Меню

Антропов аргунов рокотов левицкий боровиковский таблица



Русские художники 18 века

Среди множества русских и иностранных художников, творивших в России, выдающимися мастерами портрета в 18 веке можно смело назвать

А.П. Антропова, И.П. Аргунова, Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского.

На своих полотнах А.П. Антропов и И.П. Аргунов стремились изобразить новый идеал человека – открытого и энергичного. Жизнерадостность, праздничность подчеркивалась яркими красками. Сановитость изображаемых, их дородность передавалась с помощью красивой одежды и торжественных статичных поз.

А.П.Антропов и его картины

А.П.Антропов. Автопортрет

В творчестве А.П. Антропова еще заметна связь с иконописью. Лицо мастер пишет слитными мазками, а одежду, аксессуары, фон – свободно и широко. Художник не «лебезит» перед благородными героями своих картин. Он рисует их такими, какими они есть на самом деле, какими бы чертами, положительными или отрицательными, они не обладали (портреты М.А. Румянцевой, А.К. Воронцовой, Петра ІІІ).

Среди наиболее известных работ живописца Антропова портреты:

  • Измайлова;
  • А.И. и П.А. Количевых;
  • Елизаветы Петровны;
  • Петра І;
  • Екатерины ІІ в профиль;
  • атамана Ф.Краснощекова;
  • портрет кн. Трубецкой

И.П.Аргунов — художник портретист 18 века

Автопортрет Аргунова

Развивая концепцию национального портрета, И.П. Аргунов быстро и легко усвоил язык европейской живописи и отказался от старорусских традиций. Выделяются в его наследии парадные ретроспективные портреты, которые он написал с прижизненных изображений предков П.Б. Шереметева. В его творчестве предугадано и живопись следующего века. Он становится творцом камерного портрета, на котором огромное внимание уделяется высокой одухотворенности образа. Это и был интимный портрет, который стал более распространенным уже в ХІХ веке.

портрет неизвестной в крестьянском костюме

И.П.Аргунов «Портрет неизвестной в крестьянском костюме»

Самыми значимыми в его творчестве были изображения:

  • Екатерины Алексеевны;
  • П.Б. Шереметева в детстве;
  • четы Шереметевых;
  • Екатерины ІІ;
  • Екатерины Александровны Лобановой-Ростовской;
  • неизвестной в крестьянском костюме.

Ф.С.Рокотов — художник и картины

Новая фаза развития этого искусства связана с именем русского художника-портретиста — Ф.С. Рокотова. Игру чувств, изменчивость человеческого характера передает он в своих динамичных образах. Мир живописцу казался одухотворенным, такими выступают и его персонажи: многогранными, полными лиризма и человечности.

Портрет неизвестного в треуголке

Ф.Рокотов «Портрет неизвестного в треуголке»

Ф.С.Рокотов работал в жанре полупарадного портрета, когда человек изображался по пояс на фоне архитектурных построек или пейзажа. Среди первых его работ — портреты Петра III и Григория Орлова, семилетнего князя Павла Петровича и княжны Е.Б. Юсуповой. Они нарядны, декоративны, красочны. Образы выписаны в манере рококо с его чувственностью и эмоциональностью. Благодаря работам Рокотова можно узнать историю его времени. Вся передовая дворянская элита стремилась быть запечатленной на полотнах кисти великого живописца.

Камерным портретам Рокотова свойственны: погрудное изображение, поворот к зрителю на ¾, создание объема сложной светотеневой лепкой, гармоничное сочетание тонов. С помощью данных выразительных средств художник создает определенный тип полотна, на котором изображались честь, достоинство, душевное изящество человека (портрет «Неизвестного в треуголке»).

Портрет А.Струйской

Ф.С.Рокотов «Портрет А.П.Струйской»

Особенно замечательными получались у художника юношеские и женские образы, и даже сложился определенный рокотовский тип женщины (портреты А.П. Струйской, Е. Н. Зиновьевой и многих других).

Помимо уже упомянутых, славу Ф.С.Рокотову принесли работы:

  • В.И. Майкова;
  • Неизвестной в розовом;
  • В.Е. Новосильцевой;
  • П.Н. Ланской;
  • Суровцевой;
  • А.И. и И.И. Воронцовых;
  • Екатерины ІІ.

Д.Г.Левицкий

Автопортрет Д.Левицкого

Говорили, будто портреты Д.Г.Левицкого отразили весь век Екатерины. Кого бы ни изображал Левицкий, он выступал тонким психологом и непременно передавал задушевность, открытость, грусть, а также и национальные особенности людей.

Самые выдающиеся его работы: портрет А.Ф. Кокоринова, цикл портретов «Смолянки», портреты Дьяковой и Маркеровского, портрет Агаши. Многие работы Левицкого считаются промежуточными между парадными и камерными портретами.

