Меню

Что передают звуки таблица

Звукопись Лекция 6

Звукопись (инструментовка, эвфония) — применение разнообразных фонетических приёмов для усиления звуковой выразительности речи. В частности, средствами языка могут воспроизводиться изображаемые в тексте неречевые звуки, например, известная строка из творчества Бальмонта при описании природы:

…Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.
— К. Д. Бальмонт

В стихосложении разделяют четыре основных приёма звукописи: повтор звука, повтор фонетически близких звуков, противопоставление фонетически контрастных звуков, разная организация последовательностей звуков и интонационных единств. Широко используются аллитерация (повтор согласных звуков) и ассонанс (повтор гласных звуков) и другие. Приёмы звукописи могут быть канонизированными — (общепринятыми в литературе) или индивидуальными.
Наиболее распространённой формой звукописи являются поэтические повторы, образующие особое построение текста. Это придаёт ему своеобразную симметрию.
Рассмотрим подробнее приёмы звукописи.

Аллитерация — приём речевой выразительности, в основе которого лежит повтор согласных звуков. С ним мы сталкиваемся и в русской, и в зарубежной поэзии. Удачное использование аллитерации показывает, насколько сильно развито у автора чувство художественного такта. Надо обладать чувством меры и не перегружать текст повторяющимися согласными. Аллитерация применяется поэтами для создания определенных ассоциаций. Например, повтор звука «р» может передать звучание мотора, «гр» — звучание грома, «хр» — храп или хруст. В русском языке аллитерация существует рука об руку с консонансом (повтором согласного, которым заканчивается слово).
Многие русские поэты знамениты своим умением удачно использовать приём аллитерации. Самые известные из них: А. С. Пушкин, Н. А. Некрасов, Г. Р. Державин, В. В. Маяковский, Ф. И. Тютчев. Рассмотрим несколько примеров из их работ для понимания, как выглядит звукопись в стихах талантливых и признанных поэтов:
«Через час отсюда в чистый переулок вытечет по человеку ваш обрюзгший жир», — строчка из стихотворения В. В. Маяковского «Нате».
Мы видим повторение звуков «ч», «с». В «Медном всаднике» А. С. Пушкина нам также встречается выразительный и удачный пример многократного использования глухого звука: «Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой». Автор применяет фонетический повтор «ш», который вызывает в воображении образ шипящего шампанского.
Произведение Г. Р. Державина «Водопад» представляет нам повтор звуков «гр», которые воспроизводят звучание грома: «Грохочет эхо по горам, как гром гремящий по громам».
В.В.Маяковский в статье «Как делать стихи?» писал об аллитерации:
Дозировать аллитерацию надо до чрезвычайности осторожно и по возможности не выпирающими наружу повторами. Пример ясной аллитерации в моём есенинском стихе — строка: „Где, он, бронзы звон или гранита грань»…
Сам Маяковский прибегал к аллитерации для обрамления, для большей подчеркнутости важного для него слова.

Большим мастером и приверженцем использования аллитерации был К. Бальмонт

Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря, в берег бьется
Чуждый чарам черный челн.
Чуждый чистым чарам счастья,
Челн томленья, челн тревог
Бросил берег, бьется с бурей,
Ищет светлых снов чертог.

Одним из видов аллитерации считается звукоподражание.

Вверху рычат германские моторы:
— Мы фюрера покоррные рабы,
Мы превращаем горрода в грробы,
Мы — смерть… Тебя уже не будет скорро.
(«Пулковский меридиан» В. Инбер)

Повторение звука «эр» создаёт иллюзию звука мотора немецкого самолёта, страшный звук бомбардировок.

Языковеды особо отмечают инструментовку стиха Пушкина:
«Роняет лес багряный свой убор. »
Интересно, что в этой фразе мы видим букву «р», стоящую в начале, в конце и точно посередине строки.

