Меню

Древние государства междуречья заполнить таблицу

ДРЕВНЕЙШИЕ ГОСУДАРСТВА МЕЖДУРЕЧЬЯ И ВАВИЛОНСКОЕ ЦАРСТВО — ПЕРЕДНЯЯ АЗИЯ В ДРЕВНОСТИ — ДРЕВНИЙ ВОСТОК

Государства Южного Междуречья обладали знакомыми учащимся по истории Египта органами управления и принуждения (цари, чиновники, войско). Условия земледелия, основанного на орошении, необходимость торгового обмена, игравшего в Междуречье значительную роль, требовали прочного объединения страны. Учащиеся знакомятся с одним из государственных объединений Междуречья — Вавилонским царством времен Хаммурапи (XVIII в. до н. э.).

Изучение кодекса Хаммурапи дает возможность показать, как царь — глава государства — защищал существовавший порядок жизни, закреплял с помощью закона неравенство между людьми, охранял частную собственность (в том числе и собственность господина на своего раба). В подготовленных классах желательно подвести учащихся к пониманию того, что Хаммурапи в известной степени защищал интересы широких слоев свободного населения: он ограничил долговое рабство (эта мера перекликается с отменой долгового рабства в Афинах и Риме, о которой учащиеся узнают позже).

Варианты начала урока: I. А. II. А; Б 1. III. А; Б 1, 4. IV. Б 1-4.

Вопросы и задания:

А. Египет в древности называли «даром Нила». Какую страну можно назвать «даром Тигра и Евфрата»? Что в этом выражении правильно и что нет? Докажите. Несмотря на то что прежде предлагалось аналогичное задание по истории Египта (см. пособие, стр. 106), учащиеся нередко нуждаются в помощи. Руководя выполнением задания, учитель требует развернутых ответов, он ставит вопросы: «Как повлияли реки на развитие земледелия в Южном Междуречье? Какую роль сыграли люди в развитии его хозяйства? Как они преобразовали природу?»

Б. 1. Покажите на карте и скажите, где расположено Междуречье, в какой части света. Покажите от истоков до устья протекающие здесь реки. Где они берут начало и куда впадают? 2. Расскажите о природе Южного Междуречья. Чем она схожа с природой Египта? 3. Почему в Южном Междуречье и в Египте земледелие стало главным занятием раньше, чем в других странах? 4. Почему классы первоначально появились в Южном Междуречье ив Египте? Как и почему здесь стала возможной эксплуатация?

1.Возникновение государств в Междуречье.

2. Расцвет Вавилонского царства.

3. Законы царя Хаммурапи.

1. Об образовании в Южном Междуречье государств и войнах между ними говорится в объеме учебника (§ 15, п. 1).

Задание: «Докажите, что в IV тысячелетии до н. э. землевладельцам Южного Междуречья необходимо было государство. Учитель может предложить план ответа: 1. Что такое государство? В чем различие между словами «страна» и «государство»? 2. Почему государства не было при первобытнообщинном строе? В каких условиях оно возникает? 3. Докажите, что эти условия существовали в Южном Междуречье в IV тысячелетии до н, э, Если это необходимо, учитель напоминает, что страной называется часть поверхности земного шара, страна может быть горной или низменной, густонаселенной или пустынной. Слово «государство» всегда связано со словом «власть». Государством называется власть, которая нуждается в применении силы (войска, стражников).

Учитель объясняет, почему древнейшие государства Междуречья называют городами-государствами. Территория каждого государства была очень невелика. В середине ее обычно возвышался храм главного бога этой местности. Вокруг храма селились царь и знать, сооружались склады с продовольствием, с оружием, располагались дома и мастерские ремесленников. Все обносилось стеной, и возникал город как центр территории государства. При рассмотрении карты (стр. 66) учитель обращает внимание на названия древнейших государств: Ур, Урук, Умма, Лагаш, Ниппур.

Учитель во время рассказа чертит на доске меловую схему Междуречья (см. пособие, рис. 14), учащиеся следят по карте учебника (стр. 66).

Рис. 14. Вавилонское царство. Меловой рисунок

Рис. 14. Вавилонское царство. Меловой рисунок

Примерно через тысячу лет после образования древнейших государств в Южном Междуречье на берегу Евфрата возник новый город. Найдите его на ваших картах и назовите (учитель обозначает на схеме Вавилон). Вавилон находился на плодородной равнине, где не было ни леса, ни строительного камня, ни металлических руд. Кое-где виднелись финиковые пальмы да заросли тростника. В избытке была глина. Как использовали глину вавилоняне?

2. Выясняя причины превращения маленького поселка в крупнейший город, учитель описывает вавилонский порт (См.: Рубинштейн Р. И. Глиняный конверт. М, 1962, с. 61-62).

Вавилон был выгодно расположен. В его речном порту мы увидели бы множество судов. Они напоминали большие лодки. Некоторые сделаны из дерева, но таких мало: дерево здесь дорогой материал. Много лодок, построенных из тростника, с загнутым носом и кормой. А вот и плоты: несколько связанных между собой кожаных мешков, надутых воздухом, поверх которых сделан настил из тростника. Такой плот выдерживал тяжелый груз. Иногда попадаются совсем круглые суда из тростника, обшитые снаружи кожей. Эти суда хорошо идут по течению с севера на юг, а назад вверх по реке плыть на них трудно, даже если судно будут тащить вдоль берега на веревках. Поэтому тростниковые стенки и дно купцы выбрасывали, а обшивку из кожи погружали на осла и отправлялись на север за новыми товарами по суше. А там, на севере, снова делали каркас — стоил он недорого, обтягивали его кожей и погружали на судно и товары, и ослика.

