Меню

Грип для объектива 50 мм таблица

ГРИП-калькулятор. Определение глубины резко изображаемого пространства

Онлайн расчет ГРИП для большинства цифровых фотокамер

Калькулятор позволяет приблизительно оценить глубину резко изображаемого пространства при использовании пленки разных форматов, а также для различных моделей цифровых фотоаппаратов.

ГРИП (Глубина Резко Изображаемого Пространства), или, проще говоря, «глубина резкости» — фотографический термин, обозначающий расстояние между ближней и дальней границами области пространства, при нахождении внутри которой объекты получаются на снимке резкими («в фокусе»).

Объекты, расположенные ближе и дальше этого «резко изображаемого пространства», будут на фотографии расплывчатыми, размазанными, «не в фокусе».

  • Величина ГРИП — Бесконечность
  • Расстояние до объекта — 10 м
  • Расстояние до ближайшей точки ГРИП — 5 м
  • Расстояние до дальней точки ГРИП — Бесконечность
  • Передний ГРИП — 5 м
  • Задний ГРИП — Бесконечность
  • Гиперфокальное расстояние — 10 м
  • Диаметр круга нерезкости — 0.019 mm

На глубину резко изображаемого пространства влияет значение установленной диафрагмы, расстояние до объекта, фокусное расстояние объектива и формат используемой пленки (в случае цифровой камеры — размер светочувствительной матрицы).

При больших апертурах (меньших значениях диафрагменных чисел, например, F/2), глубина резкости будет меньше, что часто используется в портретной съемке. При меньших апертурах (больших значениях диафрагменных чисел, например, F/16), глубина резкости будет больше, что полезно при съемке пейзажей или архитектуры.

ГРИП-калькулятор. Определение глубины резко изображаемого пространства

При увеличении расстояния до объекта увеличивается и глубина резко изображаемого пространства.

Широкоугольные объективы (с небольшим значением фокусного расстояния) обеспечивают большую глубину резкости, тогда как телеобъективы, имеющие большие значения фокусных расстояний, наоборот, помогают размыть фон.

Наконец, чем меньше размер матрицы цифрового фотоаппарата, тем большую глубину резкости он может обеспечить. Это хорошо для съемки пейзажей, но добиться размытости фона при съемке портретов на цифровых мыльницах (компактных камерах) очень сложно. Цифровые зеркальные фотоаппараты имеют матрицу, как правило, существенно большего размера, и по глубине резко изображаемого пространства приближаются к пленочным камерам.

Калькулятор позволяет приблизительно оценить глубину резко изображаемого пространства при использовании пленки разных форматов, а также для различных моделей цифровых фотоаппаратов.

Важно: для цифровых камер используйте значения действительных фокусных расстояний, а НЕ их 35-мм эквивалентов. Например, выбирайте 7.1 или 21.3 мм (а не 35 или 105 мм соответственно).

Источник



Что такое глубина резкости в фотографии

Глубина резкости является одним из значимых художественных приемов в фотографии — в портретной съемке, при помощи малой ГРИП (глубина резко изображаемого пространства) фотограф размывает фон и акцентирует внимание на модели, а снимая с большой передает на плоской фотографии всю глубину пространства в пейзаже.

Параметры влияющие на ГРИП при съемке

  • Фокусное расстояние объектива — чем меньше фокусное расстояние, тем больше ГРИП и наоборот
  • Диафрагма — чем шире открыта (меньше диафрагменное число), тем меньше ГРИП и наоборот
  • Дистанция фокусировки — чем больше дистанция до объекта, тем больше ГРИП

В инструкциях к современным фотокамерам глубине резкости отводится не больше пары строк и, как правило, все сводится к одной только диафрагме. Подход упрощенный и эффективный, но если вы задаетесь вопросами типа:

«На какое расстояние сфокусировать объектив, чтобы на пейзажной фотографии все выглядело резким от ближайшего куста и до горизонта?»

«Почему у модели, сидящей в пол оборота, резко получился только один глаз и как избежать этого в дальнейшем?»

То эта статья для вас.

