Меню

Грузо и пассажирооборот мирового транспорта таблица



Грузо и пассажирооборот мирового транспорта таблица

Цели: сформировать представление о структуре транспорта мира; оп­ределить основные направления изменения транспорта в эпоху НТР.

Оборудование: карта «Транспорт мира», атласы, инструктивные карты.

Учитель проводит тест (см. приложение).

Задания на проверку понимания причинно-следственных связей:

1. Почему в странах Западной Европы молочное животноводство иг­рает большую роль, чем в США? Какова при этом роль природных пред­посылок в специализации растениеводства?

2. Почему среди отраслей растениеводства в развитых странах низка доля технических культур?

3. Одна из главных отраслей сельского хозяйства Великобритании и Монголии — овцеводство. Чем вы объясните этот факт?

Задания на творческое применение знаний:

1. Как изменится специализация сельского хозяйства острова Мада­гаскара, если его переместить на 40° севернее и на 70° западнее? Ответ дайте в идее двух схем: существующей и прогноза.

2. На международную географическую олимпиаду приехали индус, нигериец, шотландец, ирландец, китаец, японец, мексиканец. Что вы за­кажете им на завтрак?

3. Представьте, что вам поручили руководство созданием посреднической фирмы по закупке чая для России. Создайте проект требований к сотрудни­кам: знание языка, адаптированность к природным условиям страны и т.д.

4. Почему в перечне основных компонентов «зеленой революции» не значится механизация?

5. Испанцы завезли картофель в Европу из тропиков Южной Амери­ки, но эта культура получила широкое распространение в умеренном поясе Евразии. Как вы объясните этот факт?

Задания на проверку знания фактического материала:

1. Родина этой культуры — страны Передней Азии и Средиземномо­рья; выращивают ее преимущественно в северном полушарии. Возделы­ванием занимаются в 70 странах. Но главными производителями являют­ся США, Канада и Австралия. О какой сельскохозяйственной культуре идет речь?

2. Странами — лидерами по выращиванию этой сельскохозяйствен­ной культуры являются Китай, Индия, Бангладеш и Вьетнам. Опреде­лите, что эта за культура. Какие природные и социальные особенности характерны для районов ее произрастания?

3. Что такое агробизнес? В каких странах он приобрел наибольший размах?

4. Приведите примеры стран Латинской Америки и Африки, специа­лизирующихся на экспорте одних культур?

5 Г А. Жижина. Н.А. Никитина. 10 кл.

Транспорт — одна из важнейших отраслей экономики любой страны, кровеносная система в сложном организме мирового хозяйства. Значе­ние его велико.

1) Является основой географического разделения труда.

2) География транспорта влияет на размещение отраслей промыш­ленности.

3) Является связующим звеном между потребителем и производителем.

Вопрос: Учитель предлагает вспомнить определения терминов, изу­ченных в 9 классе: грузоподъемность, грузопроводность, фрахт, каботаж, пассажирооборот, грузооборот и т.д. Учащиеся отвечают на вопросы, если у них возникают сложности, учитель помогает им.

1) Грузооборот — основной показатель работы транспорта. Исчисля­ется как произведение количества перевезенного груза (в т) и расстояния перевозки (в км).

2) Фрахт — плата за перевозку грузов или пассажиров различными видами транспорта, главным образом морским.

3) Каботаж — судоходство между портами одной страны. Различают большой каботаж (между портами разных морей, например Балтийским и Черным) и малый каботаж (между портами одного или двух смежных морей, например, Черным и Азовским).

4) Грузоподъемность транспортного средства (подъемного крана, авто­мобиля и т. д.) — максимальная масса груза, которую оно способно в оп­ределенных условиях в один прием поднять, переместить или перевезти.

5) Воздушная трасса (авиалиния) — пространство над поверхностью земли в виде коридора, в пределах которого выполняются полеты, обес­печенные аэродромными и наземными радиотехническими средствами.

Уровень развития транспорта. Уровень развития транспорта зависит от многих факторов. Например, от уровня развития производительных сил, размеров и освоенности тер­ритории, степени включенности в географическое разделение труда и т.д. Задание: Пользуясь текстом учебника (тема № 5, параграф 3.2), за­полнить таблицу «Транспорт в развивающихся и развитых странах».

Структура транспорта. Задание: Начертить схему, изображающую структуру транспорта. Один из учеников работает у доски, а остальные — в тетрадях. После выполнения задания оно проверяется.

Задание: Сделайте анализ таблицы «Изменение структуры грузообо­рота». Рассмотрите темпы роста каждого вида транспорта. Какой вид транс­порта занимает первое, второе и третье место в грузообороте? Почему?

Влияние НТР на транспорт

Задание: Пользуясь с учебником, приведите примеры влияния НТР

на транспорт в целом.

1) увеличение грузоподъемности;

2) увеличение пропускной способности;

3) появление принципиально новых видов транспорта;

4) увеличение вместимости;

5) увеличение скорости.

Приведите примеры влияния НТР на некоторые виды транспорта, от­вет можно оформить в виде схемы.

Монорельсовая дорога — транспортная система, в которой пассажир­ские вагоны или грузовые вагонетки перемещаются по балке (навесная монорельсовая дорога) — монорельсу, установленному на отдельных опо­рах или эстакаде, или под ней (подвесная монорельсовая дорога). Вмес­тимость вагонов 60-120 человек, скорость до 240 км/ч, пропускная спо­собность такая же, как у метро. Грузовые монорельсовые дороги приме­няют на промышленных предприятиях; грузоподъемность вагонеток

0, 5-5 т, скорость 2-4 км/ч, протяженность до 1,5 км. Распространены в системах высокоскоростного транспорта, особенно в условиях больших городов с платной застройкой (Монреаль, Токио и др.). Недостатками являются относительно высокая стоимость, повышенный уровень шума.