В вавилонском порту шумно и людно: одни суда разгружаются, другие находятся под погрузкой. Какие товары купцы везут с севера на юг? (В каких товарах нуждалось Южное Междуречье?) А что везут на кораблях, плывущих вверх по течению с юга на север? (Чем было богато Южное Междуречье?)

При изложении могут быть введены слова «казна» и «пошлина» (в учебнике это сделано ниже — § 16, п. 5 и § 34, п. 2). Слово «пошлина» происходит от глагола «идти» — «шел». Пошлина — особая плата, которую платили купцы вавилонскому царю за право провоза товаров. Торговля обогащала царскую казну.

О создании Вавилонского царства рассказывается по учебнику. Можно обозначить на меловой схеме границы царства при Хаммурапи. Желательно дополнить учебник фактами, характеризующими функции государственной власти в Вавилонии.

Страна была разделена на области, в каждую из них Хаммурапи назначал чиновника, управлявшего от его имени. Главным чиновникам царь лично посылал распоряжения и приказы.

Хаммурапи очень заботился об орошении полей. Около столицы вырыли главный канал, который назвали в честь царя «Хаммурапи — богатство людей». Из главного канала вода попадала в каналы поменьше, откуда растекалась по канавкам, орошающим поля. Если засорялся один канал, то вода не попадала в более мелкие каналы. Царь строго следил за тем, чтобы все каналы очищали от ила и песка. Узнав о том, что где-либо канал загрязнен, царь сразу же писал письмо наместнику области: «Прикажи созвать крестьян, пусть они немедленно очистят канал, углубят его дно и укрепят берега» (Рубинштейн Р. И. Древний Восток. Книга для чтения. М., 1974, с. 79-80).

Подумайте, чем была вызвана забота царя об орошении полей. Выслушав ответ, учитель объясняет: царь следил, чтобы каналы безотказно снабжали водой все поля страны; хлеб был главным богатством Вавилонии: собрать налог сполна можно было, если крестьяне вырастят хороший урожай.

3. Учитель рассказывает о находке базальтового столба, на котором были записаны законы Хаммурапи. Объясняется слово закон (учебник, стр. 67).

Задание: Рассмотрите рис. 2 (стр. 67). На рисунке — верхняя часть найденного археологами каменного столба. Сидящий на троне бог солнца и справедливости Шамаш вручает жезл царю Хаммурапи. В чем должно убеждать это изображение? Где цари и боги изображались с жезлом в руках? Почему именно этот предмет являлся знаком власти?

Работе с документом желательно уделить на уроке не менее 15 минут. Учитель говорит, что на каменном столбе записано 282 закона, с некоторыми из них предлагается познакомиться. Учитель читает сначала вводную часть документа, затем и сами законы, объединяя их в смысловые группы; учащиеся следят по учебникам (стр. 68).

Если человек украдет имущество храма или царя, его должно убить.

Если человек украдет раба или рабыню, его должно убить.

Какие выводы можно сделать из сравнения этих законов? Следуют разнообразные ответы («законы были суровыми. ; они охраняли имущество рабовладельцев. ; в Вавилонии была эксплуатация, рабы и рабовладельцы»). Учитель поясняет законы на примерах. Пастухи, пасущие царский скот, украли из стада несколько овец. Если об этом поступке станет известно, пастухов казнят. А вот другой случай. Некий вавилонянин переманил к себе чужого раба, обещая улучшить его жизнь. По закону кража раба также карается смертью. Предположите, почему за разные поступки следовало одинаковое наказание. Обобщая ответы, учитель говорит, что рабы считались частью имущества рабовладельцев, кража имущества рассматривалась как тягчайшее преступление.

Если человек причинит смерть чужому рабу, он должен отдать раба за раба.

Если человек причинит смерть чужому волу, он должен отдать вола за вола.

— Какой вывод следует из этих законов? Описанная выше работа над первой группой законов позволяет учащимся ответить на вопрос. Учитель может конкретизировать суть приведенных законов.

Представьте, что чей-то бык забрел на чужое поле и стал топтать ячмень. В досаде владелец поля избил быка с такой жестокостью, что тот издох. По закону этот человек обязан возместить стоимость быка его хозяину, что совершенно справедливо. Но вот кто-то, допустим в драке, убил чужого раба. За это убийство по закону Хаммурапи полагается такое же наказание — уплата стоимости раба его владельцу. Раб — такая же собственность рабовладельца, как скот, как любая другая вещь, ему принадлежащая.

Если человек имеет долг, его жена, сын или дочь должны быть в рабстве три года, на четвертый год должно отпустить их на свободу. (В учебнике приведена лишь первая половина этого закона.)