Формула расчета ГРИП, гиперфокальное расстояние и немного истории

В формуле расчета ГРИП, помимо очевидных и вполне понятных параметров, таких как дистанция фокусировки, фокусное расстояние объектива и диафрагма, есть еще один параметр — диаметр кружка нерезкости или допустимый кружок рассеивания. Для полнокадровых камер (размер негатива или сенсора 24×36 мм) его принимают равным 0,03–0,05 мм (в формулу подставляется значение в метрах).

Иногда, в расчетах диаметра кружка нерезкости его вычисляют как 1/1500 диагонали кадра, что для полнокадровой камеры дает те же 0,03 мм и упрощает расчеты для камер с сенсором другого размера (так же можно подставить в формулы выше z/кроп).

Гиперфокальное расстояние (Н) — фокусировка объектива на это расстояние обеспечивает максимальную глубину резкости (от Н/2 до ∞). Вычисляется по формуле Н=f2/(Kz).

Пример расчета гиперфокального расстояния: если сфокусировать 50 мм объектив установленный на полнокадровую камеру на расстоянии 6,2 м, установить диафрагму равную 8 и сделать снимок, то резким будет все от 3,1 м до ∞, впрочем это верно для кружка нерезкости равному 0,05 мм, а для значения в 0,03 мм придется фокусироваться на 10,5 м и резким будет все начиная с 5,25 м.

И несколько практических примеров:

Объектив Minolta MC Rokkor-PF 58 mm f/ 1.4, экземпляр из 70-х прошлого века — шкала ГРИП рассчитана для кружка нерезкости в 1/1500 диагонали кадра, рядом Гелиос-44 из 90-х и шкала ГРИП посчитана еще для 1/1000 диагонали.

Шкала ГРИП самой массовой любительской камеры «Смена 8М» рассчитана для кружка нерезкости в 1/850 диагонали (0,05 мм) и занимает почти всю окружность объектива.

Современные, автофокусные объективы, как правило лишены шкал ГРИП и расстояний, да и управление диафрагмой осуществляется на большинстве из них с камеры.

И раз уж кружок нерезкости не является константой самое время посмотреть, что означает это понятие.

Кружок нерезкости или допустимый кружок рассеяния

На рисунке выше показано прохождение света через объектив, в обоих случаях объектив сфокусирован на точке (2) — и точкой же выглядит ее проекция на матрице (5).

Для находящихся вне фокуса точек (1) и (3) проекция на матрице фотоаппарата, выглядит как круг — лучи сходятся либо до матрицы, либо за ней. В случае с закрытой диафрагмой (4) на нижнем рисунке лучи сходятся под более острым углом оставляя на матрице круги заметно меньшего диаметра, чем при полностью открытой диафрагме.

Так вот допустимый кружок рассеяния и должен показать до каких размеров нечетко сфокусированное пятно будет выглядеть для зрителя точкой, но не на матрице или негативе, а на конечном изображении — не обязательно на бумаге, это может быть экран компьютера или изображение на экране кинотеатра.

И раз уж мы заговорили о зрителе, то придется вспомнить о разрешающей способности человеческого глаза, угловое разрешение которого около 0,02°–0,03°. Именно из-за этой особенности человеческого зрения можно, лишь слегка увеличив расстояние до экрана монитора или телевизора, перестать различать отдельные пиксели. А, отодвинувшись еще немного, перестать различать Full HD картинку от 4К на экранах одного размера. Постер на фасаде соседнего дома вполне привлекательно выглядит на расстоянии и не впечатляет при близком просмотре.

Читайте также:  Шаблоны таблиц с цифрами

Чем дальше вы отодвинетесь от монитора, тем меньше размытых и больше кружков с резкими краями вы увидите.

ГРИП в глазах смотрящего

Угловое разрешение 0,02°–0,03° не самая очевидная величина, но если перевести ее в размер отпечатка и расстояние просмотра, то и вся формула ГРИП станет понятнее.

Именно из-за углового разрешения человеческого глаза в формулу ГРИП и попало значение в 0,03–0,05 мм для диаметра кружка нерезкости — на отпечатках 10×15 см (самый массовый формат того времени) пятнышко в 0,03 мм на негативе увеличится до 0,125 мм, но с расстояния просмотра 25 см все еще будет неразличимо невооруженным глазом.

