Меню

Герой нашего времени сюжет фабула таблица



Герой нашего времени сюжет фабула таблица

Литература ЕГЭ | 2022

Литература ЕГЭ | 2022 запись закреплена

🔥Сюжет и фабула в «Герое нашего времени»: зачем Лермонтов играет с читателем?

Любое литературное произведение имеет свою систему событий, которая раскрывает не только характеры действующих лиц, но и отношение самого автора к изображаемым им явлениям и событиям, – то есть сюжет.

В романе «Герой нашего времени» сюжет определяется замыслом всей системы повестей, и замысел этот – в «разворачивании» шаг за шагом истории «души человеческой», «особенно когда она – следствие наблюдений ума зрелого над самим собою».

➡Белинский писал: «Роман г. Лермонтова проникнут единством мысли, и потому… его нельзя читать не в том порядке, в каком расположил его сам автор: иначе вы прочтете две превосходные повести и несколько превосходных рассказов, но романа не будете знать. Тут нет ни страницы, ни слова, ни черты, которые были бы наброшены случайно; тут все выходит из одной главной идеи и все в нее возвращается».

Именно поэтому хронологический ряд событий, описываемых в романе, нарушен, – хронология не важна для воплощения идеи.

⭕В сюжете повести выстроены в такой последовательности: «Бэла» – «Максим Максимыч» – Предисловие к «Журналу Печорина» – «Тамань» – Княжна Мери» – «Фаталист».

⭕Фабула же требует временного порядка: «Тамань» – «Княжна Мери» – «Фаталист» – «Бэла» – «Максим Максимыч» – Предисловие к «Журналу Печорина».

Сюжет и фабула романа «Герой нашего времени», таким образом, не совпадают. Лермонтов преднамеренно нарушает порядок расположения новелл. Каждая из повестей романа служит ступенью в постепенном раскрытии образа Печорина. История героя развертывается как бы с конца, от событий последующих к событиям предшествующим.

Так, еще до «Тамани», «Княжны Мери» и «Фаталиста» читатель уже видит Печорина последних лет, побывавшего вновь в кругу петербургской жизни, вновь нашедшего в ней все ту же скуку и пустоту. Затем «Журнал Печорина», который и составил основное русло романа, предваряется сообщением о смерти Печорина.

Тем самым развертывание действия в романе сразу имеет заранее предначертанную границу и получает обратное течение, от конца к началу. Все метания героя, все проявления его энергии изначально обречены, у них нет развития, нет надежд: они приведут лишь к заранее поставленной точке – смерти 😩

Источник

«Герой нашего времени» сюжет и фабула романа

Содержание

Особенности сюжета романа

Любое литературное произведение имеет свою систему событий, которая раскрывает не только характеры действующих лиц, но и отношение самого автора к изображаемым им явлениям и событиям, – то есть сюжет. В романе «Герой нашего времени» сюжет определяется замыслом всей системы повестей, и замысел этот – в «разворачивании» шаг за шагом истории «души человеческой», «особенно когда она – следствие наблюдений ума зрелого над самим собою».

Как же именно строит сюжет автор? Прислушаемся к мнению русского критика В.Белинского: «роман г. Лермонтова проникнут единством мысли, и потому… его нельзя читать не в том порядке, в каком расположил его сам автор: иначе вы прочтете две превосходные повести и несколько превосходных рассказов, но романа не будете знать. Тут нет ни страницы, ни слова, ни черты, которые были бы наброшены случайно; тут всё выходит из одной главной идеи и всё в нее возвращается». Именно поэтому хронологический ряд событий, описываемых в романе, нарушен,- хронология не важна для воплощения идеи.

Сначала мы узнаем о Печорине в повести «Бэла», следя за разговором временных попутчиков, а затем – за рассказанной Максим Максимычем историей о молодой черкешенке и роли главного героя в ее судьбе. Следующее представление о Печорине составляем, непосредственно наблюдая за тем, как ведет себя Григорий, как проявляется его характер внешне – рассказчик подробно описывает это во второй главе романа. И, наконец, из собственноручно написанного героем журнала постигаем внутренний мир Печорина: его мысли, чувства, чаяния.

