Меню

Этапы развития человеческого организма таблица



Возрастная периодизация

При изучении развития человека, его индивидуальных и возрастных особенностей в анатомии и других дисциплинах руководствуются научно обоснованными данными о возрастной периодизации.

Древнейшие периодизации развития человека принадлежат античным ученым. Философ Пифагор (VI в. до н.э.) выделил четыре периода жизни человека: весну (до 20 лет), лето (20-40 лет), осень (40-60 лет) и зиму (60-80 лет), соответствующие становлению, молодости, расцвету сил и угасанию. Гиппократ (V-IV вв. до н.э.) разделил индивидуальную жизнь на 10 семилетних циклов. В многочисленных современных схемах выделяют от 3 до 20 и более периодов в жизни человека.

Русский статистик и демограф первой половины XIX в. А.П. Рославский-Петровский выделил:

подрастающее поколение – малолетние (от рождения до 5 лет) и дети (6-15 лет);

цветущее поколение – молодые (16-30 лет), возмужалые (30-45 лет) и пожилые (45-60 лет);

увядающее поколение – старые (61-75 лет) и долговечные (75-100 лет и старше).

Близкая схема была предложена немецким физиологом М. Рубнером (1854-1932 гг.).

Постнатальный онтогенез подразделен им также на семь этапов: младенчество (от рождения до 9 месяцев);

раннее детство (от 10 месяцев до 7 летнего возраста);

позднее детство (от 8 до 13-14 лет);

юношеский возраст (от 14-15 до 19-21 лет);

зрелость (до 41-50 лет);

старость (50-70 лет);

почетная старость (старше 70 лет).

В педагогике нередко используется подразделение детского и подросткового периода на:

младенчество (до 1 года),

преддошкольный возраст (1-3 года),

дошкольный возраст (3-7 лет),

младший школьный возраст (от 7 до 11-12 лет),

средний школьный возраст (до 15 лет)

старший школьный возраст (до 17-18 лет).

Широкое практическое применение находят схемы возрастной периодизации, предложенные А.В. Нагорным, И.А. Аршавским, В.В. Бунаком и другие. В них выделяется от 3 до 15 стадий и периодов.

Конечно, большинство схем имеют сходство в общих чертах. Часто в них используются одинаковые названия периодов, возрастные пределы которых также часто совпадают. Отличия же связаны с тем, какому аспекту развития человека автор уделяет большее внимание и насколько удачно удается отразить в дробной схеме комплексность проблемы.

В 60-х гг. XX в. в работах А.В. Нагорного и учеников его школы была предложена общая фундаментальная схема, по которой полный цикл индивидуального развития млекопитающих и человека разделяется на два этапа:

пренатальный (внутриутробный) и постнатальный (внеутробный), а последний подразделен на следующие периоды:

период роста – формирование морфологических, физиологических и биохимических особенностей организма;

период зрелости – все особенности организма достигают своего полноценного (дифинитивного) развития и остаются в основном неизменными;

период старости – уменьшение размеров тела и ослабление физиологических функций.

Подробная схема возрастной периодизации человека была представлена В.В. Бунаком в 1965 г. По ней всё развитие человека разделено на три крупные стадии:

прогрессивная – включает в себя внутриутробный период, детство и юность, в течение прогрессивной стадии идет собственно продольный рост тела и функциональных параметров;

стабильная – идет увеличение жирового слоя, продолжается нарастание веса тела, уровень функциональных показателей стабилен;

регрессивная – происходит падение веса тела, снижение функциональных показателей, изменение покровов тела, осанки, скорости движений.

В свою очередь эти крупные стадии подразделяются на 24 этапа

Периодизация индивидуального развития человека

Основная схема возрастной периодизации, предназначенная для студентов

Широкое применение в науке получила схема периодизации онтогенеза человека, принятая на VII Всесоюзной конференции по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии АПН СССР в Москве (1965).

Данная периодизация в настоящее время признана наиболее удачной, считается, что она наилучшим образом описывают основные закономерности развития человека и именно она используется для решения вопросов возрастной антропологии, педиатрии и педагогики. Дадим более подробную характеристику ее периодам.