Очевидно, что при большем размере отпечатка и небольшом расстоянии просмотра при расчетах ГРИП необходимо использовать значение кружка нерезкости меньше, чем 0,03 мм.

Например, ориентироваться на размер одного светочувствительного элемента на матрице вашего фотоаппарата (на сколько они меньше традиционных 1/1500 видно на картинке выше).

Такой подход позволяет получать предсказуемый результат при печати очень большим форматом или просмотре на большом экране.

В камерах Fujifilm предпросмотр ГРИП может быть показан как для кружка нерезкости в 1/1500 диагонали, так и для кружка соизмеримого с размером одного светочувствительного элемента на матрице. Первый вариант рекомендуется использовать если изображение печатается небольшим форматом, а второй при просмотре изображения на большом мониторе или крупноформатной печати.

Практическая часть

Любознательным можно порекомендовать онлайн калькулятор ГРИП который учитывает все перечисленные выше параметры, учитывает влияние дифракции и даже визуализирует картинку. Разумеется, лучше не тащить калькулятор на съемку, а сориентироваться заранее (при недостатке опыта это может значительно сократить технический брак).

Впрочем, этой формулой можно пользоваться и без калькуляторов и сложных расчетов — достаточно запомнить всего пару чисел.

Съемка классического пейзажа не обходится без расчета гиперфокального расстояния — сфокусировав объектив на этом расстоянии можно получить картинку, где практически с одинаковой резкостью будут изображены объекты, находящиеся на разном расстоянии (от половины гиперфокального и до ∞).

Затемненная область вокруг модели показывает глубину резкости.

Один раз рассчитав и запомнив, что для объектива с фокусным расстоянием 23 мм при диафрагме равной 5,6 гиперфокальное расстояние составит 4 м, (расчет для отпечатка 10х15 см просматриваемого с расстояния в 25 см) можно с легкостью определять параметры для других размеров отпечатков, расстояния просмотра и определять гиперфокальное для другого значения диафрагмы.

Так, для вдвое большего отпечатка размером 20х30 см придется прикрыть диафрагму на два шага (до 11), для еще большего размера 40х60 см (еще вдвое больше) снова придется закрыть диафрагму еще на два шага (до 22). Во всех этих случаях гиперфокальное остается прежним и равно 4 м. На отпечаток 40х60 уже не смотрят с 25 см и можно смело увеличить расстояние просмотра вдвое, до 50 см и тут снова придется изменить диафрагму на два шага, но уже открыв ее пошире (до 11).

Т.е. для увеличения исходного отпечатка вдвое нужно прикрыть диафрагму на два шага, а для двукратного увеличения дистанции просмотра — открыть диафрагму на два шага. Более того, если вы решите, что 4 м гиперфокального слишком много и передний план на вашем пейзаже будет недостаточно резким, просто закройте диафрагму на два шага и гиперфокальное расстояние уменьшится вдвое (справедливо и обратное утверждение).

Эта магия двойки разрушится если взять кратное фокусное расстояние, но ровно вдвое — так, для объектива с вдвое меньшим фокусным расстоянием для гиперфокального расстояния в 4 м диафрагму придется открыть на четыре шага (до 1,4) и закрыть на четыре (до 22) если новое фокусное вдвое больше исходного.

В ряде случаев для создания на конечном изображении ГРИП которую невозможно получить в одном кадре используют фокус-стекинг — собирают изображение из нескольких кадров, в каждом из которых фокусировка была на разном расстоянии, но это уже совсем другая история.

Источник

Просто о фото

Грип подсчет

В последнее время приходится слышать, что нет смысла переходить на полнокадровые фотоаппараты из-за того, что ГРИП (граница резко изображаемого пространства) у них такая же, ну или почти такая же как и на кропнутых камерах. Ведь раньше люди гнались за боке (размытием фона) и стремились взять полный кадр, но сейчас выяснилось, что ГРИП одинаковый как на кропе, так и на полном кадре. Так ли это?

Расчёт ГРИП не просто полезен, а необходим, мы должны знать, какое пространство будет в резкости, а какое нет для съёмки портрета, чтобы размыть фон за ним. Так же для съёмки природы мы должны научиться снимать в гиперфокале, то есть в таком режиме, где всё, вообще всё в резкости. Тут так же пригодится формула для расчёта ГРИП.