С каждой последующей повестью «Героя нашего времени» наш интерес к характеру главного действующего лица возрастает, ведь вряд ли героем времени Лермонтов назвал человека с порочным отношением к людям и полным отсутствием привлекательных человеческих качеств. Постепенно понимаешь, что именно в таком порядке разместив главы произведения, автор и смог последовательно раскрывать характер героя во всей его сложности, противоречивости и непредсказуемости. Именно этому замыслу подчинен сюжет романа «Герой нашего времени».

Соотношение сюжета и фабулы «Героя нашего времени»

Читая страницу за страницей, мы сразу можем заметить: временная последовательность событий романа отличается от порядка расположения повестей, который определил Лермонтов. «Еду в действующий отряд по казенной надобности», – пишет в журнале Печорин в «Тамани», и хронологически именно эта часть открывает повествование о главном герое. За ней следует рассказ о пребывании Григория на водах и наутро после дуэли получившего «приказание от высшего начальства отправиться в крепость Н».

Из «этой скучной крепости» Печорину «случилось» уехать и «прожить две недели в казачьей станице», здесь он решает для себя вопрос, предопределена ли судьба любого человека. Служа и дальше в крепости, Григорий похищает Бэлу. Последние передвижения Печорина мы прослеживам, наблюдая за встречей его со штабс-капитаном («еду в Персию – и дальше») и читая предисловие рассказчика к «Журналу Печорина» («недавно я узнал, что Печорин, возвращаясь из Персии, умер»).

Сравним хронологический и авторский ряд повестей

В сюжете повести выстроены в такой последовательности: «Бэла» – «Максим Максимович» – Предисловие к «Журналу Печорина» – «Тамань» – Княжна Мэри» – «Фаталист».

Фабула же требует временного порядка: «Тамань» – «Княжна Мэри» – «Фаталист» – «Бэла» – «Максим Максимович» – Предисловие к «Журналу Печорина».

Сюжет и фабула романа «Герой нашего времени», таким образом, не совпадают. Хронология, по убеждению Лермонтова, не направляет нас к постижению характера главного героя, поэтому-то и не нужна. А построение сюжета не только дает возможность понять характер главного героя, но вместе с тем побуждает каждого читателя заглянуть и в глубины собственной души. Согласимся с А.Н.Толстым: «Лермонтов … в пяти повестях, связанных единым внутренним сюжетом — раскрытием образа Печорина, героя времени, продукта эпохи, раскрывает перед нами совершенство реального, мудрого … искусства. Читаешь и чувствуешь: здесь всё — не больше и не меньше того, что нужно и как можно сказать».

Источник

«Герой нашего времени»: краткое и кратчайшее содержание романа Лермонтова (5 фото + 2 видео)

«Герой нашего времени» – краткое содержание романа М.Ю. Лермонтова, кратчайший пересказ, подробное изложение по главам. Главные герои: Печорин, Максим Максимыч, Бэла, княжна Мери, Грушницкий. История создания и значение романа.

Обложка издания 1962 года. Иллюстрация Михаила Врубеля

«Герой нашего времени» – роман Михаила Юрьевича Лермонтова, написанный в 1838-1840 годах. Считается первым социально-психологическим романом в русской литературе.

В произведении рассказывается о молодом русском офицере Григории Александровиче Печорине, который служит на Кавказе в годы войны с горцами. Описывая его приключения, отношения с женщинами и сослуживцами, автор постепенно рисует психологический портрет «героя нашего времени». В начале повествование ведут неназванный рассказчик-офицер и сослуживец Печорина – Максим Максимыч. В последних трех главах рассказ идет уже от лица Печорина.

В романе сочетаются элементы реализма и романтизма. От реализма в «Герое нашего времени» – детальные описания жизни офицера на Кавказе и общества 1830-х годов. От романтизма – противопоставление героя обществу, возвышенные чувства, экзотическая природа и опасности.

Сюжет романа: кратчайшее изложение

Повествование начинается от лица безымянного русского офицера на Кавказе. От немолодого штабс-капитана Максима Максимыча рассказчик впервые слышит о Григории Печорине: служа в крепости, этот молодой прапорщик выкрал и соблазнил дочку горского князя Бэлу, которую затем похитил и убил разбойник Казбич (глава «Бэла»).