Читайте также:  Анорексия таблица веса для мужчин

«На первый взгляд этот закон выглядит очень странно, — говорит учитель. — Почему царь Хаммурапи ограничил срок долгового рабства тремя годами? Почему закон защищает не рабовладельца, а раба-должника?» Выслушав догадки, учитель ставит дополнительные вопросы: «Предположите, кто из жителей Вавилонии чаще всего не мог отдать долг. Подумайте, почему царь не был заинтересован в том, чтобы крестьяне и ремесленники становились рабами». Дополняя ответы, учитель объясняет, что законы Хаммурапи устанавливают различие между рабами-чужеземцами и рабами-должниками. Раб, пленник или купленный на невольничьем рынке, считался вещью, принадлежащей хозяину. Иное отношение было к рабу-должнику: за его убийство полагалось суровое наказание; более трех лет запрещалось держать его в рабстве. Дело в том, что превращение крестьян и ремесленников в рабов сокращало количество людей, плативших налог в царскую казну, служивших в царском войске, сгоняемых на строительство каналов и плотин.

Если человек ударит по щеке равного, он должен заплатить штраф.

Если человек ударит по щеке высшего (т. е. вельможу, жреца), должно ударить его 60 раз плетью из воловьей кожи.

Почему за один и тот же поступок полагается разное наказание? Какое из наказаний тяжелее, унизительнее?

Обобщая работу с источником, учитель спрашивает: «Чьи интересы защищали законы Хаммурапи?»

Домашнее задание: § 15. Вопрос 2 к § 15.

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2021 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.

Источник



Таблица «Древний Мир»
учебно-методический материал по истории (5 класс) на тему

Таблица «Древний Мир» для 5 класса.

Скачать:

Вложение Размер
drevniy_mir_v_tablitse.docx 16.08 КБ

Предварительный просмотр:

В северо-восточной Африке. Река Нил.

Образовались первые государства в к.4 тысячелетия до н.э. единое государство сложилось в 3000г до н.э .

Южное Междуречье (долина рек Евфрат и Тигр)

Восточное побережье Средиземного моря

Евфрат и Тигр. Расцвет Ассирии пришелся на 8 в. до н.э.

Расположена в Южной Азии. С запада, востока и юга омывает Индийский океан. С севера горы Гималаи. Реки Инд и Ганг.

Объединение в единое государство в 3в. до. Н.э.

Восточная Азия , реки Хуанхэ и Янцзы. Объединение Китая в единое государство произошло в 221г. До н.э.

Европа, юг Болканского полуострова

Апеннийский полуостров, река Тибр в Италии.

1е тысячелетие до н.э.

Земледелие ремесло торговля

Земледелие ремесло торговля

рыболовство торговля ремесло

Земледелие ремесло торговля

Мореплавание торговля ремесло

Земледелие скотоводство ремесло

Столица египетского государства стал город Мемфис

Города- государства: Ур, Урук, Лагаш, Ниппур, Вавилон.

В далекие времена в Греции существовали независимые города Микены, Тиринф, Пилос, Афины. Самый крупный остров – Крит. Спустя 2 века после разрушения Микен возникли небольшие самостоятельные государства. Аттика-Афины

Открытия и изобрете6ния

Пирамиды, мумия, шадуф, иероглифы, календарь, водяные часы. Знания астрономии, медицины .

Клинопись. Предсказания солнечных и лунных затмений. Система счета.

Пурпурная краска, прозрачное стекло, алфавит

Обработка железа. Изобретения в военном деле (конница, таран, саперные войска)

Цифры, десятичная система счета, шахматы.

Шелк, порох, лак, компас, бумага.

Театр, впервые в истории греки стали обозначать буквами гласные звуки, развито искусство скульптура.

Канализация, фонтаны, Колизей театр, изобретение бетона

Царь. Гильгамеше, Хаммурапи

Царь Ашшурбанапал, Синахериб

Властелин Цинь Шихуан

Цари, знать-правители (архонты). Демократия -«Власть народа». Царь Филипп, Александр Македонский.

Царь Ромул, в 509 г установили республику, выбирали 2х правителей – консулов сроком на 1 год. Диктатор Гай Юлий цезарь. Император Нерон

Самые крупные завоевания совершил около 1500 года до н.э. фараон Тутмос

В 8м веке до н.э. ассирийская армия была самой сильной. В последствии держава погибла.

В сражении индийцы использовали слонов.

Завоевал всю территорию Китая, воевал с кочевым племенем Гуннами. Построил великую китайскую стену

В 6м веке до н.э. Спарта стала одним из самых могущественных полисов Греции. Троянская война,

Марафонская битва, Саламинская битва, междоусобные войны, поход Александра Македонского

Рим установил свое господство над Италией.

Война Рима с Карфагеном, битва при Каннах 216г. Восстание Спартака.

Амон-Ра, Апоп, Тот, Нут, Геб, Исида и др.

Шамаш, Син, Иштар, Эа,

Статуи крылатых богов с человеческими лицами

Ганеш, Будда, Брахма

Самым высшим существом для китайцев было Небо.

Верили в богов, духов, чудовищ, драконов. Почитали учения Конфуция

Зевс, Посейдон, Аид, Дионисий, Гера, Афина, Афродита, Гермес и т.д.

Источник

Таблицы по истории 5 класс “Древний мир”

Таблицы по истории 5 класс «Древний мир»

В северо-восточной Африке. Река Нил.

Образовались первые государства в к.4 тысячелетия до н.э. единое государство сложилось в 3000г до н.э.

