Меню

Две основы глагола таблица



Две основы глагола

Все глагольные формы, за исключением будущего сложного и сослагательного наклонения, образуются посредством формообразующих суффиксов и окончаний, присоединяемых к основе. По образованию глагольные формы распадаются на две группы в зависимости от образующей основы, которая может выступать в двух вариантах: как основа неопределенной формы и как основа настоящего времени .
Основа неопределенной формы определяется путем устранения аффиксов -ть ( -ти ): собира- ть . Основа настоящего (или будущего простого) выделяется из формы третьего лица мн. ч. настоящего или будущего простого: пиш- ут , напиш- ут .

От основы неопределенной формы образуются: прошедшее время причастие прошедшего времени (действительное и страдательное) и деепричастие совершенного вида: возненавиде -ть , возненавиде -л , возненавиде -вший , возненавиде -нный , возненавиде -в .

Аффикс -ну(ть) в глаголах несовершенного вида, например сохнуть, мокнуть , омонимичен аффиксу -ну(ть) в глаголах совершенного вида со значением моментальности или однократности действия, например: шагнуть, моргнуть . Первый аффикс обычно утрачивается при образовании форм от основы неопределенной формы ( сохнуть — сох, сохший ), второй аффикс сохраняется ( шагнуть, — шагнул, шагнувший ).

От основы настоящего времени образуются формы настоящего или будущего простого, повелительного наклонения, причастия настоящего времени (действительное и страдательное) и деепричастия несовершенного вида: называj- ут (называют), называй, называj- ущий (называющий), называj- емый (называемый), называj- а (называя) .

Понятие о классах глаголов

Основы неопределенной формы и настоящего времени, как правило, различаются аффиксами или звуковым составом: чита -ть — читаj -ут (читают), зва -ть — зов -ут . Соотношение основы неопределенной формы и основы настоящего времени определяет деление глаголов на классы.

Классы глаголов, характеризующиеся соотношением данных основ, которое свойственно и вновь образуемым глаголам, называются продуктивными , например глаголы типа садятся — садиться (ср. приземлиться, прилуниться ). Те же глаголы, по образцу которых новые глаголы не создаются, принадлежат к непродуктивным классам, например глаголы типа колют — колоть, полют — полоть и др.

Продуктивных глагольных классов пять:

    1-й класс объединяет глаголы с основой неопределенной формы на -а(ть) и с основой настоящего времени на -aj : чит ать — читаj -ут (читают) .

2-й класс — глаголы с основой неопределенной формы на -е(ть) и с основой настоящего времени на -ej : жал етъ — жалеj -ут (жалеют) .

3-й класс — глаголы с основой неопределенной формы на -ова (-ева) (ть) и с основой настоящего времени на -yj : совет овать — советуj -ут (советуют), гор евать — горюj -ут (горюют) .

4-й класс — глаголы с основой неопределенной формы на -ну(ть) и с основой настоящего (будущего простого) времени на -н- : прыг нуть — прыгн -ут .

  • 5-й класс — глаголы с основой неопределенной формы на -и(ть) и с окончанием третьего лица мн. ч. настоящего времени -ат, -ят : мол ить — мол -ят .
  • Непродуктивные классы обычно объединяют небольшое количество глаголов. Классификация их затрудняется наличием мелких особенностей в небольших группах глаголов, а иногда и в отдельных глаголах (например, есть, ехать ). Число непродуктивных классов постепенно сокращается, так как они подвергаются воздействию классов продуктивных (например, входят в употребление формы мяукают вместо мяучут , мурлыкают вместо мурлычут , полоскают вместо полощут , махают вместо машут по аналогии с глаголами 1-го продуктивного класса). В печати можно встретить параллельное употребление обеих форм, хотя многие из новых форм находятся еще за пределами кодифицированного литературного языка.

    Иногда формы различаются оттенками значений: поезд двигается (приходит в движение) и поезд движется (находится в движении) .