Воздушная подушка — область повышенного давления воздуха меж­ду основанием машины (например, судна на воздушной подушке) и опор­ной поверхностью, между подвижными и неподвижными элементами ме­ханизмов (например, воздушный подшипник), в приборах (например, гироскопах). Магнитная подвеска — бесконтактное подвешивание транспортного средства с зазором до 30 см над путевым устройством. Осуществляется с помощью постоянных магнитов (принцип отталкивания), регулируемых электромагнитов (принцип притяжения) или электромагнитов на транс­портном средстве и токопроводящих обмоток, уложенных в путь (прин­цип отталкивания). В качестве тяговых используют линейные электро­двигатели. Скорость транспортных средств с магнитной подвеской до 500 км/ч. Испытания проводились в Российской Федерации, США, Гер­мании, Японии, Великобритании. Различия в развитии видов транспорта. Учащиеся работают в группах по инструктивным карточкам, заранее подготовленным учителем.

Карточка 1. Автомобильный транспорт.

1. Время зарождения. (XX век.)

2. Стоимость перевозок. ( Один из самых дорогих видов транспорта.)

3. Маневренность. (Высокаяманевренность.)

4. Пользуясь таблицей «Структура мирового грузо- и пассажирообо- рота, в %», определите место автомобильного вида транспорта в мировом грузообороте. (4место.)

Структура мирового грузо- и пассажирооборота, в %

Карточка 2. Железнодорожный транспорт.

1. Стоимость перевозок. ( Один из самых недорогих видов транспорта.)

2. Маневренность. (Низкаяманевренность.)

1. Пользуясь таблицей «Структура мирового грузо-и пассажирообо- рота, в %», определите место железнодорожного вида транспорта в миро­вом грузообороте. (2место.) (Таблицу см. в карточке 1.)

2. Пользуясь таблицей «Структура мирового грузо-и пассажирообо- рота, в %», определите место железнодорожного вида транспорта в миро­вом пассажирообороте. <2место.)

3. Пользуясь таблицей «Первые десять стран по длине железнодорож­ной сети в середине 90-х гг.», назовите страны с самой большой протя­женностью железных дорог. (США, Канада, Россия, Индия, Китай.)

5. Для каких стран характерен самый высокий уровень грузооборота на этом виде транспорта? (Россия, США, Китай, Канада, Польша.)

Карточка 3. Морской транспорт.

1. Стоимость перевозок. (Самый дешевый вид транспорта.)

2. Маневренность. (Низкаяманевренность.)

3. Пользуясь таблицей «Структура мирового грузо-и пассажирообо- рота, в %», определите место морского вида транспорта в мировом грузо­обороте. (1 место.) (Таблицу см. в карточке 1.)

4. Пользуясь таблицей «Структура мирового грузо-и пассажирообо- рота, в %», определите место морского вида транспорта в мировом пасса- жирообороте. (4место.)

5. Пользуясь таблицей, назовите страны, являющиеся лидерами по тон­нажу морского флота. ( Либерия, Панама, Япония, Норвегия, Греция, Кипр.)

Первая десятка стран по тоннажу морского торгового флот

6. Что такое дешевые флаги?

7. Самый высокий грузооборот на этом виде транспорта имеют стра­ны. ( Япония, Ве4\икобритания, США.)

Карточка 4. Трубопроводный транспорт.

1. Когда появились первые трубопроводы?

2. Стоимость перевозок. ( Один из самых недорогих видов транспорта.)

5. Место в мировом пассажирообороте. ( Трубопроводным видом транс­порта перевозятся только специализированные грузы.)

6. Назовите страны с самой большой протяженностью трубопроводов. <США, Россия, Канада.)

Карточка 5. Воздушный транспорт.

1. Пользуясь таблицей «структура мирового грузо- и пассажирообо- рота», сделайте вывод о месте и роли воздушного транспорта в пассажи­рообороте мира. <Занимает 3 место, немногим уступая автомобильному транспорту.) (Таблицу см. в карточке 1.)

3. Какие страны выделяются по пассажирообороту этим видом транспор­та? <США, Россия, Япония, Великобритания, Канада, Франция, Германия.)

1. Назовите крупнейшие аэропорты мира. ( Чикаго, Даллас, Лос-Анд- желес, Атланта, Хитроу (Лондон). Всего в мире 34 крупных аэропорта, половина из них находится в США, 8 — в Европе.)

После выполнения задания, представители групп поочереди высту­пают, остальные ученики класса могут задавать им уточняющие вопросы.

1. Чем можно объяснить, что Панама и Либерия имеют самые боль­шие флоты мира и стоят впереди Японии, Греции, США, Норвегии по этому показателю? (Многие страны (в том числе Япония, США, ФРГ, Ве­ликобритания) переводят большую часть крупных судов под «удобные» флаги развивающихся стран. Таким образом они снижают издержки, используя дешевую рабочую силу и экономят на налогах.)

2. Может ли транспорт охарактеризовать современный уровень эконо­мики страны? ( Да. В развитых странах более густая транспортная сеть, более сложная структура транспорта, представленная всеми видами транспорта и т.д.)

3. Представьте, что вас попросили разработать маршрут доставки това­ров из Шанхая в Варшаву. Какие транспортные пути вы бы предложили и почему? (Морским путем вокруг Евразии, железнодорожным путем через Россию, авиационным, если характеристики товара позволяют это сделать, так как стоимость товара вырастет.)