Портрет А.Ф.Кокоринова

Д.Г. Левицкий «Портрет А.Ф.Кокоринова»

Левицкий соединил в своем творчестве точность и правдивость изображений Антропова и лирику Рокотова, вследствие чего и стал одним из наиболее выдающихся мастеров XVIII века. Самые известные его работы — произведения:

  • Е. И. Нелидовой
  • М. А. Львовой
  • Н. И. Новикова
  • А. В. Храповицкого
  • четы Митрофановых
  • Бакуниной

В.Л.Боровиковский — мастер сентиментального портрета

потрет В.Л.Боровиковского

Портрет В.Л.Боровиковского, худ. Бугаевский-Благодатный

Личность отечественного мастера этого жанра В.Б. Боровиковского связана с созданием сентименталистского портрета. Его миниатюры и портреты маслом изображали людей с их переживаниями, эмоциями, передавали неповторимость их внутреннего мира (портрет М.И. Лопухиной). Женские изображения обладали определенной композицией: женщина изображалась на природном фоне, по пояс, она опиралась о что-то, держа в руках цветы или фрукты.

боровиковский портрет императора

В.Л.Боровиковский «Портрет Павла I в костюме мальтийского ордена»

Со временем образы художника становятся типичными для всей эпохи (портрет генерала Ф. А. Боровского), а поэтому художника еще называют историографом своего времени. Перу художника принадлежат портреты:

  • В.А. Жуковского;
  • «Лизанька и Дашенька»;
  • Г.Р. Державина;
  • Павла I;
  • А.Б. Куракина;
  • «Безбородко с дочерьми».

Для развития русской живописи XVIII век стал переломным моментом. Портрет становится ведущим жанром. Художники перенимают от своих европейских коллег технику живописи и основные приемы. Но в центре внимания оказывается человек со свойственными ему переживаниями и чувствами.

Русские портретисты старались не просто передать сходство, но и отразить на своих полотнах душевность и внутренний мир своих моделей. Если Антропов и Аргунов стремились, преодолев условности, правдиво изобразить человека, то уже Рокотов, Левицкий и Боровиковский пошли дальше. С их полотен смотрят одухотворенные личности, настроение которых уловили и передали художники. Все они стремились к идеалу, в своих произведениях воспевали красоту, но красота телесная была лишь отражением человечности и духовности, свойственных русскому человеку.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь

Источник

Русская живопись 18 века. Художники Аргунов, Антропов, Рокотов, Левицкий, Боровиковский, Щедрин, Шибанов

Русские художники-живописцы приобрели самостоятельное значение прежде всего в области искусства портрета, в котором уже в петровскоз время работали такие мастера, как И. Никитин и А. Матвеев. В декоративной живописи середины XVIII в. русские мастера не создали таких замечательных произведений, как в портрете,— по крайней мере судя по сохранившимся росписям.

Впрочем, нам трудно говорить о декоративной живописи того времени, так как она почти не сохранилась , за исключением особой области — мозаики. М. В. Ломоносову удалось создать русскую мастерскую художников-мозаичистов, которые выполнили под его руководством ряд превосходных мозаик ; из них особенно замечательна большая картина, изображающая «Полтавскую баталию».

Однако со смертью М. В. Ломоносова его мозаичная мастерская пришла в упадок.

Портреты работы Ивана Аргунова (1727—1802), крепостного Шереметевых, и Алексея Антропова (1716—1795), сына солдата, сильно отличаются от элегантных и светских, иногда изысканных, но чаще всего бездушных портретов кисти иностранцев, работавших при русском дворе. У А. П. Антропова в портретах появляется жизненная правда; так, в парадном портрете Петра III (1762) дан такой правдивый образ жалкого уродца, что портрет этот приобретает значение пового слова в искусстве и вполне объясняет, почему Антропова не признавали в придворных кругах.

Реализм отличает и его портрет А. М. Измайловой (1754), ярко показывающий образ чопорной старухи, придворной дамы, нарумяпеппой и набеленной. Сильпый, интенсивный цвет, любовь к узорочью, иногда даже известная плоскостность указывают на тесные связи Антропова с традицией древней иконописи и с народным искусством, что довершает своеобразие его стиля.

Творчество Антропова явилось утверждением самостоятельного пути развития портрета, независимого от влияния заезжих иностранцев и приведшего скоро к его блестящему расцвету.

И. Аргунов лучше, чем А. Антропов, усвоил приемы живописной техники иностранных мастеров (портрет П. Б. Шереметева 1760 г. и парадный портрет его жены, В. А. Шереметевой) , но это не помешало и ему создать образы, поражающие своим реализмом. В портретах Хрипуновых» (1757) видна уже глубокая и вдумчивая характеристика изображенных лиц. В творчестве обоих этих художников намечается народная струя в русском искусстве, которой предстояло в будущем блестящее развитие.

Ко второй половине XVIII в. русское искусство пришло уже вполне сложившимся на светской основе. В это время оформилось его национальное своеобразие в ряду других европейских искусств, с которыми оно было теспо связано и среди которых оно заняло почетное место. Русские скульптура и архитектура, живописный портрет получили в XVIII в. мировое значение.

Расцвет русского искусства во второй половине столетия отражал развитие национального самосознания и рост Российской империи как могущественной европейской державы. Вместе с тем Крестьянская война 1773—1775 гг. поставила перед передовой общественной мыслью, в том числе перед литературой и искусством, проблему крестьянства. Правда в прямой форме протест нашел в искусстве лишь слабое отражение. Только несколько акварельных зарисовок нищих крестьян, сделанных И. А. Ермепевым (70-е годы), по своей остроте и глубокому пониманию тяжелой доли крепостного крестьянства могут служить известной аналогией к пламенным строкам А. Н. Радищева о «деревне Разоренной». В целом же изобразительные искусства сохраняют свой дворянский характер. Отчасти это было обусловлено тем, что в XVIII в. произведения изобразительных искусств выполнялись главным образом по заказу дворян, что делало критику господствующего класса очень затруднительной; она проявлялась лишь в редких случаях.