Краткая характеристика возрастных периодов постэмбрионального развития

1. Период новорожденности. Наступает сразу после рождения (8-10 дней) этот период вскармливание ребенка осуществляется молозивом. Новорожденные в начальном периоде приспособления к условиям внеутробной жизни разделяются по уровню зрелости на доношенных и недоношенных. Внутриутробное развитие доношенных детей длится 39 – 40 недель, недоношенных – 28 – 38 недель. При определении зрелости учитывают не только эти сроки, но и массу (вес) тела при рождении. Доношенными считаются новорожденные с массой тела не менее 2500 г (при длине тела не менее 45 см). Кроме массы и длины, учитывают и другие размеры. Например, обхват груди в соотношении с длиной тела и обхват головы в соотношении с обхватом груди. Считается, что обхват груди на уровне сосков должен быть больше 0,5 длины тела на 9 – 10 см, а обхват головы – больше обхвата груди не более чем на 1 – 2 см.

В течение периода новорожденности происходит приспособление структурно и функционально органов и систем плода к новым условиям существования: дыханию атмосферным воздухом, питанию, меняющейся температуре окружающей среды. В этом периоде выявляются последствия родовых процессов (родовые травмы), врожденные пороки развития.

Слабая сопротивляемость кожи и внутренних органов гнойной инфекции требует строгого соблюдения правил гигиены, тем более что новорожденный пока мало приспособлен к адаптации в окружающей среде в связи с незрелостью его нервной системы. В месте с тем у новорожденного отмечается высокая способность к регенерации – заживлению ран, переломов и т.д.

2. Следующий период – грудной – продолжается до года. Начало этого периода связано с переходом к питанию «зрелым» молоком. Во время грудного периода наблюдается наибольшая интенсивность роста, по сравнению со всеми остальными периодами внеутробной жизни. Длина тела увеличивается от рождения до года в 1,5 раза, а масса тела утраивается. С 6 месяцев начинают прорезываться молочные зубы.

В грудном возрасте отмечается максимальная интенсивность ростового процесса. По мере появления новых положений и первых движений (ползание, сидение, стояние, первые шаги), начинают формироваться изгибы позвоночника. Ярко выражена неравномерность в росте тела. В первом полугодии грудные дети растут быстрее, чем во втором.

В первый месяц ребенок начинает улыбаться в ответ на обращение к нему взрослых, позже начинают познавательное развитие (осматривание и узнавание), подражание, призывающие жесты. Появляется «детская» речь. К окончанию грудного периода жизни ребенка его организм достигает такой функциональной зрелости, при которой он может перейти на «общую диету».

3. Период раннего детства длится от 1 года до 3 лет. В конце второго года жизни заканчивается прорезывание зубов. Продолжается рост организма, хотя и несколько замедленно. После 2 лет абсолютные и относительные величины годичных приростов размеров тела быстро уменьшаются. Созревают желудочно-кишечный тракт, дыхательная система. Интенсивно развивается нервная система, обеспечивающая психическое развитие ребенка, формируется система условнорефлекторных связей, закрепляющихся и сохраняющихся на протяжении всей жизни. Ребенок узнает картинки, фантазирует, одушевляет предметы, выбирает объекты привязанности и выделяет «Я». Появляетя взрослая речь.

4. С 4 лет начинается период первого детства, который заканчивается в 7 лет. Продолжается развитие аппарата движения, нервной системы, что ведет к обеспечению повышающейся двигательной и психической активности, формированию трудовых навыков. Вместе с тем недостаточная зрелость ряда систем может приводить к быстрой утомляемости, поэтому важное значение имеет режим дня. В связи с недостаточной зрелостью иммунной системы и уменьшающейся изоляцией детей важен гигиенический режим для предупреждения инфекционных и респираторных вирусных заболеваний.

Начиная с 6 лет, появляются первые постоянные зубы: первый моляр (большой коренной зуб) и медиальный резец на нижней челюсти.

Возраст от 1 года до 7 лет называют также периодом нейтрального детства, поскольку мальчики и девочки почти не отличаются друг от друга размерами и формой тела. Только в самом конце периода отмечаются первые проявления полового диморфизма и начало половой идентификации (осознание пола).

Уровень интеллектуального и физического развития в этот период позволяет начать обучение большинства детей в школе с 6 лет.

5. Период второго детства длится у мальчиков с 8 до 12 лет, у девочек – с 8 до 11 лет. Этот период называется также препубертатным (от лат. «pubertas» – возмужалость). В этот период выявляются половые различия в размерах и форме тела, а также начинается усиленный рост тела в длину. Заметно усиливается развитие мышечной системы, продолжает возрастать масса органов и всего тела. Большинство органов достигает развития, позволяющего компенсировать увеличивающиеся физические и психические нагрузки.

