Меню

Греческая и римская культуры таблица

Греческая и римская культуры таблица

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ГРЕЧЕСКОЙ И РИМСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ.

Фундаментом европейской культуры по праву считаются культурные достижения Древней Греции и Древнего Рима.

Столетиями классическая архитектура Древней Греции занимала воображение людей и в нынешнее время очаровывает взгляды. В то же время Римская архитектура испытала мощное давление греческого зодчества.

Огромное количество людей каждый год путешествуют в Италию

(Древний Рим) и Грецию. Я считаю эту тему актуальной, т.к. многие туристы посещают древние архитектурные памятники и они должны знать их историю, уметь отличать древнеримские постройки от древнегреческих.

Цель моей работы – узнать, чем отличалась древнегреческая архитектура от древнеримской.

Основные периоды греческой архитектуры

1.Архаический период (VII в. до н. э. до времён Солона (590 до н. э.)) прошёл в отношении зодчества в выработке основных принципов и форм. Жилища того времени были примитивны, все силы людей были обращены на постройку храмов. Среди них главенствовали храмы Богов.

2.Главную черту ранне-классического периода (590 до н. э. — 470 до н. э.) составляло освобождение греческой архитектуры от влияния других стран, изменение элементов, пришедших из Азии и Египта, в формы, соответствующие духу народа. Сооружения стали менее вытянутыми, пропорции — более соразмерными и менее тяжеловесными. Множество построек в этом периоде — дорического стиля. Данный стиль предполагает мощную каннелированную колонну, которая была сильно сужена кверху и обладала простой капителью, состоящей из эхина и абаки. Дорические храмы лучше всего в первое время отображают идею противостояния тяжести, а позже приобретают более красивые, легкие и смелые очертания.

3.Третий период называется классическим и в течение всего этого периода главенствовал дорический стиль. Он делается легче и смелее в своих формах, нежели в предыдущем периоде. Позже признание получил и коринфский ордер. Из-за этого постройки становятся грациознее и изящнее.

4.Четвертым является эллинистический период (338 – 180 гг. до н.э.). В это время комплексная застройка и градостроительство становятся главной темой архитектуры древнегреческого мира. В это же время здания приобретают чувственность и экспрессию, которые греки увидели в архитектуре восточных стран. Зодчие стараются придать постройкам пышность и эффектность, при этом они используют коринфский ордер. Форма капители, похожая на корзину, обвитая двумя рядами акантовых листьев с восемью волютами-стеблями по углам, так понравилась древнегреческим мастерам, что ею позже украшали самые лучшие сооружения.

Особенности древнегреческой архитектуры

Архитектура Древней Греции в свою очередь служила примером для многих архитекторов всего мира и заложила основу европейского зодчества. Строители греческого мира при возведении храмов старались придерживаться теории, сформулированной в трактате Витрувия: «единство прочности, красоты и пользы». Главной отличительной чертой и основой архитектуры древних греков является наличие хорошо продуманной ордерной системы, наполненной многочисленными скульптурными композициями и декоративными деталями, доведенными до совершенства.

Во-первых, строения Древней Греции в первые века своего существования были достаточно серьезно проникнуты влиянием искусства Египта.

Во-вторых, древнегреческая архитектура отличалась соответствием форм с их конструктивной основой, которые составляют единое целое.

В-третьих, древние греки доводили свои творения до отточенности и совершенства. Несмотря на постройки, имевшие в некоторых случаях очень большие размеры, сооружения можно назвать произведениями искусства, причем ювелирного.

В-четвертых, архитектура Древней Греции тесно связана с философией того времени, а ее главной темой были представления о силе и красоте человека, который был неразрывно связан с природой.

Этапы развития римского зодчества

Историю римской архитектуры можно разделить на четыре периода.

1.Первый из них охватывает собою время от основания Рима, до середины II в. до н. э. Данный период ещё небогат сооружениями, да и те, которые появлялись тогда, обладали исключительно этрусским характером. Они были сделаны из сырцового кирпича и дерева.

2.Второй период характеризуется проникновением черт греческой архитектуры в римскую, что в последствии очень отразилось на римских зданиях. Римляне хотели подчеркнуть в своих зданиях мощь и величие человека. В Риме появились первые мраморные храмы. Этот период начался в середине II в. И просуществовал до 31 г. до н. э. В Риме начали строиться мраморные храмы.

3.Самым блестящим периодом древнеримской архитектуры является третий. В это время римляне все чаще применяют в своих постройках бетон. Римляне все больше восхищались древнегреческими постройками и старались подражать их архитектуре. Появляется новый тип монументального сооружения – триумфальная арка. Простота, но в то же время необычная индивидуальность римского искусства делают его весьма привлекательным.

4.Наступает четвертый, последний период в истории древнеримского зодчества и в это время каждый император старается построить здания в свою честь, пытается как-то оставить о себе память. И чем дальше, тем сильнее в Рим проникали восточные влияния, стремление к напыщенности и грациозности, погасившее предания классической эпохи.

Характерные черты древнеримской архитектуры

Римляне дали начало новой эпохе мировой архитектуры, в которой главное место принадлежало общественным сооружениям, рассчитанным на множество людей.

Во-первых, древнеримская архитектура впитала в себя черты архитектуры греков.

Во-вторых, строения Древнего Рима достигали больших успехов в ансамблевом выражении. В римском зодчестве архитекторы предпочитали замкнутые формы.

В-третьих, для сооружений этой цивилизации характерны пышная отделка зданий, монументальность, огромное количество украшений, стремление к строгой симметрии, преимущественно создавались здания лишь для практических нужд.

В-четвертых, римские храмы, форумы, а часто и скульптурные произведения весьма превосходили размерами древнегреческие.

Сходства и различия древнеримской и древнегреческой архитектуры

Обе культуры формировались на базе античной гражданской общины. И у римлян, и у греков было свое историческое призвание, они дополняли друг друга, их заслугой является фундамент современной Европы. Но в тоже время между этими двумя цивилизациями было очень много существенных различий. Но одновременно с этим Рим и Греция имели существенные различия в своих культурах, а в частности в архитектуре.

В общем, греческая архитектура отличается большими открытыми сооружениями, стоящими на возвышениях, а не в низинах, как в Риме. Интерес к практическому назначению зданий у греков был меньший, чем у римлян. Так же для греческих архитекторов было характерно возведение огромных храмовых комплексов, которые размерами подчеркивали своё величие.

Вкратце, у римлян главным было понимание и описание взаимосвязи художественной формы и пространства; предпочтение замкнутым формам; римские зодчие строили сооружения, превышающие по размерам греческие, в которых была идея мощи, силы, подавляющего человека величия в литературе. Они стремились к пышной отделке зданий, старались показать богатое убранство, отдавали большое предпочтение украшениям, так же приветствовалась строгая симметрия разных частей здания.