Чуть позже Максим Максимыч и рассказчик встречают Печорина во Владикавказе. Тот очень холодно приветствует бывшего сослуживца, и Максим Максимыч чувствует себя обманутым в лучших чувствах. В сердцах он отдает рассказчику журнал Печорина – записки, которые ранее хранил (глава «Максим Максимыч»).

Читайте также:  Конституционные права граждан рф таблица с примерами

В дальнейшем рассказчик узнает о смерти Печорина и издает его журнал. В записках рассказывается, как Печорин в приморском городке Тамань едва не погиб от рук контрабандистов ( «Тамань»). О том, как в Пятигорске и Кисловодске он играл с чувствами княжны Мери и убил на дуэли молодого сослуживца Грушницкого, но упустил свою настоящую любовь – Веру ( «Княжна Мери»). Как после мистической гибели офицера Вулича решил испытать судьбу и голыми руками обезвредил обезумевшего вооруженного казака ( «Фаталист»).

Хронология повествования нарушена, фабула и сюжет не совпадают. Если расположить главы по времени, то они должны идти вот в такой последовательности: «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист», «Бэла», «Максим Максимыч», Предисловие к «Журналу Печорина». Однако Лермонтов не ставил себе цель рассказать историю Печорина строго хронологически: в центре его внимания – психологический портрет, и каждая глава добавляет к нему все новые штрихи.

Полный текст и аудиокнига

В формате аудиокниги произведение М.Ю. Лермонтова можно послушать на YouTube.

Краткое содержание «Героя нашего времени» по главам

Предисловие ко второму изданию

Автор отвечает на претензии к книге, объясняя, что не ставит Печорина в пример и не показывает себя в лице главного героя. «Это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии», – объясняет Лермонтов. Однако он не собирается лечить пороки общества: «Будет и того, что болезнь указана, а как ее излечить — это уж бог знает!»

Повествование ведется от лица неназванного офицера, служащего на Кавказе. Однажды по дороге из Тифлиса он встречается с Максимом Максимычем – немолодым простодушным штабс-капитаном. Тот рассказывает историю о своем приятеле, прапорщике Григории Александровиче Печорине.

Вместе с Максимом Максимычем Печорин служил в крепости за Тереком, построенной для защиты от горцев. Прапорщику Печорину на свадьбе у местного князя приглянулась его дочь Бэла, к которой сватался еще и разбойник Казбич. Печорин помог брату Бэлы украсть у Казбича прекрасного коня, а тот взамен помог Печорину похитить свою красавицу-сестру.

Ухаживаниями Печорин добился любви Бэлы, но затем быстро к ней охладел. Бэла затосковала. Однажды, когда она вышла на прогулку, девушку схватил и увез Казбич. За разбойником бросились в погоню, и тогда он смертельно ранил Бэлу.

«Максим Максимыч»

Рассказчик и Максим Максимыч встречаются через несколько дней после расставания во Владикавказе. Через город как раз проезжает Печорин – он уже вышел в отставку и держит путь в Персию. Максим Максимыч думает, что старый друг будет рад его видеть. Но тот приветствует штабс-капитана очень холодно и отказывается задержаться, чтобы с ним поговорить. Печорин уезжает, Максим Максимыч чувствует себя преданным и разочаровывается во всем молодом поколении. Он отдает рассказчику записи Печорина, которые все это время хранил.

Журнал Печорина. Предисловие

Не так давно Печорин умер, возвращаясь из Персии, сообщает рассказчик. В связи с этим новый владелец записок решился их издать:
« История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она — следствие наблюдений ума зрелого над самим собою и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление».
« Может быть, некоторые читатели захотят узнать мое мнение о характере Печорина? — Мой ответ — заглавие этой книги. «Да это злая ирония!» — скажут они. — Не знаю».

«Тамань»

Печорин приезжает в Тамань – «самый скверный городишко из всех приморских городов России». Он видит, как контрабандисты разгружают груз на берегу. Девушка – сообщница контрабандистов – заманивает его к морю и пытается утопить, опасаясь доноса. Офицер спасается, выбросив ее из лодки. Девушка вместе с сообщником-контрабандистом навсегда уплывают из Тамани. Печорин сожалеет, что невольно разрушил привычную жизнь «честных контрабандистов».