Читайте также:  Таблица перевода компонентов красок

Темпы роста у девочек выше, чем у мальчиков, так как половое созревание у девочек начинается в среднем на два года раньше. Усиление секреции половых гормонов (особенно у девочек) обусловливает развитие вторичных половых признаков. Последовательность появления вторичных половых признаков довольно постоянна. У девочек вначале формируются молочные железы, затем появляются волосы на лобке, потом – в подмышечных впадинах. Внутренние половые органы развиваются одновременно с формированием молочных желез. В гораздо меньшей степени процесс полового созревания выражен у мальчиков. Лишь к концу этого периода у них начинается ускоренный рост внутренних и наружных половых органов. Начинает активизироваться и функция половых желез.

В этом периоде заканчивается прорезывание постоянных зубов (кроме третьих маляров – «зубов мудрости»).

К концу младшего школьного возраста заканчивается морфологическая дифференцировка коры головного мозга и проводящих путей. Следствием этого является переход от наглядно-образного к логически- оперативному мышлению, проявление истинных волевых актов и социальной адаптации. Идет развитие внимания и произвольной памяти.

6. Следующий период – подростковый – называется также периодом полового созревания, или пубертатным периодом. Он продолжается у мальчиков с 13 до 16 лет, у девочек – с 12 до 15 лет. В этот период отмечается усиленный рост тела в длину и половое созревание.

Увеличение скорости роста – пубертатный скачок касается всех размеров тела. Наибольшие прибавки в длине тела у девочек имеют место между 11 и 12 годами, по массе тела – между 12 и 13 годами. У мальчиков прибавка в длине наблюдается между 13 и 14 годами, а прибавка в массе тела – между 14 и 15 годами.

В связи с повышением активности гипоталамо-гипофизарной системы продолжают формироваться вторичные половые признаки. У девочек продолжается развитие молочных желез, наблюдается рост волос на лобке и в подмышечных впадинах. Наиболее четким показателем полового созревания женского организма является первая менструация.

Интенсивное половое созревание мальчиков проявляется в изменении (мутации) голоса к 13 годам и появлении волос на лобке, в 14 лет появляются волосы в подмышечных впадинах. В 14 – 15 лет у мальчиков отмечаются первые поллюции (непроизвольные извержения спермы). Развивающиеся вторичные половые признаки, связанные с гормональной перестройкой организма и его основных физиологических систем, к концу периода по своим характеристикам приближаются к таковым у взрослых.

У мальчиков, по сравнению с девочками, более продолжителен пубертатный период и сильнее выражен пубертатный скачок роста, в результате чего в 13,5 – 14 лет они обгоняют девочек по длине тела.

В связи с явлениями акселерации подростковый возраст может начинаться раньше указанных сроков – частично смещаться в младший школьный возраст. Вместе с тем окончание этого периода жизни не имеет резкой границы и с юношеским возрастом.

В подростковом возрасте особенно важно соблюдение режима быта и гигиенического режима в связи с перестройкой кожных желез, чувствительностью созревающей нервной системы, половых желез к алкоголю, никотину, наркотическим и токсическим веществам.

С другой стороны, следует отметить в данном периоде интенсивное интеллектуальное развитие (самоанализ, самовоспитание), высокую половую идентификацию, личностную и эмоциональную нестабильность.

7. Юношеский возраст продолжается у юношей от 17 до 21 года, а у девушек – от 16 до 20 лет. В этот период в основном заканчиваются процессы роста, окостенения скелета и формирование организма. Завершается созревание тканей всех органов и систем. Все основные размерные признаки тела достигают дефинитивной (окончательной) величины, хотя темпы формирования организма зависят от конституциональных особенностей человека.

В юношеском возрасте завершается формирование половой системы, созревание репродуктивной функции. Окончательно устанавливаются овуляторные циклы у женщины, ритмичность секреции тестостерона и выработка зрелой спермы у мужчины.

В юношеском возрасте происходит стабилизация личности, самоопределения и формирования мировоззрения.

8. Зрелый возраст I период (22-35 лет мужчины, 21-35 лет женщины). Отмечается относительная стабильность дифинитивных параметров организма, окончание формирования «типично женских» и «типично мужских» черт строения и психики. Ведущее значение приобретает циркадная, бициркадная, недельная, сезонная и др. ритмичность физиологических функций. Вариабельность темпов развития, а затем и старения в значительной степени определяется наследственными (генетическими) факторами, условиями окружающей среды (общеэкологическими, связанными с профессиональными и бытовыми вредностями), социальными условиями, вредными привычками (курение, алкоголизм, наркомания).