Однако во второй половине XVIII в. на характере искусства сказываются «просветительские» идеи, зародившиеся в связи с разложением крепостнической системы. В передовом искусстве появляется стремление к простоте, возникает мысль о «естественном человеке», крепнет представление о впесословпой ценпости человеческой личности. По-новому стали понимать и героику, которая становится более простой и естественной, более бизкой к реализму. Этим новым направлением был классицизм , который получил в это время распространение по всей Европе. Русский классицизм, особенно в архитектуре и скульптуре, имеет бесспорно мировое значение.

Читайте также:  Таблица размеров евро детской обуви

В 1758 г. в России была открыта Академия художеств, реорганизованная в 1764 г., когда при ней было создано «Воспитательное училище». Академия сыграла огромную роль в развитии русского искусства, в организации систематического обучения «трем знатнейшим художествам», т. о. живописи, скульптуре и архитектуре, а также и гравюре. Академия воспитала в XVIII в. много крупнейших художников. Однако в ее деятельности было немало и недостатков. Она была учреждением бюрократическим, воспитывала художников (с пятилетнего возраста) в отрыве от парода. Правда, в нее все же просачивались идеи дворянских вольнодумцев, получил в нее доступ и классицизм.

В основу обучения были положены рисунок и «сочинение», т. е. композиция. Основпым классом считался натурный. Однако преподавание ориентировалось на изучение высоких «образцов» античного искусства, вдохновлявших в ту эпоху всех художников Европы, которые видели в них воплощение своих героических идеалов. Конечно, такое поклонение античности связывало свободу творчества. Но русские художники, в особенности скульпторы и архитекторы, умели творчески претворять эти прообразы и создавать высокохудожественные произведения. По окончании Академии лучших учеников для довершепия образования посылали «пенсионерами» за границу, главным образом в Париж и Рим.

Среди классов живописи и скульптуры самыми важными считались классы «исторические», поскольку в исторических жанрах искусства легче всего было воплотить героические идеалы. Сумароков говорил, что они «умножают геройский огнь» и «любовь к отечеству». Меньше всего было связано с Академией искусство живописного портрета, развивавшееся главным образом вне ее стен. Именно здесь были достигнуты наиболее блестящие успехи, поскольку в портрете получил яркое отражение процесс развития человеческой личности — процесс, характернейший для русской культуры XVIII в., особенно в период зарождения капиталистического уклада в недрах феодального общества.

Первым крупнейшим русским портретистом был Ф. С. Рокотов (1736—1808), бывший крепостной, начавший свою деятельность в Академии художеств, но еще в середине 1760-х годов переселившийся в Москву и здесь, вдали от двора, нашедший свой собственный стиль. Уже первые работы Рокотова не уступают по мастерству пышным, парадным портретам иностранных портретистов, работавших при русском дворе (портреты царевича Павла мальчиком \ Екатерины II , 1763); в Москве же Рокотов па чинает писать интимные портреты, где все свое внимание сосредоточивает на лице.

Широкая, свободная манера письма и изысканно тонкий колорит, применявшийся в декоративной яшвописи, служат ему для выразительной передачи одухотворенности личности. Иногда у Рокотова появляются образы с ярко выраженным характером, как, например, в портрете поэта В. И. Майкова (около 1765), которого он показал вольнодумцем с острым насмешливым умом. Обычно Рокотова интересуют пе столько особеппости характера, сколько самая одухотворенность человека, которая светится особенно в глазах изображенных им лиц, отчего они кажутся как бы живыми, непосредственно общающимися со зрителем. Одпако лица на портретах Рокотова часто схожи между собой; их объединяет мечта художника о новом человеке, вышедшем за рамки сословпой ограниченности, о его благородстве и уме, о его сознании собственного достоинства (в портретах В. Н. Суровцевой , В. Е. Новосильцовой ), наконец, о его скрытой теплоте (портрет «Неизвестной в розовом» , 70-е годы).

Творчество замечательного русского портретиста Д. Г. Левицкого (1735—1822) было значительно шире и многообразнее творчества Ф. С. Рокотова. Украинец по происхождению , Левицкий начал свое художественное образование в Киеве, у отца-гравера, и закончил его в Петербурге у А. П. Антропова. Левицкий великолепно владеет мастерством парадного портрета и в отличие от Рокотова не оставляет этого искусства до конца жизни (портреты А. Ф. Кокоринова, 1769 Урсулы Мнишек , 1782; Екатерины II, 1783) . Художник виртуозно владеет колоритом и передачей разнообразнейших материалов в одеждах и окружении пор1ретируемого, что создает впечатление ослепительной роскоши жизни последнего.

Но художник почти никогда не ограничивается этой парадностью. Из-под условности поз и жестов проглядывают у Левицкого живые люди, что подчас начинает разрушать самую торжественность образа. Так, в портрете П. А. Демидова (1773) он изобразил богатейшего заводчика на фоне колони и занавеса, по в шлафроке, в ночном колпаке и в окружении растений, луковиц и лейки, свидетельствующих о его увлечении ботаникой. Точно так же и в парадных портретах юных «смольнянок», заказанных ему Екатериной II по случаю первого выпуска в «Смольном институте для благородных девиц», Левицкий подглядел детскую непосредственность подростков, только прикидывающихся светскими дамами (портреты Е. И. Нелидовой, 1773; Е. Н. Хованской и Е. Н. Хрущевой, 1773) .

