Меню

Государственно властные полномочия президента рф таблица

Государственно властные полномочия президента рф таблица

§ 4. Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти

Президент РФ по Конституции РФ 1993 г. не является главой исполнительной власти. Тем не менее его роль, функции и полномочия в этой сфере весьма существенны.
Как глава государства он является гарантом прав и свобод человека и гражданина, реализуемых преимущественно в сфере государственного управления, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в осуществлении которой активно участвуют все субъекты исполнительной власти.
Конституция РФ наделяет Президента рядом полномочий, непосредственно связанных с организацией и функционированием исполнительной власти. Так, с согласия Государственной Думы он назначает Председателя Правительства РФ; имеет право председательствовать на заседаниях Правительства, принимает решение об отставке Правительства; представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ; по предложению Председателя Правительства назначает на должность и освобождает от должности заместителя Председателя Правительства, федеральных министров; представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на высшие судебные должности, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ, т.е. лиц, активно участвующих в обеспечении законности в сфере исполнительной власти; формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ; утверждает доктрину национальной безопасности и военную доктрину; формирует Администрацию Президента; назначает и освобождает от должности полномочных представителей Президента; назначает и отзывает дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях (ст. 83 Конституции).
Президент по представлению Председателя Правительства утверждает систему и структуру федеральных органов исполнительной власти, вносит в них изменения.
Как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета Безопасности РФ Президент своими указами и распоряжениями направляет деятельность федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, непосредственно руководит деятельностью ряда таких органов . Положения о названных органах утверждаются Президентом. Их руководители назначаются на должность и освобождаются от должности в особо устанавливаемом порядке. Он вправе также отменять правовые акты федеральных органов исполнительной власти, непосредственно подведомственных ему.
———————————
См.: Указ Президента РФ от 20 мая 2004 г. «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2004. N 21. Ст. 2023.

Президент также вносит изменения в состав Правительства, упраздняет, объединяет или преобразует федеральные органы исполнительной власти.
В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент вводит на территории страны или в отдельных ее местностях военное положение. При обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, Президент вводит повсеместно либо в отдельных местностях чрезвычайное положение.
Президент может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов, а также между органами государственной власти субъектов Федерации. Естественно, что такого рода разногласия могут возникать и между различными органами исполнительной власти. При недостижении согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.
По вопросам своей компетенции Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории Российской Федерации. Президентские правовые акты не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Следует подчеркнуть, что большинство указов Президента посвящено различным сторонам организации и деятельности исполнительных органов государственной власти, т.е. имеет управленческую направленность и содержит преимущественно нормы административного права. Это, например, указы о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти.
Как обладающий правом законодательной инициативы Президент является инициатором ряда принципиально важных федеральных законов, непосредственно относящихся к организации и деятельности органов исполнительной власти и представляющих их должностных лиц. В этом отношении значительный интерес представляют нормы Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 г. (с изменениями и дополнениями, внесенными, в частности, Федеральным законом от 11 декабря 2004 г.).
Этими законами значительно расширены полномочия Президента, в частности, в отношении высших должностных лиц субъектов Федерации — руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации. Президент вправе отрешить такое лицо от должности в связи с выражением ему недоверия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Федерации, с утратой доверия Президента, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Президент может в случае отрешения высшего должностного лица (если законодательством субъекта не предусмотрен иной порядок) назначить временно исполняющего обязанности такого лица на период до вступления в должность по его представлению вновь избранного законодательным (представительным) органом субъекта Федерации руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (президента, губернатора).
Президент вправе приостановить действие акта высшего должностного лица субъекта Федерации в случае его противоречия Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.
Президент РФ может вынести высшему должностному лицу субъекта Федерации предупреждение в случае, когда противоречие изданного им акта Конституции РФ и законодательству установлено соответствующим судом, а должностное лицо не приняло в течение установленного судом срока (как правило, два месяца) в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда. Если высшее должностное лицо не обращается в суд и в течение двух месяцев со дня издания указа Президента РФ о приостановлении его акта уклоняется от отмены приостановленного акта или внесения в него изменений, Президент также выносит ему предупреждение. Если в течение месяца со дня вынесения Президентом предупреждения высшее должностное лицо не принимает мер по устранению причин, послуживших основанием для предупреждения, Президент вправе отрешить его от должности. По мотивированному представлению Генерального прокурора РФ высшее должностное лицо может быть временно отстранено от исполнения обязанностей (например, в случае предъявления обвинения в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления).
Таким образом, исполнительная власть в субъектах Федерации становится реальным объектом контроля со стороны Президента РФ. Об этом же свидетельствуют и некоторые иные президентские инициативы, в частности, нашедшие выражение в формировании федеральных округов и в усилении роли полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах.
Федеральные округа образованы на базе территорий нескольких субъектов Федерации, сопредельных в географическом смысле — их семь . При этом учитывалась и их экономическая общность (Северо-Западный, Центральный, Сибирский, Дальневосточный, Приволжский, Уральский, Южный). По своей сути они представляют собой новое звено в системе российского федерализма, объединяющее по названным признакам региональные (территориальные) исполнительные органы с целью усиления прежде всего влияния Президента РФ на функционирование исполнительной власти в субъектах Федерации.
———————————
СЗ РФ. 2000. N 34. Ст. 3473.