9. Зрелый возраст II период (36-60 лет мужчины, 36-55 лет женщины). Собственно зрелость. Форма и строение тела изменяются мало. Между 30 и 50 годами длина тела остается постоянной, а потом начинает постепенно уменьшаться. В конце периода – окончание женского репродуктивного цикла – менопауза и комплекс психо-физиологических изменений (климакс). В данном возрастном периоде отмечается продолжение оптимальной социальной активности.

10. Пожилой (61-74 лет мужчины, 56-74 лет женщины) возраст

11. Старческий (75-90 лет) возраст. В данные периоды происходят постепенные инволюционные изменения организма. Дезинтеграция функций организма на всех уровнях организации. Обычно, окончание мужского репродуктивного периода. Структурные и функциональные изменения центральной нервной системы, а в конце этапа, обычны яркие признаки «психического старения».

Вопросы для самоконтроля

1. Кем были предложены самые первые периодизация этапов роста и развития человека?

2. В чем заключается периодизация А.П. Рославского-Петровского?

3. Каковы этапы возрастной периодизации М Рубнера?

4. Какая периодизация используется в педагогической практике?

5. Какие периоды выделил А.В.Нагорный в своей периодизации?

6. Сколько крупных стадий и какие выделял В.В.Бунак в схеме возрастной периодизации?

7. Какие периоды включает прогрессивная стадия возрастной периодизации по В.В.Бунаку?

8. Какие периоды включает стабильная стадия по В.В.Бунаку?

9. Что относится к регрессивной стадии по В.В.Бунаку?

10. Какая классификация наиболее широко используется в современное время?

11. Сколько периодов в этой возрастной периодизации?

12. Дайте характеристику этапа новорожденности.

13. Охарактеризуйте грудной период.

14. Возрастные границы и особенности периодизации раннего детства.

15. Особенности этапа I детства.

16. Дайте характеристику этапа II детства.

17. Каковы особенности подросткового периода.

18. Дайте характеристику юношеского возраста.

19. Основные отличия периодов I и II зрелости.

20. Особенности периодов пожилого и старческого возраста.

Источник

*§ 35—2. Постэмбриональное развитие человека

Сайт: Профильное обучение
Курс: Биология. 10 класс
Книга: *§ 35—2. Постэмбриональное развитие человека
Напечатано:: Гость
Дата: Суббота, 24 Июль 2021, 22:25

Оглавление

  • Постэмбриональный этап онтогенеза человека
  • Возрастные периоды у детей
  • Возрастные периоды у взрослого человека
  • Проверим знания

Постэмбриональный этап онтогенеза человека

Постэмбриональный этап онтогенеза человека — развитие человека от рождения до момента смерти.

Существуют разные системы возрастной периодизации данного этапа онтогенеза, которые основываются на различных критериях физического и психического развития человека. Возрастная периодизация в медицине опирается на соответствующие возрасту анатомические и физиологические особенности организма и выделяет возрастные периоды у детей и взрослых. Согласно классификации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), разработанной на Международном съезде в 1965 г., принято выделять следующие возрастные периоды постэмбрионального этапа онтогенеза, которые представлены таблице.

Таблица. Возрастные периоды постэмбрионального этапа онтогенеза человека (по классификации ВОЗ)

Возрастной период

Возрастной интервал

от 1 до 10 дней

от 10 дней до 1 года

от 8 до 12 лет (муж.); от 8 до 11 лет (жен.)

от 13 до 16 лет (муж.); от 12 до 15 лет (жен.)

от 17 до 21 года (муж.); от 16 до 20 лет (жен.)

от 22 до 60 лет (муж.); от 21 до 55 лет (жен.)

от 61 до 75 лет (муж.); от 56 до 75 лет (жен.)

от 76 до 90 лет

Между отдельными возрастными периодами нет строгой границы, и реальная продолжительность каждого периода зависит от индивидуальных особенностей человека, страны проживания, экономической и экологической ситуации, менталитета и других факторов.

Возрастные периоды у детей

У каждого периода детского возраста человека есть свои особенности физического, психического, социального развития, свои типы ведущей деятельности и специфические потребности.