Таким образом, рассмотрев характеристики древнеримской и древнегреческой архитектуры, можно сказать, что они очень сходны. Изучая римскую архитектуру можно сказать, что описанные её особенности присущи и греческому зодчеству. Но постройки того времени данных цивилизаций и по сей день удивляют и восхищают своим изяществом. Мастера и Греции, и Рима старались сделать свои творения неповторимыми, оригинальными и исключительными, поэтому каждое здание можно назвать произведением искусства. Конечно, в этой небольшой работе нельзя описать всё богатейшее архитектурное наследие Греции и Рима, но мы привели основные отличительные черты построек того времени этих двух цивилизаций.

Список литературы

История древнего Рима. Под ред. Бокщанина А.Г. М., Высшая школа, 1971

Древние цивилизации. Под общей ред. Бонгард-Левина Г.М. М., Мысль, 1989

Дмитриева Н.А Краткая история искусств М., Искусство, 1985

Лурье С.А История Греции С.-Пб, Издательство Санкт-Петербургского университета, 1993

Любимов Л. Искусство древнего мира М., Просвещение, 1980

Моммзен Т. История Рима С.-Пб, Лениздат, 1993

Источник



Боги, герои, цари, личности Древней Греции и Рима (Список)

Список имен богов, героев и личностей Древней Греции и Рима

Справочник содержит практически все имена богов, мифологических персонажей, героев и исторических личностей Древней Греции и Древнего Рима.

А

АВГУСТ ОКТАВ ИАН (63 до Р. Х. — 14 н. э.) — внучатый племянник Юлия Цезаря, его официальный наследник, первый римский император (с 27), в правление которого произошло Рождество Спасителя. В 43 г. совместно с М. Антонием и Э. Лепидом составил второй триумвират. После разгрома флота М. Антония у мыса Акций (31) фактически стал единоличным правителем Римской империи, основателем системы принципата, соединившим в своем лице высшие жреческие, государственные и военные должности римского государства.

АГАМЕМНОН — в греческой мифологии царь Микен, сын Атрея и Аэропы, муж Клитемнестры, брат спартанского царя Ме- нелая, предводитель ахейского войска в Троянской войне, убит женой.

АГЕСИЛАЙ (444—360) — спартанский царь (399—360), успешно воевал против персов и антиспартанской коалиции во время Коринфской войны, добился последнего максимального расцвета Лакедемона до его окончательного поражения от фиванцев в битве при Левктрах (371).

АГРИППА Марк Випсаний (64/63—12 до Р. Х.) — римский полководец и политический деятель, сподвижник Октавиана Августа, ряд военных побед которого на деле принадлежал А.: морские сражения при Милах и Навлохе (36), Акции (31), подавление восстания испанских племен (20—19). А. выполнял дипломатические поручения Августа, участвовал в перестройке Рима, автор некоторых сочинений.

АДОНИС — в греческой мифологии возлюбленный Афродиты, божество финикийско-сирийского происхождения. Особо почитался в эллинистическую эпоху как умирающее и воскресающее божество.

АДРАСТЕЯ («неотвратимая») — см. Немесида.

АДРИАН Публий Элий (76—138) — римский император (с 117) из династии Антонинов, усыновленный Траяном. Поощрял развитие греческой культуры на территории империи, хотя при нем происходит активная романизации большинства провинций. В области внешней политики А. перешел к оборонительной тактике, укреплял бюрократический аппарат, унифицировал пре- торское право, вел широкую строительную деятельность.

АИД (Гадес, Плутон, отожд. с римск. Орком) — в греческой мифологии бог подземного царства мертвых, сын Кроноса и Геи, брат Зевса.

АКАДЕМ — в греческой мифологии афинский герой, указавший Диоскурам, где была укрыта их сестра Елена, похищенная Тесеем. По преданию, Академ был похоронен в священной роще к северо-западу от Афин.

АЛАРИХ (ум. 410 н. э.) — вождь вестготов. При императоре Феодосии командовал отрядами наемников. В 398 г. опустошил Фракию и Грецию, затем вторгся в Паннонию и Италию. В 402 г. потерпел поражение от римских войск при Полленции и Вероне, затем занял Иллирию, откуда начал наступление на Рим, который трижды осаждал и наконец взял 24 августа 410 г.

АЛЕКСАНДР — имя македонских царей: 1) А. III Македонский (356—323) — царь Македонии (с 336 ), сын Филиппа II, блестящий полководец, дипломат и политик, организовал поход на Восток против персидского царя Дария III (334—323), в результате которого возникла огромная держава, объединившая греческий и восточный мир, положившая начало эпохе эллинизма (III—I вв.); 2) А. IV (323—310) — царь Македонии, сын Александра Македонского, реально царские полномочия не получил. Был убит вместе со своей матерью Роксаной во время войн диадохов.

АЛЕКСИД (в. до Р. Х.) — наиболее значительный греческий комедиограф периода Поздней классики, автор более 200 произведений.

АЛКЕСТИДА — в греческой мифологии жена легендарного царя Фер Адмета, добровольно отдавшая свою жизнь ради спасения супруга. Геракл, восхищенный подвигом Алкестиды, вырвал ее из рук бога смерти Таната и вернул мужу.

АЛКИВИАД (ок. 450 — ок. 404) — афинский политический деятель и военачальник, воспитанник Перикла, ученик Сократа. Фактический организатор сицилийской экспедиции (415—413) в годы Пелопоннесской войны. Часто менял свою политическую ориентацию, переходил на сторону Спарты. Погиб в изгнании.

АМАЗОНКИ — в древнегреческой мифологии воинственные женщины, жившие по берегам Меотиды (Азовского моря) или же по берегам р. Термодонт. А. постоянно упражнялись в военном искусстве и для удобства стрельбы из лука выжигали себе правую грудь.

АМВРОСИЙ Аврелий Медиоланский (Миланский) (ок. 337—397) — святитель, богослов, автор экзегетических и догматических сочинений, епископ г. Медиолана родом из Тревизы (Италия). Получил риторическое и юридическое образование, был наместником областей Лигурии и Эмилии с резиденцией в Медиолане (ок. 370), где был посвящен во епископы (374), боролся с язычеством, оказал значительное влияние на церковную и политическую жизнь своего времени. Память 7/20 декабря.

АМФИТРИТА — в греческой мифологии персонифицированное море, супруга бога морского пространства Посейдона.

АНАКСАГОР (ок. 500—428) — греческий философ из Клазо- мен (Малая Азия), утверждавший, что материя вечна.