4. Реки оказывают большое влияние на расселение людей и размеще­ние хозяйства. Как правило, наиболее высоким уровнем, экономическо­го развития отличаются районы, расположенные в низовьях крупных рек. А есть ли крупные реки, где наиболее развитые районы находятся в вер­хнем течении? Почему? Перечислите эти реки. ( Миссисипи, Рейн, Ду­най, По, Луара.)

Читайте также:  Таблица витамины значение продукты авитаминоз

5. Чем вы можете объяснить феномен Роттердамского порта? ( Удоб­ным географическим положением, пересечением речных, железнодорожных, автомобильных морских путей. Кроме того, он находится в эстуарии Рей­на — важной судоходной реки, соединяющей несколько стран.)

6. По статистике, самыми интенсивными участками движения судов являются проливы Ла-Манш — 500, Эресунн (Зунд) — 175, Кильский канал — 159, Гибралтарский — 140 судов. Чем вы это можете объяснить? (Эти проливы находятся около стран, зависящих от импорта сырья. В ос­новном это развитые страны, с активной торговлей, имеющие важное зна­чение в международном разделении труда. Здесь проходят важные торго­вые пути.)

7. Почему особую роль в транспортной системе Западной Европы играет автомобильный транспорт? (Территория стран маленькая, рассто­яния, на которые надо перевезти продукцию, небольшие, в таких условиях необходима маневренность автомобильного транспорта.)

8. Почему лидирующая роль в структуре грузооборота принадлежит самому старому виду транспорта — морскому? (Межконтинентальные связи можно поддерживать или воздушным, или морским видом транспор­та, но авиационный транспорт дорогой, а морской — самый дешевый. По­этому предпочтение в перевозке грузов отдается морскому виду транспор­та. Кроме того, он самый грузоподъемный.)

9. Как можно объяснить, что 2/3 крупных портов находится на атлан­тическом побережье? (Здесь находятся самые развитые страны, они ак­тивно участвуют в международном разделении труда, м)есь происходит обмен товарами услугами и т.д. между Европой, Северной Америкой, Аф­рикой, Южной Америкой, частично Азией, через Средиземное море.)

Отметить на контурных картах крупнейшие по грузообороту и про­пускной способности порты и проливы мира.

Источник

Транспортная структура мирового грузового и пассажирского оборота

Структура мирового грузового и пассажирского оборота

Соотношение видов транспорта в транспортных системах регионов и отдельных стран мира различно. Так, транспортная система промышленно развитых государств имеет сложную структуру и представлена всеми видами транспорта, включая электронный. Особенно высоким уровнем развития транспортной инфраструктуры отличаютсяЯпония, США, Франция, ФРГ, Великобритания и др. Именно на развитые страны приходится примерно 85 % грузооборота мирового внутреннего транспорта (без морского дальнего плавания). Причем в странах Зап. Европы 25 % грузооборота приходится на ж/д транспорт, 40% — на автомобильный, а оставшиеся 35% — на внутренний водный, морской (ближний) каботаж и трубопроводный виды транспорта.

В США и Канаде доли железнодорожного и автомобильного транспорта в перевозке грузов уже почти сравнялись. В странах Восточной Европы и СНГ в перевозках грузов по-прежнему лидируют железные дороги, но при этом постоянно растет значение автомобильного транспорта.

Морской и речной транспорт. Из всех видов мирового транспорта самым дешевым является морской. Он обеспечивает более 75 % перевозок между странами (общий объем грузов — около 3,6 млрд т в год), реализуя возможности международного географического разделения труда при усиливающейся интернационализации мировой экономики.

Странами-лидерами мирового торгового флота (по тоннажу судов) являются Либерия, Панама, Япония, Греция, США, Кипр, Китай. Суда под «дешевыми» флагами (Либерии, Панамы, Сингапура, Кипра и др.) обеспечивают в 3 раза более низкую себестоимость перевозок, значительные налоговые и другие льготы их владельцам.

Первое место в морских грузовых перевозках занимают нефть и нефтепродукты. Особенно крупные грузопотоки формируются в Персидском заливе, а направлены они в Зап. Европу, Японию и США. По-прежнему значительны перевозки угля, занимающего первое место среди массовых сухих грузов. Крупнейшими экспортерами угля являются Австралия, США, ЮАР. Следует отметить также транспортировку железной руды (главные потоки из Бразилия и Австралии). Крупнейший в мире рудовывозящий порт (Тубаран в Бразилии) имеет грузооборот 70 млн т в год. В мировых перевозках руды возрастают сверхдальние грузопотоки, такие, как Бразилия-Япония, Австралия-Зап. Европа, Австралия-Япония. Большой объем в мировых перевозках морским транспортом занимает транспортировка зерновых культур. Крупнейшими экспортерами являются США (лидер в мировом экспорте зерновых), Канада, Австралия, Аргентина. Более половины объема перевозок зерновых направляется ныне в развивающиеся страны.

К крупнейшим мировым портам (по показателю грузооборота) относятся: Роттердам (Нидерланды), Сингапур, Шанхай (Китай), Нагоя, Токио-Иокогама (Япония), Новый Орлеан, Нью-Йорк, Филадельфия, Сан-Франциско (США), Антверпен (Бельгия), Гавр, Марсель (Франция), Лондон и др.