Совокупность возрастных периодов у детей часто называют ювенильным периодом или периодом детства. Он начинается с момента рождения и продолжается до окончания подросткового возраста (до полового созревания). Главная особенность этого периода — активный рост и развитие организма ребенка.

В период новорожденности (от 1 до 10 дней, по другим источникам — до 1 месяца) поза ребенка напоминает положение плода в матке. Голова большая ( длины тела), ноги короткие, руки длинные, мускулатура развита слабо. Большую часть суток ребенок спит, просыпаясь лишь ко времени кормления, причем наиболее гармоничное развитие наблюдается при естественном грудном вскармливании. Новорожденные дети лучше всего усваивают белки, жиры и углеводы материнского молока.

Читайте также:  Sql как вывести первую строку таблицы

В грудном возрасте у ребенка происходит много изменений в двигательной активности: в конце 1-го месяца жизни он пытается распрямить ножки; на 6-й неделе поднимает и удерживает головку; на 4—6-м месяце сидит; в конце 1-го года жизни пытается делать первые шаги. За год длина тела ребенка увеличивается в среднем на 25 см, масса достигает 10—11 кг. Не менее интенсивно в этот период развивается и психика ребенка. На 2-м месяце он улыбается при появлении матери; к 4-му месяцу берет в рот игрушки, исследуя их, начинает различать взрослых людей. Во второй половине грудного возраста ребенок уже реагирует на многие фразы родителей.

В возрасте от 1 до 3 лет — период раннего детства — у ребенка появляется много новых двигательных навыков. Он начинает ходить, овладевает навыками манипулирования с предметами. В этот период у него проявляется стремление к познанию мира, тяга к самоутверждению. Рост замедляется, увеличение массы тела происходит гораздо медленнее.

Дети в период первого детства (от 4 до 7 лет, дошкольный возраст) начинают проявлять большой интерес к окружающему миру — это стадия вопросов, или «почемучный возраст». Они начинают осознавать себя, как личность, отделять «мы» от «я». Основное внимание смещается с мира предметов на людей, их взаимоотношения. Начинается период социализации в среде сверстников. Рост тела в длину превалирует над увеличением массы тела.

Во время второго детства (от 7 до 12 лет, ранний школьный возраст) происходит качественное изменение всей деятельности ребенка. Физиологически этот возраст предшествует половому созреванию и соответствует началу гормональных сдвигов и вызванных ими психологических явлений, характерных для «переходного возраста». В это время преобладает рост тела в ширину, однако к концу периода усиливается рост тела в длину.

В подростковом возрасте (от 12 до 17 лет) происходит половое созревание, сопровождающееся ускоренным физическим развитием. Физиологической особенностью сердечно-сосудистой системы подростка является отставание роста диаметра сосудов от роста сердца. Это приводит к расстройствам кровообращения, возникают головокружение, повышенное кровяное давление, нарушения работы сердца, функциональная аритмия. На этом этапе подростку очень важно получать достаточное количество питательных веществ и витаминов.

Возрастные периоды у взрослого человека

Юношеский возраст (от 16—17 до 20—21 года) — это период, когда завершается общее физиологическое развитие и половое созревание организма, наступает физическая зрелость. Юноши и девушки достигают максимального роста. В этот период важную роль играют процессы самосознания и самоопределения, решаются задачи обретения самостоятельности, вступления во взрослую жизнь, профессионального самоопределения. Формируется мировоззрение, общественная позиция, уменьшается и преодолевается свойственная предшествующим этапам зависимость от взрослых. При нормальном развитии в юности достигается социальная зрелость.

Зрелый возраст (от 21—22 до 55—60 лет) является самым продолжительным и продуктивным жизненным этапом человека, в течение которого он формируется как личность, создает семью, оставляет потомство, осуществляет его воспитание и обучение. Физиологически зрелый возраст характеризуется явным проявлением признаков старения: кожа теряет эластичность, волосы седеют, возможны значительные изменения массы тела и соотношения мышц и жировых отложений.

После зрелого возраста наступает заключительный этап в жизни каждого человека, который называют периодом старости. Естественный процесс старения человека, его основные проявления и факторы, влияющие на характер, темп и интенсивность старения изучает наука геронтология. В соответствии с рекомендациями ВОЗ период старости включает пожилой возраст (от 55—60 до 75 лет), старческий возраст (75—90 лет) и долгожительство (более 90 лет). В отношении человека различают несколько видов старения: естественное, связанное с календарным возрастом; преждевременное, обусловленное социальными факторами и болезнями; замедленное, характерное для долгожителей.