«Княжна Мери»

Печорин приезжает на воды. Он знакомится с княжной Мери, дочерью княгини Лиговской. Здесь же Печорин снова встречает Веру – свою бывшую возлюбленную, которая теперь замужем за другим.

Печорину Мери безразлична, но ради развлечения и для отвода глаз от романа с Верой он начинает ухаживать за княжной и добивается ее любви.

У Печорина происходит конфликт с юнкером Грушницким и другими офицерами. Они дерутся на дуэли. Противники подсовывают Печорину незаряженный пистолет. Но он знает об обмане: когда Грушницкий стреляет и легко ранит его, Печорин велит перезарядить свое оружие и убивает соперника.

Из письма Веры Печорин узнает, что она призналась мужу в измене и уехала из города. Он бросается за возлюбленной, но его обессиленный конь умирает. Печорин рыдает в степи.

Вернувшись в город, Печорин объясняет Мери, что никогда ее не любил.

Из-за подозрения в дуэли его ссылают служить в крепость к Максиму Максимычу.

«Фаталист»

Однажды в офицерской компании спорят о предопределении. Офицер Вулич предлагает Печорину пари, чтобы испытать, может ли человек сам распоряжаться своей судьбой. Вулич снимает со стены случайный пистолет, приставляет ко лбу и спускает курок. Пистолет оказывается не заряжен.Печорин признает поражение в споре, но остается удивлен: ему казалось, что на лице Вулича он видел выражение, свойственное людям, которые скоро погибнут.

Ночью Печорин узнает, что Вулич убит – он наткнулся на пьяного казака, который зарубил его шашкой. Пораженный странным совпадением, Печорин решает сам испытать судьбу. Он через окно врывается в дом, где заперся убийца, и обезвреживает его. Значит ли это, что нужно верить в предопределение, он не понимает.

«Герой нашего времени»: история и значение романа

«Герой нашего времени» принадлежит «к числу самых замечательных и самых увлекательных книг» русской литературы, рассказывал видный советский лермонтовед Ираклий Андроников. Причину этому он видел в главном герое: Печорин вроде бы отрицательный, но в то же время очень притягательный персонаж. Его безжалостность и эгоизм сочетаются с большим умом, храбростью, искренностью с самим собой.

История создания

Фамилия Печорина впервые появилась в незаконченном романе «Княгиня Лиговская». Это произведение о жизни петербургского света Лермонтов начал создавать в 1836 году. Роман должен был стать своего рода ответом пушкинскому «Евгению Онегину». Не зря Лермонтов назвал главного героя Печориным (от названия реки Печоры, как «Онегин» – от реки Онеги).

Однако характер и даже внешность Печорина из «Княгини Лиговской» и Печорина из «Героя нашего времени» сильно отличаются, это разные произведения и разные персонажи. По сюжету «Княгини Лиговской», Печорин влюблен в женщину по имени Вера, которая вышла замуж за другого.

Свой первый роман автор так и не дописал. После гибели Пушкина на дуэли Лермонтов создал стихотворение «Смерть поэта» и за дерзкие стихи был сослан на Кавказ. Проведя в ссылке год, писатель отказался от прежнего замысла и создал новый роман, куда перешли имена Печорина и Веры.

В «Герое нашего времени» Лермонтов описал Кавказ с точностью, поражавшей современников. В произведении они обнаруживали и реального слепого мальчика из Тамани, и ту самую хату на краю города; отдыхавшие летом 1837-го в Пятигорске и Кисловодске узнавали прототипы доктора Вернера, Грушницкого, княжны Мери.

«Герой нашего времени» был написан достаточно быстро. Летом 1838 года Лермонтов утверждал, что ничего не пишет, а спустя девять месяцев уже вышла первая из повестей – «Бэла». Еще через десять месяцев роман был готов целиком и одобрен цензурой.

Учитывая, что в это время Лермонтов служил в полку в Царском Селе, постоянно ездил в Петербург и создал целый ряд других произведений, остается только удивляться, когда он успевал спать и работать над романом, констатирует Ираклий Андроников.