В формуле подсчёта ГРИП действительно нет параметров матриц фотоаппаратов, а только дистанция фокусировки, фокусное расстояние объектива, значение диафрагмы и диаметр кружка рассеяния. А значит, если это так, то, что кропнутые фотоаппараты, что полноматричные, что среднего формата будут размывать фон одинаково, если им дать одинаковые условия съёмки.

Так ли это? Ведь действительно напрямую в формуле нет размеров матриц.

Но приглядевшись, находим параметр, который напрямую зависит от матриц фотоаппаратов — это абсолютное фокусное расстояние объектива. Именно поэтому в нашей форме расчёта ГРИП первым пунктом стоит Кроп фактор фотоаппарата.

То есть, если мы снимаем на полном кадре портрет человека с расстояния в 2 метра и объективом 50 мм, то с «кропом 1.6» нам требуется для съёмки, либо отойти на расстояние в 3.2 метра от объекта съёмки, либо сменить объектив на 35 мм, то есть, объектив в 1.6 раза меньшим фокусным расстоянием, для достижение того же положения объекта съёмки, что был на полном кадре.

Если мы станем отходить от объекта съёмки — это напрямую изменит ГРИП, он станет больше.

Но мы можем не отходить от объекта съёмки, а взять объектив 35 мм, но тогда для достижение того же ГРИП требуется шире открывать диафрагму в 1.6 раза. Если она была на полном кадре /2.0 с объективом 50 мм, то на «кропе в 1.6» нам уже потребуется /1.4 с объективом 35 мм.

Читайте также:  Природные зоны россии арктические пустыни тундра лесотундра таблица

Как видим, на кропе можно всё-таки иметь тот же ГРИП при том же кадре, что и на полном кадре. Казалось бы доказано, что нет смысла покупать полный кадр, можно и на кропе достигать того же ГРИП. Противники полного кадра хлопают в ладоши?

Однако, проблемы начинаются, когда на полном кадре диафрагма открыта на /1.4, в этом случае кроп никак уже не может повторить размер ГРИП, так как нет обектива 35мм f/1.0, его в принципе не существует.

Формула расчета ГРИП

X Close Формула расчета ГРИП

Как видим, в фомуле есть R — дистанция фокусировки — это как раз то самое, если мы станем отходить от объекта съёмки, R будет расти. Как видно из формулы в этом случае ГРИП станет больше.

Есть ещё один параметр z — диаметр кружка рассеяния, он так же изменяется от размеров матрицы. На полноматричных фотоаппаратах принято его значение 0.03 мм.

z = 0.03 / Кроп фактор фотоаппарата

Как видно из формулы на кропнутых фотоаппаратах диаметр кружка рассеяния будет меньше, так как размер пикселя становится меньше на кроп, это позволяет уменьшить ГРИП.

Но всё-равно это не спасает кропнутые камеры, ГРИП у них больше, чем на полноматричных фотоаппаратах. Для «кропа 1.5» диаметр кружка рассеяния будет 0.02 мм, а для «кропа 1.6» будет 0.019 мм.

Давайте посчитаем ГРИП для условий: снимаем портрет на полном кадре объективом 50 мм и диафрагмой /1.2 с расстояние в 3 метра.

В формулу подставляем все величины в метрах, значит объектив 50 мм — станет 0.05 м. Диаметр кружка рассеяния 0.03 мм — станет 0.00003 м.

R1 = 3 * 0.05ˆ2 / (0.05ˆ2 + 1.2*(3-0.05)*0.00003 ) = 2.877 м

R2 = 3 * 0.05ˆ2 / (0.05ˆ2 — 1.2*(3-0.05)*0.00003 ) = 3.133 м

ГРИП = R2 — R1 = 0.256 м

Что получилось: фокусировались с расстояния в 3 метра, получили резкую картинку в пределах (2.877. 3.133) м., и, в итоге: 25.6 сантиметров резкого пространства.

