Меню

Человек умелый виды деятельности таблица

Человек умелый — характеристика и образ жизни наших предков

Содержание статьи

Человек умелый - характеристика и образ жизни наших предков

  • Человек умелый — характеристика и образ жизни наших предков
  • Как жили древнейшие и древние люди
  • Как жил человек в каменном веке

Строение и морфология

Человек умелый был ростом не более 130 см, он обладал непропорционально длинными руками. Его вес составлял около 30-50 кг, а объем мозга был в два раза меньше, чем у современного человека. От австралопитеков он отличался большим объемом черепной коробки и строением таза, которое обеспечивало более совершенный способ передвижения при помощи ног.

Череп человека умелого был расширен в теменно-затылочной и подглазничной областях. У него уже сложились структуры мозга, необходимые для появления речи, увеличились лобная и теменная доли. По сравнению с австралопитеком, размер зубов Homo habilis уменьшился, а эмаль стала тоньше. Если судить по строению челюсти, то данный представитель рода предпочитал мясную пищу, а не растительную.

У ноги человека умелого было 5 костей ступни, 5 фаланг пальцев, лодыжка и пяточная кость. По своему строению нога была примитивной, но все же человеческой. Структура кисти сочетала в себе как прогрессивные черты, необходимые для создания орудий и силового захвата, так и следы адаптации к лазанью по деревьям. Расширение ногтевых фаланг свидетельствует о формирование пальцевых подушечек как осязательного аппарата.

Социальная организация

Один из главных критериев принадлежности к роду Homo — создание орудий, для чего требуется большой объем головного мозга и изменения в строении кисти. Человек умелый изготавливал инструменты, которые представляли собой камни, расколотые с целью получения режущей кромки.

Homo habilis называют творцом галечной культуры, однако его орудия несут следы незначительной обработки, для их создания использовалось всего от 3 до 10 ударов. Такие инструменты являлись более совершенными, чем те, что применялись ранее. Они предоставили человеку умелому возможность выжить в условиях, которые прежде были враждебными для приматов.

Эксперты полагают, что социальная организация и интеллект Homo habilis были сложнее, чем у австралопитеков. Хотя человек умелый и использовал орудия, в отличие от современных людей, он не был хорошим охотником и часто становился добычей крупных животных, о чем свидетельствуют ископаемые останки. С помощью инструментов отделялось мясо от костей, которые оставляли хищники. Как правило, орудия человека умелого не использовались для нападения и защиты.

Источник



Эволюция человека (антропогенез)

Факторы эволюции человека

На ранних этапах эволюции человека главенствовали биологические факторы эволюции – изменчивость, борьба за существование, естественный отбор и т.п.

На поздних этапах эволюции человека главными стали социальные факторы эволюции – общественный образ жизни, использование орудия труда, использование огня, развитие речи.

Этапы эволюции человека

300-30 тыс.
человек разумный (подвид неандертальский)

Это подразделения внутри вида, приспособленные к конкретным условиям. Расы имеются у всех широко распространенных видов. У человека выделяют 3 большие расы (негроиды, европеоиды, монголоиды).

Расистская теория (расизм) отвергает единство человеческих рас, т.е. утверждает, что разные расы человека произошли от разных предков. Это неправда, все расы человека легко скрещиваются и дают плодовитое потомство, т.е. относятся к одному виду.

Отличия человека от человекообразных обезьян

1) Речь, подбородочный выступ.
2) Вторая сигнальная система, большой мозг, мозговая часть черепа больше лицевой.
3) Трудовая деятельность (создание и использование орудий труда), большой палец кисти противопоставлен остальным и хорошо развит.

4) Прямохождение: сводчатая стопа, расширенный таз, изгибы в позвоночнике (S-образный позвоночник), грудная клетка расширена в стороны.