Южное Междуречье (долина рек Евфрат и Тигр)

Восточное побережье Средиземного моря

Евфрат и Тигр. Расцвет Ассирии пришелся на 8 в. до н.э.

Расположена в Южной Азии. С запада, востока и юга омывает Индийский океан. С севера горы Гималаи. Реки Инд и Ганг.

Объединение в единое государство в 3в. до. Н.э.

Восточная Азия , реки Хуанхэ и Янцзы. Объединение Китая в единое государство произошло в 221г. До н.э.

Европа, юг Болканского полуострова

Апеннийский полуостров, река Тибр в Италии.

1е тысячелетие до н.э.

Земледелие ремесло торговля

Земледелие ремесло торговля

рыболовство торговля ремесло

Земледелие ремесло торговля

Мореплавание торговля ремесло

Земледелие скотоводство ремесло

Столица египетского государства стал город Мемфис

Города- государства: Ур, Урук, Лагаш, Ниппур, Вавилон.

В далекие времена в Греции существовали независимые города Микены, Тиринф, Пилос, Афины. Самый крупный остров – Крит. Спустя 2 века после разрушения Микен возникли небольшие самостоятельные государства. Аттика-Афины

Открытия и изобрете6ния

Пирамиды, мумия, шадуф, иероглифы, календарь, водяные часы. Знания астрономии, медицины.

Клинопись. Предсказания солнечных и лунных затмений. Система счета.

Пурпурная краска, прозрачное стекло, алфавит

Обработка железа. Изобретения в военном деле (конница, таран, саперные войска)

Цифры, десятичная система счета, шахматы.

Шелк, порох, лак, компас, бумага.

Театр, впервые в истории греки стали обозначать буквами гласные звуки, развито искусство скульптура.

Канализация, фонтаны, Колизей театр, изобретение бетона

Царь. Гильгамеше, Хаммурапи

Царь Ашшурбанапал, Синахериб

Властелин Цинь Шихуан

Цари, знать-правители (архонты). Демократия -«Власть народа». Царь Филипп, Александр Македонский.

Царь Ромул, в 509 г установили республику, выбирали 2х правителей – консулов сроком на 1 год. Диктатор Гай Юлий цезарь. Император Нерон

Самые крупные завоевания совершил около 1500 года до н.э. фараон Тутмос

В 8м веке до н.э. ассирийская армия была самой сильной. В последствии держава погибла.

В сражении индийцы использовали слонов.

Завоевал всю территорию Китая, воевал с кочевым племенем Гуннами. Построил великую китайскую стену

В 6м веке до н.э. Спарта стала одним из самых могущественных полисов Греции. Троянская война,

Марафонская битва, Саламинская битва, междоусобные войны, поход Александра Македонского

Рим установил свое господство над Италией.

Война Рима с Карфагеном, битва при Каннах 216г. Восстание Спартака.

Амон-Ра, Апоп, Тот, Нут, Геб, Исида и др.

Шамаш, Син, Иштар, Эа,

Статуи крылатых богов с человеческими лицами

Ганеш, Будда, Брахма

Самым высшим существом для китайцев было Небо.

Верили в богов, духов, чудовищ, драконов. Почитали учения Конфуция

Зевс, Посейдон, Аид, Дионисий, Гера, Афина, Афродита, Гермес и т.д.

Источник

Всеобщая история

План урока:

Древнее государство, расположенное в долине между реками Тигр и Евфрат,получило название — Месопотамия. В переводе с греческого языка, Месопотамия означает Междуречье, Двуречье. Несмотря на засушливый климат, плодородные почвы Месопотамии привлекали людей, селившихся здесь в окружении болот, гор и равнин.

Природные условия

Как и Древний Египет, долину Месопотамии историки называют речной цивилизацией [1] , потому что жизнь ее жителей напрямую зависела от состояния рек — Тигра и Евфрата. С окончанием зимы в долине происходили разливы рек, которые были настолько бурными, что часто сносили местные жилища, загоны для скота. Чтобы защитить себя от наводнений, жители Междуречья научились рыть каналы. Через них утекали излишки воды, которую сохраняли для дальнейшего орошения полей.

Несмотря на то, что природные условия Месопотамии были благоприятны для развития земледелия, местным жителям приходилось прилагать огромные усилия, чтобы получить богатый урожай. Только общими силами они могли вырыть оросительные каналы, возвести специальные заграждения от бурных разливов рек. Совместная организация труда объединяла людей, способствовала преобразованию первых поселений в города-государства.

1fhdgh

Помимо земледелия, в Древнем Междуречье были развиты ремесла: кожевенное, ткацкое, гончарное и ювелирное дело. Так как большинство торговых связей в Месопотамии проходило по рекам, здесь было развито кораблестроение.

Климатические особенности Южного и Северного Междуречья

Климат Междуречья был сухим и жарким. В южной части долины летом температура в тени достигала 50 градусов. Зима была мягкой, относительно теплой. В северной области Междуречья нередко выпадали дожди, а зимой даже шел снег. После бурных разливов рек в низинах образовывались болота, на горах и возвышенностях, наоборот, почва полностью высыхала, покрываясь крупными трещинами.

