Меню

Анализ финансового контроля таблица

Анализ финансового контроля таблица

31 января 2020

Анализ финансовых результатов деятельности компании: пошаговый алгоритм

Ольга Воробьева

Кандидат экономических наук, доцент. Автор двух монографий, шести учебных пособий и нескольких десятков статей по вопросам бухгалтерского учета, финансового менеджмента и анализа. Лауреат премии губернатора в сфере науки, техники и инновационной деятельности за 2012 г. За плечами — опыт работы главбухом бюджетного учреждения и преподавателем государственного вуза.

С чего начать оценку финансовых результатов деятельности организации

Весомый блок в анализе финансового состояния предприятия – это оценка прибыльности его деятельности. Ее проводят, чтобы увидеть:

  • насколько адекватны расходы организации при сложившемся уровне доходов;
  • значимо ли влияние чистой прибыли в формировании собственного капитала;
  • насколько эффективно используются активы и пассивы в привязке к прибыли;
  • какие факторы препятствуют росту финансового результата.

По сути, в названных задачах мы обобщили этапы проведения анализа. К ним мы еще вернемся. А теперь расскажем, какими вопросами стоит задаться в начале исследования. Это будут такие:

  • где взять информацию?
  • за какой период делать расчеты?
  • как сформулировать корректные выводы?

Где взять информацию? Чтобы проанализировать финансовые результаты компании, вам понадобятся отчет о финансовых результатах и бухгалтерский баланс. Отчет будет основным, так как именно он содержит четыре вида прибыли (убытка). В балансе под это отводится лишь одна строка.

За какой период делать расчеты? Если вы возьмете годовую финансовую отчетность, которая составлена по российскому формату, то анализом получится охватить максимум два года. Для, например, пятилетнего исследования, потребуются отчеты за четыре последовательных годовых периода.

Как сформулировать корректные выводы? Бытует заблуждение: финансовый анализ сводится, прежде всего, к расчету массы коэффициентов. А выводы – второстепенны и нормально, когда они строятся по принципу «Было столько, стало столько». В действительности, лучше рассчитать ограниченный набор показателей, но проникнуться их сутью и основательно разобраться, о чем говорят значения. Куча неосмысленных цифр – пустая трата времени аналитика.

Иногда проблема с пониманием и выводами кроется в нехватке общих познаний о том, как считается финансовый результат и каким он бывает. Давайте вспомним ключевые моменты этих вопросов.

Как посчитать финансовый результат деятельности предприятия

Вот несколько простых правил:

  • финансовый результат деятельности предприятия – это разница между доходами и расходами. Если она положительна, то итог называется прибылью. Если отрицательна – убытком. Выходит, отождествлять прибыль с доходами, а убыток с расходами неверно. Это принципиально отличающиеся показатели;
  • финансовый результат бывает разный. Все определяется тем, какие именно доходы и расходы вы берете в расчет. Например, если вообще все, то получите чистую прибыль (убыток). Если только по основным видам деятельности, то прибыль (убыток) от продаж. Иначе она именуется операционным результатом деятельности;
  • предыдущие два правила не совсем подходят для расчета нераспределенной прибыли или непокрытого убытка из баланса. Там это уже не просто доходы за вычетом расходов. Это сумма чистой прибыли (убытка), которую предприятие накопило за весь период функционирования с учетом корректировки на некоторые операции. Например, на уменьшение по причине выплаты дивидендов;
  • в большинстве случаев неверно отождествлять доходы и расходы с денежными притоками и оттоками. Значит, нельзя рассматривать финансовый результат как остаток денег на счетах и в кассе. Такое равенство иногда возможно лишь у организаций, которые пользуются кассовым методом признания доходов и расходов. О том, кому разрешается его использовать, написано в п. 4 и 5 ст. 6 Закона «О бухгалтерском учете».

На схеме мы показали, как называются виды финансового результата в российской отчетности и как они рассчитываются.

770x1400_UPR_Shema_AnFi.jpg

ОФР – отчет о финансовых результатах;
ББ – бухгалтерский баланс;
цифры в скобках – номера строк бухгалтерской отчетности

Рисунок. Виды финансовых результатов в российской отчетности

Оценка финансовых результатов: этапы и показатели

Важно понимать: в финансовом анализе нет жестко заданных правил. Это значит, что методику расчета и набор как исходных, так и итоговых показателей аналитик всегда выбирает сам. Поэтому наш подход – примерный. В нем мы ориентировались, прежде всего, на российскую отчетность. В ней нет готовых показателей маржинальной прибыли, EBITDA, NOPAT и т.п. Не будет их и в наших этапах и примерах.

Предлагаем пошаговую инструкцию, как сделать финансовый анализ предприятия в части финансовых результатов.