    По материалам: Современный русский язык: Учебник / Под редакцией Н.С. Валгиной. — М.: Логос, 2002.
    Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. — М.: Рольф, 2002.

    Источник

    Две основы глагола. Образование глагольных форм

    В отличие от других частей речи, глаголы образуют формы не от одной основы в начальной форме, а от двух глагольных основ. Образование форм происходит путем прибавления определенных суффиксов, окончаний к основе.

    1) основа инфинитива – выделяется после отбрасывания окончания или суф. инфинитива –ть, -ти, о: говори -ть, нес -ти, жечь -о.

    2) основа наст. или пр. буд вр. – выделяется путем отбрасывания личных окончаний: говор , -ат, читаj-ут, скаж-ут, прочитаj-ут.

    В широком понимании спряжение – изменение по наклонениям, временам, лицам, числам, родам. В узком – изменение по лицам и числам . Именно так рассматривается спряжение в школе и в вузовских учебниках. Глаголы изменяются по лицам и числам в настоящем и будущем времени. Эти формы глагола называются личными, а окончания таких глаголов – личными окончаниями (т.к. они передают значение лица и числа).

    По характеру личных окончаний большинство глаголов в русском языке относятся к глаголам 1 или 2 спряжения. Эти типы спряжения отличаются друг от друга гласными в окончании 2, 3 лица ед. и мн.ч. и 1 лица мн.ч. Глаголы 1 л. ед.ч. в обоих спряжениях имеют одинаковое окончание (у/ю).

    I спряжение II спряжение

    ешь, ет, ем, ете, ут, ют ишь, ит, им, ите, ат, ят

    Ко II спряжению относятся:

    Читайте также:  Класс двустворчатые моллюски строение таблица

    1. Глаголы с ударным личным окончанием, где ударными являются гласные и или а/я в 3 лице мн.числа: спишь, спит, спим, спите, спят .

    2. Глаголы с безударными личными окончаниями, у которых основа инфинитива заканчивается на –ить (кроме брить, стелить ): говоришь – говорить , на –ить .

    3. Исключение: 7 глаголов на –еть , 4 глагола на –ать :

    Слышать, видеть и обидеть,

    гнать, держать и ненавидеть,

    и смотреть, дышать, вертеть,

    и зависеть, и терпеть.

    Все остальные глаголы относятся к I спряжению (их больше):

    1. Глаголы с ударным личным окончанием с е или у /ю в 3 лице мн.числа: рвешь, рвет, рвем. рвете, рвут .

    2. Глаголы с безударными личными окончаниями, основа инфинитива которых оканчивается не на –ить (кроме 11 глаголов-искл.): борются – бороться, на –оть, не на –ить.

    3. Исключение: брить, стелить.

    Примечание : глаголы, образованные с помощью приставок и/или постфикса -ся, относятся к тому же типу спряжения, что и бесприставочные глаголы.

    Не входят в эти типы спряжения:

    1. Глаголы хотеть, бежать и производные от них (выбежать, захотеть и т.п.). Это разноспрягаемые глаголы, т.к. имеют личные окончания как I, так и спряжения.

    Глагол бежать спрягается во всех формах по II спряжению (бежишь, бежит, бежим, бежите), но в 3 л. мн.ч. – по I спряжению (бегут).

    Глагол хотеть в ед.ч. спрягается по I спряжения (хочешь, хочет), во мн.ч. – по типу II спряжения (хотим, хотите, хотят). Множество речевых ошибок связано с неправильным спряжением этих глаголов (к примеру, « хочем, хочете, бежат» , унифицируют под I спр.).

    2. Глаголы есть, дать, создать, надоесть и приставочные производные от них. Это глаголы архаичного (устаревшего) спряжения.

    У этих глаголов своеобразные личные окончания в ед.числе:

    да м, да шь, да ст, е м. е шь, е ст .

