Меню

Группы факторов биология таблица

Группы биологических факторов

Группы факторов Факторы
Абиатический — совокупность условий неорганической природы Свет-интенсивность, качество солнечной энергии, УФ, ИК, видимые лучи
Влажность – содержание воды в воздухе, почве и живых организмах(80%)
Температура – среднемесячное значение колебаний температуры воздуха и воды
Совокупность взаимодействия групп живых организмов между собой и средой обитания Взаимодействие растений между собой и средой обитания
Взаимодействие между растениями и животными
Взаимодействие животных друг с другом и со средой обитания
Взаимодействие грибов, бактерий и вирусов с растениями, животными и средой обитания
Антропогенные факторы – совокупность воздействия человека и его хозяйственной деятельности на среду обитания и живые организмы Положительные воздействия
Отрицательные воздействия

Похожие работы

. на характер человека. Замечено, что при многих хронических нервных и органических заболеваниях со временем изменяется, причем не в лучшую сторону, характер человека. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Проблема формирования личности – проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований. В своей работе я не стремилась охарактеризовать все биологические факторы формирования личност

. особенностей строения тела на формирование и развитие физических способностей человека. Таким образом, многочисленные исследования говорят о том, что на уровень развития физических способностей значительное воздействие оказывают биологические, индивидуальные особенности человека и это во многом определяет успех в трудовой и спортивной деятельности. I. 2. Возрастные особенности двигательной .

. опасных производственных факторов и минимальным содержанием вредных веществ в воздухе рабочей зоны. При невозможности применения безопасного и безвредного технологического процесса необходимо применять меры по снижению уровней опасных и вредных факторов до предельно допустимых значений. Содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны на рабочих местах должно соответствовать требованиям, .

. , наследственного и прижизненно приобретенного. При этом человеческий индивид — это не простая арифметическая сумма биологического, психического и социального, а их интегральное единство, приводящее к возникновению новой качественной ступени — человеческой личности. 2 ЧЕЛОВЕК КАК ЦЕЛОСТНОСТЬ Во все времена идеалом человека была целостная, гармонически развитая личность. Этот идеал то .

Источник



Экологические факторы среды их влияние на организмы (Таблица)

Экологические факторы – это любые условия среды, которые способны оказывать прямое или косвенное влияние на живые организмы, хотя бы на протяжении одной из фаз их индивидуального развития. В свою очередь организм реагирует на экологический фактор специфичными приспособительными реакциями.

На любой организм воздействуют биотические и абиотические факторы. Совокупность всех биотических факторов (то есть факторов живой природы), действующих на определенной территории, составляют биоценоз, или сообщество. Если же учитываются еще абиотические факторы (неживая природа, или биотоп), то это будет биогеоценоз, или экосистема.

Экологические факторы схема

Экологические факторы традиционной классификации таблица

Традиционно выделяли три группы экологических факторов:

Абиотические факторы — это комплекс условий химических и физических окружающей среды, влияющих на живой организм. В зависимости от природы они подразделяются на климатические (свет, температуру, влажность, ветер, радиационный фон, давление воздуха и состав атмосферы), эдафические (почвенные), топографические и другие факторы физической природы (волны, морские течения, огонь и другие).

Биотические факторы — это совокупность влияний жизнедеятельности одних организмов на другие, то есть различные формы взаимодействия между организмами (конкуренция, хищничество, паразитизм, симбиоз и другие)

Антропогенные факторы — это влияние различных форм деятельности человека на окружающую среду (выбросы вредных веществ в атмосферу, разрушение почвенного слоя, нарушение природных ландшафтов и другие)

Абиотические факторы и их действие

Температура дает возможность осуществляться биохимическим реакциям в клетке, поэтому она влияет на все жизненные процессы. Температура организма не может упасть ниже нуля, поскольку тогда вода превращается в кристаллики льда, которые повреждают клетки. Также губительна и чрезмерно высокая температура, вызывающая денатурацию структуры белка.

Влажность воздуха обеспечивается насыщением его водяным паром. Наибольшая влажность имеется вблизи водных источников, а также во влажных тропических лесах, где растения выделяют огромное количество водяного пара в процессе транспирации. Степень насыщенности определяет количество выпадаемых осадков, что определяет характер фитоценоза.