А теперь тот же портрет, но на «кропе 1.6» с тем же объективом и той же диафрагмой, но теперь придётся отойти на расстояние в 4.8 м, чтобы был тот же кадр. ƒ будет равно 50*1.6 = 80 мм, диаметр кружка рассеяния будет 0.03 / 1.6 = 0.019 мм.

R1 = 4.8 * 0.08ˆ2 / (0.08ˆ2 + 1.2*(4.8-0.08)*0.000019 ) = 4.603 м

R2 = 4.8 * 0.08ˆ2 / (0.08ˆ2 — 1.2*(4.8-0.08)*0.000019 ) = 5.014 м

ГРИП = R2 — R1 = 0.411 м

Что получилось: чтобы получить тот же кадр отошли на расстояние 4.8 метра, сфокусировались с этого расстояния, получили резкую картинку в пределах (4.603. 5.014) м., и, в итоге: 41.1 сантиметров резкого пространства.

Как видим, ГРИП на кропе вырос на 15.5 сантиметров или на 61%.

Хорошо, давайте разберём случай, когда объектив меняют, а от объекта съёмки не отходят. Те же параметры, но теперь возьмём объектив для кропа 35 f/1.4

На «кропе 1.6» снимаем объективом 35 f/1.4, диафрагма /1.4, расстояние 3 м, будет тот же кадр. ƒ будет равно 35*1.6 = 56 мм, диаметр кружка рассеяния будет 0.03 / 1.6 = 0.019 мм.

R1 = 3 * 0.056ˆ2 / (0.08ˆ2 + 1.4*(3-0.056)*0.000019 ) = 2.82 м

R2 = 3 * 0.056ˆ2 / (0.08ˆ2 — 1.4*(3-0.056)*0.000019 ) = 3.203 м

ГРИП = R2 — R1 = 0.383 м

Что получилось: мы никуда не отходили, а сменили объектив и получили тот же кадр, сфокусировались с расстояния 3 метра, получили резкую картинку в пределах (2.82. 3.203) м., и, в итоге: 38.3 сантиметров резкого пространства.

Как видим, ГРИП на кропе вырос на 12.7 сантиметров или на 50%.

Это один из параметров из-за чего люди переходят на полный кадр, хотя там и обективы дороже, ди и сами тушки фотоаппаратов порой так же дороже.

Вывод: полный кадр интересен только в том случае, если Вы используете объективы с диафрагмой 1.2 — 1.4, тут-то и раскрывается приемущество перед кропом. Если же Вы не будете использовать такие объективы, то нет смысла покупать полный кадр, действительно, ГРИП на кропе мождет быть таким же или даже лучше, чем на ФФ. И ещё, возможно кто-то и не заметит такое незначительное увеличение ГРИП на кропе, всего на 10-15 сантиметров, что приведено здесь в примере. В этом случае, так же нет смысла покупать ФФ.

Но лично мне уже не хватает ГРИП, когда снимаю на кропе объективом 35 мм и на открытой диафрагме f/1.4, всё-равно чувствуется, что не такое размытие после съёмки тем же объективом на ФФ.

Гиперфокальное расстояние

Гиперфокальное расстояние

X Close Гиперфокальное расстояние

G — это и есть Гиперфокальное расстояние.

Найдя его, мы фокусируемся на объекте этого расстояния и всё, что за ним будет в резкости, и перед ним на половину этого расстояния.

Например, полный кадр, объектив 15 мм с диафрагмой /8. В этом случае z (диаметр кружка рассеяния) равен 0.03 мм, как было указано выше.

G = 0.015ˆ2 / 8 * 0.00003 = 0.9375 м

То есть, гиперфокал в этом случае равен 1 метру. Находим камень в 1 метре от нас, фокусируемся на нём, и всё, что дальше метра в фокусе и всё, что ближе на 50 см так же в фокусе. То есть, половину гиперфокала откладываем ещё и назад.

Источник

Гиперфокальное расстояние и ГРИП

Гиперфокальное расстояние – расстояние, на которое сфокусирован объектив, когда задняя граница резко изображаемого пространства лежит в ‘бесконечности’ для данного геометрического относительного отверстия.

