Меню

Экономические реформа 1987 таблица



Экономические реформа 1987 таблица

Экономические реформы 1985 — 1991 гг.

1.Стратегия ускорения.

2.Экономическая реформа 1987 г.

3.Второй этап экономической реформы.

Стратегия ускорения.

В апреле 1985 г. новое советское руководство провозгласило курс на ускорение социально-экономического развития страны. Главными его рычагами виделись научно-технический прогресс, техническое перевооружение машиностроения и активизация «человеческого фактора».
В сентябре 1985 i. Горбачев призвал шире использовать «скрытые резервы», к числу которых он отнес максимальную загрузку производственных мощностей путем организации их многосменного режима работы, укрепление трудовой дисциплины, использование предложений рационализаторов, повышение качества продукции, развитие соцсоревнования.

В мае 1985 г. началась антиалкогольная кампания, которая должна была обеспечить не только «всеобщую трезвость», но и повышение производительности труда рабочих и служащих на производстве .

Для контроля за качеством продукции была введена новая контролирующая инстанция — госприемка, потребовавшая роста управленческою аппарата и материальных затрат. Качество продукции от этого, однако, радикально не улучшилось.

Традиционная ставка не на экономические стимулы, а на энтузиазм работников успехов не принесла. В то же время усиление эксплуатации оборудования, не подкрепленное техническими нововведениями и новым уровнем подготовки специалистов, обернулось увеличением случаев аварийности. Взрыв на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 г. привел к катастрофическим последствиям. В зоне радиоактивного заражения оказались миллионы жителей РСФСР, Украины, Белоруссии и других регионов.

Уже спустя год после провозглашения курса на ускорение стало ясно, что одними призывами, даже очень привлекательными, исправить положение в экономике невозможно. Руководство страны приступило к разработке программы экономической реформы.

Экономическая реформа 1987 г.

К разработке реформы Горбачев привлек известных экономистов, давно выступавших за проведение преобразований в экономике, — Л. Абалкина, А. Аганбегяна, Т. Заславскую, П. Бунина и др. В короткий срок ими был предложен проект реформы, предусматривавший следующие изменения:

— расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования;
— постепенное возрождение частного сектора экономики (первоначально путем развития кооперативного движения);
— отказ от монополии внешней торговли;
— более глубокая интеграция в мировой рынок;
— сокращение числа отраслевых министерств и ведомств, между которыми предполагалось установить «партнерские» отношения;
— признание равенства на селе пяти основных форм хозяйствования (наряду с колхозами и совхозами — агрокомбинатов, арендных кооперативов и фермерских хозяйств).

Этот проект с некоторыми коррективами был одобрен летом 1987 г. Тогда же был принят ключевой документ реформы — «Закон о государственном предприятии».
Несмотря на то что реальных сдвигов в экономике не произошло, одним из итогов реформы 1987 г. стало начало формирования в ней частного сектора (хотя этот процесс шел с большим трудом). Принятые в мае 1988 г. законы открыли возможность частной деятельности более чем в 30 видах производства товаров и услуг. К весне 1991 г. более 7 млн. человек были заняты в кооперативном секторе и еще 1 млн. — индивидуальной трудовой деятельностью. Это вело к фактической легализации «теневой экономики». Не последнее место в ней занимали представители номенклатуры, скопившие средства в доперестроечные времена на основе коррупции и казнокрадства. По самым скромным оценкам, ежегодно частный сектор «отмывал» до 90 млрд рублей в год (в ценах до 1 января 1992 г.).

Второй этап экономической реформы. По мере неудач в реформировании госсектора Горбачев все более ориентировался на переход к рынку. В то же время предлагавшиеся им меры не носили последовательного характера. Так, он провел через Верховный Совет СССР в июне 1990 г. постановление «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике», а затем и конкретные законы. Они предусматривали перевод промышленных предприятий на аренду, постепенную децентрализацию и разгосударствление собственности, создание акционерных обществ, развитие частного предпринимательства и др.