Ветер обеспечивает циркуляцию воздушных масс, а вместе с ними — перераспределение водяного пара и осадков. Таким же образом транспортируются кислород, выделяемый растениями, загрязняющие вещества и др. Ветер играет значительную роль в распространении генеративного материала (спор, семян) и микроорганизмов.

Читайте также:  Россия польша футбол таблица

Давление воздуха и его состав

Давление воздуха и его состав оказывает серьезное влияние на видовой состав сообщества. Атмосферное давление снижается по мере увеличения высоты над уровнем моря и уже на высоте 5450 м давление равно 0,5 бар (вдвое меньше, чем на уровне моря). Одновременно происходит снижение количества кислорода. В таких условиях организмы испытывают гипоксию, что приводит к усилению легочной вентиляции, и выделяют через легкие много углекислого газа. Снижение содержания СО2 приводит к алкалозу — повышению щелочности крови и значению рН.

Эдафические (почвенные) факторы

Эдафические факторы — это значение почвы (слой вещества, расположенный над горными породами земной коры) на организмы.

Топографические факторы определяются рельефом местности. Основным фактором при этом является высота над уровнем моря, с увеличением которой снижается средняя температура (а также увеличивается ее суточный перепад), атмосферное давление и концентрации газов, но увеличивается скорость ветра, количество осадков и солнечная радиация.

Антропогенные факторы и их действие

Антропогенные факторы, Деятельность

Беспокойство (шум, хождение по лесу)

Изменение поведения особей и их состояния

Уплотнение почвы, нарушение ее аэрации, гибель потаенных и других связанных с ними организмов

Изменение микроклимата, нарушение экосистемы

Появление популяции нового вида в сообществе, нарушение устойчивости системы

Изменение химического и физического состояния среды обитания

Изменение природных ландшафтов

Основные группы экологических факторов

Кроме традиционной классификации на данный момент различают десять групп экологических факторов (общее количество – около шестидесяти), объединенных в специальную классификацию:

Группы экологических факторов

по отношению к экосистеме

экологические факторы делятся на внешние (экзогенные или энтопические) и внутренние (эндогенные)

факторы времени (эволюционные, исторические, действующие), периодичности (периодические и непериодические), первичные и вторичные;

космические, абиотические, биотические, природные, техногенные, антропогенные;

по среде возникновения

атмосферные, водные, геоморфологические, экосистемные;

по характеру воздействия

информационные, физические, химические, энергетические, биогенные, комплексные, климатические;

по объекту влияния

индивидуальные, групповые, видовые, социальные;

по степени влияния

летальные, экстремальные, ограничивающие, возмущающие, мутагенные, тератогенные;

по условиям действия

зависимые или независимые от плотности;

по спектру влияния

выборочного или общего действия.

по характеру динамики

Наличие или отсутствие ее периодичности (суточной, лунной, сезонной, многолетней). Связано это с тем, что приспособительные реакции организмов к тем или иным факторам среды определяются степенью постоянства воздействия этих факторов, то есть их периодичностью.

Эклогические факторы по отношению к данной экосистеме

К внешним относятся факторы, действия которых в той или иной степени определяют изменения, происходящие в экосистеме, но сами они практически не испытывают ее обратного воздействия. Таковы солнечная радиация, интенсивность атмосферных осадков, атмосферное давление, скорость ветра, скорость течения и т.д.

В отличие от них внутренние факторы соотносятся со свойствами самой экосистемы (или отдельных ее компонентов) и в действительности образуют ее состав. Таковы численности и биомассы популяций, запасы различных веществ, характеристики приземного слоя воздуха, водной или почвенной массы и т.д.

Классификация экологических факторов в зависимости от плотности популяции

ekol fact 2

В зависимости от плотности популяции кологические факторы делятся на:

1. зависящие от плотности популяции;

2. не зависящие от плотности популяции:

— факторы прямой зависимости повышают смертность при росте плотности популяции;

— факторы обратной зависимости снижают смертность при росте плотности популяции.

Экологические факторы Модчанского АС

Классификация экологических факторов в зависимости от степени адаптивности реакций организмов на воздействие факторов среды МончадскогоА.С. Биологом МончадскимА.С. (1958г.) выделялись первичные периодические факторы, вторичные периодические факторы и непериодические факторы.

Экологические факторы Модчанского схема

Первичные периодические факторы

К первичным периодическим факторам относятся в основном явления, связанные с вращением Земли: смена времен года, суточная смена освещенности, приливные явления и т.п. Эти факторы, которым свойственна правильная периодичность, действовали еще до появления жизни на Земле, и возникающие живые организмы должны были сразу адаптироваться к ним.