Ассонанс — повторение гласного, стоящего под ударением, или их сочетания в пределах одного стиха или фразы. Этот приём используют с целью сделать произведение более лёгким для восприятия на слух. А его звучание — более мелодичным.
Ассонанс встречается несколько реже аллитерации. Иногда авторы используют повтор конкретных гласных звуков для создания определенного настроения, или для того, чтобы показать, как одно эмоциональное настроение сменяет другое. Ассонанс используется поэтами уже не один век.
Как и аллитерация, ассонанс встречается в произведениях многих русских поэтов. По этой причине их стихи отличаются особенным благозвучием и выразительностью. Например: в стихотворении А. Блока «Фабрика» встречается повтор ударного гласного «о»: «Скрипят задумчивые болты, подходят люди к воротам». В романтической поэме А. С. Пушкина можно найти развернутый пример использования ассонанса: «Его молоденькая дочь пошла гулять в пустынном поле». Повторяется ударный звук «о» в каждой самостоятельной части речи. Произведение Б. Л. Пастернака «Зимняя ночь» также показывает удачный пример применения ассонанса: «Мело, мело по всей земле во все пределы». Четко видно повторение ударного звука «э» в каждом самостоятельном слове, из-за этого приема строка кажется более певучей.
Несколько примеров ассонанса известных поэтов:

У наших ушки на макушке,
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.
Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга.
(«Бородино», М. Лермонтов)

Многократное повторение звука «у» помогло поэту передать эхо раннего утра; гул, разносящийся над полем перед битвой.

Вот как распоряжается тем же звуком «у» Александр Пушкин:

Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь своим мечтам.

Ассонанс звука «у» использован, чтобы изобразить гул городской улицы.

А вот пример использования ассонанса К. Бальмонтом.

Я вольный ветер, я вечно вею,
Волную волны, ласкаю ивы,
В ветвях вздыхаю, вздохнув, немею,
Лелею травы, лелею нивы.
(Повторение гласных «о» и «е»)

Также известны другие понятия слова Ассонанс:
• ассонанс — Неполная рифма, основанная на тождестве ударных гласных при несовпадении согласных звуков стиховых окончаний.
• ассонанс — Неточная рифма, в которой совпадают только ударные гласные звуки.
• ассонанс — Неточная, неполная рифма в стихосложении.
• ассонанс — Повтор гласного или группы согласных; неполная рифма.
• ассонанс — Повторение в стихе сходных гласных звуков.
• ассонанс — Повторение однородных гласных в строке, строфе, фразе (в стихосложении).
• ассонанс — Созвучие гласных звуков.

3.Диссонанс и липограмма

Диссонанс и липограмма — приёмы звукописи, которые встречаются в современной русской литературе ещё реже.
Липограммой называется художественный приём, суть которого в том, что поэт сознательно избегает употребления какого-либо звука. В золотой век литературы применение этого средства считалось показателем высокого уровня мастерства поэта. Среди русских писателей самым известных приверженцем липограммы является Г. Р. Державин. Примеры её использования можно найти в стихотворении «Свобода»:
Теплой осени дыханье, Помавание дубов,
Тихое листов шептанье, Восклицанье голосов…
Этот стих состоит из четырёх строф по шесть строк в каждой, и ни в одной из них нет слова, содержащего букву «р».
Диссонанс — вид звукописи, при котором автор в качестве рифмы используется слова, схожие по своему фонетическому составу. Его исполнение довольно сложно, поэтому является показателем высокого уровня мастерства. Прием встречается в произведениях поэтов-экспериментаторов серебряного века. Например, у В. В. Маяковского, И. Северянина. Рассмотрим пример из стихотворения В. В. Маяковского «Рабочим Курска, добывшим первую руду…».
Сквозь огонь прошли, сквозь пушечные дула.
Вместо гор восторга – горе дола.
Рифма строчек достигнута автором за счёт созвучия слов «дула» и «дола».