Для многих стран мира, кроме морского, имеет значение и речной транспорт, который использует судоходные реки, каналы и внутренние водоемы. Крупнейшие судоходные каналы и водные речные пути мира — Береговой канал (США), Великий канал (Китай), Волго-Камский водный путь (Россия), водный путь Рейн — Майн — Дунай в Европе. Речной транспорт обслуживает преимущественно внутренние потребности отдельных государств, но иногда осуществляет и международные перевозки (например, по рекам Рейн, Дунай в Европе и др.).

Самый большой речной и озерный флот— в США. Среди ведущих стран мира по объему грузооборота внутреннего водного транспорта следует отметить также Китай, Россию, ФРГ и Канаду.

Железнодорожный транспорт. Протяженность мировой ж/д сети составляет около 1,2 млн км. Наибольшую длину имеют железные дороги в США (около 240 тыс. км), Канаде (90 тыс. км), России (86 тыс. км), Индии (61 тыс. км), Китае (53 тыс. км), ФРГ. Однако наибольшая плотность железнодорожной сети (густота) отмечается в странах Зап. Европы (в Бельгии — 100км путей на 100 км2 территории). В России этот показатель достаточно высок в Европейской части страны и очень низок в Сибири. По протяженности электрифицированных железных дорог первое место в мире занимает Россия. В США такие дороги не получили большого распространения: более 90 % всей работы выполняют тепловозы. В Японии и западноевропейских странах доля электрической тяги в ж/д транспорте составляет около 50 % (в Швейцарии почти 100 %, во Франции и Испании — около 30 %).

Автомобильный транспорт. Общая длина дорожной сети мира превысила 23 млн км, при этом почти треть ее сосредоточена в Сев. Америке и четверть — в Зап. Европе.

В настоящее время большую роль в перевозках грузов и пассажиров играют трансконтинентальные магистрали. Наиболее известны шоссейные дороги, протянувшиеся, например, через пустыню Сахара в Африке, через всю территорию США — от Атлантического до Тихого океана, а также между Канадой и США и далее через страны Латинской Америки. Это Панамериканское шоссе, проходящее через Северную и Южную Америку, соединено с Трансамазонской магистралью.

В США и ФРГ на долю автотранспорта приходится 25 %, а в Великобритании — до 80 % перевозок грузов внутри страны. В России в грузообороте и пассажирообороте доминирует ж/д транспорт (до 50 %), но в последние годы роль автомобилей растет.

Трубопроводный транспорт. Мировая сеть нефтепроводов в настоящее время имеет протяженность более 400 тыс. км, сеть (магистральных газопроводов еще больше— 900 тыс. км. Себестоимость транспортировки по трубопроводам втрое ниже, чем по железной дороге. Они обеспечивают стабильность перевозок, меньшее загрязнение окружающей среды.

В Сев. Америке трубопроводы проложены от районов добычи нефти и газа к индустриальным центрам потребления на востоке континента. В Зап. Европе они проходят от морских портов к промышленным центрам в глубине континента. В России нефте- и газопроводы проведены из районов Зап. Сибири и Поволжья в Европейскую часть страны и далее в Вост. и Зап. Европу. Длина нефтепровода «Дружба» 5,5 тыс. км, а газопровода Уренгой-Западная Европа около 4,5 тыс. км.

Воздушный транспорт играет очень важную роль в международных пассажирских перевозках, обеспечивает связи с труднодоступными районами.

В наиболее развитых странах сложилась густая сеть авиалиний. Крупнейший воздушный парк (самолетный) сконцентрирован в США, значителен в Канаде, Франции, Австралии, ФРГ. В международных воздушных сообщениях участвуют свыше 1 тыс. аэропортов (только в Европе их около 400).

Крупнейшие аэропорты мира: в США — Чикаго, Даллас, Лос-Анджелес, Атланта, Нью-Йорк (Кеннеди), Сан-Франциско; Великобритании — Лондон (Хитроу); Японии — Токио, а также в ФРГ — Франкфурт-на-Майне, Франции — Париж и др.

Источник

Структура мирового грузо- и пассажирооборота.

Грузооборот % Пассаж.оборот %
Морской Автомобил.
Ж/д Ж/д
Трубопров. Воздушный
Автомобил. Морской + Вн. водный
Вн. водный

Морской транспорт перевозит очень небольшую часть грузов – всего 3,5%, но на далекие расстояния – в среднем 8500 км, что позволяет ему в мировом масштабе перевозить 75% всего грузооборота. Автомобильный транспорт перевозит более 80% всех грузов на короткие расстояния – в среднем 30 км, поэтому по грузообороту он уступает кроме морского, ж/д и трубопроводному транспорту.

Транспортная сеть мира.

1. Автодорожная сеть – 24000 тыс. км

2. Воздушные пути – 8000 тыс. км

3. Трубопроводная сеть – 1500 тыс. км

4. Железнодорожная сеть – 1300 тыс. км

5. Внутренние водные пути – 550 тыс. км

Автомобильный транспорт

Протяженность (1) и густота (2) автомобильных дорог мира.

№ п/п Весь мир и страны первой десятки Протяженность, тыс. км %
США
Индия 7,7
Япония 4,7
Китай 4,3
Россия 3,6
Франция 3,3
Германия 2,0
Великобритания 1,5
Польша 1,5
Испания 1,3
В т.ч. с твердым покрытием % Густота, км/1000км 2 Место по густо-те
90,3
44,9
70,5
92,5
92,1
78,1

Украина по протяженности занимает 13 место (260 тыс. км), в т.ч. с твердым покрытием 220 тыс. км; густота транспортной сети 520 км/1000км 2 .

Железнодорожный транспорт

Протяженность ж/д сети по странам мира.