Однако реализация большинства названных мероприятий откладывалась до 1991 г., а перевод лишь 20% предприятий на аренду растягивался до 1995 г.
Горбачев опасался не только консерваторов, способных повернуть реформы вспять, но и социального взрыва, чем объясняется его постоянная задержка в реформировании кредитной и ценовой политики, централизованной системы снабжения. Все это вело к углублению экономического кризиса.

Реформирование сельского хозяйства также носило половинчатый характер. Горбачев объявил в мае 1988 г. о целесообразности арендного подряда на селе, предполагавшего заключение крестьянами или фермерами договора об аренде земли на 50 лет и полное распоряжение полученной продукцией. Однако все права по наделению землей, определению площади индивидуального участка и поголовья скота должны были принадлежать колхозам, которые, конечно, не были заинтересованы в появлении конкурента. К лету 1991 г. на арендных условиях обрабатывалось лишь 2% возделываемых земель и содержалось 3% поголовья скота. Да и сами колхозы в ходе реформ так и не получили реальной самостоятельности, оставаясь под постоянной, порой мелочной опекой районных властей.

Таким образом, ни одна из реформ, начатых в экономике за годы перестройки, так и не дала положительных результатов. С 1988 г. началось общее сокращение производства в сельском хозяйстве, с 1990 г. — в промышленности. Нехватка элементарных продуктов питания привела к тому, что даже в Москве было введено их нормированное распределение (чего не было с 1947 г.).

В условиях стремительного падения уровня жизни населения простые люди все меньше верили в способность властей добиться перемен к лучшему.
Летом 1989 г. начались первые массовые забастовки рабочих, которые стали с тех пор повседневным явлением. Обострение национального сепаратизма также сказывалось на экономическом положении страны.

После выборов народных депутатов РСФСР (1990) повое российское руководство (Председателем Верховного Совета РСФСР стал Б. И. Ельцин), как и лидеры других республик Союза, попыталось предпринять собственные шаги по экономическому реформированию. Летом 1990 г. Г. Явлинский, академик С. Шаталин и другие экономисты разработали программу «500 дней», которая предполагала за этот срок провести приватизацию государственных предприятий и значительно урезать экономическую власть центра. Но Горбачев отказался от поддержки этой программы.

В этих условиях руководство России заявило, что начнет осуществление предложенной программы в одностороннем порядке, опираясь на поддержку Запада.

Скорректированная программа предусматривала переход СССР к рынку к 1997 г. Однако этот план не был даже обсужден из-за осложнения политической ситуации. В июне 1991 г. Президентом России был избран Б. Н. Ельцин. Его избрание трактовалось как поддержка почти 60% участниками выборов курса на радикализацию и ускорение экономических реформ.


Из «Основных положений коренной перестройки управления экономикой», одобреных июньским пленумом ЦК КПСС. 1987 г.

Суть коренной перестройки управления экономикой страны — переход от преимущественно административных к экономическим методам руководства на всех уровнях, к управлению интересами и через интересы, к широкой демократизации управления, всемерной активизации человеческого фактора.

Из постановления пленума ЦК КПСС «О положении в стране и задачах КПСС в связи с переходом экономики на рыночные отношения». Октябрь 1990 г.

ЦК КПСС видит основной смысл перехода к рынку в том, чтобы в рамках социалистического выбора прежде всего улучшить жизнь людей, обеспечить полное раскрепощение их инициативы и деловой активности, создать ясные и надежные стимулы и мотивации высокоэффективного труда.
Пленум выступает за разнообразие форм собственности, многоукладную экономику, формирование рыночной инфраструктуры.
Поддерживая разнообразные формы разгосударствления предприятий, ЦК КПСС выступает при этом за приоритет коллективных форм собственности. Должны быть созданы равные экономические условия для развития колхозов, совхозов, крестьянских и личных хозяйств, кооперативов и ассоциаций. Пленум ЦК КПСС не поддерживает идею передачи или распродажи земли в частную собственность.