Читайте также:  Oracle таблица с job

Композиция романа и образ Печорина

Автор избрал для романа необычную композицию. Главы-повести расположены в свободном порядке, хронология событий намеренно нарушена. Нет привычных описаний детства и юности главного героя. Замалчиваются ключевые события его биографии: непонятно, например, за что именно Печорин сослан на Кавказ (в черновик упоминалась дуэль в Петербурге, но затем Лермонтов убрал эти слова).

Необычную структуру «Героя нашего времени» принято объяснять тем, что это не история жизни Печорина, а «история души». Лермонтов показывает героя постепенно и с разных сторон. Первым читателям поначалу даже было неясно, кто здесь главный герой: Печорин или Максим Максимыч?

В первых двух повестях Печорин описывается с чужих слов, и впечатление складывается не в его пользу. В «Бэле» это загадочный и коварный человек, своей запретной любовью погубивший Бэлу и ее семью. В «Максиме Максимыче» – высокомерный эгоист, обидевший старого друга.

Однако оставшуюся часть романа составляют записки Печорина, и они заставляют взглянуть на героя совсем иначе. Это уже не скучающий офицер, умеющий подчинять себе других, но и умный, обаятельный, тонко чувствующий человек. В «Тамани» он демонстрирует храбрость и склонность к романтике; в «Княжне Мери» – способность к глубоким чувствам и самоанализу; в «Фаталисте» – свою философскую сторону и хладнокровие.

Читатель остается в недоумении: почему же столь талантливый человек растрачивает свои силы попусту? Неужели это и есть герой поколения, «не способного более к великим делам для блага человечества»?

Значение романа

Советские исследователи порой называли «Героя нашего времени» общественно-политическим романом: объясняли, что Печорину в николаевской России не хватало возможности выразить себя в борьбе за народную свободу, порвать с аристократическим обществом и так далее. «Потерянное поколение» Лермонтова противопоставляли поколению декабристов.

Однако эти объяснения многим кажутся натянутыми: стоит ли искать в произведениях аристократа Лермонтова революционный подтекст?

В «Герое нашего времени» размышления об обществе есть, но не меньшую роль играют рассуждения о человеческой душе, смысле жизни, добре и счастье. Это первый психологический русский роман, ставший зерном русской психологической прозы, и одновременно – первый философский русский роман, где поступки главного героя осмысляются в категориях добра и зла, необходимости и свободы.

Источник

Почему в романе Герой нашего времени события не по порядку

М.Ю. Лермонтов специально нарушил хронологию в «Герое нашего времени». Эта одна из особенностей, создающих уникальную композицию романа. Если выстроить главы в правильном хронологическом порядке, получим следующий список:

  1. Тамань.
  2. Княжна Мери.
  3. Фаталист.
  4. Бэла.
  5. Максим Максимыч.
  6. Предисловие к Журналу Печорина.

Особенности сюжета романа

Любое литературное произведение имеет свою систему событий, которая раскрывает не только характеры действующих лиц, но и отношение самого автора к изображаемым им явлениям и событиям, – то есть сюжет. В романе «Герой нашего времени» сюжет определяется замыслом всей системы повестей, и замысел этот – в «разворачивании» шаг за шагом истории «души человеческой», «особенно когда она – следствие наблюдений ума зрелого над самим собою».

Как же именно строит сюжет автор? Прислушаемся к мнению русского критика В.Белинского: «роман г. Лермонтова проникнут единством мысли, и потому… его нельзя читать не в том порядке, в каком расположил его сам автор: иначе вы прочтете две превосходные повести и несколько превосходных рассказов, но романа не будете знать. Тут нет ни страницы, ни слова, ни черты, которые были бы наброшены случайно; тут всё выходит из одной главной идеи и всё в нее возвращается». Именно поэтому хронологический ряд событий, описываемых в романе, нарушен,- хронология не важна для воплощения идеи.