В т.ч. с электрофицированных % Густота, км/1000км 2 Место по густо-те
37,41
6,93
5,83
4,5
11,56
3,5
4,5

Основные ж/д магистрали мира:

1. Транссибирская магистраль (9332 км) Москва – Челябинск – Новосибирск – Хабаровск – Владивосток.

2. Трансазиатская магистраль (7000 км) Стамбул – Анкара – Тегеран – Керман – Лахор – Дели – Калькутта – Дакка – Читтагонг.

3. Трансканадская магистраль (4900 км) Принс Руперт – Эдмонтон – Виннипег – Монреаль – Квебек.

4. Трансавстралийская магистраль (3160 км) Сидней – Мельбурн – Аделаида – Перт.

5. Трансюжноамериканская магистраль (3000 км) Сан-Паулу – Корумта – Ла Пас – Антофаласта.

6. Трансмагрибская магистраль (1900 км) Марокко – Тунис.

Длина нефте- и газопроводов в отдельных странах мира.

Страна Длина нефтепровода, тыс.км
США
Россия
Канада
Китай
Саудовская Аравия
Индия
Мексика
Франция
Иран
Страна Длина газопровода, тыс.км
США
Россия
Канада
Германия
Франция
Италия
Нидерланды
Польша
Чехия

Основные трубопроводы мира:

1. «Дружба» Россия – Восточная Европа (5,5 тыс. км)

2. Редвотер – порт-Кредит (Канада) (4,8 тыс. км.)

3. Эдмонтон – Монреаль – (Канада) (3, 2 тыс. км)

4. Трансаравийский: м. Абкайк (Саудовская Аравия) – Порт-Санд (Ливан) (1,2 тыс. км)

Лангвью – Филадельфия (США) (2 тыс. км)

Продуктопроводы (бензин, аммиак, этилен):

1. Хьюстон – Нью-Йорк (США) (2,5 тыс. км

2. Бьюмонт – Линдон (США) (2,4 тыс. км)

Морской транспорт

Динамика тоннажа мирового морского транспорта.

Годы Валовая вместимость, тыс. бр.-рег. т % изменения
38,5
57,7
130,8
223,1
207,7
Грузовместимость, тыс. бр.-рег. т % изменения
29,4
88,2
217,6
276,5
264,7
291,2
308,8

Бр.-рег. т – брутто — регистровая тонна (100 куб. фунтов = 2,83 м 3 )

Морские суда плавают под флагами более 100 стран мира. Все, даже сухопутные страны, стараются иметь свой флот. 2/3 тоннажа мирового флота сосредоточены под флагами 10 стран:

1. Панама – 64 млн. бр.-рег. т

2. Либерия – 58 млн. бр.-рег. т

3. Греция – 30 млн. бр.-рег. т

4. Кипр – 24 млн. бр.-рег. т

5. Япония – 23 млн. бр.-рег. т

6. Багамы – 22,9 млн. бр.-рег. т

7. Норвегия – 22,2 млн. бр.-рег. т

8. Россия – 16,3 млн. бр.-рег. т

9. Китай – 15,8 млн. бр.-рег. т

10. США – 14,4 млн. бр.-рег. т Мальта,Филиппины

15. Украина – 7,0 млн. бр.-рег. т

Более половины всех грузов, перевозимых морским транспортом, приходится на нефть и нефтепродукты. Из каждых 10 т. добываемой нефти в мире, 6 т. перевозится морским транспортом.

Второе место в мировом грузообороте занимают навалочные и насыпные грузы: каменный уголь, железная руда, марганец, фосфориты, древесина, зерно, сахар-сырец и т.д. Среди них в последнее время первое место занимает железная руда.

Примерно 20% всех идущих морем грузов составляют так называемые генеральные грузы, которые транспортируются с использованием контейнеров. В связи с этим расширяется флот контейнеровозов и лифтеровозов.

Морские перевозки обслуживаются портами:

Европа – около 900

Америка – около 500

Азия – около 400

Универсальные порты мира с грузооборотом более 50 млн.т

Порт Страна Грузо-оборот, млн. т
Роттердам Нидерланды
Сингапур Сингапур
Новый Орлеан США
Нью-Йорк США
Кобе Япония
Тиба Япония
Нагоя Япония
Хьюстон США
Йокогама Япония
Шанхай Китай
Марсель Франция
Осака Япония
Кавасаки Япония
Гавр Франция
Антверпен Бельгия
Токио Япония
Куре Япония
Гонконг Китай
Батон-Руж США
Гамбург Германия
Лондон Велико-британия
Корпус-Кристи США
Генуя Италия
Филадель-фия США
Ванкувер Канада
Гаосюн о. Тайвань
Тампа США

Специализированные порты экспорт нефти в Персидском заливе: Рас-Таннура (Саудовская Аравия), Мина-Эль-Ахмади (Кувейт), О’Харк (Иран).

К числу крупных нефтеэкспортных портов принадлежат: Бонни (Нигерия), Тампико (Мексика), Эс-Сидер (Ливия), Валдиз (Аляска).

К числу железно-рудных экспортных портов принадлежат: Тубаран (Бразилия), Порт-Хендленд (Австралия), Сент-Иль (Канада).

К числу портов по вывозу угля принадлежат: Хемптон-Роудз (США), Ричард-Бей (ЮАР), Ньюкасл (Англия).

По вывозу фосфоритов: Тампа (Канада).

Внутренний водный транспорт

По грузообороту внутренний водный транспорт в мире выделяются следующие страны: США, Россия, Нидерланды, Канада, Германия, Бельгия, Китай.