Анафора — стилистический приём, заключающийся в повторении сродных звуков, слов, синтаксических или ритмических построений в начале смежных стихов или строф.
Звуковая анафора составляет особенность аллитерационного стиха, в котором должно быть равное количество логически сильных ударных слов в определённых местах,
Познакомимся с примерами, встречающимися у известных русских поэтов: Пример анафоры с использованием повторения двух звуков «д» и «м» встречается в произведении М. Цветаевой «Тебе – через сто лет»: «Друг! Не ищи меня! Другая мода! Меня не помнят даже старики». Повтор фонетических сочетаний в данном случае помогает выделить автору наиболее значимые для него слова.

Читайте также:  Тайные общества декабристов таблица южное и северное общество

Лексическая анафора, повторение одинаковых слов:

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
(К. Симонов)

Синтаксическая анафора, (анафорический параллелизм) повторение синтаксических конструкций:
Я стою у высоких дверей,
Я слежу за работой твоей.
(М. Светлов)

Строфическая анафора, повторение слов или синтаксических построений в смежных строфах: в следующем примере анафорическое слово, хотя и выделено в отдельную типографскую строку, но оно составляет начало ямбического стиха, который заканчивается последующей строкой:
Земля.
От влаги снеговой
Она еще свежа.
Она бродит сама собой
И дышит, как дежа.
Земля.
Она бежит, бежит

5. Эпифора
Эпифора — стилистический приём, заключающийся в повторении сродных звуков, слов, синтаксических или ритмических построений в конце смежных стихов или строф. В стихотворении К. Бальмонта можно найти эпифору:

«Шумели, сверкали
И к дали влекли,
И гнали печали,
И пели вдали».

На конце каждого глагола мы видим сочетание звуков «ли», что придает строкам особую мелодичность и певучесть.

6. Повтор сродных звуков и слов может быть организован в тексте и несколько по-другому принципу:
— кольцо – повтор в начале и в конце слов, фраз, полустиший, стихов и т.п.
— стык – когда конец слова, фразы, полустишия созвучен с началом следующего слова, фразы, полустишия.

Ономатопея — слова, которые имитируют собственное значение. Такими словами являются слова «Храп», «Хруст», и производные слова «храпеть», «хрустеть» и т.п.

И хруст песка, и храп коня
(А. Блок)

Морозом выпитые лужи
хрустят и хрупки, как хрусталь
(И. Северянин)

8. Каламбурные рифмы — рифмы, построенные на игре слов и звуковом сходстве. В каламбурной рифме используются многозначные слова, а также омонимы – когда между словами устанавливается лишь звуковое тождество, а смысловые ассоциации отсутствуют.
. Часто этот приём используется для достижения комичности. Встречается в работах В.В. Маяковского, А. С. Пушкина, Эмиля Кроткого, Д. Минаева и многих других авторов.
Рассмотрим несколько примеров:

1. В «Частушках» В. В. Маяковского легко можно найти каламбурную рифму:
В октябре с небес не пух —
Снег с небес валится.
Что-то наш Деникин вспух,
Стал он криволицый.

За счёт использования этого приёма автор достигает не только комического эффекта, но и напевности.

Вот как каламбур выглядит у А.С. Пушкина:

Вы, щенки! За мной ступайте!
Будет вам по калачу,
Да смотрите ж, не болтайте,
А не то поколочу.
(А. С. Пушкин)

Каламбур в исполнении Д.Д. Минаева

Он двадцать лет был нерадив,
Единой строчки не родив.
(Д. Д. Минаев)

А ещё из каламбурной рифмы вспоминается детское:

Говорили тиграм львы:
– Эй, друзья, слыхали ль вы,
Что не может носорог
Почесать свой нос о рог?

2. Не совсем юмористическое применение каламбурной рифмы можно увидеть в ироничном творении известной поэтессы М. Цветаевой «МукА и мУка»:

Всё перемелется?
Будет мукОй?
Нет,
Лучше
мУкой!