Еще можно почитать

Задания части 1

Выберите один, наиболее правильный вариант. В основе расовой теории лежит отрицание
1) сходства человека и антропоидов
2) единства происхождения рас человека
3) принадлежности человека к приматам
4) морфологического единства рас

Выберите один, наиболее правильный вариант. Приспособленность человека к трудовой деятельности проявляется в
1) подвижном соединении костей
2) наличии различных отделов головного мозга
3) наличии пяти пальцев
4) разнообразии функций руки

Выберите один, наиболее правильный вариант. Какая особенность человека сформировалась под влиянием биологических факторов антропогенеза?
1) изготовление орудий труда
2) совместный труд
3) появление диафрагмы
4) сводчатая стопа

БИОЛОГИЧЕСКИЕ — СОЦИАЛЬНЫЕ
1. Установите соответствие между примером и фактором антропогенеза, который его иллюстрирует: 1) биологический, 2) социальный

А) пространственная изоляция
Б) дрейф генов
В) речь
Г) абстрактное мышление
Д) социальная трудовая деятельность
Е) популяционные волны

2. Установите соответствие между примером и фактором антропогенеза, для которого он характерен: 1) биологический, 2) социальный
А) трудовая деятельность
Б) абстрактное мышление
В) изоляция
Г) мутационная изменчивость
Д) популяционные волны
Е) вторая сигнальная система

СОЦИАЛЬНЫЕ
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания социальных факторов антропогенеза. Запишите цифры, под которыми они указаны.
(1) Эволюция человека началась несколько миллионов лет назад и продолжается до сих пор. (2) Благодаря силам естественного отбора человечество приобрело характерные черты, отличающие его от остальных приматов. (3) Важной составляющей в становлении человека как разумного вида была его способность к коллективному труду. (4) Человек слишком слаб, чтобы охотиться на крупную и опасную добычу в одиночку. (5) Совместная охота и способность договориться с помощью речи значительно увеличивали шансы на выживание. (6) Появление и усовершенствование речи также способствовало более эффективной передаче навыков от старшего поколения младшему. (7) Владение различными навыками делало группу более успешной в борьбе за существование.

АВСТРАЛОПИТЕКИ — ДРЕВНЕЙШИЕ — ДРЕВНИЕ
Установите соответствие между характеристиками и древними представителями гоминид: 1) австралопитек, 2) питекантроп, 3) неандерталец. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.

А) использование различных способов добывания огня
Б) обитание исключительно в Африке
В) объём мозга 500–600 см 3
Г) изготовление простых орудий – каменных сколов и отщепов
Д) обитание на территории современной Европы
Е) загонная охота на хищных животных

ДРЕВНЕЙШИЕ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. К архантропам (древнейшим людям) относятся

1) гейдельбергский человек
2) человек умелый
3) синантроп
4) питекантроп
5) неандерталец
6) кроманьонец

ДРЕВНЕЙШИЕ — ДРЕВНИЕ
1. Установите соответствие между признаком и ископаемой формой человека: 1) неандерталец, 2) питекантроп.

А) использование скребел и наконечников
Б) появление зачатков речи
В) принадлежит к виду Человек прямоходящий
Г) объем мозга 900-1100 см 3
Д) умел поддерживать огонь

ДРЕВНИЕ
Прочитайте текст. Выберите три верных утверждения. Запишите цифры, под которыми они указаны.
(1) Неандерталец — древний человек, ископаемые остатки которого были обнаружены в долине Неандерталь в Германии. (2) Жили неандертальцы в пещерах, охота велась коллективно с использованием костяных орудий. (3) Череп неандертальцев имел мощный надглазничный валик, лоб был низким, лицо скуластым. (4) Неандертальцы — самые близкие предки человекообразных обезьян. (5) Немногочисленные ветви неандертальцев сохранились до сегодняшнего дня в Африке

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СТАДИЙ
1. Укажите историческую последовательность основных стадий антропогенеза

1) Человек современного типа
2) Австралопитек
3) Кроманьонец
4) Питекантроп
5) Неандерталец

2. Установите хронологическую последовательность антропогенеза
1) человек умелый
2) человек прямоходящий
3) дриопитек
4) человек разумный

3. Установите последовательность эволюции ископаемых предков современного человека в хронологическом порядке. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) австралопитек африканский
2) человек разумный неандертальский
3) питекантроп
4) дриопитек (ксениапитек)
5) человек умелый