Что же происходит в организме в процессе старения? По вопросу причин старения существуют разные теории. Но в конечном итоге все сводится к тому, что в организме человека уменьшается активность ферментов тканевого дыхания, изменяется скорость энергетических процессов в клетках тканей и органов, снижается интенсивность обмена веществ. В организме возникает дефицит энергии и как следствие, наступает смерть — прекращение, полная остановка биологических и физиологических процессов жизнедеятельности. Данный процесс завершает постэмбриональное развитие человека.

Повторим главное. Постэмбриональный этап онтогенеза человека — период развития человека от рождения до момента смерти. На данном этапе различают возрастные периоды у детей и у взрослых. К возрастным периодам у детей относят: период новорожденности, грудной возраст, раннее, первое и второе детство, подростковый возраст, которые составляют ювенильный период. Ювенильный период характеризуется быстрым ростом, интенсивным физическим и психическим развитием. Возрастными периодами у взрослого человека считаются: юношеский, зрелый, пожилой и старческий возраст, долгожительство. В юношеском возрасте наступает физическая и социальная зрелость. Зрелый возраст является самым продолжительным и продуктивным жизненным этапом человека, в течение которого он формируется как личность, создает семью, оставляет потомство. Период старости, завершающийся смертью — заключительный этап в жизни каждого человека.

Проверим знания

Ключевые вопросы

1. Какие периоды постэмбрионального этапа онтогенеза человека выделяют у детей?
2 . Какой возрастной период наиболее важен для развития мышления, речи и трудовой деятельности? Ответ аргументируйте.
3. Назовите возрастные периоды у взрослого человека. Охарактеризуйте особенности периодов зрелости и старости.
4. Какие важные социальные задачи должен решить человек в период зрелости?

Сложные вопросы

1. При характеристике развития детей на современном этапе часто употребляют термин «акселерация». Используя дополнительные источники информации, объясните, что он означает. Назовите возможные причины акселерации.
2. В чем состоят особенности периода зрелости у людей, проживающих в разных странах? Как и почему у них различается продолжительность этого периода?
3. Как показывает статистика, средняя продолжительность жизни людей в мире возрастает, причем женщины в среднем живут дольше мужчин. Как вы думаете, в чем причины этих тенденций?

Индивидуальное домашнее задание. Используя дополнительные источники информации, подготовьте презентацию по теме «Гипотезы процесса старения человека».

Источник

Основные периоды развития организма человека

В индивидуальном развитии человека различают два периода: внутриутробный и внеутробный. Внутриутробный период — это время, когда происходит формирование органов и частей тела, свойственных человеку. Данный период делится на эмбриональную фазу (первые 8 недель), где происходит начальное развитие зародыша и закладка органов, и фетальную фазу (3-9 месяцев), в течение которой идет дальнейшее развитие плода. Внеутробный период — это период, когда новая особь продолжает свое развитие вне тела матери. Он длится от момента рождения до смерти.

Основные периоды развития организма человека

После рождения жизнь человека делится по возрастам с учетом морфологических и функциональных особенностей:

1. новорожденный — от момента рождения до 10 дней;

2. грудной возраст – от 10 дней до 1 года;

3. раннее детство – 1-3 года;

4. первое детство – 4-7 лет;

5. второе детство – 8-12 лет — мальчики, 8-11 лет — девочки;

6. подростковый возраст – 13-16 лет — мальчики, 12-15 лет — девочки;

7. юношеский возраст – 17-21 г — юноши, 16-20 лет — девушки;

8. зрелый возраст (1 период) – 22-35 лет — мужчины, 21-35 лет женщины;

9. зрелый возраст (2 период) – 36-60 лет — мужчины, 36-55 лет женщины;

10. пожилой возраст – 61-74 — мужчины, 56- 74 — женщины;

11. старческий возраст – 75-90 лет — мужчины и женщины;

12. долгожители – 90 лет и более.

Каждый возрастной период характеризуется морфофункциональными особенностями. Так, у новорожденного ребенка голова округлая, большая (1/4 всей длины тела, у взрослого — 1/8), и окружность ее составляет 34-36 см. Шея и грудь короткие, живот длинный, ноги короткие, руки длинные. Мускулатура развита слабо.

Грудной период характеризуется усиленным ростом и развитием органов и систем. За год длина тела ребенка увеличивается в среднем на 25 см, вес достигает 10-11 кг.