Читайте также:  Пользуясь физ картой полушарий заполните таблицу

Этому соответствует правовой статус назначаемого в каждом федеральном округе Президентом РФ его полномочного представителя. Президент утвердил своим Указом от 13 мая 2000 г. Положение о полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе (с последующими изменениями).
———————————
СЗ РФ. 2000. N 20. Ст. 2112.

Полномочный представитель — должностное лицо, представляющее Президента РФ в соответствующем федеральном округе. Его основные задачи: организация в округе работы по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом РФ; организация контроля за исполнением решений федеральных органов государственной власти; обеспечение проведения в округе кадровой политики Президента.
Полномочный представитель обеспечивает координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в округе; организует взаимодействие федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов Федерации; вносит Президенту РФ предложения о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов и т.д. В центре его внимания — деятельность территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в границах округа.
В целом, в настоящее время связи Президента с высшими должностными лицами субъектов Федерации становятся в определенной мере прямыми через их представление для выборов законодательными органами субъектов и опосредованными через его полномочных представителей, которые занимают надрегиональное положение, т.е. являются звеньями вертикали власти, стоящими над самостоятельными системами исполнительной власти в объединяемой федеральным округом группой регионов (субъектов Федерации).
При этом следует учитывать, что в соответствии с Федеральным законом «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» от 5 августа 2000 г. высшие должностные лица субъектов Федерации теперь не являются членами Совета Федерации; вместо них в такой роли выступают назначаемые ими представители.
———————————
СЗ РФ. 2000. N 32. Ст. 3336.

Наконец, Указом Президента РФ «О Государственном совете Российской Федерации» от 1 сентября 2000 г. создан совещательный орган, членами которого являются по должности высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Федерации.
———————————
СЗ РФ. 2000. N 36. Ст. 3633.

Все эти решения способствуют возрастанию роли Президента РФ как высшего должностного лица государства в реализации исполнительной власти в стране.
Особую роль в организации работы Президента РФ играет сформированная им Администрация .
———————————
СЗ РФ. 2004. N 15. Ст. 1395.