4. Установите хронологическую последовательность этапов антропогенеза. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) австралопитек
2) человек умелый
3) человек прямоходящий
4) неандерталец
5) кроманьонец

Читайте также:  Таблица режимов резания для токарной обработки

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ УМЕНИЙ
Установите последовательность совершенствования орудийной деятельности человека на разных этапах антропогенеза. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) производство каменных заготовок для изготовления ножей
2) изготовление орудий из меди-сырца
3) использование рогов, костей, перьев
4) создание «галечных орудий» путём создания сколов на камне
5) изготовление железных наконечников

ЧЕЛОВЕК — ЖИВОТНЫЕ ОТЛИЧИЯ
Выберите три варианта. В чем состоит сходство скелета человека и скелетов млекопитающих животных?

1) позвоночник имеет пять отделов
2) стопа имеет свод
3) мозговой отдел черепа больше лицевого
4) имеются парные суставные конечности
5) в шейном отделе семь позвонков
6) форма позвоночника S-образная

ЧЕЛОВЕК — ЖИВОТНЫЕ ОТЛИЧИЯ
1. Выберите три варианта. Человек в отличие от животных

1) имеет кору больших полушарий
2) образует различные природные популяции
3) обладает второй сигнальной системой
4) может создавать искусственную среду обитания
5) имеет первую сигнальную систему
6) может создавать и использовать орудия труда

2. Выберите три варианта. Человек, в отличие от животных
1) влияет на среду обитания в процессе жизнедеятельности
2) имеет S-образный позвоночник
3) образует различные популяции
4) имеет первую сигнальную систему
5) обладает второй сигнальной системой
6) создает и использует орудия труда

3. Выберите три варианта. У человека в отличие от млекопитающих животных
1) тело расположено вертикально
2) позвоночник не имеет изгибов
3) позвоночник образует четыре плавных изгиба
4) грудная клетка расширена в стороны
5) грудная клетка сжата с боков
6) лицевой отдел черепа преобладает над мозговым

4. Выберите три варианта. Скелет человека в отличие от скелета млекопитающих животных имеет
1) прямой позвоночник без изгибов
2) грудную клетку, сжатую в спинно-брюшном направлении
3) грудную клетку, сжатую с боков
4) позвоночник S-образной формы
5) сводчатую стопу
6) массивный лицевой отдел черепа

ЧЕЛОВЕК — ОБЕЗЬЯНА
Установите соответствие между признаками и представителями класса Млекопитающие, для которых эти признаки характерны: 1) шимпанзе обыкновенный, 2) человек разумный. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

А) преобладание лицевого отдела черепа над мозговым
Б) пояс нижних конечностей в виде чаши
В) сводчатая стопа
Г) наличие подбородочного выступа
Д) развитые надбровные дуги
Е) сжатая с боков грудная клетка

ЧЕЛОВЕК — ОБЕЗЬЯНА СХОДСТВО
Выберите три варианта. Сходство человека и человекообразных обезьян подтверждается

1) одинаковыми группами крови и резус-фактором
2) одинаковым набором хромосом
3) восприимчивостью к сходным болезням
4) равным числом извилин в коре больших полушарий мозга
5) сходными видами паразитов
6) преобладающим развитием мозгового отдела черепа над лицевым

ЧЕЛОВЕК — ОБЕЗЬЯНА ОТЛИЧИЯ
1. Выберите три особенности скелета, свойственные только человеку

1) наличие ключиц
2) наличие подбородочного выступа
3) облегчение массы костей верхних конечностей
4) наличие пятипалых конечностей
5) S-образная форма позвоночного столба
6) сводчатая стопа

2. Выберите три верных ответа из шести и запишите в ответе цифры под которыми они указаны. У человека, в связи с трудовой деятельностью сформировались следующие видовые особенности:
1) мелкая моторика рук
2) абстрактное мышление и речь
3) чашеобразная форма таза
4) S-образный по форме позвоночник
5) сводчатая стопа
6) значительное увеличение размеров головного мозга

3. Выберите три варианта. Какие особенности сформировались у человека в связи с трудовой деятельностью?
1) сводчатая стопа
2) развитие ключиц в плечевом поясе
3) чашеобразная форма таза
4) усложнение коры больших полушарий головного мозга
5) противопоставление большого пальца руки всем остальным
6) речь и мышление