Читайте также:  Кризис начала 20 века таблица


Из программы «500 дней». Лето 1990 г.

Главная цель реформы — экономическая свобода граждан и создание на этой основе эффективной хозяйственной системы, способной обеспечить динамичное развитие народного хозяйства и достойный уровень благосостояния гражданам страны, преодолев отставание от других стран.

Трудный, но необходимый для судеб страны перелом, который требуется осуществить, со-стоит в том, что на смену государственной опеке, иждивенчеству и уравниловке, апатии и бесхозяйственности, порожденным административно-командной системой, должны прийти свобода хозяйственной деятельности и ответственность каждого гражданина за свое благо-состояние, напряженный и хорошо организованный труд, вознаграждение в соответствии с его результатами.

Вопросы и задания:

1. Используя приведенные документы, дайте оценку основным этапам экономического реформирования в СССР за годы перестройки.

2. Назовите причины неудач в реформировании экономики в эти годы.

3. Охарактеризуйте программу «500 дней». Почему она так и не была принята?

4. В чем заключается радикальный характер провозглашенного курса на переход к „ рынку?

5. Почему руководство СССР так и не приступило к его реализации?

История России, XX — начало XXI века : Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, А. В. Пыжиков. — 10-е изд. — М. : Просвещение, 2003

История для 9 класса, учебники и книги по истории скачать, библиотека онлайн

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь — Образовательный форум.

Источник

Перестройка в СССР 1985 1991 ее причины, этапы, итоги, политическая реформа (Таблица, схема)

Перестройка в СССР — это масштабные перемены в идеологии, экономической и политической жизни Советского общества в период 1985 — 1991х годов.

Целью реформ была всесторонняя демократизация сложившегося в СССР общественно-политического и экономического строя.

1985 год — в СССР началась радикальная реформа общества, которая проходила под лозунгами: «Гласность», «Ускорение». «Перестройка».

«Перестройка» провозглашена на апрельском (1985 года) Пленуме ЦК КПСС

Перестройка в СССР 1985 -1991 ее причины, цели, этапы и последствия

Предпосылки перестройки СССР (различные точки зрения)

Противники ГорбачеваМ.С.: Заговор мирового империализма и масонства с целью ослабления и развала «великой державы»

Михайл Горбачев и его стронники: Обьективная необходимость, обусловленная кризисными явлениями во всех сферах жизни общества.

Перестроичная реформа общества 1985 года была связана с кризисом, причины которого:

— экономические (неэффективность командно-административной системы)

— внешнеполитические (тенденция к изоляции от мирового сообщества)

— внутриполитические (концентрация власти в руках консервативного партийного аппарата)

— демонтаж командно-административной системы

— обеспечение разнообразия форм собственности

— создание хозяйственного саморегулирующегося механизма при сохранении направляющей роли государства

— повышение экономической активности

— открытость для окружающего мира

Основные этапы перестройки в СССР

Первый этап перестройки 1985-1987 гг.

— Курс на «ускорение» социально-экономического развития страны

— Неудача преобразований традиционными командно-административными мерами

— Смена модели реформирования: от «ускорения» к «перестройке»

— Попытки экономических реформ путем перестройки управления народным хозяйством

— Предоставление предприятиям самостоятельности и перевод их на хозрасчет

Второй этап перестройки 1988-1989 гг.

— Начало развития частной инициативы (индивидуальная трудовая деятельность, появление кооперативов)

— Начало реформы политической системы

— Политическое пробуждение общества и его раскол на демократов и коммунистов

— Обострение борьбы общественно-политических сил

— Перестроечные процессы приобретают автономный, неуправляемый характер

— Самоподрыв и самоустранение власти

— Начало конфликтов в сфере межнациональных отношений

— Усиление борьбы за власть между республиканскими политическими элитами и унитарным центром

Третий этап перестройки 1990-1991 гг.