В портретах интимных Д. Г. Левицкий создает образы порой очень глубокие, как в портрете отца (1779), порой обаятельные своей молодостью и искренностью, как в портрете М. А. Дьяковой будущей жены его друга, архитектора Н. А. Львова (1778). В отдельных случаях Левицкий даже позволяет себе легкую насмешку над изображаемым, как, например, в портрете Бакуниной (1782), расплывшейся и неряшливой веселой помещицы.

Портреты Левицкого дают более конкретную характеристику образов, чем портреты Рокотова; тем самым они объекивнее и разнообразнее их. Но во всех его портретах проявляется одна общая черта: влюбленность художника в жизнь, радостное утверждение ее богатства и разнообразия, крепкий реализм. Вместе с тем в своей откровенной правдивости Д. Г. Левицкий продолжает традицию своего учителя А. П. Антропова. Сочетание простоты и декоративной парадности в портретах Левицкого сближает их с поэзией его современника и друга Державина.

Продолжателем Д. Г. Левицкого был его ученик В. Л. Боровиковский (1757—1825), также украинец по происхождению. Он еще ближе подходит к изображению человеческой личности, приоткрывая зрителю ее чувства и в этом сближаясь с сентиментализмом. Но простота и непринужденность получают в его портретах некоторый оттенок нарочитости. Лучшим портретом этого рода является портрет М. И. Лопухиной (1797), мечтательность и томность которой он передал плавной линией контура и блеклым, хотя и чистым колоритом. Как и Рокотов, Боровиковский идеализирует свои образы, однако сохраняя при этом большую их конкретность.

Боровиковский писал и парадные портреты, но в них он идет дальше Левипкого в индивидуальной характеристике моделей; таков, например, портрет А. Б. Куракина (около 1801), знаменитого «брильянтового князя», надменного вельможи, слегка презрительного и вю же время любезного. Уже в одном из ранних своих портретов Боровиковский изобразил Екатерину II (1795) без всяких атрибутов императорского сана, в виде помещицы, прогуливающейся по своей усадьбе в Царском Селе .

Так русский портрет XVIII в. приносит в дар следующему столетию богатое наследие: не одно лишь мастерство в понимании колорита, пластики и композиции, но и умение всеми этими средствами реалистически показать не только представителя дворянского сословия, но и ценность «внесословной» человеческой личности. Художники стремятся показать личность в наилучших ее качествах, сообразно требованиям передовой части русского общества. В русском портрете появляются элементы той простоты и задушевности, в которых нельзя не видеть отголосков народной культуры. Именно это и было одной из причин того высокого и своеобразного положения, которое русское искусство заняло среди других искусств Европы.

С самого основания Академии художеств перед русской исторической живописью были поставлены ответственные задачи гражданского воспитания зрителя. Для этого широко использовались героические образы из античной истории, как, например, в «Прощанье Гектора с Андромахой» (1773), где художникА. П. Лосенко (1737—1773) показал патриотический пафос Гектора, уходящего на защиту родного города Трои. На первых порах такие сцены носили еще театральный характер, напоминая трагедии Сумарокова.

К концу XVIII в. растет интерес к отечественной истории, что составляет серьезное отличие русского классицизма от западноевропейского. Уже Лосенко написал картину «Владимир перед Рогнедой». Творчество Г. И. Угрюмова (1764—1823), работавшего в конце столетия, целиком посвящено темам из русской истории. В его картины, при всей их официальности, начинает просачиваться влияние просветительских идей, особенно о значении народа. Так, в картине «Ян Усмарь» (1796) он показывает патриотизм, силу и храбрость сына простого воина, на бегу удерживающего разъяренного быка и тем доказывающего, что он достоин сразиться с «печенежским богатырем». Даже в сугубо официальной картине, заказанной Угрюмову имп. Павлом («Венчание Михаила Федоровича на царство» 1797—1799), он выдвинул на первый план народ.

Во второй половине XVIII в. в России получает развитие пейзаж, увлечение природой было тесно связано с развитием сентиментализма. В Академии существует класс ландшафтной живописи. К концу века начинают сливаться две линии ее развития: видовая и декоративная. В 90-х годах у Семена Щедрина (1745—1804) впервые появляются конкретные виды местности (чаще всего — дворцовых парков), которые одновременно являются и декоративными картинами с условным коричневатым колоритом «Вид на Гатчинский дворец с Длинного острова», 1796) .

Сверстником Семена Щедрина был пейзажист и баталист М. М. Иванов (1748—1823), прикомандированный к штабу Г. А. Потемкина и по самому роду своей службы обязанный изображать как славные баталии русского войска, так и присоединенные новые земли. В своих многочисленных акварелях М. Иванов обнаруживает интерес не только к природе новых стран, но и к людям и их быту. Например, в картину «Вид Эчмиадзина» (акварель , масло ) художник вводит фигуры отдыхающих крестьян (на первом плане) и монаха, путешествующего на ослике (на втором).