ПРЯМОХОЖДЕНИЕ
1. Выберите три варианта. В связи с прямохождением у человека

1) освобождаются верхние конечности
2) стопа приобретает сводчатую форму
3) большой палец руки противостоит остальным
4) таз расширяется, его кости срастаются
5) мозговой отдел черепа меньше лицевого
6) уменьшается волосяной покров

2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Приспособлениями человека к прямохождению являются следующие признаки:
1) позвоночный столб человека приобрел отчетливо выраженные изгибы в форме лука, два из которых направлены вперед, два других – назад
2) большой палец руки противопоставлен всем остальным
3) развитие коры больших полушарий головного мозга
4) формирование сводчатой конструкции стопы
5) поворот таза и резкое его расширение
6) наличие диафрагмы

3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. У человека в связи с прямохождением
1) позвоночник образует четыре изгиба
2) кости в суставах соединены подвижно
3) пальцы руки соединены с пястью
4) пояс нижних конечностей широкий, имеет вид чаши
5) в стопе хорошо выражен свод
6) большой палец кисти противопоставлен всем остальным

4. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. У человека в связи с прямохождением
1) позвоночник имеет S-образную форму
2) грудная клетка сплюснута с боков
3) пояс нижних конечностей чашеобразный
4) масса тел позвонков уменьшается от шейного к поясничному отделу
5) сформировался свод стопы
6) кости верхних конечностей более массивные

Таблица

Проанализируйте таблицу «Различия в строении человека и человекообразных обезьян». Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Запишите выбранные цифры, в порядке, соответствующем буквам.
1) преобладает лицевой отдел черепа, имеются сплошные надбровные дуги, отсутствует подбородочный выступ, объем мозга около 700 см3
2) руки длиннее ног, большой палец стопы противопоставлен остальным, имеется свод стопы
3) грудная клетка
4) шейный и поясничный отделы позвоночника
5) преобладает лицевой отдел черепа, имеются надбровные дуги, подбородочный выступ развит слабо, объем мозга около 1100 см3
6) грудной и крестцовый отделы позвоночника
7) ноги длиннее рук, большой палец кисти противопоставлен остальным, стопа сводчатая
8) позвоночник

Источник

Эволюция человека – древний человек и этапы развития

Комментариев нет/ 2247

В настоящее время наука располагает значительным числом палеоантропологических, археологических и геологических данных, позволяющих в общих чертах осветить ход антропогенеза.

Выделяють четыре условных стадии (отрезка) антропогенеза, характеризующиеся определенным типом ископаемого человека, уровнем развития материальной культуры и общественных институтов:

1) австралопитеки (предшественники человека);

2) питекантропы (древнейшие люди, архантропы);

3) неандертальцы (древние люди, палеоантропы);

4) человек современного типа, ископаемый и современный (неоантропы).

Но в учебной литературе чаще выделяют следующие этапы эволюции человека, о чем ниже.

Первые отличия человека разумного

Одним из важнейших показателей человека разумного является речь. Для того чтобы овладеть членораздельной речью, человеку необходим мозг, критическая масса которого составляет 750 грамм. Именно возникновение речи отличает высшую нервную деятельность человека от высшей нервной деятельности животных, она отличается очень важным показателем – речь человека абстрактна, люди понимают друг друга, общаясь с помощью слов.

Первый этап становления человека как представителя рода Homo – возникновение членораздельной речи.

Второй этап становления человека – проявление заботы о стариках. По сравнению с животными, которые при нападении хищников готовы пожертвовать молодым и старым поколениями, человек при появлении речи берег своих стариков, так как понял, что они представляют собой очень важный носитель нужной информации, а разумного человека необходимо беречь для получения знаний о выживании. Старшее поколение заботилось о младшем, передавало свои знания и житейские хитрости.