— Кризис и крах перестройки

— Углубление реформы политической системы

— Отмена монопольного права КПСС на власть

— Учреждение поста Президента СССР

— Выработка путей перехода к рыночной экономике

— Нарастание политического противоборства

— Августовский путч 1991г.

— Обвальный распад общественных структур и государства

Итоги и последствия перестройки СССР кратко

Положительные итоги и результаты:

— Ликвидация тоталитарной системы и и монополии КПСС на власть

— Начало перехода к рыночной экономике

— Создание постоянного действующего парламента

— Начало демилитаризации страны

— Ликвидация гонки вооружения и военного противостояния держав

— Утверждение политическихсвобод, свободы совести и вероисповедания

Отрицательные итоги и результаты:

— Распад СССР и образование СНГ

— Обострение межнациональных противоречий

— Ухудшение продовольственного обеспечения страны

— Ослабление власти в центре и на местах

Схема перестройки в СССР 1985-1991 гг

Схема перестройки в СССР ее цели, осуществление и итоги

Перестройка в СССР ее политика гласности и политические реформы 1985-1991 гг

Политические реформы Перестройки

Мероприятия перестройки СССР

Изменения в кадровой политике

27–28 января 1987г. — пленум ЦК КПСС по вопросам кадровой политики: необходимо осуществлять подбор кадров при условии поддержки целей и идей перестройки

— Массовая замена и омоложение партийно-государственных кадров на центральном и местном уровнях (за период 1985–1990гг. было заменено 85% руководящих работников ЦК КПСС, на республиканском уровне – до 70%).

— Усиление роли местных руководителей

С середины 1987г. — провозглашение курса на гласность — демократизацию общественной жизни страны: смягчение цензуры над СМИ (основные темы: «белые пятна» истории, критика казарменного социализма, новое прочтение Ленина и лозунгов Октября и другие), ликвидация «спецхранов» в библиотеках, публикация ранее не издававшихся произведений и другое.

— Издание «независимых» (не официальных) газет и журналов.

— Появление публикаций произведений учёных и литераторов, в отношении которых прежде вводились ограничения (БухаринН.И., ИльинИ.А., БердяевН.А., ЗамятинЕ.И., А. Н. и Б. Н. Стругацки, ПлатоновА.П. и другие).

— Сентябрь 1987г. – образование Политбюро ЦК КПСС Комиссии по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями 30-40х гг. и начала 50х гг. (руководитель секретарь ЦК КПСС ЯковлевА.Н.).

— Усиление спонтанного процесса формирования новых политических партий (от монархических до анархистских). — Появление в республиках обще-ственно-политиче-ских организаций:

• националистической ориентации: «народные фронты» в Латвии, Молдавии, Эстонии, литовский «Саюдис», украинский «Рух», «Свободная Грузия» и другие;

• «интерфронтов», выступавших против сепаратистских тенденций, за равные избирательные права.

— Август 1990г. – закон «О печати»: переход от гласности к свободе слова

Политическая реформа перестройки СССР

28 июня — 01 июля 1988г. — обсуждение на 19 Всесоюзной партконференции основных направлений реформы политической системы. 01 декабря 1988г. — принятие 12 внеочередной сессией ВС СССР Закона «Об изменениях и дополнениях Конституции СССР»: изменение избирательной системы в СССР и принципов функционирования государственных органов. Цель: передача власти от партии Советам

Читайте также:  Таблица мощности двигателя мотоблока

— Учреждение нового высшего законодательного органа власти – Съезда народных депутатов СССР и соответствующих республиканских съездов.