Читайте также:  Политические клубы французской революции таблица

Ф. Я. Алексеев (1753—1824) детально разрабатывает городской видовой пейзаж, поднимая его на новую ступень пейзажа художественного. В его картине «Вид Дворцовой набережной» (1794) впервые изображена величавая красота Петербурга, отраженная в зеркальной глади Невы. Все большее место занимают в его пейзажах человеческие фигуры, что свидетельствует о растущем интересе художника к жанру.

Собственно жанровая живопись в XVIII в. была в России отсталым участком. Жанровые картины были случайными и не создавали преемственной традиции. Так, осталась совершенно одинокой картина И. Ф. Фирсо- ва «Юный живописец» (60-е годы), превосходно передающая образ мальчика-художника во всей его простоте и чистоте; в картине есть большая задушевность и теплота, характерные для русского искусства. Знаменательная черта зарождающейся русской жанровой живописи — появление тем из крестьянской жизни. Именно здесь особенно отчетливо обнаруживается водораздел между крепостнической культурой и новой, в которой можно видеть зародыши демократического направления. Так, с одной стороны, мы видим «Храмовый праздник» (1784) И. М. Танкова, где изображается, как помещики в раззолоченной карете приехали полюбоваться на «щастливую жизнь» своих «поселян» — на купающихся крепостных девушек, похожих на нимф. С другой стороны, акварели И. А. Ерменева 70-х годов показывают скорбные образы слепых и нищих крестьян. Но Ерменев был непризнанным художником; он едва получил от Академии аттестат об ее окончании и позже не имел никаких заказов,— в то время они могли исходить только от вельможных меценатов. Повидимому, ои кончил жизнь за границей .

Только один художник, кроме И. А. Ерменева,— Михаил Шибанов, крепостной Г. А. Потемкина, правдиво показал крестьянскую жизнь в картинах: «Крестьянский обед» (1774) и «Сговор» или «Празднество свадебного договора» (1777). В последней представлен ряд глубоко правдивых образов, поражающих своей жизненностью (старуха с выразительной улыбкой — умной, ласковой и немного лукавой, смущенная и печальная невеста и др.)- Особенно хороши образы крестьян в первой картине. В улыбку, с которой крестьянин смотрит на своего ребенка, Шибанов вложил много ласки и сердечной теплоты. Но кроме этих двух картин, до сих пор не обнаружено ни одной жанровой картины Шибанова . Однако и эти разрозненные образцы жанровой живописи ярко свидетельствуют о происходящих в русском искусстве сдвигах в демократическом направлении.

Источник

Сообщение о великих русских портретистах — список известных художников и их картин

Содержание

  1. Алексей Антропов
  2. Иван Аргунов
  3. Фёдор Рокотов
  4. Дмитрий Левицкий
  5. Владимир Боровиковский
  6. Валентин Серов
  7. Георгий Шишкин
  8. Живописец Крамской

Среди множества мировых художников выделяются великие русские портретисты. Сообщение об этих мастерах кисти позволяет понять, в чём заключалась их особенность. Каждый из знаменитых живописцев создал собственный стиль, работал с определёнными материалами и типом натурщиков. Одни из них служили исключительно царским семьям, другие видели красоту среди простых крестьян, современные художники ищут новые источники вдохновения.

Алексей Антропов

Творчество Антропова связано с иконописью. Но у этого мастера есть собственный стиль. Он писал лица на портретах слитными мазками, а фон, одежду и аксессуары изображал широко и свободно. Своих натурщиков художник не пытался выставить в лучшем свете, он изображал их такими, какие они были на самом деле. На его картинах можно увидеть как отрицательные, так и положительные черты.

Известные портреты Антропова:

  • Петра Первого;
  • семейства Количевых;
  • атамана Краснощекова;
  • княгини Трубецкой.

Художник изображал также Екатерину II в профиль, Румянцеву, Воронцову, Петра Третьего. Из-под кисти этого живописца выходили портреты не только царских семей, но и никому не известных людей. И все они были изображены исключительно правдиво.

Иван Аргунов

Иван Аргунов развивал концепцию национального портрета. Постепенно он отказывался от старинных традиций России и принимал стиль европейской живописи. Среди всех его работ выделяются ретроспективные портреты, которые он писал с прижизненных картин семейства Шереметевых. Художник жил в XVIII веке, хотя и в его полотнах предугадывались черты следующего столетия.

Список портретов Аргунова:

  • четы Шереметевых;
  • Екатерины Алексеевны;
  • Лобановой-Ростовской;
  • Екатерины Второй.

Аргунов стал создателем камерного портрета. Все его образы выделяются одухотворенностью. А также среди работ художника известны интимные портреты, хотя они стали распространенными только в 19 веке. Наследие Аргунова пользуется популярностью до сих пор. Его работы вдохновляют многих современных художников.

Фёдор Рокотов

Новая фаза развития портретов связано с фамилией Рокотов. Этот художник научился передавать человеческий характер и черты. Его мир был одухотворенным, а персонажи — полными и многогранными. Рокотов работал в жанре полупарадного портрета. Для него натурщики становились на фоне пейзажей или архитектурных построек, а изображал он их по пояс. Первыми его картинами стали образы Петра III и Григория Орлова, княжны Юсуповой и князя Павла Петровича.

На свою известность он получил благодаря другим портретам:

  • Новосильцевой;
  • Ланской;
  • Майкова;
  • Воронцовых;
  • Екатерины Второй.