Автралопитеки

Установление конкретного предка гоминоидов остается проблемой для современной науки. Существование его связано с большой, процветавшей в миоцене — плиоцене (миоцен простирается в пределах 22-27 млн лет, плиоцен — в пределах 5-10 млн лет) группой африканских дриопитеков, ведущей начало от олигоценового египтопитека (30 млн лет). В 50-60-х годах учеными один из дриопитеков — проконсул — выдвигался на роль «модели» общего предка гоминид и понгид.

Читайте также:  Посевной календарь 2021 для украины таблица

Эволюция человека – древний человек и этапы развития 1

Миоценовые дриопитеки были полуназемными-полудревесными человекообразными обезьянами, обитавшими в условиях влажных тропических, горных или обычных широколиственных лесов, а также районов лесостепи. Находки миоценовых и нижнеплиоценовых дриопитеков известны также в Греции, Венгрии и Грузии.

От общей исходной формы разошлись две ветви эволюции: первая, понгидная, привела спустя много миллионов лет к современным человекообразным обезьянам, вторая, гоминидная, — к появлению, в конечном счете, человека современного анатомического типа. Эти две ветви в течение многих миллионов лет развивались независимо друг от друга в разных адаптивных направлениях. В соответствии с природными и ландшафтными условиями, в каждой из них сформировались специфические черты биологической организации, соответствующие образу жизни.

Человек умелый

Эволюция человека – древний человек и этапы развития 2

Именно от них произошел наиболее древний вид людей, которых ученые называют Homo habilis – «человек умелый».

Авторы теории эволюции считают, что по внешнему виду и строению человек умелый не отличался от человекообразных обезьян, но при этом уже умел изготавливать примитивные режущие и рубящие орудия труда из грубо обработанной гальки.

Человек прямоходящий

этапы эволюции человека

Ископаемый вид людей Homo erectus («человек прямоходящий»), согласно теории эволюции, появился в Восточной Африке и уже 1,6 млн. лет назад широко распространился по Европе и Азии.

Человек прямоходящий был среднего роста (до 180 см) и отличался прямой походкой.

Представители этого вида научились изготовлять каменные орудия для труда и охоты, использовали шкуры животных в качестве одежды, жили в пещерах, пользовались огнем и готовили на нем пищу.

Неандертальцы

этапы эволюции человека

Когда-то предком современного человека считали неандертальца (Homo neanderthalensis). Этот вид, согласно теории эволюции, появился около 200 тысяч лет назад, а 30 тысяч лет назад прекратил свое существование.

Неандертальцы были охотниками и отличались мощным телосложением. Однако их рост не превышал 170 сантиметров. Сейчас ученые полагают, что неандертальцы были, скорее всего, лишь боковой ветвью того эволюционного древа, от которого произошел человек.

Человек разумный или кроманьонец

Человек разумный (на латыни – Homo sapiens) появился, согласно теории эволюции Дарвина, 100-160 тысяч лет назад. Homo sapiens строили шалаши и хижины, иногда даже жилые ямы, стены которых обшивали деревом.

Они умело пользовались луком и стрелами, копьями и костяными крючками для ловли рыбы, а также строили лодки.

Человек разумный очень любил расписывать тело, украшать рисунками одежду и предметы домашнего быта. Именно Хомо сапиенс создали человеческую цивилизацию, которая существует и развивается до сих пор.

Эволюция человека

Кроманьонцы были высокого роста — до 180 см, с высоким лбом, объёмом мозга 1600 см 3 . Над глазами отсутствовал сплошной валик; на нижней челюсти хорошо развит подбородочный выступ, что свидетельствует о развитии членораздельной речи. Кроманьонцы обладали всем комплексом основных физических особенностей, которые имеются и у наших современников. Их умственное развитие достигло высокого уровня. Об этом свидетельствуют изменения, происшедшие в их жизни.

Кремневые орудия становились более разнообразными и совершенными, кроманьонцы широко стали использовать трудно обрабатываемые материалы: кость, рог. Они умели сверлить, шлифовать, знали гончарное дело, приручали животных, начинали развивать земледелие, сшивали шкуры животных и изготовляли из них одежду и жильё. Все это делало человека менее зависимым от климатических условий. Именно поэтому люди стали осваивать ранее недоступные районы земного шара. Кроманьонцы жили родовыми общинами в построенных жилищах.