— Выборы сроком на 5 лет народных депутатов:

• март 1989г. – СССР;

• март 1990г. – союзных, автономных республик и местных Советов – проводились на альтернативной основе (лишь на союзном уровне 1/3 депутатских мест резервировалась для выдвиженцев от общественных организаций: КПСС, ВЛКСМ, ВЦСПС и друугие)

— Из числа народных депутатов формировались постоянно действующие Верховные Советы СССР и республик.

— Запрет на совмещение должности министра и статуса депутата.

— Ограничение пребывания на выборных должностях двумя сроками министра и статуса депутата.

— Ограничение пребывания на выборных должностях двумя сроками

12-15 марта 1990 г. — 3-й Чрезвычайный съезд народных депутатов СССР: учреждение института президентства

— 14 марта 1990г. – избрание первым (и последним ) Президентом СССР ГорбачёваМ.С.

— Отмена на 3-ем Съезде народных депутатов ст. 6 Конституции СССР, законодательно закреплявшую руководящую и направляющую роль КПСС.

— Октябрь 1990г. Закон «Об общественных организациях» – формирование многопартийной системы:

• Либеральнодемократическая партия России (декабрь 1989г.),

• Демократическая партия России (май 1990г.),

• Конституционнодемократическая партия (сентябрь 1990г.),

• Социал-демократическая партия России (май 1990г.),

• Республиканская партия РФ (ноябрь 1990г.) и другие.

2-13 июля 1990г. — дискуссия на 28 сьезде КПСС по вопросу о преодолении внутрипартийного кризиса среди представителей образовавшихся накануне этого съезда внутрипартийных фракций:

— Центристская (реформистско-обновленческая) платформа

— Расхождение позиций при общем осознании неизбежности изменений и критике политического курса ГорбачёваМ.С..

— Сокращение численности КПСС (с 1985г. по лето 1991г. – с 21 до 15 миллионов человек).

— Из лиц, вышедших из КПСС, были сформированы:

• Движение демократических реформ (ВольскийА., ШеварнадзеЭ., ЯковлевА.).

• Демократическая партия коммунистов России (РуцкойА.).

• Республиканская партия (ЛысенкоВ., ШостаковскийВ.).

— Осень 1990г. – принятие ЦК КП РСФСР (образована в июне 1990г., руководитель ПолозковИ.К.) программного документа: подтверждение приверженности марксистсколенинским принципам, осуждение решений 28 сьезда КПСС за «несоциалистические ориентиры перестройки»

Источник

Реформы Горбачёва

В последней четверти XX века Советский Союз вступил в серьёзную полосу кризиса. Если до этого времени социалистическая экономика имела возможность восполнять необходимые денежные ресурсы продажей сырья, то с падением мировых цен на нефть такой источник перестал давать доход. В этих условиях к власти пришёл новый Генеральный секретарь КПСС Горбачёв, который понимая положение дел, стал проводить в стране кардинальные реформы. Название он им дал — перестройка.

Предпосылки реформ

Неэффективная социалистическая модель хозяйствования требовала существенных изменений. Предпосылками к проведению реформ стали следующие факторы:

  1. Отсталость металлургических предприятий. Причина заключалась в применении устаревших технологий на производстве.
  2. Машиностроительная промышленность выпускала станки, не соответствующие современным запросам.
  3. Оборонная промышленность становилась неконкурентоспособной. Несмотря на гонку вооружений микропроцессорная революция, проводимая в мире, ещё не сюда не дошла.
  4. Падение уровня жизни населения.
  5. Формирование тотального дефицита на большинство видов товара.

Наряду с этими причинами в стране наблюдалась полная бесхозяйственность. Часто металл ржавел под открытым небом, в колхозах пропадало много зерна.

Политические реформы

Политические реформы во времена правления Горбачёва представлены в таблице.

XIX Всесоюзная партийная конференция

28 июня — 1 июля 1988 г.