Гиперфокальное расстояние. Статья от Радоживы

Когда объектив выполнил фокусировку на бесконечность, резкими являются не только объекты расположенные на бесконечной удаленности от объектива, но и множество объектов, которые находятся ближе условной бесконечности объектива. В данном случае понятие бесконечность является условным, не нужно думать, что объектив должен фокусироваться на реальную бесконечность, которая находится далеко за Луной и звездами, возле дальнего рубежа нашей Вселенной. Для многих объективов перелет фокусировки за несколько метров уже называется бесконечностью. У каждого объектива имеется свое собственное гиперфокальное расстояние, а значит своя собственная дистанция, с которой все предметы будут резкими на изображении.

Индикаторы на объективе

Сейчас многим пользователям цифровых и цифрозеркальных, беззеркальных и камер со сменной оптикой сложно понять смысл ширины зоны резкости, которую принято называть ГРИП – глубиной резко изображаемого пространства. На современных камерах и объективах часто убирают важные индикаторы дистанции фокусировки и глубины резкости. Старые объективы, и часть современных имеют специальные шкалы, по которым можно определить, на какую дистанцию фокусировки установлен объектив. Дистанция фокусировки, например, при значении 2 метра, говорит о том, что резкими будут только те объекты, которые находятся на расстоянии 2м от камеры. Правда, из-за того, что зона резкости имеет некоторую протяженность, шкала ГРИП показывает расстояние до объекта и за объектом, которое тоже будет резким.

Читайте также:  Чем англии таблица календарь новости

ГРИП сильно зависит от:

  • Диафрагменного числа F, потому ГРИП указывается только для определенных значений диафрагмы. На примере выше диафрагма установлена на значение F/11 с помощью кольца управления диафрагмы. Объектив сфокусирован примерно на 1.5 метра, шкала ГРИП показывает, что резкими будут все объекты, которые находятся на расстоянии от 1 до 2-х метров. Если мы установим значение F/22 то получим ГРИП от 0.7м до бесконечности.
  • Дистанции фокусировки. Чем меньшая дистанция фокусировки, тем тоньше ГРИП. И наоборот, чем бОльшая дистанция фокусировки – тем шире ГРИП.
  • Косвенно на ГРИП влияет размер матрицы фотоаппарата (светочувствительного элемента). Чем больше размер матрицы, тем больше угол обзора и тем ближе нужно подойти к объекту съемки, что, фактически, упирается во второй пункт. Потому утверждают, что полноформатные камеры сильней размывают фон, чем кропнутые. Если говорить грубо, чем больше кроп-фактор, тем больше ГРИП.

Важно: фокусное расстояние очень слабо влияет на ГРИП, но из-за сильного визуального эффекта кажется, что фокусное расстояние, тоже, сильно влияет на ГРИП. Я бы сказал, что фокусное расстояние влияет на силу размытия переднего\заднего плана (визуального его восприятия), но именно на ширину ГРИП влияет очень слабо (при одинаковой компоновке одного и того же кадра объективами с разным фокусным расстоянием). При неизменном масштабе съемки ГРИП практически не изменяется при использовании объективов с разным фокусным расстоянием.

Очень важно: ГРИП – относительное понятие. Оно связано с тем что считать резким, а что считать не резким, а потому границы ГРИП условны, точно так же, как и метки для ГРИП на шкале объектива.

Основное понятие ГРИП

Из-за того, что при фокусировке на расстояниях меньших условной бесконечности только часть объектов в кадре будут резкими, остальная часть будет не резкая, в таком случае говорят, что передний (ближний) и дальний (задний) план размыт. Если же выполнить фокусировку на гиперфокальное расстояние, то не резким может быть только передний план, а задний план ‘упирается’ в бесконечность объектива и становится резким.

Гиперфокальное расстояние, когда объектив сфокусирован на бесконечность – все объекты после определенной границы становятся резкими. В этом и заключается суть гиперфокального расстояния

У гиперфокального расстояния есть одна особенность – если установить фокусировку объектива не на бесконечность, а на гиперфокальное расстояние, то таким образом можно получить максимальную глубину резкости от определенного значения на переднем плане до бесконечности. Это очень важное свойство при фотографировании пейзажей и не только.