Существуют и другие приёмы звукописи, но перечисленные выше наиболее популярны, и чаще используются русскими поэтами.
Средства речевой выразительности прославили русский язык. Звукопись – один из приёмов, которые делают нашу литературу необычайно певучей и выразительной.

Вспомнилось, как языковеды отметили инструментовку строки Пушкина «Роняет лес багряный свой убор», отметив, что буква «р» в этой строке стоит в начале, в конце и точно посередине.

А из каламбурной рифмы вспомнилось детское:

Говорили тиграм львы:
– Эй, друзья, слыхали ль вы,
Что не может носорог
Почесать свой нос о рог?

Спасибо за интересную публикацию!

Спасибо за примеры. Очень трудно искать подходящие в море информации.

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Источник



Научная электронная библиотека

Билалова Л. М., Иванова О. М., Фатихова Л. Ф.,

1.1. Таблицы для изучения раздела «Фонетика»

tabl_1.wmf

Рис. 1. Звуки речи

Примечание к таблице:

2.wmf

– гласный звук вне слияния (квадрат красного цвета);

5.wmf

– твёрдый согласный звук вне слияния (квадрат синего цвета);

4.wmf

– мягкий согласный звук вне слияния (квадрат зеленого цвета);

3.wmf

– гласный звук в слиянии (прямоугольник красно-зеленого цвета);

6.wmf

– согласный твёрдый звук в слиянии (прямоугольник красно-синего цвета);

3.wmf

– согласный мягкий звук в слиянии (прямоугольник красно-зеленого цвета).

На этапе объяснения темы учитель организует работу с верхней частью опорной таблицы (рис. 1). Обучающиеся читают двустишие, предварительно написанное учителем на доске:

В сад заглянули козы,

Остановились, увидев розы.

Учитель организует беседу с классом:

– Что вы прочитали? (Предложение).

– Почему вы так считаете? (Потому что мысль понятна и завершена).

– Из чего состоит предложение? (Из слов).

– Из чего состоит каждое написанное слово? (Из букв).

– А из чего состоит слово, которое мы произносим и слышим? (Из звуков).

– Найдите в этом стихотворении слова, которые различаются только одним звуком. (Розы – козы).

Далее выясняется разница между этими словами по значению, произношению, делается вывод о важности каждого звука и каждой буквы в слове.

Учитель продолжает обсуждение:

– Произнесите отдельно каждый звук в слове игла и понаблюдайте, при произношении каких звуков воздух свободно проходит через рот, а когда встречает преграду.

– Как произносятся звуки и, а? Без голоса или с голосом?

– Как называются звуки, которые произносятся с голосом, и при их произнесении воздуху не мешают никакие преграды? (Гласные).

– Что вы еще знаете о гласных звуках? (С их помощью образуются слоги).

– Докажите, что гласный звук образует слог. (Обучающиеся приводят примеры и записывают под диктовку некоторые слоги).

Учитель указывает обучающимся на таблицу, разбирает группы звуков по таблице, дифференцирует их на гласные и согласные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, обращает внимание на те согласные, которые всегда твёрдые (мягкие). При разборе букв гласных звуков акцентируется внимание на том, что некоторые буквы обозначают один гласный звук (а, о, у,и, ы, э), и тогда они обозначаются значком в виде красного квадрата, а некоторые – два (я, ё, ю, е) – обозначаются красно-зеленым прямоугольником. Отдельно обговаривается, что буквы я, е, ё, ю, и еще обозначают мягкость согласных.

Читайте также:  Таблица когда рожать мальчика или девочку

Учитель объясняет смысл слияния и его обозначения с помощью значков. Так, красно-синим прямоугольником обозначаются слияния согласного с гласным, в которых согласный перед гласным твёрдый (па-, му-, лы и др.), а красно-зеленым – слияния, в которых согласный перед гласным мягкий (пя-, мю-, ли- и др.).