Были внесены изменения в конституцию. Принято решение о совмещении должностей председателей Советов и первых секретарей. Как результат, в 1988 году Горбачёв соединил 2 должности: генерального секретаря КПСС и председателя Верховного Совета. Высшим органом власти становился Съезд народных депутатов. Прямые выборы заменяла двухступенчатая система. При этом каждый год требовалось обновление 1/5 части депутатов.

I съезд народных депутатов

25 мая—9 июня 1989 г.

Академик Сахаров подготовил 2 разных проекта конституции. Оба были съездом отклонены

II съезд народных депутатов

Были внесены изменения в избирательную систему. Рассматривалось право коллективов выдвигать своих представителей в депутаты. По окончании съезда продолжился постепенный переход власти от КПСС к Верховному Совету

III съезд народных депутатов

Был учреждён пост Президента. За Верховным Советом закреплялась законодательное творчество. Вводилась смешанная система правления. Одновременно устранялась 6 статья Конституции о руководящей и направляющей роли КПСС.

Экономические реформы

Параллельно с политическими преобразованиями страна требовала экономических реформ. Их ход показан в таблице.

Учитывая невысокое качество советской продукции, на 1500 предприятиях была введена госприёмка. Она работала независимо от администрации. Продукция не выходила с территории завода, пока не была проверена и признана годной.

Закон об индивидуальной трудовой деятельности

19 ноября 1986 г.

Человеку разрешалось заниматься предпринимательством без привлечения наёмных работников.

Закон о государственном предприятии

С целью повышения отдачи предприятий они переводились на 2 формы хозрасчёта. В первом случае за работниками сохранялась зарплата, а после её выплаты подсчитывалась полученная прибыль. Затем она выплачивалась в форме премиальных. Во втором случае полностью вся зарплата зависела от полученной прибыли.

Закон о кооперации

Был воплощён в сфере торговли. Учитывая, что все сырьевые ресурсы остались под контролем государства, доступа к ним предприниматели не имели и испытывали большие трудности для формирования собственного производства.

22 января 1991 г.

В народе она получила название «павловской». Производился обмен купюр номиналом 50 и 100 рублей на деньги нового образца. Сроки были ограниченны 3 сутками. Цель обмена заключалась в изъятии из обращения 5 % денежной массы.

Общественные и социальные реформы

Перестройка затронула и социальную сферу. Нововведения показаны в таблице.

Пьянство в стране превышало допустимые пределы. С этой целью был разработан закон, на основании которого шло сокращение выпуска винно-водочных изделий. Это касалось как низших сортов вин, так и марочных. С этой целью шла вырубка виноградников за их ненадобностью.

Была введена в связи с проводимой политикой Горбачёва демократизацией страны. Впервые термин был озвучен на XXVII съезде КПСС. Подразумевалась возможность свободного доступа масс к информации. На съезде появилось понятие Перестройка, которая была фактически возведена в ранг идеологии. Под ней имелось в виду внедрение в народные массы нового мышления.

Социальные последствия реформ

Реформы, проводимые Горбачёвым, буквально разбудили спящее общество. Страна разделилась на 2 лагеря:

  • сторонников социалистического пути развития;
  • желающих развиваться на принципах капитализма.

В ходе перестройки были совершены просчёты. Как результат, страна вошла в глубокий кризис. Заключался он в следующем:

Непродуманные попытки изменения экономических законов привели к нарушению хозяйственных связей.

Резко сократились золотовалютные и валютные запасы, что привело к обесцениванию рубля.

Из-за начавшейся инфляции люди потеряли доверие к национальной валюте.

Девальвация рубля ударила по населению, которое лишилось стимула к работе.

В стране начался тотальный дефицит на большинство товаров.

В отсутствии работы население занялось торговлей. Как результат, рынок был наводнен товарами импортных производителей.

В период распада Советского Союза произошло резкое сокращение экспорта. Поступление валюты в страну прекратилось. Налоговая служба не в состоянии была обеспечить нужный приток денежной массы. Чтобы обеспечить выплату зарплат, государство было вынуждено начать печатать деньги, не подкреплённые товаром и золотовалютным запасом. В итоге в стране началась инфляция, витки которой накручивались регулярно.