В южном районе Междуречья выращивали ячмень, кунжут, пшеницу, разводили свиней. Здесь хорошо росли финиковые пальмы, которые имели большое значение в хозяйственной жизни страны. В северных районах разводили коз и овец, различные виды домашней птицы.

Как на юге, так и на севере, природа не радовала жителей залежами металлов, камня. Поэтому главным строительным материалом в долине Месопотамии была глина, из которой сооружали дворцы, храмы, жилые дома. По сравнению с камнем, большие глиняные кирпичи были непрочными, поэтому оборонительные стены городов Междуречья строили максимально широкими.

2kjhgh

Города Месопотамии

Как и в Древнем Египте в Месопотамии сложились два исторических региона – Южное Междуречье и Северное. Южные земли заселили племена шумеров, северные территории — аккадцы.

Первые города-государства сложились на юге, это произошло около 3 тысяч лет до нашей эры. Их населяли невысокие коренастые жители, с крупными головами и большими черными глазами. Здесь зародилась древнейшая в мире цивилизация шумеров.

Шумерская цивилизация

Центром каждого шумерского города был храм, посвященный богу или богине. Храм возводили на возвышенности, что олицетворяло связь неба и земли. Считалось, что все богатства, растительность и животный мир принадлежат божеству. Представителем бога на земле считался правитель шумерского государства, которому должны были служить и беспрекословно подчиняться все жители.

Крупнейшими городами Шумера были Ур, Урук, Киш, Лагаш. Они занимали выгодное положение в долине Тигра и Евфрата, быстро завоевали лидерство в регионе. Менее крупные и влиятельные шумерские города: Ниппур, Ларса, Адаб, Умма, Марад, Шуруппак, Кисура. Между городами Южного Междуречья непрерывно велись войны. Города – победители заставляли побежденных платить дань, большая ее часть сосредотачивалась в руках военных предводителей и жрецов.

357 original

Запоминаем новые слова!

Дань – это налог, взимаемый победителем с побежденного народа.

В процессе борьбы между собой, древние шумерские города ослабляли друг друга. Непрерывные боевые действия требовали все большего количества солдат, которых приходилось кормить земледельцам. Плодородные южные земли привлекали в Шумер врагов: племена аккадцев и ассирийцев. Ослабленные внутренними раздорами, шумеры стали легкой добычей для завоевателей.

3dfgdfg

Во 2 тысячелетии до нашей эры семитские племена окончательно завоевали Древний Шумер. Аккадцы, ассирийцы и другие народы смешались с шумерами, что дало начало существованию новой – вавилонской народности.

Запоминаем новые слова!

Семитские племена – это предки современных арабов, евреев, ассирийцев.

Ассирийская цивилизация

Бок о бок с шумерами, на севере Месопотамии жили ассирийцы. В отличие от южных земель, природные условия для земледелия здесь были плохими, поэтому основным занятием народа стали завоевательные походы.

Первоначально, ассирийцы отставали в своем развитии от шумеров. Они заимствовали письменность древних шумеров, их искусство, систему измерения времени и многое другое. С веками, ассирийцы усовершенствовали методы ведения войны, отработали успешную военную тактику, что позволило им завоевать не только все шумерские города, но и Сирию, Финикию, Палестину, Вавилонию. Ассирийцы создали самую сильную и крупную державу Древнего Востока – Ассирийское царство, но оно не просуществовало более 100 лет.

Наука

Успешное ведение земледелия у шумеров способствовало изобретению колеса и гончарного круга. Около 3500 лет до нашей эры в Месопотамии появились первые колесные повозки, на которых местные жители перевозили воду, продукты питания и главный строительный материал – глину. Примерно в это же время была изобретена письменность.

4fdfghgh

Историки назвали письменность шумеров клинописью, так как их письмена напоминали по внешнему виду множество разных черточек-клиньев. Клинышки выводились на мягких глиняных табличках остро заточенными палочками. При необходимости, пока глина еще не застыла, писец мог стереть ошибку, заменить один символ на другой. Когда надпись подсыхала, глиняную табличку обжигали огнем, для лучшей сохранности.

Главными центрами грамотности у шумеров были школы при храмах. Кроме простых учителей, в шумерской школе был специальный человек, который следил за дисциплиной. Под рукой у него всегда была палка, которой он бил провинившихся учеников.

Это интересно! Потребность в учете земли способствовала изобретению шумерами шестидесятиричной системы счета. Эта система сохранилась и до сегодняшнего дня, согласно ей один час делят на шестьдесят минут, а одну минуту на шестьдесят секунд.

Самыми обширными знаниями у шумеров обладали жрецы. Они умели вести календарь, предсказывать солнечные и лунные затмения, предугадывать появление комет [2] . Жрецы в Месопотамии обладали огромными богатствами и пользовались всеобщим уважением. Они находились под защитой царя, так как именно жрецы подчеркивали божественное происхождение царской власти.

Религия

Жители Междуречья почитали многих богов. Среди них центральное положение занимал Энлиль – верховный бог шумеров, покровитель всех высших сил. Согласно верованиям жителей Месопотамии, он отделил небо от земли, научил людей скотоводству и земледелию, обучил письменности. Одновременно, они считали, что Энлиль насылал стихийные бедствия и болезни, а единожды даже вызвал наводнение, с целью уничтожения человечества. Традиционно его изображали с бычьими рогами и копытами.