Картины Рокотов писал в стиле рококо, передавая чувственность и эмоциональность натурщика. Его работы позволяли узнать историю того времени. Практически все представители дворянства обращались к нему, чтобы он запечатлел их на полотнах.

Работы Рокотова передают определенные черты. Натурщиков он изображал в движении, они стояли к зрителю вполоборота. Объем живописец создавал с помощью светотеневой заливки, он научился гармонично сочетать разные оттенки. Благодаря этому художник изображал человеческую сущность, а не только внешность. Его портреты отражали достоинство, честь и душевное изящество.

Лучше всего у Рокотова выходили женские и юношеские образы. Современные специалисты отмечают, что благодаря его работе сложился даже определенный тип девушек. Его стиль можно увидеть на портретах Зиновьевой, Струйской, неизвестной дамы в розовом.

Дмитрий Левицкий

Специалисты сферы искусства среди всех художников-портретистов выделяют Дмитрия Левицкого. Они говорят, что в его работах отразился весь век Екатерины. Кто бы ни был натурщиком этого живописца, он передавал не просто внешний вид человека, но и его психологические особенности. На портретах Левицкого можно рассмотреть открытость, грусть, душевное тепло, обиду, а также национальные особенности личности.

Множество портретов этого мастера занимают промежуточное место между парадными и камерными. Самые известные работы:

  • Нелидовой;
  • Львовой;
  • Дьяковой;
  • Новикова;
  • Митрофановых;
  • Храповицкого.

Стоит отметить также портреты Кокоринова и целый цикл «Смолянки», образы Маркеровского и Бакуниной. Творчество Левицкого объединило точность Антропова и лирику Рокотова. То есть его портреты выглядят не только максимально правдивыми, но и одухотворенными. Благодаря такому сочетанию стилей он стал одним из наиболее известных художников XVIII века. Мастер создавал портреты дворянской знати, знаменитых личностей и простых людей.

Владимир Боровиковский

Еще один известный российский портретист — Боровиковский. Его личность связана с появлением сентименталистского жанра. Он писал полноценные портреты и миниатюры маслом. Наиболее известные образы:

  • Павла Первого;
  • Куракина;
  • Жуковского;
  • Державина;
  • Безбородко с дочерьми.

На его полотнах можно было рассмотреть внутренний мир человека. Картины Боровиковского словно дышали эмоциями и переживаниями. Мастер передавал неповторимость каждой личности.

Он создал специальную композицию для изображения женских образов. Все его натурщицы были написаны на природном фоне, при этом они держали в руках цветы или фрукты. Каждая девушка изображалась исключительно по пояс, она обязательно на что-то опиралась. Постепенно стиль Боровиковского стал типичным для всей его эпохи. Его современники перенимали у него опыт и знания. Благодаря этому портретиста стали называть историографом.

Валентин Серов

Серов был признан мастером портрета, он был известным человеком и графиком. Хотя его первыми работами были натюрморты и пейзаж, позже он стал изображать людей. Художник не просто писал полотна на заказ, он иллюстрировал книги известных авторов, создавал керамические изделия, давал частные уроки будущим живописцам.

Самые известные его портреты:

  • «Девочка с персиками»;
  • Левитана;
  • Репина;
  • Мамонтовой;
  • Симоновича.

Серов принимал участие в многочисленных выставках, создавал целые серии портретов, благодаря чему удостоился почетных наград. Этот художник не боялся изображать обнаженную натуру. Его знаменитый портрет танцовщицы Иды Рубинштейн поразил публику, ведь женщина на его полотне была полностью нагой. Картины Серова были известны не только в Российской империи, но и далеко за рубежом — во Франции, Италии, Швеции.

Георгий Шишкин

Ещё один русский художник, Георгий Шишкин, разработал особый метод подготовки полотна под пастель. Его считают настоящим мастером портрета, специалистом высокого класса. Образы с его полотен передают всю чувствительность его техники. Шишкин знаменит как автор серии портретов творческих личностей. Ему позировали многие известные люди:

  • Гусев;
  • Гоголева;
  • Чхиквадзе;
  • Смоктуновский;
  • Жан Маре;
  • Чурикова;
  • Жерар Депардье;
  • Безруков.

Благодаря своему мастерству он прославился не только на территории России, но и за рубежом. С ним готовы сотрудничать иностранные актеры, писатели и другие известные личности. Шишкин даже работал над созданием почтовых марок для княжества Монако. Он создал официальное изображение с портретом Альберта Второго.

Этот знаменитый живописец заслужил множество отечественных и зарубежных наград. Он удостоился чести организовать свою выставку в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга в 2017 году. А некоторые его портреты находятся в частных коллекциях королевы Великобритании, князя Лобанова-Ростовского и даже во дворце Монако.

Читайте также:  Таблица для инвентаризации товара

Живописец Крамской

Иван Николаевич Крамской известен как создатель исторических портретов. Первую свою работу он написал в Воронежской губернии, затем переселился в Харьковскую, позже приехал в Санкт-Петербург. Сначала он занимался ретушированием фотографий, а потом создавал образы людей на полотнах.

Его работы неординарны:

  • «Христос в пустыне»;
  • «Портрет леди»;
  • «Неизвестная»;
  • «Неутешное горе».