На этапе закрепления материала делается разбор посредством упражнений. Например, для усвоения роли йотированных гласных в словах проводится следующее упражнение: учитель называет разные слова, а дети делают выводы, почему в них пишется эта гласная:

Закрепление изученного можно проводить с помощью игр. Например, учитель указывает на любой гласный в опорной таблице, а дети приводят примеры слов с этим звуком в той части(ях) слова, на которую(ые) укажет учитель:

Учитель: а 11.wmf[а].

Обучающиеся: шар, арка…

Учитель: я 11.wmf[’а].

Обучающиеся: мяч, няня….

Учитель: я 11.wmf[й’а].

Обучающиеся: маяк, якорь…

На уроках закрепления изученного проводится работа с верхней частью таблицы «Звуки речи» (рис. 1). При этом учитель предлагает обучающимся вспомнить с опорой на таблицу, чем отличаются гласные звуки от согласных. (Гласные произносятся с голосом, а согласные с голосом и шумом или только с шумом).

Затем учитель предлагает загадки, а дети называют слово-отгадку, определяют в нем согласные звуки, дают им характеристику: глухой согласный – произносится только с шумом, звонкий согласный – произносится с голосом и шумом, производят проверку правильности выделенных характеристик по глухости-звонкости. Параллельно отрабатываются такие характеристики, как твёрдость-мягкость.

Учитель: Сооружение для перехода через реку (мост).

Обучающиеся: В этом слове три согласных звука: [м], [с] и [т];

[м] – звонкий, твёрдый;

[с] – глухой, твёрдый;

[т] – глухой, твёрдый.

На этапе закрепления материала активно используются игры. Приведем примеры.

Игра «Кто быстрее?»

Учитель указывает на звук в опорной таблице, а обучающиеся называют слова, в которых этот звук произносится именно так, как указано в таблице. Учитель может усложнить задание, дав инструкцию на поиск слов, в которых заданный звук стоит в начале, середине или конце слова. Выигрывает тот, который назвал больше всего слов.

Игра «Лучшая память»

Обучающиеся без опоры на таблицу выполняют следующие задания учителя:

1. Назовите согласные звуки, которые бывают только звонкими.

2. Назовите согласные звуки, которые бывают только мягкими.

3. Назовите твёрдые звонкие согласные.

4. Назовите мягкие глухие согласные.

pic2.wmf

Рис. 2. Звуковой анализ слова

В процессе объяснения нового материала учитель предлагает обучающимся вспомнить, как схематично обозначаются разные звуки (используется таблица на рис. 1), а затем даёт образец звукового анализа слов с опорой на таблицу на рис. 2: «Ем [й’эм] – три звука: е – гласная буква в начале слова, даёт два звука в слиянии – [йэ]. Обозначаю слияние
красно-зеленым прямоугольником, так как [й’] – мягкий согласный; [м] – твёрдый согласный вне слияния, обозначаю его синим квадратом».

Учитель просит прочитать слова в таблице (рис. 2), которые будут иметь такую же схему в результате звукового анализа, что и слово ем (ел, Ян, юг, яр, як).

Аналогичным образом даётся образец звукового анализа других слов в таблице (ель, маяк, бельё, льёт, воробьи).

В процессе закрепления материала обучающиеся самостоятельно с опорой на таблицу проводят звуковой анализ предложенных учителем слов. Можно провести следующие игры в виде соревнования:

● «Кто быстрее?» (побеждает тот, который за более короткий срок, чем остальные, сможет правильно провести звуковой анализ предложенного учителем слова);

● «Кто больше?» (побеждает обучающийся, который за отведенное время проведет звуковой анализ наибольшего количества слов из предложенных учителем);

● «У кого интереснее?» (побеждает ученик, который придумал и провел звуковой анализ самого длинного или редко встречающегося слова, выбранного им).

pic3.wmf

Рис. 3. Звонкие и глухие согласные

По таблице «Звонкие и глухие согласные» (рис. 3) дети учатся их различать.