Особым почитанием среди шумерских богов пользовался бог Солнца – Шамаш. Его изображали в виде человека с длинной бородой и высоким тюрбаном [3] на голове. Он символизировал светлое время суток, восход, солнце. Согласно древним сказаниям Шамаш исцелял людей от болезней, возвращал к жизни умерших, освобождал пленных, приносил людям богатый урожай и благосостояние.

5vfghgh

Богиня Иштар почиталась шумерами как царица богинь, она одновременно отвечала за плодородие, любовь и войну. Люди верили, что Иштар даровала им мудрость, жизненные силы, здоровье и удачу. Женщины поклонялись богине с просьбой об обретении счастливой любви, рождении здоровых детей. Чаще всего Иштар изображали крылатой, с восьмиконечной звездой на голове и стрелами за спиной.

Вавилонское царство

На месте Шумерского и Аккадского государства в начале 2 тысячелетия до нашей эры возникла новая великая держава – Вавилония. Столицей царства был избран город Вавилон, по которому оно впоследствии получило свое название.Во времена расцвета шумерской цивилизации Древний Вавилон был относительно небольшим городом. Но постепенно он рос и богател, благодаря своему выгодному расположению в центре речной долины, на пересечении торговых путей.

Под властью Вавилона объединилось множество городов Междуречья, образовав Вавилонское царство. Наибольшего могущества Вавилония достигла во времена правления царя Хаммурапи. Он прославился как выдающийся правитель благодаря многочисленным военным походам. Царь Хаммурапи завоевал Урук, Ашшур, Мари, Ларсу, Иссин и другие города-государства. В конце концов, под его властью оказалась практически вся Месопотамия.

1 rt 1 20

6dghfgj

Царь Вавилонии Хаммурапи создал первую в истории систему законов, которые действовали на территориях всего Междуречья. Свод законов состоял из 282 статей и регулировал все стороны жизни вавилонского населения. Законы царя Хаммурапи определяли:

  • личные и имущественные права жрецов;
  • обязанности чиновников;
  • различные виды наказания для разных категорий населения за всевозможные преступления и провинности;
  • размеры налогов;
  • правила вступления в брак и основания для развода;
  • правила ведения торговли, аренды полей, садов, домов и прочего имущества;
  • порядок приобретения рабов.

Запоминаем новые слова!

Налоги – это обязательные платежи, взимаемые в пользу государства с населения.

Аренда – это временное пользование землей, помещением или какой-либо вещью за определенную плату.

Законы Хаммурапи сохранились и до сегодняшних дней, так как были высечены на черном каменном столбе. С их помощью ученые смогли установить, какие проживали люди в Древнем Вавилоне, и чем они занимались. Вместе с законами историки нашли на камне послание, в котором говорилось, что за нарушение всех перечисленных правил, людей ждет голод, страшные болезни и смерть.

После смерти Хаммурапи его царство распалось.

Словарь

1. Цивилизация – самодостаточное сообщество стран и народов, существующее в пределах исторического времени. Каждая цивилизация уникальна, отличается от всех других цивилизаций традициями, особенностями среды обитания, особенностями народов, представляющих данную цивилизацию.

2. Комета – это небольшое небесное тело, состоящее изо льда, камня и металла, вокруг которого часто образуется хвост из газа и пыли.

3. Тюрбан – это мужской головной убор, представляющий собой ткань, обмотанную вокруг головы.

Источник

Урок истории по теме «Древнее Двуречье». 5-й класс

Презентация к уроку

Древние цивилизации Востока. Месопотамия. Общественное устройство. Экономика. Религия. Культура.

Программа 2009: Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни, занятия населения. Города-государства. Мифы и сказания. Письменность.

Образовательный аспект: сформировать представление и цивилизации Древнего Междуречья (Месопотамии) и ее создателях, особенностях, достопримечательностях

Развитие мыслительных качеств:

— умение сравнить цивилизации Древнего Египта и Месопотамии

— умение обобщать, анализируя факты истории жителей Междуречья, учить делать выводы об особенностях данной цивилизации

— умение выявлять причины, почему именно орошаемое земледелие и ремесло были хорошо развиты на данной территории

— умение использовать карту как источник информации о расположении цивилизации и ее природно-климатических особенностях

— оценить вклад народов Древнего Двуречья в общемировую культуру

— высказывать свою позицию в отношении правителей древнего Двуречья

  1. Местоположение и природа.
  2. Хозяйство. Занятия.
  3. Устройство. Управление.

Однажды путешественники из Египта направились на северо-восток. Через много дней странствий по пескам, они вышли к полноводной реке Евфрат. Посмотрев на бегущую воду, люди воскликнули: Быть не может! Да ведь это река, текущая наоборот!

Почему они так решили? (работа с картой)

Тема урока “Древнее Двуречье”.

Природа древнего Двуречья была очень схожа с природой Египта (Африка, Азия, Аравийский полуостров, р. Евфрат и р. Тигр, Персидский залив, Двуречье (Междуречье, Месопотамия).

Презентация: зиккурат. Пирамиды вроде такие как же в Египте или нет?

Проблема урока: Так одинаковы эти государства или нет? Ваши версии?

В чем схожи, и чем отличаются Египет и Двуречье?