АНАНКА (Ананке, отожд. с римск. Нецесситатой) — в греческой мифологии богиня неизбежности, смерти, дочь Афродиты, мать богинь судьбы мойр.

АНАХАРСИС (VI в. до Р. Х.) — один из наиболее известных в греческом мире скифов царского рода, друг афинского законодателя Солона. Много путешествовал по Греции, изучая местные обычаи и порядки. Возвратившись на родину, попытался ввести новшества у скифов, за что был убит соплеменниками. По античной традиции, один из семи мудрецов древности.

Читайте также:  Crisis in the kremlin таблица cheat engine

АНДРОГЕЙ— в греческой мифологии сын критского царя Миноса. Андрогей одержал победу на Панафинейских играх, чем навлек на себя зависть афинского царя Эгея, который, желая погубить А., отправил его на охоту за марафонским быком, растерзавшим юношу.

АНИТ (кон. V в. до Р. Х.) — богатый афинянин, видный политический деятель, участвовавший в свержении «тирании тридцати», главный обвинитель на процессе против Сократа.

АНК Марций (втор. пол. VII в. до Р. Х.) — римский царь, внук Нумы Помпилия, произвел культовые нововведения, заложил порт Остию, считался основателем плебейского рода Марциев.

АНТЕЙ — в греческой мифологии великан, сын Посейдона и Геи, был неуязвим до тех пор, пока прикасался к матери-земле. Геракл одолел Антея, оторвав от земли и задушив в воздухе.

АНТИОПА — в греческой мифологии: 1) дочь фиванского царя Никтея, одна из возлюбленных Зевса, мать Амфиона и Зе- та; 2) Амазонка, дочь Ареса, захваченная в плен Тесеем и родившая ему сына Ипполита.

АНТИОХ— имя сирийских эллинистических царей из династии Селевкидов: 1) А. III Великий (242—187) — сирийский царь (223—187), известный своей агрессивной политикой, воевал с Египтом, захватил Мидию и Бактрию (212—205), Палестину (203), расширил свою державу до пределов Индии, вел так называемую Сирийскую войну с римлянами (192—188), но потерпел окончательное поражение в битве при Магнесии (190). Убит своими приближенными; 2) Антиох XIII Филадельф (пер. пол. — сер. I до Р. Х.) — последний царь из рода Селевкидов, в 69 г. до Р. Х. был признан Лукуллом сирийским царем, но в 64 г. до Р. Х. был лишен трона Помпеем, превратившим Сирию в римскую провинцию. Впоследствии казнен.

АНТИПАТР (ум. 319 до Р. Х.) — македонский полководец при Филиппе II и Александре. Во время Восточного похода был наместником Македонии. При А. погиб оратор Демосфен.

АНТИСФЕН (ок. 444—366) — греческий философ, ученик Сократа, основатель школы киников. Утверждал, что абсолютным благом является физический труд и честная бедность.

АНТОНИЙ Марк (82 —30 до Р. Х.) — римский политический и государственный деятель, полководец, сторонник Юлия Цезаря, супруг Клеопатры VII, консул 44 г., участник второго триумвирата совместно с Октавианом и Э. Лепидом (43), позднее один из главных соперников Октавиана в гражданских войнах 30-х гг. В 31 г. разгромлен Октавианом у мыса Акций, покончил жизнь самоубийством.

АНТОНИН Пий («Благочестивый») (86—161) — римский император (с 138), основатель династии Антонинов, приемный сын Адриана, продолжил его политику, связанную с сохранением и упрочением достигнутых границ. Позднее почитался римлянами как образцовый правитель.

АНФИМ (ум. 302/303 н. э.) — священномученик, епископ Никомедийский, был, как и многие христиане, обвинен в поджоге Никомедийского дворца, во время гонений скрывался для управления паствой и писал послания, однако был обнаружен и претерпел мученическую кончину. Память 3/16 сентября.

АНХИЗ — в греческой и римской мифологиях отец Энея, возлюбленный Афродиты. В ночь падения Трои был вынесен Энеем на плечах из горящего города, скончался во время пути в Аркадии у горы Анхизия (по другой версии, в Южной Италии или на Сицилии).

АПОЛЛОН (Феб) — в греческой и римской мифологии бог солнца, света и гармонии, покровитель искусств, противоположность Диониса, сын Зевса и Лето, брат Артемиды, почитался как покровитель путешественников, мореплавателей и как целитель. С другой стороны, с Аполлоном увязывались и темные стихийные силы, несущие болезнь и смерть.

АПОЛЛОНИЙ (ум. 90-е гг. I в. н. э.) — греческий философ, выходец из состоятельной семьи г. Тианы (Малая Азия), получил обширное образование, много странствовал, проповедовал неопифагорейскую религиозную мистику, был близок ко двору императоров, возможно, оказался причастен к заговору против Домициана, в связи с чем был казнен. При жизни почитался язычниками как чудотворец и мудрец.

АРАТ (ок. 310—245) — греческий писатель родом из города Солы (Киликия). Жил в Афинах и при дворах царей в Македонии и Сирии. Его перу принадлежит астрономическая поэма «Феномены» в 1154 гекзаметрах, написанная в духе стоической философии. В эпоху средних веков это произведение служило учеб ным посо би ем по астро но мии.

АРАХНА — в греческой мифологии лидийская девушка, искусная ткачиха, дерзнувшая вызвать Афину на состязание в искусстве ткачества, была побеждена и превращена в паука.

АРЕС (Арей, отожд. с римск. Марсом) — в греческой мифологии бог несправедливой и вероломной войны, а также бури и непогоды, сын Зевса и Геры.

АРИАДНА— в греческой мифологии дочь критского царя Миноса и Пасифаи, внучка бога солнца Гелиоса. Влюбленная в Тесея, дала ему клубок нитей, по которому герой нашел выход из лабиринта, бежала вместе с Тесеем с Крита и была им позднее брошена или похищена Дионисом.

АРИОВИСТ (I в. до Р. Х.) — германский вождь, приглашен кельтской знатью в Галлию как правитель, но позднее приобрел самостоятельное значение. В 59 г. был признан Цезарем «другом римского народа», а в 58 г. изгнан им из Галлии.

АРИСТИД (ум. ок. 468доР.Х.) —афинскийполитическийдея- тель, содействовал Клисфену в проведении его реформ, был один из стратегов в Марафонском сражении (490) и битве при Платеях (480). Прославился своей справедливостью и неподкупностью.

АРКАДИЙ Флавий (377—408) — первый правитель Восточной Римской империи (с 395), сын Феодосия IВеликого, его соправитель с 383 г., находился под влиянием собственного окружения и супруги Евдоксии, вел оборонительные войны с германцами, организовал гонения на язычников и еретиков.