По своей сущности Администрация представляет собой совокупность различного рода подразделений, цель которых — обеспечение деятельности Президента и создание условий для реализации возложенных на него Конституцией РФ полномочий. Соответственно в их задачи входят организация подготовки законопроектов для внесения их Президентом в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу; осуществление контроля и проверки исполнения федеральных законов (поскольку их подписывает Президент), указов, распоряжений и поручений Президента и подготовка соответствующих докладов ему о результатах проверок; обеспечение взаимодействия Президента с политическими партиями и иными общественными объединениями и т.п.
В состав Администрации входят аппараты Совета Безопасности, полномочных представителей Президента в федеральных округах.
Не ясен полностью организационно-правовой статус Администрации Президента РФ. Суть проблемы заключается в том, что в президентских нормативных правовых актах Администрация характеризуется в качестве государственного органа, обеспечивающего деятельность Президента. Однако в соответствии с Конституцией РФ государственными могут быть только органы законодательной, исполнительной и судебной власти (ст. 10). Естественно, что Администрация не может быть отнесена к какому-либо из названных звеньев государственного аппарата, в силу чего понимание ее подлинной организационно-правовой природы в значительной степени усложняется.
В настоящее время функции Администрации Президента РФ можно проследить на примере некоторых ее наиболее значимых подразделений. Так, Государственно-правовое управление осуществляет правовое обеспечение деятельности Президента по реализации его полномочий; аналитическое обеспечение его деятельности по правовым вопросам; информационно-справочное обеспечение деятельности подразделений Администрации; подготовку по поручению Президента проектов федеральных законов, проектов указов и распоряжений Президента; подготовку предложений о приостановлении или отмене актов органов исполнительной власти и т.п.
———————————
Положение о данном Управлении утверждено Указом Президиума РФ от 28 мая 2004 г. // СЗ РФ. 2004. N 22. Ст. 2147.

Задачами Контрольного управления (Положение о нем утверждено Указом Президента РФ от 8 июня 2004 г.) являются осуществление контроля и проверки исполнения указов, распоряжений и поручений Президента, деятельности федеральных органов исполнительной власти, а также подразделений самой Администрации. Оно вправе вызывать должностных лиц для дачи устных и письменных объяснений по поводу нарушений законодательства, ставить перед руководителями федеральных органов исполнительной власти, а также аналогичных органов субъектов Федерации вопрос о наложении на виновных государственных служащих дисциплинарных взысканий и т.п.
———————————
СЗ РФ. 2004. N 24. Ст. 2395.

Важную роль играет Управление делами Президента РФ, предназначенное для осуществления административно-хозяйственного обслуживания высших федеральных органов государственной власти. Оно выделено в самостоятельное звено со статусом федерального органа исполнительной власти — агентства .
———————————
СЗ РФ. 2004. N 21. Ст. 2024.

Читайте также:  Прививки после 50 лет таблица

Все изложенное свидетельствует о том, что происходит процесс сближения функций и полномочий главы государства с функциями и полномочиями главы исполнительной власти.
Как уже отмечалось, Президент РФ формирует систему федеральных органов исполнительной власти. Сейчас она представлена Правительством РФ, федеральными министерствами, федеральными службами и федеральными агентствами. Рассмотрим их административно-правовой статус.

Источник



Президент России

Президент Российской Федерации является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина.

Президент избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Президент России

Владимир Владимирович Путин.

Присяга Президента России

Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу.

Статус и полномочия Президента

Статус Президента определяется в четвёртой главе Конституции.

Президент является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, её независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Президент определяет основные направления внутренней политики.

Президент определяет основные направления внешней политики.

Президент является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами.

Президент решает вопросы гражданства Российской Федерации, награждает государственными наградами, осуществляет помилование.

Источник

Статья 29. Полномочия Президента Российской Федерации

Статья 29. Полномочия Президента Российской Федерации

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 29 настоящего Федерального закона

1. Президент Российской Федерации решает вопросы:

а) приема в гражданство Российской Федерации в общем порядке в соответствии со статьей 13 настоящего Федерального закона;

б) восстановления в гражданстве Российской Федерации в общем порядке в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона;

в) выхода из гражданства Российской Федерации в общем порядке в соответствии с частью первой статьи 19 и частью первой статьи 26 настоящего Федерального закона;

г) отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона.

Информация об изменениях:

Статья 29 дополнена частью 1.1 с 29 марта 2019 г. — Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 544-ФЗ

1.1. Президент Российской Федерации в гуманитарных целях вправе определять категории иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, а также порядок подачи ими соответствующих заявлений и перечень представляемых документов.

2. Президент Российской Федерации утверждает положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.

3. Президент Российской Федерации обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие полномочных органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации, в связи с исполнением настоящего Федерального закона.