На этом этапе произошло ещё одно крупное событие в жизни людей – возникло искусство. Рисунки первых художников, обнаруженные на стенах пещер, каменные и костяные скульптуры, выполненные с удивительным для того времени мастерством. Всемирной известностью пользуется живопись Каповой пещеры (на Урале). Зарождается религия. Эволюция человека вышла из-под ведущего контроля биологических фактов и приобрела социальный характер.

Эволюция человека. Таблица

Предупреждаю сразу, что временные рамки в таблице, приведенной ниже, не совпадают с вышеперечисленным. Данные для статьи взяты из разных источников, и лишний раз подтверждают, как мало и не точно мы знаем историю развития жизни на Земле. Разные ученые и разные издания дают отличные друг от друга датировки, единства нет и в разделении на этапы и подэтапы.

примитивные орудия труда (палки, камни, кости)

Источник

Эволюция человека – этапы в таблице (9 класс, биология)

Вопрос о происхождении человека однозначно не разрешён. На этот счёт существует несколько теорий. Одной из них является теория эволюции.

Эволюция человека – этапы в таблице (9 класс, биология)

Что такое эволюция

В биологии эволюцией называют образование новых видов путём изменения старых.

Изменение происходит за счёт закрепления каких-то признаков. Особи одного вида незначительно различаются по признакам строения.

Если какой-то признак помогает виду в борьбе за выживание, то он закрепляется и усиливается. Так образуются новые виды и подвиды.

К примеру, считается, что предки человека постепенно утрачивали волосяной покров, т. к. чаще выживали особи с менее густой шерстью. Они не перегревались и успешнее убегали от хищников.

Человек разумный – один из видов

Говоря об эволюции человека, мы говорим о происхождении вида человек разумный (Homo sapiens). Согласно теории эволюции, он произошёл постепенно, за миллионы лет, от видов, которые сами уже исчезли с лица Земли.

Современные виды приматов не являются предками человека. Они также произошли от каких-то предшествующих видов, которые давно вымерли.

Палеонтология

Наукой, изучающей ископаемые остатки животных, а также следы их жизнедеятельности, является палеонтология.

Палеонтологические находки:

  • показывают какие виды существовали ранее;
  • позволяют учёным сформировать ряд следующих друг за другом во времени видов;
  • являются доказательствами эволюционного процесса.

Предки человека

Обезьяны – это лесные животные. Считается, что переход к человеку начался, когда какие-то древние виды обезьян стали осваивать саванны и редколесья.

Среди палеонтологических находок – множество различных видов, занимающих промежуточное положение между обезьянами и людьми.

Австралопитек

Слово «австралопитек» обозначает «южная обезьяна». Он впервые найден в Южной Африке и считается одной из переходных стадий от обезьян к человеку.

Эволюция человека – этапы в таблице (9 класс, биология)

Рис. 1. Реконструкция австралопитека.

Существовало несколько видов австралопитеков. Один из них открыт недавно, в 2010 году. Все австралопитеки отличались прямохождением.

Прямохождение способствовало развитию мозга, а освободившимися руками австралопитеки научились изготавливать простейшие орудия труда из дерева, кости и камня.

Человек умелый (Homo habilis)

Это первый вид, который перешёл на регулярное изготовление каменных орудий труда. Фактически, это первая ступень в лестнице эволюции со статусом «человек» (Homo).

Эволюция человека – этапы в таблице (9 класс, биология)

Рис. 2. Реконструкция Homo habilis.

Питекантроп

Питекантроп, или человек прямоходящий, – это второй вид человека, отличающийся от умелого значительно большим объёмом мозга.

Неандерталец (Homo neanderthalensis)

Этот вид человека очень похож на нас, а некоторые его представители имели даже больший, чем у нас объём мозга.

Эволюция человека – этапы в таблице (9 класс, биология)

Рис. 3. Реконструкция Homo neanderthalensis.

Неандертальцы не были дикарями, они:

  • строили настоящие дома с двускатной кровлей;
  • высекали и поддерживали огонь;
  • заботились об инвалидах;
  • изготавливали множество видов каменных орудий;
  • проводили ритуалы;
  • имели зачатки искусства.