Читайте также:  Анализ показателей деятельности предприятия пример таблица

Причины неудач реформ Горбачева

Причины неудач реформ Горбачёва заключаются в том, что они не носили основательного характера. Это было латание дыр. Каждая реформа имела отрицательные результаты:

Антиалкогольная. Несмотря на уменьшение выпуска спиртных напитков, страна меньше их употреблять не стала. Началось массовое производство самогона, и никакие репрессивные меры не помогли.

Экономические реформы. Разрешение на самостоятельную деятельность были только на бумаге. В действительности госзаказ составлял 100 %, и у предприятий не хватало ресурсов на дополнительное производство продукции.

Госприёмка. Последствия её носили катастрофический характер. Предприятия просто остановились, поскольку выпускать качественную продукцию по устаревшим технологиям было невозможно.

Политика гласности. Привела к тому, что общество выразило своё недовольство недальновидной политикой властей.

Начиная реформы, Горбачёв стремился оставить старую систему без изменений. В этом и была его основная ошибка. КПСС контролировала всю деятельность государства. Плановая экономика была не в состоянии охватить все направления. В результате начинались сбои в работе государственного механизма. Устранялись они валютными поступлениями от продажи сырьевых запасов.

Проводя политику гласности, перед народными массами открылось положение вещей, и вопросы она стала задавать членам Коммунистической партии. Здесь и проявилась вся их несостоятельность. Попытки Горбачёва успокоить народ ни к чему не привели.

В результате реформы завершились неудачно, КПСС утратила свою власть, а СССР перестал существовать.

Источник

Экономические реформа 1987 таблица

Ситуация

В 80-е годы экономика СССР переживала кризис. Были необходимы серьезные реформы, чтобы преодолеть торможение хозяйственного механизма, оздоровить и обновить экономику.
В 1985 году к власти пришли люди, понимавшие необходимость таких перемен. Страна вступала в эпоху глобальных преобразований, названных перестройкой. Они начинались с малого, а закончились крушением СССР.

Ускорение (1985-1986)

В апреле 1985 на пленуме ЦК КПСС Горбачев провозгласил курс на ускорение социально-экономического развития страны. Добиться ускорения предполагалось путем широкого внедрения результатов научно-технического прогресса, технического перевооружения машиностроения и активизации «человеческого фактора».

Горбачев призвал укреплять трудовую дисциплину на предприятиях, максимально загружать производственные мощности, широко использовать рационализаторское предложения, повышать качество продукции, развивать соцсоревнование.

В мае 1985 года началась антиалкогольная кампания, которая должна была обеспечить всеобщую трезвость и повысить производительность труда. К трезвости кампания не привела, зато появились огромные очереди за спиртными напитками. Резко выросли объемы незаконного производства и продажи самогона; возникли проблемы с сахаром, который является важным компонентом самогоноварения. Усилилась социальная напряженность в обществе.

Для контроля за качеством продукции был введен новый контролирующий орган – госприемка. Это привело к увеличению чиновничьего аппарата и материальных затрат. При этом качество выпускаемой продукции не улучшилось.

Научно-технический прогресс тоже не пришел в советскую экономику: для этого одного призыва к сознательности оказалось недостаточно. У предприятий не было материальных и экономических стимулов к тому, чтобы обновлять и совершенствовать производство.

Вскоре руководству страны стало ясно, что политика ускорения, во многом опирающаяся на красивые призывы, не имеет реальных перспектив и для полноценного роста экономики нужны другие, более кардинальные меры.

Перестройка экономики. Реформа 1987 г.