Сначала мы узнаем о Печорине в повести «Бэла», следя за разговором временных попутчиков, а затем – за рассказанной Максим Максимычем историей о молодой черкешенке и роли главного героя в ее судьбе. Следующее представление о Печорине составляем, непосредственно наблюдая за тем, как ведет себя Григорий, как проявляется его характер внешне – рассказчик подробно описывает это во второй главе романа. И, наконец, из собственноручно написанного героем журнала постигаем внутренний мир Печорина: его мысли, чувства, чаяния.

С каждой последующей повестью «Героя нашего времени» наш интерес к характеру главного действующего лица возрастает, ведь вряд ли героем времени Лермонтов назвал человека с порочным отношением к людям и полным отсутствием привлекательных человеческих качеств. Постепенно понимаешь, что именно в таком порядке разместив главы произведения, автор и смог последовательно раскрывать характер героя во всей его сложности, противоречивости и непредсказуемости. Именно этому замыслу подчинен сюжет романа «Герой нашего времени».

Тема романа Лермонтова «Герой нашего времени» (1840) — изображение общественной ситуации 30 — 40-х годов XIX века. Этот период в истории России принято называть «межвременьем», потому что общество переживало так называемую смену идеалов. Восстание декабристов потерпело поражение, что свидетельствовало об ошибочности их общественно-политических убеждений. Но, разочаровавшись в декабристских идеалах, общество пока ещё не сформировало новых общественных целей. Таким образом, молодые люди (в том числе и Лермонтов), живущие в 30 — 40-е годы, могут быть отнесены к «потерянному поколению»: они находятся как бы на распутье. Старые идеалы уже отвергнуты, а новые ещё не найдены. Лермонтов так писал о своём поколении в стихотворении «Дума» (1838): И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели, Как пир на празднике чужом.

Идея романа выражена в самом заглавии — «Герой нашего времени». Так Лермонтов назвал Печорина. Характеристика главного героя весьма иронична, потому что слово «герой» может быть понято по крайней мере в трёх значениях. Во-первых, герой — это просто участник события; во-вторых, герой — это человек, совершивший подвиг доблести и чести; в-третьих, слово «герой» может употребляться иронически, когда этим словом называется недостойный человек, то есть «герой» воспринимается как «антигерой». Ирония писателя заключается в том, что автор не объясняет, в каком значении он употребляет слово «герой». В предисловии к «Журналу Печорина» автор пишет: «Может быть, некоторые читатели захотят узнать моё мнение о характере Печорина. Мой ответ — заглавие этой книги. «Да это злая ирония!» — скажут они. — «Не знаю»».

«Герой нашего времени» — социально-психологический роман: Лермонтов описывает состояние русского общества в период межвременья, а главное внимание уделяет раскрытию характера Печорина — представителя современного российского общества. И сюжет, и композиция служат решению этой художественной задачи.

Сюжет романа необычен. В нём отсутствует экспозиция: читатель ничего не знает о жизни Печорина до его приезда на Кавказ, кто его родители, как он воспитывался, какое у него образование, почему он оказался на Кавказе. В сюжете нет и завязки — например приезда Печорина на Кавказ. В романе само действие представлено как ряд эпизодов из жизни главного героя, описанных в пяти повестях. Поэтому в романе пять кульминаций, которые одновременно являются кульминациями отдельных повестей. В романе есть развязка: это сообщение, что «Печорин, возвращаясь из Персии, умер» (предисловие к «Журналу Печорина»). Таким образом, общая сюжетная линия романа представлена только кульминациями и развязкой.

Каждая отдельная повесть имеет свой законченный сюжет. Это можно легко доказать на примере «Тамани». Завязкой повести является ночная сцена, когда Печорин случайно подглядел встречу контрабандистов. Описание же городка Тамани, дома, где Печорин получил временный постой, и обитателей этого дома — экспозиция повести. Кульминацией становится сцена ночного свидания, в результате которого герой чуть не утонул. Развязка наступает сразу же после неудачного свидания: Печорин видит, как девушка-контрабандистка уплывает со своим милым Янко, прихватив большие узлы, в которых, как потом выяснилось, были вещи, украденные у Печорина. Повесть заканчивается своеобразным эпилогом, где главный герой рассуждает о своём приключении и о своей несчастной судьбе — разрушать всё вокруг себя.