4. Президент Российской Федерации издает указы по вопросам гражданства Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 12 ноября 2012 г. N 182-ФЗ в часть 5 статьи 29 настоящего Федерального закона внесены изменения

5. При наличии обстоятельств, предусмотренных пунктами «г» — «и» части первой статьи 16 настоящего Федерального закона, Президент Российской Федерации вправе рассмотреть вопрос о приеме в гражданство Российской Федерации или восстановлении в гражданстве Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в соответствии со статьями 13-15 настоящего Федерального закона.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник

Особенности правового статуса Президента РФ

Аннотация. Статья посвящена исследованию вопросов прав и обязанностей Президента РФ, которые образуют его статус как главы государства. Рассматриваются властные полномочия Президента, а также входящие в его конституционно-правовой статус привилегии (неприкосновенность, иммунитет).

Современная Конституция устанавливает главенствующее положение Президента в государстве, что нашло свое отражение в структуре Основного закона. Так, глава 4 Конституции, посвященная полномочиям Президента РФ, предшествует главе 5, в которой закреплены полномочия Парламента. Глава 4 закрепляет перечень полномочий Президента РФ в самых различных сферах (ст. 80-90).

Являясь главой исполнительной власти в РФ, Президент выступает высшим должностным лицом в государстве, согласно ст. 80 Конституции, является главой государства. Обязанностями Президента являются: охрана суверенитета страны, независимости и государственной целостности, обеспечение согласованной работы государственных органов. К полномочиям и обязанностям Президента также относится определение направлений государственной политики внутри страны и на международной арене, представительство страны в международных и внутригосударственных отношениях. [2]

Что же влияет на содержание правового статуса Президента? В значительной степени права и обязанности главы государства определяются той формой правления, которая установлена в данном государстве. Так, Российская Федерация является республикой, причем республикой президентского типа. Это означат сильную президентскую власть. Согласно Конституции, полномочия Президента в сфере урегулирования взаимоотношений между тремя ветвями власти достаточно широки. Президент – символ государства в РФ, официальный представитель народа.

Говоря об особенностях статуса Президента, стоит обратить внимание на следующие аспекты, касающиеся его полномочий:
— Не принадлежа ни к одной из ветвей власти, Президент находится «над властями», оказывая непосредственное и значительное влияние на каждую из властей, регулируя их деятельность.
— Общенародное избрание Президента. Данное конституционное положение означает, что Президент является представителем всего народа страны, выражая его интересы, каждой социальной группы, каждого субъекта РФ. Президент не имеет право игнорировать чьи-либо интересы, принадлежать к какой-либо политической партии – он должен оставаться объективным и беспартийным.
— Единоличное осуществление властных полномочий. Данное положение означает, что власть Президента – неделима с другими органами и лицами, не является коллегиальной. Кроме того, Президент независим ни от одной существующей ветви власти.

Помимо прав и обязанностей, закрепленных конституционно, статус Президента включает и определенные привилегии. Рассмотрим их более подробно.

Читайте также:  Таблица анализ снабжения товарами

Неприкосновенность Президента как главы государства. Данная привилегия является неотъемлемой частью президентского статуса: согласно Конституции, Президента нельзя привлечь к уголовной, административной ответственности, ограничить его свободу. За совершение преступления или правонарушения к Президенту РФ возможно применить специально установленную процедуру отрешения от должности – импичмент.

Положения о неприкосновенности Президента распространяются не только на саму личность главы государства: также не могут досматриваться и обыскиваться жилые и служебные помещения, которые занимает Президент, его личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие ему документы, багаж, переписка. Ни один государственный орган не вправе без личного согласия доставить Президента в суд в качестве свидетеля, применить к нему какие-либо принудительные меры, установленные процессуальным законом.

Другой, не менее важной привилегией, является президентский иммунитет. В отличие от неприкосновенности, назначением иммунитета является защита интересов Президента в сфере исполнения им должностных обязанностей. Другими словами, Президент не будет нести ответственность за принятое им решение, кроме тех действий, которые повлекли его отрешение от должности (например, государственная измена).

Значение президентского статуса заключается в том, что он обозначает его компетенцию и полномочия. Являясь главой государства, Президент вправе (и обязан) координировать действия различных органов власти, участвовать в формировании властных институтов, оказывать влияние на такие стратегически важные сферы жизни государства, как оборона и безопасность, внешняя политика и пр. Учитывая данное обстоятельство, закон закрепляет следующие группы президентских полномочий:
— непосредственное участие в формировании федеральных органов власти, активное взаимодействие с данными органами;
— ответственность за оборону и безопасность государства;
— представительство страны на международном уровне, определение направлений внутренней и внешней политики.