В период раннего детства рост замедляется: увеличение массы и длины тела происходит гораздо медленнее, чем на первом году. Все органы ребенка в этом периоде несколько укрепляются, увеличивается их работоспособность, развиваются и крепнут мышцы и скелет.

Читайте также:  Управление таблицами mac ip arp

В период первого детства рост в длину превалирует над увеличением массы тела. Рост детей на 4-м и 5-м году жизни несколько замедляется и равен в среднем 4-6 см в год; на 6-м и 7-м году жизни прибавка в росте значительно возрастает – до 8-10 см. Это первый период вытягивания, который связан с функциональными изменениями в эндокринной системе. К 5-му году значительно развивается мускулатура, особенно на ногах, мышцы становятся сильнее, работоспособность их увеличивается.

В периоде второго детства преобладает рост в ширину, однако в это время начинается половое созревание, а к концу периода усиливается рост тела в длину, темпы которого больше у девочек. В 10 лет происходит первый перекрест — длина и масса тела девочек превышает таковую мальчиков. Усиленно развивается мышечная система, однако у детей этого возраста мышцы спины еще слабы и не могут долго поддерживать тело в правильном положении, что может привести к плохой осанке и искривлению позвоночника. Начинает возрастать функция половых желез, которая обеспечивает соответствующие анатомо-физиологические отличия в развитии мальчиков и девочек.

В подростковом периоде происходит половое созревание, сопровождающееся ускоренным физическим развитием. В подростковом возрасте выделяют собственно подростковый возраст (у девочек с 12 до 16 и у мальчиков с 13 до 17 лет) и юношеский (у девочек от 16, у мальчиков от 17 лет).

В физиологическом отношении подростковый возраст обусловлен увеличением выработки гормонов, основные из которых — гормон роста, половые гормоны, гормоны щитовидной железы, инсулин. Только их одновременное и взаимодополняющее действие обеспечивает своевременное и правильное развитие ребенка. Половое созревание начинается с проявления вторичных половых признаков: пигментация наружных половых органов, оволосение на лобке и в подмышечных впадинах. Половое созревание девочек наступает примерно на 2 года раньше, чем у мальчиков, и в дальнейшем они созревают тоже быстрее. Этот период у них начинается в 10-12 лет. В 8-10 лет отмечается округление бедер и ягодиц, расширение таза. В 9-10 лет околососковый кружок выступает над кожей груди. В 10-11 лет появляются единичные волосы на лобке и в подмышечных впадинах, отмечается дальнейшее развитие молочных желез. В 11-12 лет может быть первая менструация. В 15-16 лет устанавливаются регулярные менструации, наблюдается дальнейшее оволосение на лобке и в подмышечных впадинах, увеличиваются молочные железы. Параллельно с половым созреванием происходит интенсивный рост в длину, пик скорости роста в среднем приходится на 12 лет и достигает 9 см в год. В 15-16 лет наступает постепенная остановка роста.

У мальчиков сроки начала и темпы развития полового созревания колеблются в очень широких пределах. Чаще начало полового созревания отмечается в 12-14 лет. В 10-11 лет отмечается увеличение размеров яичек и полового члена. В 11-12 лет – пигментация мошонки, начало оволосения на лобке, дальнейшее увеличение полового члена и яичек. В 13-14 лет – начало изменения голоса, появление оволосения в подмышечной области, на верхней губе, развитие мускулатуры. В 14-15 лет – дальнейшее прогрессирование полового созревания, первые поллюции. В 18-20 лет – завершение полового созревания, оволосение по мужскому типу. Пик скорости роста приходится на 14 лет и достигает 10-12 см в год. В 18-20 лет отмечается постепенная остановка роста.

Как у мальчиков, так и у девочек одновременно с увеличением роста нарастает вес тела, в среднем до 3-5 кг в год. У подростков быстро растут и развиваются все части тела, ткани и органы. Темпы роста неодинаковы. Неравномерность роста отдельных частей тела вызывает временное нарушение координации движений – появляются неуклюжесть, неповоротливость, угловатость. В этот период нужно внимательно следить за осанкой подростка.