АРМИНИЙ (ок. 16 до Р. Х. — 21 н. э.) — потомок королевского германского рода, служил в римских войсках, заманил в ловушку и разгромил легионы Квинтилия Вара в Тевтобургском лесу (9 н. э.). А. возглавлял восстание против римлян в Германии, погиб в результате распрей среди руководства восставших.

АРРАДЕЙ (Филипп III) (ум. 317 до Р. Х.) — незаконный сын Филиппа Македонского, отличался слабоволием и слабоумием, был эпилептиком. Убит по приказу вдовы Филиппа Олимпиады.

АРТЕМИДА (отожд. с римск. Диана) — в греческой мифологии богиня охоты и живой природы, дочь Зевса и Лето, сестра- близнец Аполлона. Являлась символом девственной чистоты и иногда отождествлялась с Луной.

АСКЛЕПИЙ (отожд. с римск. Эскулапом) — в греческой мифологии бог врачевания, сын Аполлона, ученик кентавра Хирона.

АСТИДАМАНТ (втор. пол. Vв. до Р. Х.) — афинский поэт из рода Эсхила, ученик Исократа. Был известен тем, что на поставленной ему в театре статуе написал себе хвалу.

АСТРЕЙ — в греческой мифологии сын титана Кроноса, супруг богини утренней зари Эос, отец четырех ветров.

АСТРЕЯ (часто отождествлялась с богиней правды и справедливости Дике) — в греческой мифологии богиня справедливости, дочь Зевса и Фемиды, сестра Стыдливости, жившая среди людей во времена «золотого века». Из-за испорченности людских нравов «золотой век» кончился, и А. покинула Землю, превратившись в созвездие Девы.

АТЛАНТ (отожд. с римск. Атласом) — в греческой мифологии титан, брат Прометея, державший на своих плечах небосвод.

АТТАЛ Приск (ум. после 410 н. э.) — префект Рима, который по требованию вождя вестготов Алариха был провозглашен императором (409). Вскоре Аларих поссорился с А. и лишил его императорского титула, после чего захватил Рим (410).

АТТИЛА (ум. 453 н. э.) — вождь гуннских и союзных с ними племен (434—445 — вместе с братом Бледой, с 445, после убийства Бледы, правил единолично), объединил под своей властью племена варваров: гуннов, остготов, аланов и др., в 447 г. опустошил Фракию и Иллирию, в 451 г. вторгся в Галлию и потерпел поражение от римлян и их союзников в битве на Каталаунских полях, в 452 г. разорил Северную Италию.

АТТИС (отожд. с фригийск. Меном) — возлюбленный и жрец богини Кибелы, в эллинистическую эпоху почитался как умирающий и восстающий из мертвых бог.

АФАНАСИЙ (295—373) — святитель, один из самых знаменитых епископов Александрийских (с 328), богослов, апологет, получил классическое образование в Александрии, участник I Вселенского Собора в Никее (325), был непримиримым врагом арианства, за что пять раз изгонялся со своей кафедры. Память 2/15 мая.

АФИНА Паллада (отожд. с римск. Минервой) — в греческой мифологии богиня мудрости, справедливой войны, покровительница наук, дочь Зевса и Метиды. Почиталась как дева, не имевшая мужа.

АФРОДИТА (отожд. с римск. Венерой) — в греческой мифологии богиня любви и красоты, дочь Зевса или Урана и океаниды Дионы.

АХИЛЛ (Ахиллес) — в греческой мифологии один из наиболее храбрых и непобедимых героев Троянской войны, сын Пелея и Фетиды. Почитался как неуязвимый во все части тела, кроме пяты, воин. Сражался на стороне ахейцев, был убит выстрелом из лука в пяту Парисом, которому помог Аполлон.

АЭЦИЙ Флавий (ок. 390—454) — военачальник при императоре Валентиниане III (с 425), один из последних защитников Западной империи, командовал римским и союзным войском в битве на Каталаунских полях (451). Предательски убит по приказу императора.

Б

БАРСИНА (втор. пол. IV в. до Р. Х.) — дочь персидского наместника Фригии, захваченная Александром Македонским после взятия Дамаска. Являлась фактической супругой Александра до его официального брака с Роксаной. Убита со своим сыном Гераклом во время войн диадохов.

БАХУС — см. Дионис.

БЕЛЛОНА — древнеримская богиня войны. В ее храме принимали одержавших победу полководцев и иностранных послов, здесь же происходил обряд объявления войны.

БРИАРЕЙ — в греческой мифологии сын Урана и Геи, один из титанов, чудовище с 50 головами и сотней рук, участник тита- номахии на стороне Зевса.

БРУТ («тупица») — прозвище членов плебейского римского рода: 1) Б. Децим Юний Альбин (I в. до Р. Х.) — претор 48 г., полководец Цезаря, участник заговора против него 44 г.; 2) Б. Луций Юний (VI в. до Р. Х.) — легендарный основатель Римской республики, участвовал в изгнании последнего римского царя Тарквиния Гордого (509), погиб в поединке с его сыном; 3) Б. Марк Юний (85—42 до Р. Х.) — римский государственный и политический деятель, сторонник Цицерона, возможно, незаконнорожденный сын Юлия Цезаря. С 46 г. наместник провинции Цизальпийская Галлия, с 44 г. претор, участвовал в заговоре против Цезаря. Покончил жизнь самоубийством после поражения в битве с сенатскими войсками при Филиппах (42).

БУСИРИС — в греческой мифологии царь Египта, сын Посейдона или Египта и Лисианассы. Приносил в жертву Зевсу всех чужестранцев, прибывавших в Египет. Убит Гераклом, направлявшимся в сад Гесперид.

ВАВИЛА (ум. 251 н. э.) — священномученик, епископ Антиохийский (238—251), претерпел мученическую кончину при императоре Деции. Память 4/17 сентября.

ВАКХ — см. Дионис.

ВАЛЕНТИНИАН III Флавий Плацид (419—451) — император Западной Римской империи (с 425), до 454 г. находился под влиянием полководца Аэция. При В. III происходил дальнейший распад Западной империи в результате нашествия варварских племен. Погиб от рук сторонников Аэция после убийства последне го.

ВАЛЕРИАН Публий Лициний (ок. 193 — после 260) — римский император (253—259), происходил из сенаторской фамилии, являлся военачальником в провинции Реция, был провозглашен императором своими войсками, организовал гонения на христиан (257—258), при В. кризис империи достиг высшей точки. Скончался в плену у персидского царя.