    Во мн.ч. они спрягаются по типу II спряжения.

    Отдельные глаголы считаются избыточными глаголами, потому что у них есть в системе спряжения вариантные формы: машет, махает (разг.); чтут, чтят; каплет, капает. Некоторые глаголы являются недостаточными , т.к. у них наблюдаются отсутствие ряда личных форм наст./буд. времени.

    КАТЕГОРИЯ ВИДА ГЛАГОЛА

    1. Категория вида. Понятие совершенного и несовершенного вида.

    Категория вида выражает отношение действия к его внутреннему пределу.

    В зависимости от этого выделяют глаголы несов.вида и глаголы сов.вида.

    Глаголы несов.в. обозначают действие, не ограниченное внутренним пределом, отвечают на вопрос что делать? Например, петь, делать, говорить, говаривать .

    Глаголы сов.в. обозначают действие, ограниченное внутренним пределом, отвечают на вопрос что сделать? Например, сказать, запеть, прыгнуть.

    Практически глаголы сов. и несов.в. узнают по вопросу: что делать? что сделать?

    Глаголы сов.в. и несов.в. четко разграничиваются не только по своей семантике, но и по грам. свойствам:

    1. У Г несов.в. и сов.в. разное количество форм времени: у Г НВ – 3, у Г СВ – 2. Г несов.в. имеют формы наст.вр. гл. сов.в. – нет, что связано с их грам. значением.

    2. Г СВ и НВ имеют разные формы буд.вр.: простая и сложная соответственно.

    3. От Г Св не образуются Пч наст. вр.

    Большинство глаголов образуют видовые пары, или видовые корреляции.

    Видовая пара – это два глагола, имеющие одно и то же лексическое значение и различающиеся только грамматическим значением вида.

    Примеры видовых пар: решать – решить, делать – сделать, говорить – сказать, прыгать – прыгнуть, писать – написать. Лексическое значение этих глаголов одинаково, различаются они значением вида: незавершенность – завершенность, нецелостность – целостность, непредельное действие – предельное. Глаголы читать – перечитать – не видовая пара, т.к. эти глаголы отличаются лексическим значением: перечитать – значит прочитать повторно, к значению завершенности действия (видовому значению) добавляется новая сема.

    Источник

    Две основы в глаголе. Понятие класса глагола. Классы глаголов.

    date image2018-02-13
    views image2970

    facebook icon vkontakte icon twitter icon odnoklasniki icon

    У глагола выделяются две основы: основа инфинитиваи основа настоящего/простого будущего времени.(Иногда выделяется ещё и основа прошедшего времени,но у большинства глаголов она совпадает с основой инфинитива.) Часть глагольных форм образуется от основы инфинитива, а другая часть — от основы настоящего/простого будущего времени. Эти две основы у многих глаголов различаются.

    Чтобы выделить основу инфинитива, нужно отделить формообразующий суффикс инфинитива: нести, писатъ, говорить, читать, рисовать.

    Чтобы выделить основу настоящего/простого будущего времени, нужно от формы настоящего/простого будущего времени отделить личное окончание (обычно берётся форма 3 ли­ца множественного числа): несут, пишут, говорят, читаjут,pucyjут.

    Чтобы выделить основу прошедшего времени, нужно от формы прошедшего времени отбросить формообразующий суффикс -л- и окончание (можно использовать любую форму, кроме формы мужского рода единственного числа, так как в ней может быть представлен нулевой суффикс, что затрудняет выделение основы): несл-а, писал-а, гово­рил-а, читал-а, рисов ал-а.

    Существуют глаголы, у которых совпадают основы инфинитива и настоящего/простого будущего времени и от них отличается основа прошедшего времени: идти, идут, шл-а.Есть глаголы, у которых все три основыразличны: промокнуть, промокнут, промокл-а; теретъ, трут, терл-а.Есть глаголы, у которых все триосновы совпадают: нести, несут, несла.

