависимость от характера раздражения (сила, новизна, контрастность).

Зависимость от структурной организации деятельности.

Зависимость от соответствия потребностям личности.

Задание 2: решите следующие задачи.

1. Какие индивидуальные особенности внимания проявляются у первого и второго контролеров? В отделе технического контроля работали два контролера – опытный и начинающий. Они просматривали и сортировали мелкие детали. Начинающий брал для осмотра по одной детали, а опытный сразу две, правой и левой рукой.

2. Какие приемы организации внимания учащихся на уроке являются более эффективными и целесообразными? На уроке учитель, объясняя новый материал, демонстрировала многочисленные иллюстрации. Это вызывало оживление в классе. Однако, при закреплении материала, многие ученики не смогли продемонстрировать достаточно глубокое усвоение материала. С чем это может быть связано?

Задание 3: подготовить и провести для группы эксперимент с целью демонстрации свойств и закономерностей внимания.

Задание 4: сформулируйте несколько требований к наглядности с точки зрения учета особенностей внимания.

Тема № 14. Память.

Память– познавательный психический процесс, форма психического отражения, которая заключается в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращении в сферу сознания.

Образы внешнего мира, возникшие в коре головного мозга, не исчезают бесследно. Они оставляют след, который может сохраняться в течение длительного времени. Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение человеком его опыта и составляет сущность процесса памяти.

Процессы памяти.

1. Запоминание – запечатление информации. Если запоминание имеет характер специально организованной работы, связанной с применением определенных приемов для наилучшего усвоения знаний, оно называется заучиванием. Оно может быть: механическим, смысловым и с использованием приемов мнемотехники ( приемы эффективного запоминания – ассоциации, рифмовки, опорные слова и т. д. )

2. Сохранение – процесс активной переработки данных, информация перекодируется и сохраняется.

3. Забывание – исчезновение информации из памяти, которая ранее была запечатлена. Забывание может быть обусловлено различными факторами: время – менее часа требуется, чтобы забыть половину механически заученного материала. Для уменьшения забывания необходимо: осмысление информации, повторение информации, активное использование информации и т . д.

4. Воспроизведение – процесс восстановления прежде воспринятого, выдача информации из памяти.

Узнавание – при повторном восприятии объекта.

Припоминание – при наличии четкой задачи.

Воспоминание – при отсутствии непосредственного восприятия.

Реминисценция – непроизвольное воспроизведение того, что казалось забытым. Отсроченное воспроизведение информации.

И! Наиболее точное и полное воспроизведение сложного, обширного материала происходит обычно не сразу после заучивания, а спустя 2 – 3 дня.

Результатом воспроизведения является представление – образ, основанный на прошлом восприятии.

Классификация видов памяти:

По видам анализаторов: слуховая, зрительная, обонятельная, осязательная и т . д.

По форме психической активности (участию воли): произвольная ( зависит от целей запоминания, от приемов заучивания, от использования мнемотехнических приемов ) и непроизвольная.

По времени сохранения информации: оперативная – проявляется в ходе выполнения определенной деятельности, кратковременная – буквальное запечатление на короткое время ( около 20 секунд ), долговременная – обеспечивает длительное хранение информации.

По способам запоминания: прямая и опосредованная.

По сигнальным системам: двигательная, сенсорная, образная, логическая, эмоциональная.

Основными свойствами памяти в соответствии с процессами в ней выделяемыми являются: быстрота запоминания, прочность и длительность сохранения, объем (7+-2 предмета) и точность кратковременной памяти, готовность и уверенность воспроизведения.

Задание 1: в ходе работы с дополнительной литературой изготовить наглядные пособия для демонстрации свойств и закономерностей памяти (использовать для проведения групповой презентации познавательных психических процессов).

Среди закономерностей памяти выделяют зависимость от силы раздражителя и степени концентрации внимания, а также повышенную ориентацию на конец и начало информации.

При этом у каждого человека есть свои особенности памяти, которые заключаются в индивидуальной значимости запоминаемой информации, в эмоциональном состоянии, в котором происходит процесс памяти. Кроме того, у каждого человека можно выделить ведущий вид памяти.

Задание 2: в каком случае запоминание будет более эффективным и почему?

Ученикам 10 класса в одном случае прочитали текст 3 раза подряд, во втором – испытуемые после однократного прочтения составляли план текста, в третьем – испытуемых знакомили с планом текста и читали текст 1 раз. Во всех случаях не было установки запомнить текст.

Задание 3: подготовить и провести для группы эксперимент с целью демонстрации свойств и закономерностей памяти.

Задание 4: сформулируйте несколько требований к предъявлению наглядности с точки зрения учета особенностей памяти.

Тема № 15. Воображение.

Воображение– познавательный психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятия и памяти, называется воображением. Это процесс создания нового в форме образа, представления или идеи.

Представление – процесс формирования образа в отсутствии объекта.

Функции представлений:

Этапы творчества.

1. Зарождение идеи.

2. Стягивание знаний.

3. Реализация замысла.

4. Проверка и доработка.

Воображение свойственно только человеку.

Классификация воображения.

В зависимости от способа активности создания человеком новых образов и осознанием этих образов воображение бывает :

активное – пассивное (сновидения, грезы), лежит в основе визуализации.

По результатам:

воссоздающее (по описанию, изображению) и творческое,

конкретное и абстрактное (идеи).

Свойства воображения:

Панорамность – отсутствие границ

Одновременность

Фрагментарность- меньшая целостность

Бледность – меньшая детализированность

Приемы создания новых образов:

Комбинирование (агглютинация)– сочетание путем подбора данных в опыте элементов в новых комбинациях.

Акцентуирование – подчеркивание характерных, существенных, значимых черт, которое преобразует общий облик.

Типизация – специфическое обобщение на основе выделения одних черт и упрощения или удаления других.

Метафора – перенесение признаков с одного объекта на другой.

Источник

Adblock
detector