ВАР Квинтилий (ок. 46 до Р. Х. — 9 н. э.) — римский полководец, происходивший из патрицианской фамилии, консул 13 г. до Р. Х., затем наместник Сирии, подавил восстание евреев в 6—4 гг. до Р. Х., был главнокомандующим римскими войсками в Германии, потерпел от германцев тяжелое поражение в Тевтобургском лесу (9 н. э.) и покончил жизнь самоубийством.

ВЕНЕРА — см. Афродита.

ВЕСПАСИАН Тит Флавий (9—79) — римский император (с 69), основатель династии Флавиев, первый император несенатского происхождения, под его командованием началось подавление восстания в Иудее (66—73). В правление В. была проведена финансовая реформа, шли войны в Германии и Британии.

ВЕСТА — римское божество домашнего очага и огня. Наиболее древний религиозный культ в Риме долатинского происхождения. В храме Весты жрицами-весталками поддерживался вечный огонь.

Читайте также:  Таблица типов транспортного средства

Источник

Сравнительная характеристика искусства Древней Греции и Древнего Рима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 11:57, курсовая работа

Описание

Крупнейшими цивилизациями древнего мира были древнегреческая и древнеримская цивилизации. Они занимали расположенные географически близко друг к другу территории, существовали почти в одно и тоже время, поэтому нет ничего удивительного, что они тесно связаны между собой. Обе цивилизации обладали развитыми культурами, которые развивались взаимодействуя друг с другом. Поэтому для изучения культуры, да и других сторон развития греческой и римской цивилизации очень удобно применять один из наиболее важных методов исторического исследования – сравнение.

Содержание

Введение
Древняя Греция
Древний Рим
Основные особенности древнегреческой и древнеримской
цивилизаций и их культуры
Сравнительная таблица Древней Греции и Древнего Рима
Заключение

Работа состоит из 1 файл

вторая курсовая работа(4).docx

Однако в целом, римская архитектура испытала сильное влияние греческой архитектуры. В своих сооружениях римляне стремились подчеркнуть силу, мощь, величие, подавляющие человека. Для сооружений характерны монументальность, пышная отделка зданий, множество украшений, стремление к строгой симметрии, интерес к утилитарным сторонам архитектуры, к созданию преимущественно не храмовых комплексов, а зданий для практических нужд.

Римляне, отличавшиеся большим практическим смыслом в решении задач материальной жизни, умевшие создать у себя стройный склад гражданственности, утвердить свою военную силу и широко распространить свое политическое могущество, были лишь в слабой степени одарены способностью к художественному творчеству, как и вообще к творчеству в области духовных интересов. Никогда не чувствуя настоящей, внутренней потребности в искусстве, они вначале смотрели на него, как на расслабляющую роскошь, и если обращались к нему, то единственно в видах реальной пользы, причем довольствовались заимствованиями от этрусков. Потом, когда победы над другими народами доставили римлянам богатство и развили в них национальную гордость, особенно после завоевания Греции, сблизившего их с высокой цивилизацией этой страны и наводнившего город квиритов вывезенными из неё художественными произведениями, искусство стало пользоваться в Риме почетом, но все-таки не как нечто существенно необходимое, а как средство придавать внешний блеск общественному и частному быту, возвеличивать виновников отечественной славы, льстить народному самолюбию. Государственные люди и богачи стали покровительствовать искусству и привлекать в Рим художников из обедневших и опустевших городов Эллады; эти приезжие артисты работали, стараясь удовлетворить вкус своих заказчиков, и под их руководством образовывались туземные мастера.

Таким образом, к концу республиканского режима, сложилось особое Р. искусство, представляющее смесь этрусских элементов с греческими, но, несмотря на это, имеющее своеобразный характер. Главная отличительная черта этого искусства — стремление к роскоши, колоссальности и эффектной декоративности.

Наибольшей оригинальности достигла у римлян архитектура; скульптура и живопись были у них только продолжением того, что было сделано в этих художественных отраслях греками. При всей ограниченности новизны, вообще внесенной римлянами в искусство, им принадлежит та великая заслуга, что они разнесли во все концы известного тогда мира унаследованное ими классическое искусство Эллады и послужили передатчиками его элементов новым временам и новым народам, начавшим свое политическое существование на развалинах Р. империи. Первые крупные постройки в Риме производились совершенно в этрусском роде, по всей вероятности даже этрусскими мастерами; поэтому Р. архитектура при самом своем зарождении усвоила себе важнейшую форму этрусского зодчества — циркульную арку, т. е. полукруглое каменное покрытие, перекинутое с одного устоя на другой, и сложенное так, что соприкасающиеся между собой стороны составляющих его отдельных камней расположены по направлению радиусов круга, удерживаются своим взаимным распором и передают общее давление тому и другому устою. Употребление этой архитектурной формы и происходящих от неё коробового свода, крестового свода и купола , неизвестных грекам, дало римлянам возможность придавать большое разнообразие их сооружениям, воздвигать огромные здания, сообщать крупный размер и простор внутренним помещениям и смело строить этаж над этажом. Применение означенных форм потребовало, однако, коренного изменения подпор: для поддержки тяжелых арок, сводов и куполов уже не годились колонны, служившие у греков для подпора сравнительно легких горизонтальных балок и потолков; надо было заменить их чем-либо более солидным, более способным выносить значительный груз. И вот, римляне почти совершенно бросают употребление колонн для сказанной цели и прибегают, вместо них, к массивным стенам и пилястрам. Тем не менее, они не совсем устраняют колонну из своей архитектуры, но она получает у них преимущественно декоративное значение, служит для маскирования наготы пилястр и сухости стенных поверхностей, хотя иногда, как например в портиках, ведущих в здание, в перистилях и т. п., продолжает употребляться так же, как и в Греции. Вообще надо заметить, что логический, рациональный смысл, который имела колонна у греков, в римском зодчестве если и не утрачивается вполне, то сильно искажается; при этом и другие, обуславливаемые колонной мотивы теряют строгую осмысленность и соразмерность. Что касается до стиля колонн, то римляне не изобрели ничего своего по этой части: они взяли уже готовые греческие стили и только видоизменили их по своему вкусу.

Основные особенности древнегреческой и древнеримской цивилизаций и их культуры

Конечно, греческая и римская культуры очень похожи. “И у греков, и у римлян было свое историческое призвание – они дополняли друг друга, и фундамент современной Европы – их общее дело.” Но в тоже время между этими двумя цивилизациями было очень много существенных различий. В первую очередь это было обусловлено сложностью связи на больших расстояниях, что сильно ограничивало взаимодействие двух культур.