На речные системы Азии, Африки и Латинской Америки приходится 5% всего мирового грузооборота. Доля водного транспорта в общем грузообороте:

По протяженности судоходных путей занимает:

I место – Россия (114,5 тыс. км)

II место – Китай (110 тыс. км)

III место – США (41 тыс. км)

IV место – Бразилия (31 тыс. км)

Далее идут Канада, Германия, Нидерланды, Бельгия, Венесуэла, Индия, Пакистан, Франция, Нигерия, Финляндия и т.д.

Важнейшие судоходные каналы и водные пути речного транспорта

1. Береговой канал (в т.ч. искусственные участки) (США): длина – 5580 км (искусственные участки – 1800 км); ширина – 40-60 км, количество шлюзов – нет.

2. Великий канал (Китай): длина – 1782 км; ширина – 40-350 км, количество шлюзов – нет.

3. Водный путь Рейн – Майн – Дунай, (в т.ч. искусственные участки) (Германия): длина – 677 км (искусственные участки – 171 км); ширина – 52 км, количество шлюзов – 18.

4. Гета-канал (в т.ч. искусственные участки) (Швеция): длина – 420 км (искусственные участки – 190 км); ширина – 24-60 км, количество шлюзов – 95.

5. Водный путь Рона – Рейн (Франция): длина – 320 км; ширина – 25-100 км, количество шлюзов – 150.

6. Канал им. Москвы (в т.ч. искусственные участки) (Россия): длина – 128 км (искусственные участки – 109 км); ширина – 86 км, количество шлюзов – 114.

Крупнейшие аэропорты мира

Аэропорт Пропускная способность, млн. пас. в год
США
Чикаго (О’Хара)
Даллас
Лос-Анжелес
Атланта
Нью-Йорк (Кеннеди)
Европа
Лондон (Хитроу)
Франкфурт- на-Майне
Париж (Орли)
Лондон (Гатвик)
Париж (Де Голль)
Япония
Токио (Ханеда)
Осака
Токио (Нарита)

Иногда крупнейшие города имеют более одного аэропорта:

Москва (Россия) – 5

Париж (Франция) – 2

Лондон (Великобритания) – 2

Токио (Япония) – 2

Киев (Украина) – 2

Мировая сеть авиалиний состоит из следующих направлений:

1. Между Европой и Северной Америкой.

2. Между Европой и Южной Америкой.

3. Между Европой и Ближним Востоком.

4. Между Европой и Южной, Юго-Восточной, Восточной Азией, а также Австралией.

5. Между Европой и Африкой.

6. Между США и Восточной и Юго-Восточной Азией.

Источник

Общая характеристика мировой транспортной системы

date image2018-01-08
views image14593

facebook icon vkontakte icon twitter icon odnoklasniki icon

География транспорта мира. Структура и размещение транспортного комплекса России. Железнодорожный, автомобильный, водный, воздушный и трубопроводный транспорт – формирование и направление грузопотоков.

Общая характеристика мировой транспортной системы

Транспорт – особая сфера материального производства. В отличие от сельского хозяйства и промышленности он не создает в процессе производства новый продукт, не изменяет его свойства (физические, химические) и качество. Продукция транспорта это перемещение в пространстве грузов и людей, изменение их местонахождения. Поэтому показателями работы транспорта являются соответственно грузооборот в тонно-километрах (т-км) и пассажирооборот в пассажиро-километрах (пасс-км), представляющих собой произведение объема перевозок (в т или пасс.) на расстояние (в км). Сумма тонно-километров и пассажиро-километров называется приведенными тонно-километрами, или приведенной продукцией транспорта [1] .

Основные виды современного транспорта – железнодорожный, водный (морской и речной), автомобильный, воздушный и трубопроводный. Вместе они образуют единую транспортную систему мира.

Оценку уровня развития транспортной системы по видам путей сообщения производят с помощью следующих показателей: длины (протяженности) и густоты транспортной сети (последняя определяется как отношение длины путей к единице площади территории или к определенному количеству жителей); доли того или иного вида транспорта (в %) в общем грузообороте.

Если говорить о мировой транспортной системе, то быстрее всех в последнее время развивался автомобильный, трубопроводный и воздушный транспорт. Возросло значение морского и ухудшились позиции железнодорожного транспорта.

Подавляющая часть всех транспортных средств и путей сообщения сосредоточена в странах с развитой экономикой. На них приходится значительная доля грузооборота и пассажирооборота мирового транспорта. Страны Африки, Азии и Латинской Америки гораздо хуже обеспечены транспортом, поскольку уровень развития их экономики ниже.

Среди региональных транспортных систем особо выделяются система

Северной Америки, лидирующая в мире по общей протяженности путей сообщения (около 30% мировой транспортной сети) и по грузообороту большинства видов транспорта;

транспортная система Европы, превосходящая системы всех других регионов по густоте сети и частоте движения;

единая система стран СНГ (10% мировой транспортной сети), занимающая первое место по общему объему грузооборота.

В остальных регионах мира – в странах Африки, Азии и Латинской Америки транспортные системы в стадии формирования, еще велика роль гужевого транспорта, некоторые виды современного транспорта развиты слабо либо вообще отсутствуют (железные дороги, трубопроводный транспорт и др.).