! Как лучше всего их сравнить? Что нам для этого нужно знать? (проговаривание затруднения)

Схема изучения государства (запись в тетрадь)

  • Местоположение и природа.
  • Хозяйство. Занятия.
  • Устройство. Управление.

Местоположение и природа (работа по карте – проговаривание)

Каково было главное занятие жителей Двуречья?

Прочитайте текст из законов Хаммурапи, и составь перечень занятий жителей (либо 1 статья на слайд)

  1. Если человек поленится укрепить плотину своего поля, в его плотине произойдет прорыв и будет затоплена возделанная земля, он должен возместить хлеб, который погубил.
  2. Если человек срубил в саду человеке дерево без ведома хозяина, то должна за это заплатить
  3. Если какой-либо ремесленник возьмет малолетнего в воспитанники и научит его своему ремеслу, он не может быть потребован обратно.
  4. Если строитель построил дом человеку, то должен жать ему в подарок 2 сикля серебра за каждый сар площади дома.
  5. Если корабельщик соорудит судно и сделает свою работу ненадежно, так что судно станет течь, то корабельщик должен сломать это судно, сделать прочное, и за свой счет отдать его хозяину.
  6. Если человек украдет оросительное орудие с обрабатываемой земли, он дожжен отдать хозяину орудия 5 сиклей серебра.
  7. Если человек купит из руки сына человека или из руки раба человеа без свидетелей, то его должно назвать вором и убить.

Обе это цивилизации – Древний Египет и Древнее Двуречье названы речные цивилизации. Почему?

Несмотря на их схожесть, они отличались друг от друга. Сравним с помощью работы групп и составим общую таблицу:

Общие черты Египта и Междуречья
Отличительные особенности Египта Отличительные особенности Междуречья

1 группа: Местоположение и природа

Египет Междуречье
Климат
Реки
Разливы рек
Ирригация

В Двуречье существовали мифы. В мифе о сотворении мира рассказывается о том, что бог создал небо и землю, посадил на ней растения, заселил ее животными. Из глины бог вылепил первых людей, подобных богам, по своему образу и подобию.

  • Какие выводы можно сделать из этого мифа?
  • Почему бог вылепил первых людей из глины?

Еще один миф – Миф о всемирном потопе.

Какие сведения из жизни людей можно узнать из этого мифа?

  • Как в нем отразилась природа страны?
  • Что в нем правда, а что вымысел?

Вывод: Очевидно, люди в Двуречье также зависели от природы, как и в Египте. Земля была плодородной. Почва была в Друречье глинистой, поэтому вода не впитывалась и затопляла поля. Таким образом, мифы были тесно связаны с природой, особенностями жизни.

Ирригационная система шумеров

Каждую весну реки Тигр и Евфрат наполнялись дождевой и талой водой и широко разливались. Земледельцы научились пользоваться этими временными излишками влаги, столь необходимой для повышения плодородия почвы. Драгоценную воду удерживали благодаря системе прудов, а затем постепенно отводили по густой сети оросительных каналов на свои поля в течение всего жаркого и засушливого лета. Так возникло ирригационное земледелие. Каналы одновременно служили и транспортными путями, по которым перевозили людей и грузы.

2 группа: Постройки в Двуречье

— учебник пункт 2 (внешний вид – презентация) Зиккурат

Египет Междуречье
Большинство построек из камня Большинство построек из глины

Жители Двуречья – шумеры использовали для строительства городов глину (Презентация).

Вывод: И в Египет и в Двуречье строили жилища, храмы, гробницы, но в Египет строили из камня, а в Двуречье из глины.

3 группа: Письменность

Египет Междуречье
Папирус, иероглифы Глиняные таблички, клинопись

Письменность называлась клинопись, знаки на письме были похожи на маленькие клинышки (Презентация)

Рассказ о библиотеке Ашшурбанапала.

Почему благодаря пожару библиотека была спасена?

Во времена первых раскопок таблички с клинописью были совершенно непонятны археологам. Многие сомневались, что это вообще можно прочитать. Но удалось это Роулинсону с помощью точной копии персидской надписки. Чтобы прочитать ее нужно была забраться на высоту 50 метров, где эта надпись была высечена на скале. С тех пор ученые прочитали множество табличек.

Вывод: И в Египет и в Междуречье существовала письменность, которая была из сотен значков — символов, обозначающих как целые слова, так и слоги. Сегодня эта письменность прочитана. В Египет – иероглифы, в Междуречье – клинопись.

Клинописным письмом обозначались либо целые слова, либо гласные, либо слоги. Сложные шумерские тексты читать было очень трудно, поэтому писцы пользовались специальными определителями, которые должны были исключить ошибки при чтении, поскольку в шумерском письме один и тот же знак имел много совершенно различных чтений и значений. Всего в шумерской клинописи существовало около 600 знаков.

История изучения клинописи

Впервые клинописные тексты были прочитаны учителем классических языков Г. Гротфендом, который перевёл несколько персидских надписей в 1802 г. Независимо от Гротефенда в 1830–1840 гг. английский офицер и дипломат Г. Раулинсон дешифровал вавилонскую клинопись. К концу XIX в. была прочитана эламская клинопись и составлен словарь аккадского языка. В первой половине XX в. была окончательно дешифрована самая древняя из клинописных систем — шумерская.