Читайте также:  Жизнь и творчество булата окуджавы таблица

Композиция романа также, как и сюжет, необычна. Как уже было отмечено, общий сюжет романа не имеет экспозиции и завязки, а развязка находится в середине текста. Весь роман построен по кольцевой композиции: начинается с «Бэлы» и кончается «Фаталистом», то есть время обеих повестей относится к периоду службы главного героя в далёкой горной крепости, вначале и в конце присутствуют два героя — Максим Максимович и Печорин.

Кроме того, пять повестей, которые составляют всё произведение, расположены странным образом, с нарушением временной последовательности. По намёкам, разбросанным в романе, учитывая логику развития действия, можно утверждать, что повести должны быть расположены следующим образом: «Княжна Мери», «Бэла», одновременно с ней «Фаталист», потом «Максим Максимович». Литературоведы спорят о месте в этом ряду повести «Тамань». По одной версии «Тамань» открывает приключения Печорина на Кавказе, по другой — эта повесть может быть поставлена в любое место хронологической цепи, потому что в «Тамани» отсутствуют какие-либо сведения или намёки на события в других повестях. Из приведённых точек зрения более убедительной кажется вторая.

Повести в романе расположены не в хронологической последовательности, а именно: «Бэла», «Максим Максимович», «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист». Почему же Лермонтов выбирает именно такое построение? Потому что для писателя важна прежде всего не временная последовательность, но наиболее полное раскрытие характера главного героя. Избранная писателем очерёдность повестей лучше всего служит поставленной задаче.

Характер Печорина раскрывается постепенно. В «Бэле» о главном герое рассказывает Максим Максимович, человек добрый, честный, но довольно ограниченный, недостаточно образованный для того, чтобы понять Печорина. В результате, из рассказа штабс-капитана, Печорина можно представить крайним эгоистом, который по своей прихоти, не задумываясь, губит Бэлу. Печорин — человек, который сам для себя устанавливает правила поведения: он помогает Азамату украсть у Казбича чудесную лошадь, что явно противоречит кодексу чести русского офицера. Но, несмотря на такие неприглядные поступки, Максим Максимович замечает, что характер Печорина противоречив: Григорий Александрович быстро охладел к Бэле, однако очень тяжело переживал её смерть; он не боялся на охоте идти против кабана, но бледнел от скрипа двери и т.д. Эти непонятные противоречия оставляют у читателя впечатление, что Печорин не заурядный злодей и эгоист, а человек с неоднозначным, сложным (то есть интересным) характером.

Такое впечатление усиливается во второй повести, где Печорина описывает безымянный офицер-путешественник, более близкий главному герою по взглядам и развитию, чем Максим Максимович. Офицер наблюдает во Владикавказе нетоварищеское поведение Печорина, который не спешит встретиться с добрым штабс-капитаном, но одновременно наблюдатель отмечает, что Печорин побледнел и принуждённо зевнул, когда Максим Максимович упомянул о Бэле. Кроме того, рассказчик даёт психологический портрет Печорина, в котором сочетаются самые противоречивые черты. Волосы у героя светлые, а усы и брови тёмные; походка небрежная и ленивая, а руками не размахивает; у него стройная, крепкая фигура, а сидит он так, как будто у него в спине нет ни одной косточки; на вид ему тридцать лет, а в улыбке есть что-то детское и т.д. Это портретное описание ещё больше подчёркивает противоречивость характера главного героя.

Три последние повести составляют дневник («журнал», как говорили во времена Лермонтова), в котором Печорин сам рассказывает о себе и своих мыслях. Из «Тамани» выясняется, что Григорий Александрович имеет чрезвычайно деятельную натуру: из любопытства, не задумываясь о последствиях, он вмешивается в жизнь совершенно посторонних людей. Из самых опасных ситуаций ему удаётся счастливо выпутаться (не умея плавать, он бесстрашно отправляется в лодке на свидание и в критический момент успевает — таки скинуть девушку в воду). Заканчивая свой рассказ о случае в Тамани, Печорин, однако, не очень радуется счастливому финалу, но с грустью отмечает, что и здесь, как обычно, оставил после своего приключения только беды и разрушения, вопреки собственным желаниям.