Зрелый возраст разделяют на два периода. Первый период (у мужчин 22-35 лет, у женщин 21-35 лет) отмечается прекращением роста и устойчивостью функциональных отправлений, достигающих оптимального развития. Форма и строение тела изменяются мало, отмечается некоторое возрастание массы скелета за счет отложения новых слоев костного вещества на поверхностях костей. Завершается морфофункциональное развитие организма. Максимум проявления большинства функций приходится обычно на возраст 20-25 лет, после чего начинается постепенное снижение интенсивности их проявления. В 20-25 лет наблюдается идеальная и должная для этого человека масса тела.

Во втором периоде (у мужчин 36-60 лет, у женщин 36-55 лет), происходит постепенная нейроэндокринная перестройка, угасает функция половых желез (климакс). Климакс сопровождается значительными изменениями физиологических функций (уменьшается концентрация в крови гормонов половых желез, снижаются функции щитовидной железы, тимуса, надпочечников). По мере старения эти первичные изменения ведут к вторичным: атрофия покровов, вялость, дряблость, морщинистость кожи, поседение и выпадение волос, сокращение объема и тонуса мускулатуры, ограничение подвижности в суставах. Появляются первые признаки клинических заболеваний, присущих более старшему возрасту. Пропорции тела остаются постоянными, но к концу этого периода начинают уменьшаться.

Пожилой и старческий возраст характеризуется изменением энергетических процессов в клетке и уменьшением активности дыхательных ферментов. Значительно изменяется регуляция функций органов и систем. С возрастом значительно изменяются приспособительные возможности сердца. У пожилых и старых людей снижается частота сердечного ритма в состоянии покоя.

Таким образом, рост и развитие человека имеет ряд закономерностей:

· рост и развитие зависят от генотипа человека, однако взаимодействие совокупности генов друг с другом и с различными факторами внешней среды может в той или иной мере влиять на фенотип;

· рост и развитие индивидуума протекают стадийно. В каждой стадии в организме происходят количественные и качественные изменения, что обусловливает необратимость процесса;

· каждый период онтогенеза человека проявляется характерными морфофизиологическими особенностями.

Источник

Физиология и основы гигиены человека

Основы анатомии и физиологии человека. Профессиональные заболевания

1. ВВЕДЕНИЕ

Анатомия и физиология человека – это важнейшие биологические науки, изучающие строение и функции человеческого организма. Как устроен человек, как функционируют его органы, должен знать не только каждый медик и биолог, но и специалист – инженер-эколог, который непосредственно занимается вопросами охраны здоровья человека и окружающей природной среды.

Организм человека представляет собой единую систему с общими законами развития, закономерностями строения и жизнедеятельности. Его функционирование подчиняется биологическим закономерностям, присущим всем живым организмам. В то же время человек социален и отличается от животных развитым мышлением, интеллектом, наличием второй сигнальной системы, общественными взаимоотношениями. Особенности формы, строения тела человека невозможно понять без анализа функций, равно как нельзя представить особенности функции любого органа без понимания его строения. Человеческий организм состоит из большого числа органов, огромного количества клеток, но это не сумма отдельных частей, а единый слаженный живой организм. Поэтому нельзя рассматривать органы без взаимосвязи друг с другом, без объединяющей роли нервной и сосудистой систем.

Анатомия и физиология, входящие в число естественнонаучных дисциплин, составляют фундамент для последующего изучения экологии, токсикологии, микробиологии. Без этих наук о структуре и процессах, происходя­щих в органах и их элементах, нельзя понять любые преобразования как в здоровом организме в условиях нормы, так и при заболеваниях в условиях вредного воздействия экологических факторов на организм. Ведь особенности строения тела человека, характерные для каждого индивидуума, передающиеся от родителей, определяются наследственными факторами, а также влиянием на данного человека внешней среды (экологические факторы, питание, физические нагрузки). Человек живет не только в условиях биологической среды, но и в обществе, в условиях определенных человеческих взаимоотношений. Поэтому он испытывает воздействие коллектива, социальных факторов. В связи с этим анатомия и физиология изучают человека не только как биологический объект, но учитывают при этом влияние на него социальной среды, условий труда и быта.

Особую роль при этом приобретает знание профессиональных заболеваний, обусловленных воздействием на организм человека различных факторов химической, физической и биологической природы.

Древние греки утверждали: «В здоровом теле – здоровый дух». Зная, как работает организм, какие факторы наиболее значимы в регуляции жизнедеятельности, можно предвидеть, каким образом возможно предотвратить нарушение функций отдельных систем и органов под влиянием различных вредных веществ, с которыми контактирует человек в результате своей производственной деятельности.

Источник

Adblock
detector