    Глагольные формы, которые образуются от основы инфинитива Глагольные формы, которые образуются от основы настоящего/простого будущего времени
    1.Формы прошедшего времени изъявительного наклонения: нес-л-а, написа-л-а, говорила, читала, рисовал-а. 1.Формы настоящего ипростого будущего времени изъяви­тельного наклонения:несу, напиш-у, говорю, 4umaj-y(орфографически — читаю),pucyj-y(рисую).
    2. Формы условного наклонения: нес-л-а бы, написа-л-а бы, говорила бы, читала бы, рисовала бы. 2. Формы повелительного наклонения: неси, напиши, говори, чита) (читай), рису) (рисуй).
    3. Действительные причастия прошедшего времени: нес-ш-ий, написа-вш-ий, говоривший, читавший, рисовавший. 3. Действительные причастия настоящего времени:несущий, пиш-ущ-ий, говорящий, читаj-ущ-ий (читающий),pucyj-ущ-ий (рисующий).
    4. Страдательные причастия прошедшего времени:унесённый, написанный, нарисова-нн-ып. 4. Страдательные причастия настоящего времени: нес-ом-ый, говор-и.ч-ый, читауэм-ый (читаемый),pucyj-эм-ый (рисуемый).
    5. Деепричастия совершенного вида: написав, сказав, прочитав, нарисовав. 5. Деепричастия несовершен­ного вида: нес-я, говоря, чита’jа (читая),pucyj-a(рисуя).

    Основы неопределенной формы и настоящего времени, как правило, различаются аффиксами или звуковым составом: чита-ть — читаj-ут (читают), зва-ть — зов-ут. Соотношение основы неопределенной формы и основы настоящего времени определяет деление глаголов на классы.

    Читайте также:  Таблица скорости оборотов и передач

    Классы глаголов, характеризующиеся соотношением данных основ, которое свойственно и вновь образуемым глаголам, называются продуктивными, например глаголы типа садятся — садиться (ср. приземлиться, прилуниться). Те же глаголы, по образцу которых новые глаголы не создаются, принадлежат к непродуктивным классам, например глаголы типа колют — колоть, полют — полоть и др.

    Продуктивных глагольных классов пять:

    1-й класс объединяет глаголы с основой неопределенной формы на -а(ть)и с основой настоящего времени на -aj: читать — читаj-ут (читают).

    2-й класс — глаголы с основой неопределенной формы на -е(ть) и с основой настоящего времени на -ej: жалетъ — жалеj-ут (жалеют).

    3-й класс — глаголы с основой неопределенной формы на -ова (-ева) (ть) и с основой настоящего времени на -yj: советовать — советуj-ут (советуют), горевать — горюj-ут (горюют).

    4-й класс — глаголы с основой неопределенной формы на -ну(ть) и с основой настоящего (будущего простого) времени на -н-: прыгнуть — прыгн-ут.

    5-й класс — глаголы с основой неопределенной формы на -и(ть) и с окончанием третьего лица мн. ч. настоящего времени -ат, -ят: молить — мол-ят.

    Непродуктивные классы обычно объединяют небольшое количество глаголов. Классификация их затрудняется наличием мелких особенностей в небольших группах глаголов, а иногда и в отдельных глаголах (например,есть, ехать). Число непродуктивных классов постепенно сокращается, так как они подвергаются воздействию классов продуктивных (например, входят в употребление формы мяукают вместо мяучут, мурлыкают вместомурлычут, полоскают вместо полощут, махают вместо машут по аналогии с глаголами 1-го продуктивного класса). В печати можно встретить параллельное употребление обеих форм, хотя многие из новых форм находятся еще за пределами кодифицированного литературного языка.

    Иногда формы различаются оттенками значений: поезд двигается (приходит в движение) и поезд движется(находится в движении) .