Объяснение материала можно начать с опроса с опорой на ранее усвоенный материал.

– Чем отличаются согласные звуки от гласных? (Варианты ответа могут быть следующие: «Гласные можно пропеть, а согласные нет», «Гласные произносятся с голосом, а согласные или с шумом, или с шумом и голосом»).

– Какие бывают согласные звуки? (Звонкие и глухие, парные и непарные, мягкие и твёрдые).

На этапе закрепления и обобщения материла можно запланировать отгадывание загадок с последующим звуковым анализом отгаданных слов, например:

1. Бывает апельсиновый, томатный, яблочный… (сок).

с – [c] – шум 11.wmfглухой согласный;

о – [о-о-о] – 11.wmfголос гласный;

к – [к] – шум 11.wmfглухой согласный.

2. Что находится под дверью (порог)?

п – [п] – шум 11.wmfглухой согласный;

о – [а] – голос 11.wmfгласный;

р – [р] – голос + шум 11.wmfзвонкий согласный;

г – [к] – шум 11.wmfглухой согласный.

При анализе акцентируется внимание детей на том, что слышим а, а пишем о, слышим к, а пишем г. При этом можно назвать проверочное слово, способствуя тем самым развитию орфографической зоркости.

В дальнейшем обучающиеся, называя слова, при помощи голоса и указки работают по шкале звучности (нижняя часть таблицы).

pic4.wmf

Рис. 4. Парные и непарные согласные

По таблице «Парные и непарные согласные» (рис. 4) дети учатся отличать звонкие и глухие согласные, понимать правило замены звонкого согласного в середине и конце слова парным глухим согласным.

Объяснение нового материала можно начать с замены словосочетания одним словом или подбора синонимов к заданным словам, например:

1. Двенадцать месяцев (год)

2. Толкотня (давка)

На основе таких примеров обучающиеся делают вывод о том, что такое парные согласные. С опорой на таблицу выделяются и перечисляются также и непарные звонкие и глухие согласные. Учитель делает акцент на том, что при письме необходима проверка парных согласных.

На этапе закрепления материала можно предложить следующие упражнения:

1) учитель приводит примеры слов со звонкими и глухими парными и непарными согласными, а обучающиеся с опорой на таблицу классифицируют их;

2) учитель читает текст, а дети находят слова, в которых есть парные согласные и производят их проверку;

3) проводится наблюдение за словами, в которых есть непарные звонкие согласные (сонорные) и непарные глухие согласные, делается вывод, что их не нужно проверять.

На последующих уроках можно также использовать таблицу при работе над ошибками в изложениях и диктантах. Необходимо также приучать детей использовать таблицу при проверке своей работы после фонетического разбора.

pic5.wmf

Рис. 5. Фонетический разбор слова

Таблица на рис. 5 позволяет запомнить порядок фонетического разбора слова. Сначала учитель объясняет, как правильно сокращенно обозначать слова в процессе фонетического разбора: согласный – согл., гласный – гл., твёрдый – тв. и т. д., на примере слова «букварь» проводится фонетический разбор.

Далее даются варианты устного и письменного разбора слов.

Пример устного разбора

Коньки: конь – ки, 2 слога, 2 гласных, 3 согласных звука, 6 букв, 5 звуков, ударный слог – ки. Пишу буквы ка, о, эн, мягкий знак, ка, и. Обозначаю звуки: [к], [а], [н’], [к’], [и]. Разбираю звуки: [к] – согласный, твёрдый, глухой…

Пример письменного разбора

Коньки – 2 слога, 2 гл., 3 согл., 6 букв, 5 зв.

к – [к] – согл., тв., глух.

н – [н’] – согл., мягк., звонк., сонорн.

к – [к’] – согл., мягк., глух.