Крамской стремился передавать не просто внешность человека, а его переживания. В большинстве его картин натурщики выполняют какие-то действия, а не только позируют художнику. Некоторые из его полотен сегодня хранятся в Третьяковской галерее. Все работы Крамского передают его демократические взгляды. А также он долго изучал религию и даже создал определенный перелом в морально-философском мышлении. Его портрет «Христос в пустыне» показал все драматические переживания Божьего сына. Он затронул глубоко психологическую интерпретацию его жизни, рассказал об идее героического самопожертвования.

Позже Крамской стал художественным критиком. Об искусстве он судил проницательно, настойчиво исследовал каждую работу, пытался дать объективную оценку живописцам и повлиять на них.

Хорошим временем для развития русской портретной живописи стало восемнадцатое столетие. Жанр занял ведущие позиции, а художники переняли приемы и технику от своих европейских коллег. Но если полотна зарубежных мастеров можно сравнить с сухими официальными докладами, то портреты российских живописцев проникнуты чувствами и переживаниями, словно лирические стихотворения или романы.

Художники хотели не только запечатлеть внешние особенности натурщиков, но и отразить их внутренний мир. К примеру, Аргунов и Антропов сумели преодолеть условности и изображали своих моделей правдиво. А Боровиковский и Левицкий зашли гораздо дальше. Как и следующие после них художники, они научились улавливать настроение человека и придавать его личности одухотворенность. Каждый портретист стремился к идеалу, воспевал внутреннюю и внешнюю красоту натурщиков.

Источник

Школе NET

Register

Do you already have an account? Login

Login

Don’t you have an account yet? Register

Newsletter

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!

  • Главная 
  • Вопросы & Ответы 
  • Вопрос 6491515

Васян Коваль

Заполните таблицу «Живопись и скульптура России в 1725—1801 гг.» Заполните таблицу «Живопись и скульптура России в 1725—1801 гг.»

Лучший ответ:

Зачетный Опарыш

«Владимир перед Рогнедои»

«Портрет князя И. И. Барятинского»

«Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме»

В. Л. Боровиковский

Еще ответы и пояснения:

А. П. Лосенко
Г. И. Угрюмов
А. П. Антропов
И. П. Аргунов
Н. И. Аргунов
Ф. С. Рокотов
Д. Г. Левицкий
В. Л. Боровиковский
М. Шибанов
Ф. И. Шубин
Э. Фальконе

«Владимир перед Рогнедой», портрет Сумарокова
«Взятие Казани», «Призвание Мих. Романова на царство»
портреты Петра III, кн. Трубецкой, Измайловой
портрет Екатерины II, портрет неизвестной крестьянки
портреты Павла I, гр. Шереметевой, Шлыковой
портреты Екатерины II, цесаревича Павла, Шувалова, Орлова, Демидова
портреты Дидро, Новикова, воспитанниц Смольного
портрет Павла I, кн. Куракина, Лопухиной, Нарышкиной
портреты Екатерины II, Спиридова, «Крестьянский обед»
статуя Екатерины, бюсты Павла I, Ломоносова, Потемкина
«Медный всадник»

Источник

Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский

Ф.С. Рокотов (1732 ил 1735/6-1808) – выдающийся портретист XVIII столетия. Начало 60-х гг. – учеба в Академии художеств. 1765 г. – присвоение звания академика. Новаторский характер творчества Рокотова (портреты великого князя Павла Петровича в детстве и юности, А.Г. Бобринского в детстве, поэта В.И. Майкова и др.). Московский период (портреты четы Струйских, «Неизвестного в треуголке», А.И. Воронцова, «Неизвестной в розовом платье» и др.). Поэтическая одухотворенность в портретах Рокотова 80-х гг. (портреты В.Е. Новосильцевой, П.Н. Ланской, Е.В. Санти и др.).

Черты рококо и классицизма в его творчестве.

Великий мастер русской портретной живописи Д.Г. Левицкий (1735-1822) – создатель образов представителей разных слоев русского общества 70-80-х годов XVIII века. Руководство портретным классом Академии художеств (1771-1787).

Портреты 60-х годов. Наиболее известный портрет того времени – портрет А.Ф. Кокоринова.

«Смолянки» — знаменитая сюита из семи портретов (Ф.С. Ржевской и Н.М. Давыдовой, Е.И. Нелидовой, Е.Н. Хрущевой и Е.Н. Хованской, А.П. Левшиной, Н.С. Борщевой, Е.И. Молчановой, Г.И. Алымовой, 1770-е гг.).

Портреты передовых людей XVIII века – Дени Дидро, П.А. Демидова, Н.А. Львова.

Женские портреты 80-х годов – княжны П.Н. Репниной, Е.А. Воронцовой, Н.Я. Левицкой, А.Д. Левицкой.

Мужские портреты 80-х годов – М.Ф. Полторацкого, А.В. Храповницкого, А.Д. Ланского.

Создание парадных портретов императрицы. «Портрет Екатерины II – законодательницы в храме богини правосудия». Программа этого портрета.

Портреты 90-х годов – В.И. Митрофанова и М.А, Митрофановой; И.И, Гауфа.

Черты классицизма в творчестве Левицкого.

Виднейший представитель нового этапа развития портретной живописи В.Л. Боровиковский (1757-1825).

Ранние работы мастера (портреты о.Ф. Филипповой, Екатерины II).