В целом в мире происходит качественное изменение транспортной сети:

— растет протяженность электрифицированных железных дорог, автомагистралей с твердым покрытием, сети трубопроводов большого диаметра;

— идет дублирование транспортных коммуникаций мирового значения: прокладка нефтепроводов, автомагистралей параллельно водным каналам, другим путям сообщения (например, созданы нефтепроводы параллельно Суэцкому и Панамскому каналам, построена Транспиренейская автомагистраль вдоль Гибралтарского пролива и др.);

— идет формирование контейнерной системы перевозок грузов (в контейнерах перевозится около 40% генеральных грузов), формирование трансконтинентальных контейнерных «мостов», представляющих собой комбинацию морского транспорта с маршрутными железнодорожными составами и автопоездами-контейнеровозами (Транссибирский: Япония – Восточное побережье США, Трансамериканский: Западная Европа – Ближний и Средний Восток);

Читайте также:  Структура таблицы для xml

— идет создание транспортных коридоров (полимагистралей) для перевозок грузов через территорию нескольких государств (например, в Европе выделено девять, через Россию проходят два транспортных коридора:

Берлин – Варшава – Минск – Москва – Нижний Новгород,

Хельсинки – Санкт-Петербург – Москва – Киев – Одесса с продолжением до Новороссийска и до Астрахани).

Железнодорожный транспорт занимает второе место по грузообороту (после морского) и по пассажирообороту (после автомобильного). По общей длине сети дорог (около 1,2 млн км) он уступает не только автомобильному, но и воздушному транспорту. Главная функция железнодорожного транспорта – перевозка массовых промышленных и сельскохозяйственных грузов (уголь, сталь, зерно и пр.) на большие расстояния. Отличительная особенность – регулярность движения независимо от погоды и времени года.

Велики различия в уровне развития железнодорожного транспорта (протяженность, густота сети, степень электрификации железных дорог и др.) по регионам и странам мира. В целом в мире идет сокращение протяженности сети железных дорог, особенно в странах с развитой экономикой.

По протяженности сети железных дорог ведущие позиции в мире занимают крупнейшие (по размерам территории) страны: США (176 тыс. км), Россия (87,5 тыс. км), Канада (85 тыс. км), Индия, КНР, ФРГ, Австралия, Аргентина, Франция, Бразилия. На долю этих стран приходится более половины общей длины железных дорог мира. Страны Северной Америки и Западной Европы перенасыщены железными дорогами, а некоторые страны Африки и Азии их вообще не имеют.

По густоте сети железных дорог лидируют европейские страны (плотность их в Бельгии составляет 133 км на 1 тыс. кв. км). Густота железнодорожной сети в среднем по странам Африки составляет всего 2,7 км на 1 тыс. кв. км.

По уровню электрификации железных дорог также опережают всех европейские страны (в Швейцарии электрифицировано около 100% железных дорог, в Швеции 65%, в Италии, Австрии и Испании более 50%, в России 43%).

В отдельных регионах и странах мира железные дороги имеют разную колею. В странах СНГ колея более широкая, чем в странах Восточной и Западной Европы, Северной Америки, Азии. Не соответствует западноевропейской колея некоторых других государств (например, Финляндии, государств Пиренейского полуострова). В целом на западноевропейскую колею приходится до 3/4 протяженности дорог мира.

По грузообороту лидирующие позиции в мире занимают США, КНР и Россия,

по пассажирообороту Япония (395 млрд пасс-км), КНР (354 млрд пасс-км), Индия (320 млрд пасс-км), Россия (192 млрд пасс-км), Германия (60 млрд пасс-км).

В ряде развитых стран (США, Япония, Германия, Франция и др.) созданы сверхскоростные (скоростью более 200 км/ч) железные дороги.

Железные дороги стран СНГ, зарубежной Европы, Северной Америки в рамках своих регионов соединены в единую транспортную систему, т.е. образуют общерегиональные системы железных дорог.

Автомобильный транспорт играет ведущую роль в перевозках пассажиров (обеспечивает 80% мирового пассажирооборота), а также грузов на короткие и средние расстояния. Среди других видов транспорта он лидирует и по протяженности сети дорог (24 млн км, или 70% мировой транспортной сети).

Большая часть автомобильного парка и сети, шоссейных дорог сосредоточена в странах с развитой экономикой. При общем количестве автомобилей в мире, превышающем 650 млн., около 80% их сконцентрировано в странах Северной Америки (примерно 250 млн машин, из которых 200 млн в США), Западной Европы (более 200 млн машин) и Японии (свыше 50 млн).

Наиболее развитую сеть автодорог имеют США (1/4 всей протяженности), Китай, Япония, Индия, Россия, европейские страны. Последние по плотности автодорог превосходят страны всех регионов мира. По грузообороту авто­мобильного транспорта первое место занимают США.

В отдельных странах и регионах мира (СНГ, зарубежная Европа, Северная Америка) автомагистрали образуют единые транспортные системы (государственные, межгосударственные).

Трубопроводный транспорт, сравнительно молодой, но быстро развивающийся, служит для транспортировки жидких, газообразных и твердых видов продукции. В наибольших объемах по трубопроводам перемещаются природный газ, нефть и нефтепродукты. Газо- и нефтепроводы (их суммарная протяженность в мире составляет 1,8 млн. км) наибольшее распространение получили в нефте- и газодобывающих странах Северной Америки (США, Канада), России, Ближнего и Среднего Востока, а также в странах Западной и Восточной Европы, бедных ресурсами нефти и газа, но потребляющих в большом количестве эти виды топлива. По объему работы трубопроводного транспорта превосходит всех Россия (здесь сосредоточено более половины мирового грузооборота этого вида транспорта).

Морской транспорт имеет первостепенное значение для осуществления внешнеэкономических (межгосударственных, межконтинентальных) связей. Он обеспечивает более 3/4 всех международных перевозок. В их составе особенно велика доля массовых грузов (нефть, нефтепродукты, руды, уголь, зерно и др.).