Читайте также:  Как задать первичный ключ таблицы

Обучающиеся, производя такой фонетический разбор, комментируют его вслух (см. пример устного разбора) или про себя.

Источник

Звуки и буквы

Количество букв и звуков в русском языке не совпадает. А понимания понятий «звук» и «буква» требуют уже от дошкольников. Многие взрослые затрудняются в определении количества звуков в слове. Как не запутаться?

Для начала напомню, что звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем (рис.1) . Буквы нужны для того, чтобы записывать звуки.

Буквы и звуки могут быть гласными и согласными. А вот звуки еще отличаются друг от друга по глухости-звонкости (то есть бывают глухими и звонкими), и по твёрдости-мягкости. При произнесении звонких звуков вибрируют голосовые складки. Эту вибрацию можно ощутить, приложив руку к горлу, в момент произнесения звуков В, З, Ж и др. Мягкие звуки отличаются от твердых тем, что при их произнесении поднимается средняя часть спинки языка.

Обучая дошкольников звуковому анализу, используют цветовые обозначения. Гласные звуки обозначают красным цветом, твердые согласные звуки – синим, а мягкие согласные – зеленым. Таким образом, после непродолжительного обучения любой дошкольник с опорой на схему может дать характеристику звуку (рис.2) .

Чтобы не запутаться, школьникам и детям, знающим буквы, можно предложить использовать иллюстрацию-подсказку из книги Л.Бурмистровой «Сказка про страну Словографию» (рис.3) .

По этой картинке легко понять, какие гласные буквы служат для обозначения мягкости или двух звуков на письме, какие согласные могут обозначать твердый или мягкий звук, где парные и непарные.

А теперь попробуем сделать звуковой анализ нескольких слов.

Слово «дом». Прекрасное слово, как слышим, так и пишем. Сначала твердый согласный [д], потом гласный [о], потом снова твердый согласный [м]. Дети выкладывают цветами так: синий, красный, синий. Именно такие слова дают детям, которые только начинают учиться анализировать звуковой состав слова.

В слове «мяч» сначала мягкий согласный [м’], потом гласный [а] и мягкий согласный [ч’]. На схеме это зеленый, красный, зеленый (рис.4).

Интересны для анализа слова: печенье, яблоко, грустный, просьба. Почти во всех словах не совпадает количество букв и звуков. Это происходит потому, что буквы Я, Е, Ё, Ю обозначают два звука, если стоят после ъ, Ь или других гласных; в стечениях согласных один звук может быть непроизносимым или уподобляться по звонкости-глухости соседнему согласному. Буква Е без ударения звучит как И, буква О без ударения звучит как А. Такие слова дают для анализа только школьникам (рис.5).

Будьте внимательны во время звукового анализа слов. Дошкольникам предлагайте те слова, которые пишутся и слышатся одинаково.

Полезная статья? Нажимайте лайк и подписывайтесь на канал.

Источник

Фонетика английского языка

фонетика английского языка для начинающих

Для того чтобы ваш английский язык был хорош, вам просто необходимо знание основ фонетики. Это влияет на правильное произношение отдельных звуков и определяет качественное звучание английских слов, а также правильное произношение предложения в целом. Для этого нужно знать, какие члены в предложении являются ударными, а на какие не стоит делать звуковой акцент. В данной статье мы досконально разберемся во всех аспектах фонетики английского языка и выполним несколько упражнений на закрепление материала.

Кроме этого, учитывая, что английский язык используется во многих странах мира. А значит, в каждой стране есть свои особенности языка, в том числе и фонетические. Классические различия существуют в английском языке Великобритании, США и Австралии. Английская фонетика в Великобритании является более старой и классической. В Америке английский язык более современный.

Принцип работы органов речи, образование звуков

Голосовые связки. Вибрация этих мускульных складок производит голос.

Нёбо. На его твердой части расположен альвеоляр, помогающий произносить глухие звуки. На мягком небе есть язычок, меняющий направление воздуха.