В 1987 году «концепцию ускорения» сменила «концепция перестройки». По предложению Горбачева ведущие экономисты страны разработали программу экономических реформ. Она предусматривала расширение самостоятельности предприятий на основе хозрасчета и самофинансирования, развитие частного сектора экономики в виде кооперативов в городе и фермерства на селе, отказ государства от монополии внешней торговли, более глубокую интеграцию в мировой рынок, сокращение числа министерств, чиновничьего аппарата. Некоторые положения программы противоречили утвердившимся идеологическим стереотипам СССР, но тем не менее она была принята.

В ходе реализации программы в стране произошли серьезные изменения. В СССР началось формирование частного сектора. Причем этот процесс постепенно обрел колоссальные масштабы. Стали появляться кооперативы, все больше людей переходило на индивидуальную трудовую деятельность. И уже к 1991 году число частных предпринимателей превысило 8 миллионов человек.

Но в госсекторе дела лучше не стали. Ощутимых изменений программа реформ в государственную экономику не принесла. Становилось очевидным, что экономика, основанная на государственной собственности, не имеет перспектив. Горбачев все более ориентировался на переход к рынку.

Главным результатом реформ 1987 года стало появление частного сектора.

Переход к рынку (1990-1991).

В 1990 году были приняты законы, которые предусматривали децентрализацию и разгосударствление собственности, стимулировали развитие частного предпринимательства, разрешали трудовым коллективам брать предприятия в аренду, позволяли создавать акционерные общества и т.п.

Однако власти не решились немедленно ввести эти законы в действие. Осуществление большинства разработанных мер откладывалось до 1991 года, а перевод предприятий в аренду было решено растянуть до 1995 года. Кроме того, Горбачев, боясь социального взрыва и возмущения консерваторов, отказался от реформы кредитной и ценовой политики, системы снабжения. Поэтому ожидаемых результатов реформы вновь не принесли. Нерешительность вела лишь к дезорганизации производства, нарушению системы перераспределения. Сложилась драматическая ситуация: старое разрушалось, а новое не появлялось. Все это привело к тому, что положение в экономике стало еще хуже. Кризис перерастал в катастрофу.

Половинчатыми были реформы и в сельском хозяйстве. С одной стороны, крестьяне получили право брать землю в аренду на 50 лет и самостоятельно распоряжаться результатами своего труда. Но с другой стороны, право выделять крестьянам землю, определять площадь участка, поголовье скота было передано колхозам, которые были антагонистами свободного труда на селе. Не удивительно, что к 1991 году на условиях аренды в стране обрабатывалось лишь 2% возделываемых земель.

Таким образом, половинчатые меры давали обратный результат. Ситуация в стране обострялась. С прилавков стало исчезать многое из того, что в прежние времена немыслимо было назвать дефицитом. На полках продовольственных магазинов зачастую оставались только рыбные консервы.

В 1989 году состоялись первые забастовки рабочих. Вскоре выступления масс стали обычным, повседневным явлением.

Программа «500 дней» (1990)

В 1990 году руководство РСФСР предприняло собственные шаги по реформированию экономики. Группа ведущих экономистов страны во главе с Явлинским и Шаталиным разработала программу «500 дней». Она предусматривала за 500 дней провести основные экономические реформы, которые должны были кардинально изменить к лучшему положение в экономике. Программа предполагала приватизацию государственных предприятий и ограничение экономической власти центральных властей СССР. Однако Горбачев под давлением консерваторов отказался от поддержки этой программы. Ее так и не удалось реализовать.

Экономика СССР оказалась у края пропасти. Все попытки спасти ее были разбиты под напором консерваторов, недовольных происходящими переменами и мечтавшими вернуться к брежневской модели экономики. Советский Союз был обречен. После неудачной попытки ГКЧП вернуть прежние порядки СССР развалился с удивительной легкостью. Правопреемником СССР стала Россия, которая решительно повернулась к рынку. Ей и пришлось в 90-е годы вытаскивать экономику страны из пропасти.

Источник

Adblock
detector