Читайте также:  Основные битвы коренного перелома таблица

Вторичные периодические факторы

Это следствие первичных периодических: например, влажность, температура, осадки, динамика растительной пищи, содержание растворенных газов в воде и т.п.

Экологические факторы, не имеющие правильной периодичности, цикличности. Сюда относятся почвенно-грунтовые факторы, разного рода стихийные явления. Антропогенные воздействия на окружающую среду часто относятся к непериодическим факторам, которые могут проявляться внезапно и нерегулярно. Поскольку динамика естественных периодических факторов — одна из движущих сил естественного отбора и эволюции, живые организмы, как правило, не успевают выработать приспособительных реакций, например, к резкому изменению содержания тех или иных примесей в окружающей среде.

_______________

Источник информации:

1. Биология для поступающих в вузы / Г.Л. Билич, В.А. Крыжановский. — 2008.

2. ЭКОЛОГИЯ / С.В.Алексеев, Спб. — 1997.

3. Общая экология (в схемах и в таблицах)/ Бексеитов Т.К., Павлодар — 2004.

4. Конспект лекций «ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ»/ Андреев М.В. — 2002

Источник

Тема 5.1. Экологические факторы. — 10-11 класс, Пасечник (рабочая тетрадь).

Экология как наука. Среда обитания организмов и ее факторы .

1. Дайте определение понятий.
Экология – наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.
Среда обитания – совокупность конкретных абиотических и биотических условий, в которых обитает данная особь, популяция или вид, часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них прямое или косвенное воздействие.
Экологические факторы – свойства среды обитания, оказывающие какое-либо воздействие на организм.

2. Каковы основные задачи экологии как науки?
1. Исследование влияния среды на строение, жизнедеятельность и поведение организмов.
2. Исследование закономерностей организации жизни, в том числе в связи с антропогенными воздействиями на природные системы.
3. Изучение экологических механизмов адаптации к среде.
4. Исследование процессов, протекающих в биосфере, с целью поддержания ее устойчивости.
5. Создание научной основы рациональной эксплуатации природных ресурсов, прогнозирование изменений природы под влиянием деятельности человека и управления процессами, протекающими в биосфере.
6. Прогнозирование и оценка возможных отрицательных последствий в природной среде под влиянием деятельности человека.
7. Оптимизация экономических, правовых, социальных и иных решений для обеспечения экологически безопасного, устойчивого развития.
8. Восстановление нарушенных природных систем, сохранение биосферы.
9. Формирование экологического мировоззрения, развитие экологического сознания и культуры у людей всех возрастов и профессий.
10. Создание новых технологий, основанных на понимании экологических возможностей данного региона, его специфичности.

3. Назовите методы исследования в экологии.
Полевые способы: маршрутные, стационарные, описательные, экспериментальные.
Лабораторные методы: моделирование и мониторинг окружающей среды.

4. Какова роль экологии в современном обществе?
Экология является мировоззренческой, синтетической областью знаний, интегрирующей естественнонаучные и гуманитарные знания. Это бурно развивающаяся, бурно развивающаяся, комплексная наука будущего. Главной задачей экологии является развитие теории взаимодействия природы и общества на основе нового взгляда, рассматривающего человеческое общество как неотъемлемую часть биосферы.

5. Заполните таблицу.

5-1-1-5

6. Что понимают под адаптацией организмов к условиям окружающей среды?
Процесс и результат приспособления организмов к условиям окружающей среды.

7. Какие экологические факторы являются для организмов лимитирующими?
Факторы, сдерживающие развитие организмов из-за избытка или их недостатка по сравнению с потребностями.

8. Заполните таблицу.

Биологические ритмы

5-1-1-8

Экологические ниши и типы экологических взаимодействий

1. Дайте определения понятий.
Местообитание – совокупность биотических, абиотических и антропогенных (при их наличии) экологических факторов на любой определенной территории или акватории, формирующаяся на месте первичного комплекса абиотических факторов – экотопа. Это «адрес» организма.
Экологическая ниша – совокупность всех жизненных условий, необходимых для существования того или иного вида, а также его роль в биологическом сообществе. Это «профессия» организма.
Экологическое взаимодействие организмов – взаимодействие видов друг с другом, а также влияние их на условия жизни, которые представляют собой совокупность биотических факторов среды. Наиболее ярко экологические взаимодействия организмов проявляются в пищевых и пространственных связях.