Лиричность женских портретов. Портрет М.И. Лопухиной. Роль аксессуаров в раскрытии образа личности мужского портрета (портреты Г.Р. Державина, Д.П. Трощинского, Ф.А. Боровского).

Работа над парадными портретами – Павла I, князя А.Б. Куракина, принца персидской династии Каджаров Муртазы Кули-хана.

Передача дружбы и крепости семейных отношений в групповых портретах. Портреты Лизыньки и Дашеньки, сестер А.Г. и И.Г. Гагариных.

Черты классицизма и сентиментализма в творчестве Боровиковского.

Участие Боровиковского в начале XIX века в работе над иконостасом Казанского собора.

Другие российские портретисты второй половины XVIII века. П.С. Дрождин(1745 (?) — 1805).Портрет художника А.П. Антропова с сыном перед портретом жены. Портрет императрицы Марии Федоровны.

Л.С. Миропольский(1744/5-1819). Предположительно, является учеником Д.Г. Левицкого. Портрет адьюнкт-ректора Академии художеств Г.И. Козлова.

С.С. Щукин (1762-1828) – портретист. С 1788 г. преподавал в классе портретной живописи Академии художеств. Значение портретов Павла I работы Щукина для раскрытия личности русского императора.

В.Я. Родчев (1768-1803). Исторический живописец и портретист. Преподавал рисунок в классе исторической живописи. Тщательность проработки образа портретируемого.

С. Погодин. Портрет гравера и миниатюриста Г.И. Скородумова.

М.И. Бельский (1753 (?) – 1794 (?)). Портрет учителя истории и географии Бодуэна с двумя воспитанниками Академии художеств первого и третьего возраста.

Н.И. Аргунов(1771 – не ранее 1829). Портретист, миниатюрист, декоратор. Крепостной графа Н.П. Шереметева. Писал портреты артистов крепостного театра, парадные портреты Павла I, Н.П. Шереметева и его жены, бывшей крепостной актрисы П.И. Ковалевой-Жемчуговой.

Иностранные портретисты. И.-Б. Лампи Старший (1751-1830) – австрийский живописец. Портреты императрицы Екатерины II и ее фаворитов.

В. Эриксен (1722-1782) – датский живописец. Портреты императрицы Екатерины II. «Столетняя царскосельская обывательница с семьей».

Ж.-Л. Вуаль (1744 – не ранее 1806) – французский живописец. Портреты членов императорской семьи (великого князя Павла Петровича, великого князя Александра Павловича, императрицы Марии Федоровны). Портрет И.П. Елагина.

А. Рослин (1718-1793) – шведский живописец. Писал портреты членов императорской семьи и высшей знати.

Бытовой жанр в русской живописи

Второй половины XVIII века

Интерес к человеческой личности, к быту разных слоев населения России.

Российские живописцы, обратившиеся к бытовому жанру. И. Фирсов (ок. 1730 – не ранее 1785). «Юный живописец». Влияние на это произведение французской школы живописи. М. Шибанов (? – не ранее 1789). «Крестьянский обед», «Сговор».

Иностранные живописцы, обратившиеся к бытовому жанру. И.-Я. Меттенлейтер(1750-1825) – немецкий живописец. «Деревенский обед», «Крестьяне и торговец пирогами».

Пейзаж в русском изобразительном искусстве

Второй половины XVIII века

Пейзаж в русской живописи второй половины XVIII века.

С.Ф. Щедрин (1745-1804) – основоположник русской пейзажной живописи. С 1776 – руководитель класса пейзажной живописи, с 1799 г. руководитель гравировальным ландшафтным классом Академии художеств.

Работы художника: «Полдень. (Вид в окрестностях озера Неми)», «Пейзаж с коровой», «Вид в усадьбе П.Г. Демидова Сиворицы под Петербургом» и др.

Ф.Я. Алексеев (1753/4-1824) – один из основоположников русского городского пейзажа. Учеба в российской Академии художеств, в венецианской Академии художеств. С1803 г. преподавал в Академии художеств в классе перспективной живописи.

Итальянские виды в творчестве художника. «Внутренний вид двора с садом. Лоджия в Венеции». Копии работ А. Каналя и Б. Белотто.

Российские виды в творчестве художника. Петербургские: «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости», «Вид на Михайловский замок в Петербурге со стороны Фонтанки», «Вид на Михайловский замок и площадь Коннетабля». Московские: «Красная площадь», «Вид Московского Кремля и Каменного моста».

Восточные виды в творчестве художника. «Вид города Бахчисарая».

М.М. Иванов (1748-1823) – пейзажист и баталист. С 1800 г. руководил классом батальной живописи, с 1804 г. – классом ландшафтной живописи.

Отчетные пенсионерские работы. Парные картины «Доение коровы» и «Пастух и пастушка, возвращающиеся с паствы».

Служба в штате наместника южных губерний России князя Г.ИА. Потемкина. Картины, созданные художником во время поездки по Украине, Крыму, Грузии, Армении. «Вид Эчмиадзина в Армении» и др.

Роль пейзажной живописи в батальных работах мастера – «Штурм Измаила», «Штурм Очакова».

Ф.М. Матвеев (1758-1826). Героический пейзаж в стиле классицизма в произведениях Матвеева. «Вид города Тиволи близ Рима», «Пейзаж с фигурами в античных одеждах».

Источник

Adblock
detector