Греция четко делится на три части: северную, охватывающую Фессалию и Эпир; центральную, ограниченную с севера Малийским и Пагасейским заливами, а с юга — Коринфским и Сардоническим; наконец, южную, т. е. Пелопоннес. Климат древней Греции мало чем отличается от нынешнего. Средняя температура не претерпела изменений с античных времен. Она колеблется от 16 градусов в Фессалии, где климат ближе к континентальному, до 19 градусов на Кикладах.

Вся история Древней Греции условно делится на несколько периодов: крито-микенский (XXX-XX вв. до н. э.), гомеровский (XI – IX вв. до н. э.), архаический (VIII – VI вв. до н.э.), классический (V – IV вв. до н. э.) и эллинистический (IV – I вв. до н. э.)

В Греции совсем нет золота: его добывали уже за пределами Греции — на острове Тасос, в Македонии и Фракии. Зато меди греки имели вдоволь, находя ее прежде всего на Эвбее, где название города Халкида происходит от греческого слова, обозначающего медь. Также в Древней Греции добывали ряд других черных и цветных металлов. Горнодобывающий промысел находился в Афинах на высоком уровне развития: там умели необыкновенно искусно отыскивать новые залежи ценных металлов, а глубина шахт достигала 120 м. Еще важнее серебра была для греческого искусства глина, из которой делали кирпичи, но прежде всего керамику — в этом греки добились, как известно, высочайших художественных достижений. Наконец, весьма ценился и камень: благодаря ему возникли со временем греческие храмы, другие памятники архитектуры и скульптуры. Камень всегда находился на месте, его не надо было ниоткуда возить. Дома в Афинах строились из твердого известняка, добытого в ближайших окрестностях; дома на Делосе – из камня выломанного прямо из гранитного основания острова. Даже при сооружении храмов обходились без транспортировки материалов. В Олимпе святилище Зевса построили из местного известняка; каменоломни Кара, поставлявшие Афинам излюбленный там в VI в. до н. э. траверин, т. е. мягкий известняк, располагались всего в нескольких километрах от города. На рубеже III-II тысячелетия до н. э. предки позднейших греков, двигаясь из-за Дуная, вторглись на балканский полуостров. Пространство, примыкавшее к Средиземному морю, было заселено людьми, которые говорили на языке, не относящемуся ни к индоевропейской, ни к семитской группам. Позднейшие греки, за исключением дворян, сами считали себя автохтонными населением Греции, однако и у них сохранялось представление о существовании некоторого древнего, догреческого народа, карийцев, лелегов, или пеласгов, первоначально населявших Элладу и прилегающие острова.

Итак, в районе Эгейского моря существовали и взаимодействовали три культурные общности: древнейшая из них критская, или минойская, с центром на Крите (3000 — 1200 гг. до н. э.); кикладская, расцветшая на островах; и элладская — в собственно Греции. Отражением критской культуры в материковой Греции была культура микенская: в формировании ее немалую роль сыграли, очевидно, художники и ремесленники с Крита, привезенные в качестве рабов победителями — ахейцами.

В эпоху архаики складываются основные черты этики древнегреческого общества. Ее отличительной особенностью было соединение рождающегося чувства коллективизма и агонистического (состязательного) начала. Формирование полиса как особого типа общины. шедшего на смену рыхлым объединениям “героической” эпохи, вызвало к жизни и новую, полисную мораль — коллективистскую в своей основе, поскольку существование индивида вне рамок полисы было невозможно. Выработке этой морали способствовала также военная организация полиса. Высшая доблесть гражданина состояла в защите своего полиса: “Сладко ведь жизнь потерять, среди воинов доблестных павши, храброму мужу в бою ради отчизны своей”—эти слова спартанского поэта Тиртея как нельзя лучше выражали умонастроения этой эпохи, характеризуя систему господствовавших тогда ценностей. Характер политических реформ в полисах обусловил сохранение этой морали, поскольку не аристократия лишалась своих прав, а рядовое гражданство поднималось с точки зрения объема политических прав до уровня аристократии. В силу этого традиционная этика аристократии распространялась и среди народных масс, хотя уже в измененной форме: важнейший принцип—кто лучше послужит полису. Определенную трансформацию переживала и религия. Формирование единого греческого мира при всех локальных особенностях повлекло за собой создание общего для всех греков пантеона.

Общественное устройство Греции — рабовладельческая демократия, и для неё характерно такое явление, как народный суверенитет – признание народа в качестве единственного источника власти. Также существовала система выборных должностей. Прослеживалась тенденция к нивелировке – усреднению доходов между богатыми и бедными. Демократия ставила закон выше власти, а сами законы не считались чем-то данным свыше, они были созданы не богами, а человеком.

Важнейшим центром Средиземноморской империи был город Рим, население которого выросло до 1—1,5 млн. жителей. В отдельных частях огромной державы возникли в I—III вв. н. э. Другие большие города. Наиболее крупными из них были Александрия Египетская с населением около 500 тыс. человек, Антиохия на Оронте — центр управления Сирии, Эфес — центр управления провинцией Азия. Крупнейшим городом Греции эпохи Империи стал Коринф, восстановленный Юлием Цезарем. На северном берегу Африки Цезарь же восстановил Карфаген, на Пиренейском полуострове выросли порт Терракона и Толето (современный Толедо), в Галлии—Лугудун (современный Лион), в Паннонии—Аквинк (современный Будапешт) и Сирмий, во Фракии—Филиппополь (современный Пловдив) и Сердика (современная София).

Столицу империи и другие большие города украшали великолепные крупные здания — храмы местных и общеимперских божеств, дворцы, “базилики”, портики для прогулок, а также различного вида здания для общественных развлечений, театры, амфитеатры, цирки. В амфитеатрах шли представления — травля зверей, бои гладиаторов, публичные казни. В цирках происходили скачки на запряженных четверками лошадей колесницах — “квадригах”. До настоящего времени, кроме грандиозного римского амфитеатра “Коллосея” (Колизея), построенного в 80 г. н.э. и вмещавшего около 50 тыс. зрителей, в различных местах, некогда бывших городами Римской империи, сохранились остатки амфитеатров (Париж, Арль, Верона, Капуя, Помпеи, Пула, и т. д.). Они были украшены великолепными произведениями искусства, рельефами и статуями. Отличительной чертой городов эпохи 1—III вв. и. э. были каменные мостовые, водопроводы (“акведуки”), канализация,

В самом Риме во II—V вв. н. э. работали одиннадцать водопроводов, дававших 950 000 куб. литров воды ежесуточно. Водопроводы (акведуки) представляли собою длинные ряды арок , поддерживавших свинцовые или глиняные трубы, по которым вода из горных источников направлялась за много километров в тот или иной город. В городе трубы уходили под землю и оттуда в разные водоемы, фонтаны на площадях — во дворцы, храмы и дома богатейших лиц. В современном Риме продолжают подавать воду два древних водопровода. Остатки больших римских водопроводов сохранились подле Рима, в Стамбуле, на юге Франции, в Испании, в различных частях Малой Азии, Африки. Центральные площади городов, называвшиеся агорой (на востоке) или форумом (на западе), были украшены портиками, храмами и базиликами. На площадях воздвигались триумфальные арки, конные статуи.