Кроманьонец

Кроманьонец – это человек современного типа, наш ближайший предок.
Кроманьонцы умели:

  • шить одежду;
  • делать посуду;
  • изготавливать сложные орудия труда;
  • занимались искусством.
Читайте также:  Система трудового права и система трудового законодательства таблица

Таблица «Этапы эволюции человека»

Стадии

Австралопитек

Человек умелый

Питекантроп

Неандерталец

Кроманьонец

5,0 – 1,75 млн лет назад

2,3 – 1,5 млн лет назад

1,8 – 0,7 млн лет назад

130 – 28 тыс. лет назад

40 тыс. лет назад

Использование природных предметов

Каменные рубила, скребки, проколки и т. д.

Сложные и многообразные инструменты, оружие, статуэтки

Теория эволюции не является законченной. Она постоянно меняется и развивается. В последнее время появились новые данные, говорящие о том, что питекантропы являются, вероятно, тупиковой ветвью и не являются предками человека разумного.

Современная биологическая эволюция человека

Биологически человек разумный практически не изменился за 40 тысяч лет. Теперь он меняется за счёт социальных факторов.

Человек приспосабливается к тому или иному обществу, осваивает для жизни новые технологии, профессии, вырабатывает новые культурные правила.

Хотя, надо признать, что существует явление акселерации, т. е. ускорения роста и развития детей и подростков по сравнению с темпами прошлых поколений.

Но оценить, имеет ли отношение акселерация к эволюции, можно будет потом.

Что мы узнали?

Готовя доклад или домашнее задание по биологии 9 класса по теме «Эволюция человека», выделим главное. Теория эволюции утверждает, что виды изменяются, образуя новые виды. Основные изменения, приводящие к развитию мозга и психики связаны с переходом наших предков к прямохождению и работе с орудиями. Ранние звенья в цепочке видов-предшественников отличаются от поздних: меньшим ростом, меньшим объёмом мозга, меньшими способностями к общественной жизни.

Источник

Антропогенез

Эволюционный путь человека
  • Парапитек (греч. para — возле, мимо, вне и πίθηκος — обезьяна)

Парапитеки — род древнейших вымерших обезьян, которые жили 35 млн. лет назад. Предположительно, парапитек — начальная стадия эволюции человекообразных обезьян и человека.

Парапитек

Дриопитеки — род вымерших человекообразных обезьян, которые жили 9-12 млн. лет назад. Вероятнее всего, к дриопитекам относится общий предок человека, гориллы и шимпанзе.

Дриопитеки обитали на деревьях, их пищевой рацион составляли ягоды и фрукты. Вели стадный образ жизни.

Дриопитеки

От дриопитеков произошли рамапитеки, жившие 8-12 млн. лет назад. Они находятся в промежуточном положении между человекообразными обезьянами и человеком. Сделать вывод о том, возникло ли у них прямохождение, не представляется возможным. Вероятнее всего, некоторую часть жизни они проводили стоя на двух ногах.

Обитали рамапитеки в редких лесах, значительную часть жизни проводили на деревьях.

Рамапитеки

Жили 2-8 млн. лет назад. Родина — Юго-Восточная Африка. По анатомическому строению были близки к человеку, обладали прямохождением. Объем их головного мозга составлял около 600 см 3 .

Использовали примитивные естественные предметы в качестве орудий труда: камни, палки, кости для охоты, собирательства. Отдельные представители австралопитеков дали начало роду Homo — человек.

Австралопитеки

Человек умелый существовал 2-3 млн. лет назад. Родина — Южная и Восточная Африка. Объем мозга составлял около 500-800 см 3 . Большой палец руки еще не противопоставлен другим (противопоставление большого пальца руки характерно для человека).

Человек умелый пользовался более сложными орудиями труда, возможно, использовал огонь. Во время охоты на диких животных объединялись, благодаря чему охота проходила успешнее.

Человек умелый

Древнейшие люди существовали 2 млн. лет назад, расцвет их деятельности пришелся на промежуток времени 600-400 тыс. лет назад. Использовали огонь и более современные орудия труда. Жили в пещерах, одевались в шкуры животных.