    Спряжение глаголов. Понятие парадигмы. Глаголы «изобилующие» и глаголы «недостаточные».

    Спряжение— это изменение глагола по лицам и числам. (Термин спрягаемые формыглагола употребляется в более широком значении, чем термин спряжение.К спрягаемым формам глагола относятся все формы, кроме инфинитива, причастий и деепричастий, т.е. формы всех наклонений.)

    В зависимости от личных окончаний в русском языке принято различать два спряжения — I и II, которые отличаются друг от друга гласными звуками в окончаниях: не­сёшь, поёшь, говоришь, молчишь, несёт, поёт, говорит, молчит, несём, поём, говорим, молчим, несёте, поёте, говорите, молчите, несут, поют, говорят, молчат

    Источник

    Две основы глагола таблица

    Вы здесь: Глагол как часть речи Формы глагола и способы их образования

    ФОРМЫ ГЛАГОЛА И СПОСОБЫ ИХ ОБРАЗОВАНИЯ

    Глагол имеет разветвленную систему форм. По функциям, характеру изменения формы глагола подразделяют на спрягаемые, неспрягаемые и склоняемые.

    Формы глагола по характеру изменения

    личные формы глагола

    Грамматические значения проявляются в различных глагольных формах по-разному. Все глагольные формы имеют значения вида, залога, переходности, возвратности. Инфинитив и деепричастие, являясь неизменяемыми формами глагола, имеют только признаки вида, залога, переходности, возвратности. Личные формы глагола спрягаются, т.е. изменяются по наклонениям, временам, лицам, числам, а в прошедшем времени по родам. Полные причастия изменяются по родам, числам и падежам, т.е. склоняются (по адъективному типу склонения, как прилагательные), а также имеют две формы залога (действительного и страдательного) и изменяются по временам (имеют формы настоящего и прошедшего времени). Краткую форму имеют только страдательные причастия. Краткие формы изменяются только по числам и родам.

    Две основы глагола

    Для образования глагольных форм используются две основы: основа настоящего или будущего простого времени (для глаголов совершенного вида) и основа прошедшего времени (или инфинитива). Основы настоящего и прошедшего времени могут различаться: бер -ут – бра -ть или совпадать: вез -ут – вез -ти.

    Основа настоящего (будущего простого) времени выделяется путем отсечения окончания у глаголов 3-го лица множественного числа: чита j- ут, напиш -ут.

    Основа прошедшего времени выделяется путем отсечения от глагола в форме прошедшего времени суффикса -л- (у инфинитива соответственно суффикса -ть или -ти): чита-ть, чита-л, написа-ть, написа-л.

    От основы настоящего времени образуются следующие формы глагола:

    Читайте также:  Свойства таблицы ворд 2016

    1) формы настоящего времени: чита j -у; 2) формы повелительного наклонения: чита j ; 3) причастия настоящего времени: чита j -ущ-ий; 4) деепричастия несовершенного вида: чита j -а.

    От основы прошедшего времени образуются:

    1) формы прошедшего времени: у слыша- л(а); 2) формы сослагательного наклонения у слыша- л(а) бы; 3) причастия прошедшего времени у слыша -вш-ий; 4) деепричастия совершенного вида: услыша -в.

    Совокупность всех форм глагола одного вида образует парадигму глагола.

    Формоизменение глагола называется спряжением. В лингвистике термин спряжение имеет два значения. В широком понимании спряжение – это изменение глагола по лицам, числам, временам, наклонениям (а также по родам в прошедшем времени и в сослагательном наклонении). В узком понимании – это изменение глагола по лицам и числам.

    Спряжение

    Спряжение — это изменение глагола по лицам и числам. В зависимости от системы окончаний различают два основных типа спряжения: первое и второе. Имеются также разноспрягаемые глаголы и глаголы особых форм спряжения. Окончания настоящего/ простого будущего времени называются личными окончаниями глагола, так как передают в том числе и значение лица.