Читайте также:  Роутер asus таблица маршрутизации

Особенно роскошны были форумы Рима. К древнейшему форуму времен республики императоры присоединили ряд новых. Наиболее великолепен был форум Траяна. Не менее великолепны были “алтарь мира”, воздвигнутый Августом, и мавзолей Августа, большой купольный храм “всем богам” — “Пантеон”, построенный Агриппой и перестроенный затем императором Адрианом.

В Риме, а также во многих больших городах провинций, строились роскошные здания “терм” (общественных бань), в которых были бассейны с теплой и холодной водой для купанья, гимнастические залы, комнаты отдыха. Особенно роскошны были термы, построенные в Риме Каракаллой.

Большими размерами и богатством отличались многие архитектурные сооружения ряда городов провинций: что колоннады портиков сирийского города Пальмиры, храмы солнца в Баальбеке (Сирия) и др. Во II в. н.э. в Империи было 372 мощенные камнем дороги общим протяжением около 80000 км. Через каждую тысячу шагов (миля) стояли каменные столбы с указанием расстояния до ближайших населенных пунктов и до города Рима; в самом Риме, на форуме, стоял столб с позолоченным верхом. Он считался началом всех дорог Римской империи и дал основание для выражения: “Все дороги ведут в Рим !”

В портовых городах были сооружены каменные причалы, амбары для хранения грузов, защитные каменные стены от прибоя морских волн.

Полы и стены храмов, дворцов, базилик, домов богатых рабовладельцев были украшены тонко выполненными мозаичными орнаментами и даже целыми картинами. В северных провинциях многие дома имели отопление. Из печей горячий воздух направлялся по глиняным трубам под полом различных помещений и создавал в них теплую атмосферу.

Однако если общественные здания и дома богачей блистали роскошью отделки и удобствами, то жилища большинства свободного населения были убоги и неудобны. Сельские жители ютились в деревянных а в средиземноморских областях — в кое-как построенных каменных хижинах, крытых черепицей и отапливавшихся очагом, находившимся в середине помещения, В Риме, Эфесе, Александрии строились дома в несколько этажей (в три, четыре и даже шесть), сдававшиеся в наем но квартирам и комнатам.

Постепенно складывалась идеология, система ценностей римских граждан. Её определял в первую очередь патриотизм – представление об особой богоизбранности римского народа и самой судьбой предназначавшихся ему победах, о Риме как о высшей ценности, о долге гражданина служить ему всеми силами, не щадя сил и жизни. Делами, достойными римлянина, особенно из знати, признавались политика, война, земледелие, разработка права. На такой основе складывалась ранняя культура Рима. Иноземные влияния, в первую очередь греческие, воспринимались лишь постольку, поскольку они не противоречили римской системе ценностей и перерабатывались в соответствии с ней.

Сравнительная таблица Древней Греции и Древнего Рима

Критерий сравнивания Древняя Греция Древний Рим
Общие черты общества и культуры Агонистичность (состязательность); коллективизм; антропоцентризм (гуманизм) – выдвижение человека на первый план; завершенность всех жанров культуры; открытость культуры для других стран и культур Патриотизм; чувство долга; более слабое, чем в Греции, развитие культуры речи и ораторского искусства
Искусство

Видение реальности в её единстве, сквозь призму мифов; главная тема искусства – человеческий облик

Таким образом, можно сделать вывод, что древнеримская и древнегреческая цивилизации очень сходны друг с другом. В некоторых случаях их культуры даже можно рассматривать как одну общую греко-римскую культуру. Являясь вторым самостоятельным этапом истории мировой культуры античная культура построена на вере в силу освобожденного человеческого духа, в знание и правду жизни. Развиваясь под влиянием ранней цивилизации культура античности внесла огромный вклад в развитие мировой культуры. Дошедшие до нас памятники архитектуры и скульптуры, шедевры живописи и поэзии, являются свидетельством высокого уровня развития культуры. Они имеют значение не только как произведения искусства, но и социально-нравственное значение.

Главным для греков были красота, искусство, спорт, а для римлян – патриотизм, мужество, железная дисциплина, подчинение закону.

Древняя Греция открыла человека как прекрасное и совершенное творение природы- меру всех вещей.

Культура Древнеримской империи была культурой военизированного государства, господствовал культ практицизма, государства, Рима, Закона. Главными добродетелями была политика, война, управление. Афины в период своего расцвета — республика, Рим-империя. В Греции человек-мера всех вещей, в Риме человек –песчинка.

Скорее всего, греческая культура оказала большее влияние на развитие римской за счет того, что она развивалась в более ранний период времени, а римская культура как бы наследовала её черты, она являлась их логическим развитием и конечно добавляла к ней множество новых признаков и особенностей. Поэтому рассматривая римскую культуру можно часто говорить, что описанные её особенности присущи и греческой культуре.

Источник

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ГРЕЧЕСКОЙ И РИМСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ.

Фундаментом европейской культуры по праву считаются культурные достижения Древней Греции и Древнего Рима.

Столетиями классическая архитектура Древней Греции занимала воображение людей и в нынешнее время очаровывает взгляды. В то же время Римская архитектура испытала мощное давление греческого зодчества.

Огромное количество людей каждый год путешествуют в Италию

(Древний Рим) и Грецию. Я считаю эту тему актуальной, т.к. многие туристы посещают древние архитектурные памятники и они должны знать их историю, уметь отличать древнеримские постройки от древнегреческих.

Цель моей работы – узнать, чем отличалась древнегреческая архитектура от древнеримской.

Основные периоды греческой архитектуры

1.Архаический период (VII в. до н. э. до времён Солона (590 до н. э.)) прошёл в отношении зодчества в выработке основных принципов и форм. Жилища того времени были примитивны, все силы людей были обращены на постройку храмов. Среди них главенствовали храмы Богов.