— Учебник пункт 3

Приведите Факты, что существовавшие у шумеров представления о богах были тесно связаны с природными условиями Двуречья.

Много ли общего в религиозных представлениях Египта и Междуречья?

В вавилонской мифологии главной богиней являлась Иштар. Первоначально она считалась покровительницей продовольствия, была символом обильных урожаев, богиней плодородия и любви. Позднее к её функциям присоединились ещё функции богини победы и правосудия. Иштар также являлась покровительницей семейной жизни.

Мардук — в вавилонской мифологии бог-покровитель Вавилона. Он был верховным божеством вавилонского Пантеона. Согласно мифологии Мардук, сын бога Эа, избранный царём в совете богов, возглавил их войну с войском первобытных чудовищ и убил предводительницу последних Тиамат, после чего создал землю, небо и людей.

Прочитайте миф о богине Иштар

К стране безысходной, земле обширной
Синова дочь Иштар свой дух склонила,
Склонила синова дочь дух свой пресветлый
К обиталищу мрака, жилищу Иркаллы.
К дому, откуда вошедший никогда не выходит
К пути, на котором дорога не выводит обратно.
К дому, в котором вошедший лишается света
Света он больше не видит, во тьме обитает
Туда, где питье его – прах, и еда – его глина.
А одет он словно бы птица, одеждою крыльев
На дверях, на засовах простирается прах,
Под вратами разлито запустенье.

Этот миф похож на египетский миф об Осирисе и Исиде.

Вывод: Природные условия способствовали возникновению в Двуречье цивилизации, которая была тесно связано с природными условиями. И в Египте, и в Двуречье было многобожие.

5 группа: Научные открытия и школы

— учебник пункт 3, 5

Вывод: И в Египет и в Двуречье развивалась математика и астрономия. Были школы. В Египет был высчитан год – 365 дней, в Междуречье – 60-тиричная система измерения.

Развитие астрономии в древней Месопотамии

Основным источником достоверных сведений о самых ранних астрологических системах являются клинописные глиняные таблички, найденные при раскопках в Двуречье (Месопотамии) — природной области в Западной Азии, в бассейнах рек Тигр и Евфрат. Наиболее ценной в этом плане оказалась обширнейшая коллекция клинописных табличек, собранная ассирийским царём Ашшурбанипалом в VII в. до н. э. в Ниневии и обнаруженная археологами уже в Новое время. Среди её текстов особенно значима большая астрологическая серия “Энума Ану Энлиль”, в которой были собраны предзнаменования за более чем тысячелетний период.

Создание пояса Зодиака

В древней Месопотамии существовала оригинальная система созвездий. Современная система созвездий, которую мы заимствовали у древних греков, многим ей обязана. Открытие Зодиака как полосы созвездий, в пределах которой происходит движение Солнца, Луны и пяти планет, — одно из наиболее выдающихся достижений древнемесопотамской астрономии. Существовала особая символика, связанная с небесными светилами, в частности, с созвездиями. Символы богов и священных предметов, имеющих астральное значение как фигуры созвездий, изображались нередко на печатях и пограничных камнях (кудурру). Среди них встречаются символы зодиакальных созвездий, хорошо известные нам по более поздним источникам, — в частности, Водолей, Козерог и Стрелец. Так, самые ранние изображения Козерога на печатях датируются концом III тыс. до н. э. Во II тыс. до н. э. эти символы уже имели, по-видимому, астральное значение как фигуры созвездий. Зодиак как полоса созвездий упоминается впервые явным образом в астрономическом компендиуме “Мул-Апин”, окончательная версия которого датируется приблизительно 700 годом до н. э. В тексте сказано: “Божества, которые стоят на пути Луны, через области которых Луна в течение месяца проходит и которых она касается”. Далее перечисляются названия 18 созвездий: “Звёзды, Небесный Бык, Праведный Пастух Ану, Старик, Посох, Великие Близнецы, Краб, Лев, Борозда, Весы, Скорпион, Пабилсаг, Коза-Рыба, Великан, Хвосты, Ласточка, Ануниту и Наёмник”. Некоторые из них легко узнаваемы как зодиакальные созвездия нашего времени: Близнецы, Лев, Весы, Скорпион сохранили свои названия без изменений; Небесный Бык — это месопотамский прообраз Тельца, Краб — это Рак, Коза-Рыба — Козерог. Все же прочие созвездия не имеют аналогов среди названий созвездий греческого Зодиака. Зодиак делился на двенадцать частей не случайно. В этом отражалась структура месопотамского лунно-солнечного календаря, в котором обычный, не високосный год содержал ровно 12 лунных месяцев. Кроме того, месопотамские астрономы в своих расчётах использовали схематический календарь, состоявший из 12 месяцев по 30 дней каждый — временной аналог математического Зодиака. Схематическим календарём в Месопотамии пользовались ещё во II тыс. до н. э., задолго до открытия пояса Зодиака. В середине I тыс. до н. э. в месопотамской астрономии в связи с Зодиаком сложилась непростая ситуация: в наблюдательной астрономии использовалась система из 18 зодиакальных созвездий, согласно списку “Мул-Апин”, в то время как в математической астрономии расчёты производились на основе 12-частной эклиптики, названия частей которой соответствовали созвездиям из того же списка.

Источник

Adblock
detector