2. Приведите описание экологической ниши одного из известных вам видов животных или растений. Объект – белка. Живет в основном в кронах деревьев, питается семенами и плодами, там же размножается и т. п.

Читайте также:  Годовой бюджет регионов россии таблица 2019

3. Почему экологические ниши двух совместно живущих видов никогда полностью не перекрываются?
Экологические ниши совместно живущих видов никогда полностью не перекрываются, так как при этом всегда действует закон конкурентного исключения: один вид вытесняет другой. Например, при совместном обитании популяций серой и черной крысы серые постепенно вытесняют черных.

4. Заполните таблицу.

Типы экологических взаимодействий видов

5-1-2-4

Конкурентные взаимодействия

1. Дайте определения понятий.
Конкуренция – это тип взаимоотношений между организмами одного и того же или разных видов, в ходе которых они соревнуются за одни и те же средства существования и условия размножения.
Территориальность – тип поведения некоторых животных, при котором они защищают и охраняют свой участок от вторжения других особей того же вида.

2. Сформулируйте закон конкурентного исключения (принцип Гаузе).
Экологические ниши совместно живущих видов никогда полностью не перекрываются, так как при этом всегда действует закон конкурентного исключения: один вид вытесняет другой. Например, при совместном обитании популяций серой и черной крысы серые постепенно вытесняют черных.

3. Заполните таблицу.

Типы конкурентных взаимодействий

5-1-3-3

Ответьте на вопрос: какой тип конкуренции является наиболее острым и почему?
Конкуренция между особями одного вида является наиболее острой и жесткой в природе, поскольку они имеют одинаковые потребности в экологических факторах.

4. Какую роль играет территориальность для совместно живущих видов?
Такие взаимоотношение выражается в активной защите индивидуальной территории и физическом изгнании других особей. Это пример внутривидовой борьбы, в ходе которой они соревнуются за одни и те же средства существования и условия размножения.

5. Почему в ряде случаев виды со сходным образом жизни могут жить на одной территории?
Если это не один вид, то в любом случае они будут отличаться, иначе, в процессе конкуренции, останется только один (по закону конкурентного исключения). Они могут быть сходны, но различаться, например, предпочтениями в еде и т. д.

Источник

Группы биологических факторов

Группы факторов Факторы
Абиатический — совокупность условий неорганической природы Свет-интенсивность, качество солнечной энергии, УФ, ИК, видимые лучи
Влажность – содержание воды в воздухе, почве и живых организмах(80%)
Температура – среднемесячное значение колебаний температуры воздуха и воды
Совокупность взаимодействия групп живых организмов между собой и средой обитания Взаимодействие растений между собой и средой обитания
Взаимодействие между растениями и животными
Взаимодействие животных друг с другом и со средой обитания
Взаимодействие грибов, бактерий и вирусов с растениями, животными и средой обитания
Антропогенные факторы – совокупность воздействия человека и его хозяйственной деятельности на среду обитания и живые организмы Положительные воздействия
Отрицательные воздействия

Похожие работы

. на характер человека. Замечено, что при многих хронических нервных и органических заболеваниях со временем изменяется, причем не в лучшую сторону, характер человека. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Проблема формирования личности – проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований. В своей работе я не стремилась охарактеризовать все биологические факторы формирования личност

. особенностей строения тела на формирование и развитие физических способностей человека. Таким образом, многочисленные исследования говорят о том, что на уровень развития физических способностей значительное воздействие оказывают биологические, индивидуальные особенности человека и это во многом определяет успех в трудовой и спортивной деятельности. I. 2. Возрастные особенности двигательной .

. опасных производственных факторов и минимальным содержанием вредных веществ в воздухе рабочей зоны. При невозможности применения безопасного и безвредного технологического процесса необходимо применять меры по снижению уровней опасных и вредных факторов до предельно допустимых значений. Содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны на рабочих местах должно соответствовать требованиям, .

. , наследственного и прижизненно приобретенного. При этом человеческий индивид — это не простая арифметическая сумма биологического, психического и социального, а их интегральное единство, приводящее к возникновению новой качественной ступени — человеческой личности. 2 ЧЕЛОВЕК КАК ЦЕЛОСТНОСТЬ Во все времена идеалом человека была целостная, гармонически развитая личность. Этот идеал то .

Источник

Adblock
detector