Наряду с межконтинентальными, межгосударственными перевозками, морской транспорт осуществляет в больших размерах перевозки грузов большим и малым каботажем в пределах своей страны. Большой каботаж – это плавание судов между портами разных морских бассейнов (например, Владивосток – Новороссийск, Новороссийск – Архангельск). Малый каботаж – перевозки между портами одного моря (Новороссийск – Туапсе).

По грузообороту (29 трлн т-км) и производительности труда морской транспорт существенно превосходит другие виды транспорта. Себестоимость перевозок грузов морским путем самая низкая на транспорте [2] . Наиболее эффективно использование морского транспорта при транспортировке грузов на большие расстояния. Морские перевозки во внутренних сообщениях (малый каботаж) менее эффективны.

Для осуществления перевозок морской транспорт имеет сложное многоотраслевое хозяйство; флот, морские порты, судоремонтные заводы и др.

Морские перевозки обслуживает несколько десятков тыс. судов, общим тоннажем 500 млн брутто-регистровых тонн (БРТ) [3] .

Самые большие флоты имеют Панама (72 млн БРТ), Либерия (60), Греция (30), Кипр (25), Багамские острова (государство в Вест-Индии) и Япония (по 20), КНР (17), Россия (15), Норвегия (15), США (13 млн БРТ). Однако мировое лидерство Панамы, Либерии, Кипра и Багамских островов весьма условно, так как значительная доля их флотов является собственностью США и западноевропейских стран (в том числе Франции, Великобритании, Германии), использующих политику «удобного» флага для уклонения от высоких налогов.

Примерно 40% всего флота мира – танкеры, осуществляющие международные перевозки нефти и нефтепродуктов. Главные направления морских перевозок нефти – из района Карибского моря в США и Западную Европу, из стран Ближнего Востока в Западную Европу, США и Японию.

Среди океанических бассейнов первое место по объему морских грузоперевозок занимает Атлантический океан, по побережью которого расположены крупнейшие морские порты мира: Роттердам (Нидерланды), Антверпен (Бельгия), Гамбург (Германия), Лондон (Великобритания), Марсель (Франция), Генуя (Италия), Новый Орлеан, Нью-Йорк, Филадельфия (США). Много крупных портов и на берегах Тихого океана (Кобе, Тиба, Иокогама, Нагоя (Япония), Шанхай (КНР), Пусан (Республика Корея), Сидней (Австралия), Ванкувер (Канада) и др. Индийского океана (Карачи (Пакистан), Бомбей и Калькутта (Индия), Коломбо (Шри-Ланка) и др.

Наряду с универсальными есть порты специализированные:

по вывозу нефти (например, в Персидском заливе Рас-Таннура (Саудовская Аравия), Мина-Эль-Ахмади (Кувейт), Амуай и Ла-Салина (Венесуэле),

руды (Тубаран в Бразилии), угля (Ричардс-Бей в ЮАР),

зерна, лесоматериалов и других грузов.

На географию морских перевозок большое влияние оказывают морские каналы. Международное значение имеют Суэцкий и Панамский каналы.

Речной транспорт. Положительными особенностями этого вида транспорта являются высокая провозная способность (на глубоководных реках), сравнительно невысокие себестоимость перевозок и затраты на организацию судоходства. Развитие и география речного транспорта во многом определяются природными условиями. В этом отношении большими возможностями для организации речного судоходства располагают многие страны Северной и Латинской Америки, Европы и Азии.

В Европе сеть транспортных путей образуют реки Сена, Рейн с притоками, Эльба, Одра, Висла, Дунай, Днепр, Волга, Дон и др.

В Азии – Ганг, Инд, Иравад, Янцзы, Обь с Иртышом, Енисей с Ангарой, Лена, Амур и др.

В Северной Америке – Миссисипи с притоками, Св. Лаврентия, Маккензи и др.

В Латинской Америке – Амазонка и Парана.

В Африке – Конго, Нигер, Нил.

В Австралии – Муррей с притоком Дарлинг.

Общая протяженность судоходных рек и каналов мира составляет 550 тыс.км, из которых почти половина приходится на Россию и Китай (более 100 тыс.км в каждой), США (более 40 тыс.км) и Бразилию (30 тыс.км).

По общему грузообороту внутренних водных путей первое место занимают США, второе Китай, третье Россия, далее следуют Германия, Канада и Нидерланды.

Воздушный транспорт, скоростной, но дорогостоящий, имеет наибольшее значение в международных пассажирских перевозках для осуществления связей с отдаленными и труднодоступными районами мира. Инфраструктура воздушного транспорта представлена сетью аэропортов международного и местного значения. Аэропорты обеспечивают управление полетами, прием пассажиров, организацию их обслуживания и т.д. В международных воздушных сообщениях участвует свыше 1 тыс. аэропортов. Самые большие аэропорты мира (от 30 до 70 млн пассажиров в год) находятся в США (Чикаго, Атланта, Даллас, Лос-Анджелес), Великобритании (Лондон), Японии (Токио), Франции (Париж), Германии (Франкфурт-на-Майне). Эти же страны, вместе с Австралией, Китаем, Россией, Канадой и Нидерландами образуют десятку ведущих воздушных держав (по пассажирообороту) мира.

Воздушный транспорт в основном осуществляет пассажирские перевозки. Грузовые авиаперевозки, несмотря на быстрый рост, в общем, объеме грузооборота всех видов транспорта занимают незначительный удельный вес (доли процента).

Источник

Adblock
detector