    Если личные окончания глагола ударные, то спряжение определяется по окончаниям. Глаголы I спряжения – это глаголы с окончаниями: -у (-ю), -ем, -ешь, -ете, -ут (-ют). Глаголы II спряжения – это глаголы с окончаниями: -у (-ю), -им, -ишь, -ите, -ат (-ят). Так, глаголы спать, лететь относятся ко II спряжению (спишь, спят; летишь, летят), а глаголы ошибиться, пить — к I спряжению (ошибешься, ошибутся, пьешь, пьют). К тому же спряжению относятся производные от них приставочные глаголы с безударными окончаниями (прилетишь (II спр.), выпьешь (I спр.)).

    Если окончание безударное, тип спряжения определяется по инфинитиву. Ко второму спряжению относятся все глаголы на -ить (кроме брить, стелить, почить), а также 4 глагола на -ать (гнать, держать, слышать, дышать) и 7 глаголов на -еть (смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, вертеть, терпеть); остальные глаголы относятся к первому спряжению.

    Разноспрягаемые глаголы имеют окончания обоих типов спряжения. К разноспрягаемым относятся глаголы: хотеть, бежать, чтить, брезжить и их приставочные образования: захочу, захоч-ешь, захоч-ет; захот-им, захот-ите, захот-ят.

    Хочу, бегу

    Хотим, бежим

    Хочешь, бежишь

    Хотите, бегите

    Хочет, бежит

    Хотят, бегут

    Глагол брезжить имеет неполную парадигму с формами: брезжит и брезжут.

    Глаголы особого (архаического) типа спряжения: есть, надоесть, дать, создать и образованные от них приставочным или постфиксальным способом производные слова имеют особую систему окончаний.

    У большинства глаголов представлены все возможные формы лица и числа, но есть также глаголы, у которых отсутствуют вовсе или обычно не употребляются те или иные формы. Это глаголы с недостаточной парадигмой (например, нет первого лица у глаголов пылесосить, победить и др.)

    Парадигма глагола

    Парадигма – совокупность всех форм глагола. Вопрос об объеме полной глагольной парадигмы остается нерешенным. Некоторые лингвисты не включают в нее формы причастий и деепричастий, а также глаголы, различающиеся по виду. Полная парадигма – совокупность форм деепричастия, всех личных (спрягаемых) форм и всех форм причастия. Все компоненты парадигмы должны быть одного вида. Исходное слово парадигмы – инфинитив – в парадигму не входит. Полная парадигма глагола включает в себя несколько частных парадигм, в которых глагольные формы объединены общим способом формоизменения (неизменяемые, спрягаемые, склоняемые). Частная парадигма – личные формы глагола или формы причастия.

    По составу компонентов частные парадигмы могут быть достаточными (полными), недостаточными (неполными) и избыточными. Недостаточную парадигму имеют глаголы, которые не образуют все возможные спрягаемые формы (см. раздел «Категория лица») или не образуют формы причастий и деепричастий. Например, у глаголов победить, очутиться, чудить отсутствуют формы 1-го лица ед. числа; у глаголов столпиться, сгруппироваться, разбрестись не употребляются формы ед. числа; у глаголов жеребиться, кристаллизоваться – формы 1-го и 2-го лица. Недостаточную парадигму имеют также глаголы лихорадить, ветвиться, недоставать, означать, очутиться, подобать, победить, пылесосить, разойтись, таять, холодать, чудить. Избыточную парадигму имеют глаголы, у которых есть параллельные личные формы (обычно эти формы частично различаются по значению или по стилистической окраске): брызжет – брызгает, движется – двигается, мечет – метает, мучусь – мучаюсь, мерят – меряет, выздоровею – выздоровлю, колышет – колыхает, полощет – полоскает, махает – машет, хлещет – хлестает, щиплю – щипаю.

    Источник

    Adblock
    detector