Наиболее детально функции Президента регламентированы ст. 80 Конституции РФ, которая уже упоминалась нами выше. Данными функциями являются:
— Гарантия Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Даная функция предполагает, что глава государства обязан неукоснительно соблюдать положения Конституции, а также иных федеральных законодательных актов, обеспечивая также соблюдение законов всеми органами государственной власти. Чтобы наиболее эффективно реализовывать свое данное право и одновременно – обязанность, Президент наделен правомочиями по отмене неконституционных постановлений и распоряжений Правительства РФ, по приостановлению актов органов исполнительной власти субъектов РФ, о чем говорят положения ч.2 ст.85 Конституции.[1] Основной обязанностью Президента является обязательное принятие необходимых мер в целях обеспечения действительности прав и свобод граждан. Данная обязанность заключается в таких действиях, как совершенствование системы судопроизводства в РФ, поведение эффективных законодательных реформ, внесение предложений по поправкам к законодательным актам Федеральному Собранию, активное содействие правоохранительной системе в борьбе с преступностью, в том числе, международного масштаба, отмена неконституционных актов государственных органов, которые нарушают права личности. [4]
— Охрана государственного суверенитета и независимости страны. Данная обязанность выражается в том, что Президент может (и должен) вводить военное или чрезвычайное положение случае агрессии против РФ или непосредственной ее угрозы. Данное право-обязанность закреплено в ст.87 Конституции.
— Обеспечение и поддержание единства государственной власти в стране. Данная функция Президента осуществляется при помощи согласования в функционировании и взаимодействии всех органов власти. Ранее уже отмечалось, что Президент координирует действия всех органов власти, обеспечивая осуществление властных полномочий на всей территории РФ. Но этим роль Президента не ограничивается: он также выполняет роль арбитра, регулируя взаимоотношения между тремя ветвями власти, а в случае конфликта их интересов – обязан находиться «над властями», действуя объективно и беспристрастно. Если же соглашение между ветвями власти наладить не удастся, Президент вправе инициировать судебный порядок разрешения спора, передав его на рассмотрение суда соответствующей юрисдикции.
— Определение направлений внутренней и внешней политики страны, согласно Конституции. Такие стратегические направления в различных сферах общественной жизни (в экономике, социальной сфере, в области культуры, науки и образования, в сфере борьбы с преступностью, коррупцией в «эшелонах» власти, в государственном строительстве, в международных делах) Президент формулирует в ежегодных Посланиях Федеральному Собранию, а также в предлагаемых им федеральной законодательной власти инициативных законопроектах, подлежащих первоочередному принятию.[3]
— Представительство государства, как внутреннее, так и на международной арене. Внутреннее представительство заключается в том, что Президент для разрешения возникающих проблем направляет своих полномочных представителей в тот или иной субъект РФ. Что же касается международного представительства, то здесь круг задач Президента значительно шире – личное ведение переговоров с главами других государств, подписание от имени государства международных договоров, назначение послов и представителей в другие страны и др.

Подводя итоги, можно заключить, что в настоящее время в России действует суперпрезидентская республика, где полномочия главы государства достаточно широки и многообразны. Об этом свидетельствуют и положения Конституции, и практика: тот факт, что одно и то же лицо избирается на пост Президента несколько сроков подряд, говорит о сильнейшей централизации власти в руках главы государства. Но, на наш взгляд, здесь есть свои негативные аспекты, например, относительная слабость законодательной власти – Парламента, а также то, что, несмотря на существующую и законодательно закрепленную процедуру импичмента, в нашей стране она достаточно усложненная и практически неосуществима.

Список литературы
1. Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
2. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право РФ. — М., 2012.
3. Гончаров В.В. Место и роль института Президента Российской Федерации в системе исполнительной власти в стране.// Юридический мир. 2010 №3.
4. Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. М., 2006 с. 127 .

Источник

Adblock
detector