2.Главную черту ранне-классического периода (590 до н. э. — 470 до н. э.) составляло освобождение греческой архитектуры от влияния других стран, изменение элементов, пришедших из Азии и Египта, в формы, соответствующие духу народа. Сооружения стали менее вытянутыми, пропорции — более соразмерными и менее тяжеловесными. Множество построек в этом периоде — дорического стиля. Данный стиль предполагает мощную каннелированную колонну, которая была сильно сужена кверху и обладала простой капителью, состоящей из эхина и абаки. Дорические храмы лучше всего в первое время отображают идею противостояния тяжести, а позже приобретают более красивые, легкие и смелые очертания.

3.Третий период называется классическим и в течение всего этого периода главенствовал дорический стиль. Он делается легче и смелее в своих формах, нежели в предыдущем периоде. Позже признание получил и коринфский ордер. Из-за этого постройки становятся грациознее и изящнее.

4.Четвертым является эллинистический период (338 – 180 гг. до н.э.). В это время комплексная застройка и градостроительство становятся главной темой архитектуры древнегреческого мира. В это же время здания приобретают чувственность и экспрессию, которые греки увидели в архитектуре восточных стран. Зодчие стараются придать постройкам пышность и эффектность, при этом они используют коринфский ордер. Форма капители, похожая на корзину, обвитая двумя рядами акантовых листьев с восемью волютами-стеблями по углам, так понравилась древнегреческим мастерам, что ею позже украшали самые лучшие сооружения.

Особенности древнегреческой архитектуры

Архитектура Древней Греции в свою очередь служила примером для многих архитекторов всего мира и заложила основу европейского зодчества. Строители греческого мира при возведении храмов старались придерживаться теории, сформулированной в трактате Витрувия: «единство прочности, красоты и пользы». Главной отличительной чертой и основой архитектуры древних греков является наличие хорошо продуманной ордерной системы, наполненной многочисленными скульптурными композициями и декоративными деталями, доведенными до совершенства.

Во-первых, строения Древней Греции в первые века своего существования были достаточно серьезно проникнуты влиянием искусства Египта.

Во-вторых, древнегреческая архитектура отличалась соответствием форм с их конструктивной основой, которые составляют единое целое.

В-третьих, древние греки доводили свои творения до отточенности и совершенства. Несмотря на постройки, имевшие в некоторых случаях очень большие размеры, сооружения можно назвать произведениями искусства, причем ювелирного.

В-четвертых, архитектура Древней Греции тесно связана с философией того времени, а ее главной темой были представления о силе и красоте человека, который был неразрывно связан с природой.

Этапы развития римского зодчества

Историю римской архитектуры можно разделить на четыре периода.

1.Первый из них охватывает собою время от основания Рима, до середины II в. до н. э. Данный период ещё небогат сооружениями, да и те, которые появлялись тогда, обладали исключительно этрусским характером. Они были сделаны из сырцового кирпича и дерева.

2.Второй период характеризуется проникновением черт греческой архитектуры в римскую, что в последствии очень отразилось на римских зданиях. Римляне хотели подчеркнуть в своих зданиях мощь и величие человека. В Риме появились первые мраморные храмы. Этот период начался в середине II в. И просуществовал до 31 г. до н. э. В Риме начали строиться мраморные храмы.

3.Самым блестящим периодом древнеримской архитектуры является третий. В это время римляне все чаще применяют в своих постройках бетон. Римляне все больше восхищались древнегреческими постройками и старались подражать их архитектуре. Появляется новый тип монументального сооружения – триумфальная арка. Простота, но в то же время необычная индивидуальность римского искусства делают его весьма привлекательным.

4.Наступает четвертый, последний период в истории древнеримского зодчества и в это время каждый император старается построить здания в свою честь, пытается как-то оставить о себе память. И чем дальше, тем сильнее в Рим проникали восточные влияния, стремление к напыщенности и грациозности, погасившее предания классической эпохи.

Характерные черты древнеримской архитектуры

Римляне дали начало новой эпохе мировой архитектуры, в которой главное место принадлежало общественным сооружениям, рассчитанным на множество людей.

Во-первых, древнеримская архитектура впитала в себя черты архитектуры греков.

Во-вторых, строения Древнего Рима достигали больших успехов в ансамблевом выражении. В римском зодчестве архитекторы предпочитали замкнутые формы.

В-третьих, для сооружений этой цивилизации характерны пышная отделка зданий, монументальность, огромное количество украшений, стремление к строгой симметрии, преимущественно создавались здания лишь для практических нужд.

В-четвертых, римские храмы, форумы, а часто и скульптурные произведения весьма превосходили размерами древнегреческие.

Сходства и различия древнеримской и древнегреческой архитектуры

Обе культуры формировались на базе античной гражданской общины. И у римлян, и у греков было свое историческое призвание, они дополняли друг друга, их заслугой является фундамент современной Европы. Но в тоже время между этими двумя цивилизациями было очень много существенных различий. Но одновременно с этим Рим и Греция имели существенные различия в своих культурах, а в частности в архитектуре.

В общем, греческая архитектура отличается большими открытыми сооружениями, стоящими на возвышениях, а не в низинах, как в Риме. Интерес к практическому назначению зданий у греков был меньший, чем у римлян. Так же для греческих архитекторов было характерно возведение огромных храмовых комплексов, которые размерами подчеркивали своё величие.

Вкратце, у римлян главным было понимание и описание взаимосвязи художественной формы и пространства; предпочтение замкнутым формам; римские зодчие строили сооружения, превышающие по размерам греческие, в которых была идея мощи, силы, подавляющего человека величия в литературе. Они стремились к пышной отделке зданий, старались показать богатое убранство, отдавали большое предпочтение украшениям, так же приветствовалась строгая симметрия разных частей здания.

Таким образом, рассмотрев характеристики древнеримской и древнегреческой архитектуры, можно сказать, что они очень сходны. Изучая римскую архитектуру можно сказать, что описанные её особенности присущи и греческому зодчеству. Но постройки того времени данных цивилизаций и по сей день удивляют и восхищают своим изяществом. Мастера и Греции, и Рима старались сделать свои творения неповторимыми, оригинальными и исключительными, поэтому каждое здание можно назвать произведением искусства. Конечно, в этой небольшой работе нельзя описать всё богатейшее архитектурное наследие Греции и Рима, но мы привели основные отличительные черты построек того времени этих двух цивилизаций.

Список литературы

История древнего Рима. Под ред. Бокщанина А.Г. М., Высшая школа, 1971

Древние цивилизации. Под общей ред. Бонгард-Левина Г.М. М., Мысль, 1989

Дмитриева Н.А Краткая история искусств М., Искусство, 1985

Лурье С.А История Греции С.-Пб, Издательство Санкт-Петербургского университета, 1993

Любимов Л. Искусство древнего мира М., Просвещение, 1980

Моммзен Т. История Рима С.-Пб, Лениздат, 1993

Источник

Adblock
detector