Наиболее известны среди архантропов: питекантроп — останки найдены на острове Ява в современной Индонезии, и синантроп — «пекинский человек» — останки найдены в Китае. Объем мозга питекантропа — 800-1400 см 3 , 700-1200 см 3 .

Человек прямоходящий

Неандертальцы жили 600-40 тыс. лет назад. Их Родина — Европа, Африка, Азия. Жили группами в пещерах. Как средство общения возможно использовали примитивную речь типа лепета. Объем мозга составлял 1400 см 3 .

Использовали огонь и каменные орудия труда. Неандертальцы первыми по-особенному стали относиться к смерти и мертвецам: они хоронили умерших на некотором отдалении от их своих стоянок, о чем свидетельствуют обнаруженные погребальные захоронения.

Неандертальцы

Появились 40-30 тыс. лет назад. Родина — Европа, Азия, Америка. Внешний облик и физическое развитие почти ничем не отличались от таковых у современного человека. Объем мозга 1600 см 3 .

Кроманьонцы и неандертальцы существовали бок о бок десятки тысяч лет, и это было отнюдь не мирное сосуществование. Между ними шла, как бы мы сейчас сказали, война, которую в итоге выиграли кроманьонцы.

Кроманьонцы использовали более современные орудия труда, носили одежду, делали рисунки на стенах пещер — занимались живописью. В систематике кроманьонцев относят к подвиду человек разумный Homo sapiens.

Кроманьонцы

Отличия человека от человекообразных обезьян

Мы только что изучили эволюционный путь, благодаря которому появился человек. Нельзя не отметить, что на данный момент времени перед теорией эволюции стоит гораздо больше вопросов без ответа, чем тех, на которые ответ уже получен.

Вы убедились, что человек вовсе не произошел от современных обезьян — у нас с ними общий предок, и не более. Наши эволюционные пути рано разделились, и сейчас я приведу вам несколько отличий человека от человекообразных обезьян:

  • Отчетливо выражен подбородочный выступ, что необходимо для развития речи
  • S-образная форма позвоночника, низкий расширенный таз
  • Сводчатая стопа с приведенным большим пальцем

Стопа человека и обезьяны

Мозг человека и обезьян

Основные движущие факторы антропогенеза

Каким же образом человек достиг такого высокого уровня развития, который позволяет выделить его из всех животных? Наше мышление и речь позволили эффективно сохранять, передавать и накапливать опыт следующим поколениям.

Мы можем вообразить, создать в своем сознании кристальные озера, бескрайние степи, непроходимые леса — поразительно, но ведь достаточно только одной мысли об этом! Другие животные могут мыслить только теми предметами, которые их окружают, и не в состоянии обобщить понятия: обезьяна никогда не осознает, что вода в бидоне и озере одинакова (опыт Павлова И.П.)

Абстрактное мышление

С точки зрения биологии, безусловно, эволюция человека подчиняется тем же законам, что и всего животного мира. Мы появились в результате борьбы за существование, наследственной изменчивости и естественного отбора. Это мнение высказал Чарльз Дарвин в книге «Происхождение человека и половой отбор», опубликованной в 1871 году.

«Человек — общественное животное», как говорил Аристотель. Социальные (лат. societas — общество) факторы эволюции человека сыграли важную роль в ходе антропогенеза. Труд, мышление, сознание и речь сделали невероятное — человек научился изготавливать орудия труда и применять одно орудие для изготовления другого (чего не могут животные). Труд способствовал развитию речи — появлению второй сигнальной системы.

Развитие речи уменьшило долю влияния биологических факторов, при этом влияние социальных факторов возросло. Общественный труд способствовал усложнению орудий труда, в результате которого развивалась рука.

Вслед за развитием руки происходило развитие центра речи, который анатомически находится в лобной доле коры больших полушарий, где расположена моторная зона (контроль произвольных движений организма, в том числе и движений руки).

Такая сложная цепь событий, случайностей и невероятных совпадений привела к появлению человека — высшей ступени эволюции.

Необратимость эволюции

© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2021

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

Источник

Adblock
detector