Ротовая полость. Выдыхаемый воздух может выходить через носовую или ротовую полость, образуя носовые фонемы английского языка ([m], [n], [ŋ]) и ротовые (все остальные).

Язык. Этот орган отвечает за правильную артикуляцию. Наиболее активна передняя часть языка, которая участвует в артикуляции согласных звуков. Средняя и задняя части менее подвижны, передвигаются горизонтально и участвуют в образовании гласных звуков.

Губы и зубы. Участвуют в образовании согласных звуков.

Все звуки образуются за счет выдыхания воздуха из легких через голосовую щель, расположенную между голосовыми связками. Когда связки напряжены, возникают звонкие и гласные звуки. Если она расслаблены, воспроизводятся глухие звуки. Движущей силой образования звуков являются диафрагма, легкие, бронхи и трахея. Большинство звуков образуются в полости рта.

Интонация. Восходящий, нисходящий тон

В английском языке интонация является основным средством выражения сказанного. Она формируется за счет сочетания темпа, фразового ударения, высоты тона, ритма произношения. Существуют два основных типа мелодики английского языка:

1. Нисходящий тон. Используется в повествовательных, утвердительных предложениях, передает законченные мысли, суждения, факты. Также нисходящий тон свойственен повелительным предложениям.

We found a cat. – Мы нашли кота.

Good morning! – Доброе утро!

Come here! – Иди сюда!

2. Восходящий тон. Показывает незаконченность высказывания. Он часто применяется при перечислении и в вопросительных предложениях. Интонация медленно поднимается от первого ударного слога фразы к последнему.

There is a closet, 2 beds and a big mirror in this room. — В этой комнате есть шкаф, две кровати и большое зеркало.

Can you bring me that chair? – Можешь принести мне тот стул?

Have you swept the floor? — Ты подмела пол?

Отдельно выделяют предложения со смешанными, восходяще-нисхдящими интонациями. Как правило, такое явление наблюдается при передаче эмоций. Интонация может меняться как внутри фразы, так и внутри одного слова.

No! – Нет! (Не может быть!)

It’s awful! – Это ужасно!

Ударения. Словесное, фразовое, логическое.

В английском языке существуют разные типы ударений.

  1. Словесное. Оно подразумевает выделение голосом одного слога в слове. В транскрипции перед ударным слогом ставится значок [‘]. Такое ударение помогает правильно произносить слова и отличать друг от друга разные части речи. Например, present [pri:”sent] – представлять, present [‘preznt] – представление (еще и «подарок»).
  2. Фразовое. С его помощью выделяются значимые части предложения. Например, He thinks ‘fast. – Он быстро соображает. What ‘happened? – Что произошло?
  3. Логическое. Самое непредсказуемое ударение, потому что оно используется для выделения слов, на которые говорящий хочет сделать акцент. Например, ‘ She did that! – Она это сделала! (Именно она, а не кто-то другой).

Чтение гласных букв в закрытом и открытом слоге

Всего в английском 6 гласных букв. В разных сочетаниях они передают 20 звуков. Чтение звуков зависит от типа слога.

  • Открытый слог (заканчивается на гласную или немую е). Гласная в таком слоге читается как в алфавите. Например, make [meik].
  • Закрытый слог (за гласной следует одна или несколько согласных). Буква передает краткий звук. Например, cat [kæt] – кот.

Согласные звуки в английском алфавите

При произношении каждого звука английского алфавита задействованы губы, язык и другие органы чувств. Английская фонетика для начинающих предусматривает получение простейших знаний по правильному произношению звуков и букв. Так, согласные звуки, которых больше в английском алфавите также классифицируются.

Первая группа согласных носит название смычных или взрывных. Это связано с особенностями их произношения. Губы полностью смыкаются, а потом полностью открываются.

К таким звукам относятся звуки p, b, t, g, d, k.

Источник

Adblock
detector