ГРИП легко себе представить в виде двух плоскостей, которые формируют объем, в котором все становится резким. Мы живем в трехмерном мире, потому и представлять проще реальную 3-х мерную ситуацию. ГРИП формирует вот такую резкую область, заключенную между вертикальных плоскостей, резким становится не только снег, но и часы (не только трава, но и ворон на предыдущих фотографиях).

Важная особенность: когда мы фокусируемся на предельно близких расстояниях (на МДФ), то ГРИП уменьшается. Это легко представить сужением расстояния между плоскостями, которые показаны на картинке выше. Когда мы начинаем фокусировать объектив на расстояниях близких к бесконечности, то ГРИП увеличивается. Это легко представить расширением расстояния между плоскостями. Когда мы дойдем до гиперфокального расстояния, то дальняя от нас плоскость исчезнет, уйдет в бесконечность, а изображение будет резким от гиперфокального расстояния до бесконечности.

Важная особенность: чтобы получить снимок объектов на бесконечность, не всегда нужно выставлять значение фокусировки на объективе на предельное значение бесконечности. Можно обойтись дистанцией гиперфокального расстояния. При закрытых диафрагмах гиперфокальное расстояние может сильно уменьшаться.

Важная особенность: много объективов и новых и старых имеют перелет за бесконечность, это означает, что объектив может сфокусироваться на бесконечности, а если покрутить кольцо фокусировки дальше, то бесконечность станет не резкой. Это специальная задумка в конструкции объектива, которая призвана компенсировать растяжения геликоида при разных температурах и позволит фокусироваться на бесконечность и зимой и летом. Также, многие объективы имеют перелет бесконечности для того, чтобы их можно было без проблем использовать на разных камерах с разными рабочими отрезками, а также из-за особенностей конструкции некоторых зум-объективов.

ГР у объектива 90мм начинается примерно с 40м, в данном случае даже на закрытой диафрагме задний план с деревьями остается слегка размытым.

Некоторые особенности объективов

  • Чем более длиннофокусный объектив, тем большее у него гиперфокальное расстояние. Например, телеобъектив Nikon ED AF Nikkor 300mm 1:2.8 имеет ГР для F/2.8 равное нескольким сотням метров.
  • Чем меньше фокусное расстояние объектива, тем меньше у него ГР. Например, сверх широкоугольный объектив Зенитар 16mm F2.8 MC Рыбий Глаз имеет ГР для F/2.8 равное приблизительно 1,5м.
  • Чем сильнее закрыта диафрагма, тем меньше ГР. Грубо говоря, на прикрытых диафрагмах с использованием сверх широкоугольных объективов можно вообще забыть про фокусировку.
  • Добиться на телеобъектив малого ГР довольно сложно.

Практическое применение гиперфокального расстояния – на данном пейзажном снимке и передний план с цветущим деревом и дальний план с горами имеет хорошую резкость. Объектив настроен так, что все, что изображено за деревом является резким.

Гиперфокальное расстояние можно легко почувствовать при работе с широкоугольной и сверх широкоугольной оптикой. Чем шире охват поля зрения объектива, тем короче у него гиперфокальное расстояние. Этот эффект можно заметить даже при использовании китового объектива на 18мм. В положении 18мм автоматическая фокусировка всего чуть-чуть вращает кольцо фокусировки, так как в большинстве случаев объектив работает ‘на гиперфокале’ и все, что дальше нескольких метров уже резкое, и камере не нужно выполнять перефокусировку. Я не использую калькуляторы грип, мне проще прикинуть на глаз или из личного опыта, как будет вести себя объектив. Из-за короткого гиперфокального расстояния у сверхширокоугольников с последними очень удобно работать в ручном режиме фокусировки.

Понимание работы метода фокусировки, ГРИП и гиперфокального расстояния может помочь в создании нужного эффекта на фотографиях, улучшить передачу объема, помочь в выборе объектива. Вообще, с бесконечностью нужно провести свои собственные эксперименты, чтобы все ‘прощупать’ и понять.

Комментарии к этой заметке не требуют регистрации. Комментарий может оставить каждый. Для подбора разнообразной фототехники я рекомендую E-Katalog, Rozetka, M.видео, Связной, а также ebay и Aliexpress.

Источник

Adblock
detector