В «Княжне Мери» к прежним чертам героя (эгоизму, презрению к общепринятым правилам чести, таланту подчинять себе окружающих, влюблять в себя дам и вызывать ненависть кавалеров) добавляется очень важная черта, которая выясняется в решительный момент жизни Печорина — из ночных размышлений перед дуэлью. Григорий Александрович, вполне допуская, что завтра может быть убит, подводит своеобразный итог прожитой жизни. Он спрашивает себя, для чего жил, ради какой цели родился, и не находит ответов. Перед читателем предстаёт страдающий от собственной бесполезности, одиночества человек, о котором никто не пожалеет, никто не заплачет в случае его смерти.

В последней повести «Фаталист» автор отодвигает на второй план эпизоды, в которых проявляется уже известный читателю эгоизм Печорина (бессердечное пари с Вуличем), а подробно описывает успешный захват пьяного казака, который произошёл бескровно, благодаря решимости и смелости Печорина. Автор доказывает, что главный герой способен не только на эгоистические поступки, но и на деятельное добро. Таким образом, характер Печорина поворачивается к читателю совершенно неожиданной стороной.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что роман «Герой нашего времени» чрезвычайно сложен как по построению, так и по идейному содержанию. Эта сложность обусловлена, в свою очередь, психологической неоднозначностью образа Печорина.

Общий сюжет произведения имеет практически только два обязательных элемента — пять кульминаций и развязку. Композиция кольцевая и, кроме этого, необычная потому, что нарушены, во-первых, логическая последовательность элементов общего сюжета (развязка находится в середине романа), во-вторых, временная последовательность событий. Такое построение подчинено постепенному раскрытию характера главного героя — от бессердечного эгоиста и циника в начале романа до очень привлекательного человека, способного на благородные поступки, в конце. Иными словами, последовательность повестей в «Герое нашего времени» мотивируется не только сменой рассказчиков (Максим Максимович, автор, Печорин), но и постепенным знакомством читателя с главным героем.

Соотношение сюжета и фабулы «Героя нашего времени»

Читая страницу за страницей, мы сразу можем заметить: временная последовательность событий романа отличается от порядка расположения повестей, который определил Лермонтов. «Еду в действующий отряд по казенной надобности», – пишет в журнале Печорин в «Тамани», и хронологически именно эта часть открывает повествование о главном герое. За ней следует рассказ о пребывании Григория на водах и наутро после дуэли получившего «приказание от высшего начальства отправиться в крепость Н».

Против чего направлена пьеса “Ревизор” – сочинение по теме комедии Гоголя

Из «этой скучной крепости» Печорину «случилось» уехать и «прожить две недели в казачьей станице», здесь он решает для себя вопрос, предопределена ли судьба любого человека. Служа и дальше в крепости, Григорий похищает Бэлу. Последние передвижения Печорина мы прослеживам, наблюдая за встречей его со штабс-капитаном («еду в Персию – и дальше») и читая предисловие рассказчика к «Журналу Печорина» («недавно я узнал, что Печорин, возвращаясь из Персии, умер»).

Сравним хронологический и авторский ряд повестей

В сюжете повести выстроены в такой последовательности: «Бэла» – «Максим Максимович» – Предисловие к «Журналу Печорина» – «Тамань» – Княжна Мэри» – «Фаталист».

Фабула же требует временного порядка: «Тамань» – «Княжна Мэри» – «Фаталист» – «Бэла» – «Максим Максимович» – Предисловие к «Журналу Печорина».

Сюжет и фабула романа «Герой нашего времени», таким образом, не совпадают. Хронология, по убеждению Лермонтова, не направляет нас к постижению характера главного героя, поэтому-то и не нужна. А построение сюжета не только дает возможность понять характер главного героя, но вместе с тем побуждает каждого читателя заглянуть и в глубины собственной души. Согласимся с А.Н.Толстым: «Лермонтов … в пяти повестях, связанных единым внутренним сюжетом — раскрытием образа Печорина, героя времени, продукта эпохи, раскрывает перед нами совершенство реального, мудрого … искусства. Читаешь и чувствуешь: здесь всё — не больше и не меньше того, что нужно и как можно сказать».

Источник

Adblock
detector