Этап 1. Провести горизонтальный анализ прибыли (убытка)

Суть горизонтального анализа в том, чтобы понять: как изменился финансовый результат по сравнению с предыдущим периодом. Вот некоторые его особенности:

  • потребуется минимум два значения прибыли (убытка). Одно из них принимается как база для сравнения. Обычно это величина из самого раннего временного промежутка;
  • рассчитываются либо абсолютные, либо относительные отклонения фактического уровня от базового. Для вычисления последних пригодятся формулы темпов роста и прироста. Смотрите их в таблице 1;
  • абсолютные отклонения измеряются в той же единице, что и анализируемый показатель. В нашем случае это будут рубли. Относительные – либо в процентах, либо в долях;
  • если показатель в базовом периоде равнялся нулю или имел другой знак, нежели в текущем, то темпы роста/прироста рассчитать либо не выйдет, либо они не будут иметь смысла. Для примера: в 2018 г. организация получила 1 млн руб. убытка, а в 2019 г. – 2 млн руб. прибыли. Темп прироста равен: 2 ÷ (-1) × 100% – 100% = -300%. Если трактовать буквально, то выйдет так: финансовый результат за год уменьшился на 300%. Согласитесь, это глупость;
  • характер изменения (позитивный, негативный) зависит не от знака полученного отклонения. Он определяется смыслом самого показателя. Например, для доходов или прибыли важен рост и, значит, положительные величины отклонений. Для расходов и убытков, наоборот, – отрицательные.

Таблица 1. Формулы отклонений для горизонтального анализа

Название показателя

N, N1 – значения анализируемого показателя в базовом и текущем периодах

Этап 2. Выполнить вертикальный анализ финансовых результатов деятельности предприятия

Вертикальный анализ заключается в расчете удельного веса какого-либо показателя в общей сумме однородных величин. Иначе – это оценка структуры, при которой отдельный элемент соотносится с неким целым, частью которого он является.

Данный подход отличается особенностью для всех показателей из отчета о финансовых результатах, так как не сразу ясно, что считать тем целым, на которое будут делиться частные значения. Причина: отчет строится по принципу вычитания, а не суммирования в отличие от баланса.

Поэтому предлагаем реализовать вертикальный анализ по двум направлениям:

  • для нераспределенной прибыли из баланса рассчитать ее долю в собственном капитале и/или в пассиве. Это позволит понять, насколько значим вклад накопленного результата в совокупную величину источников финансирования деятельности предприятия;
  • для прочих видов прибыли из отчета о финансовых результатах соотнести их значение с доходами. Причем для валовой прибыли и от продаж рассчитать соотношение с выручкой. Для прибыли до налогообложения и чистой – с суммой выручки и прочих доходов. Обоснование: так сделаем сопоставление с теми доходами, которые принимали участие в расчете конкретного вида финансового результата. Что покажут эти вычисления? Какая сумма от заработанного дохода остается у предприятия на каждом этапе формирования прибыли. Косвенно это характеристика значительности расходной части, ведь чем меньше получится удельный вес, тем больше расходов приходится на каждый рубль дохода.

Важно помнить: вертикальный анализ лишен смысла для показателей убытка.

Вот формула для расчета удельного веса:

где Ni – значение конкретного показателя (часть);

∑Ni – величина общего показателя, в который Ni входит как составной элемент (целое).

Этап 3. Рассчитать показатели рентабельности

Абсолютные значения финансового результата имеют большой недостаток: низкая степень сравнимости с другими организациями. Это так, даже если исследуется финансовая отчетность предприятий одного вида деятельности. Например, у федеральной торговой сети рублевая прибыль запросто окажется в разы выше, чем у локального магазина. Однако ее соотношение с величиной активов, собственного капитала или выручки может показать иную картину – совсем не в пользу торгового гиганта.

Такие соотношения значений финансового результата с прочими показателями деятельности организации называются рентабельностью. Их несомненное преимущество – открывающаяся возможность сравнивать изначально несопоставимые абсолютные величины.

Вот несколько особенностей, которые характерны для таких относительных величин:

  • есть базовая схема расчета. Ее суть: в числителе – всегда прибыль, в знаменателе – тот показатель, рентабельность которого рассчитывается. Чаще других это: активы, собственный капитал и выручка. Но ничто не мешает поставить в знаменатель только внеоборотные или оборотные активы, обязательства или заемные средства. Конкретные названия показателей определяются именно знаменателем. Например, рентабельность активов, собственного капитала, продаж и т.д.;
  • какую именно прибыль использовать в числителе? Решайте сами. Чаще других используются чистая и от продаж;
  • если в знаменателе формулы находится балансовый показатель, значит, берется его среднегодовое значение, а не просто величина на дату. Почему? Потому что прибыль из числителя – это финансовый результат, который получен за период. Неверно совмещать при расчете периодические и точечные значения. Разумный выход: превратить то, что сложилось на дату, в то, что было в среднем за год. Не самый точный, но самый простой способ для этого – суммировать половинки значений на начало и на конец года. Помните: в балансе все данные приводятся на конец периода, например, на 31.12.2019 г. Их можно расценить, как величину на начало следующего года, то есть на 01.01.2020 г.;
  • в чем измеряется рентабельность? Стандартная практика – проценты. Реже – доли единиц. И совсем редко, но тоже приемлемо – рубли на рубль. Например, для рентабельности активов, рассчитанной по чистой прибыли и равной 10%, трактовка будет следующей: на каждый рубль, который вложили в активы, идет отдача в виде 10 копеек чистой прибыли;
  • неверно называть рентабельностью те показатели, в числителе которых – убыток. Правильнее – убыточность. В данном случае не будет противоречия с исконным смыслом слова «рента».

Смотрите в таблице 2 формулы основных показателей рентабельности. Дальше в примере мы воспользуемся именно таким набором.

Таблица 2. Относительные показатели для оценки финансовых результатов

Источник



6.2 Характеристика видов, форм и методов финансового контроля

В основе классификации видов, форм и методов финансового контроля лежат признаки, характеризующие определенные связи между объектами классификации.

Для определения видов финансового контроля, как правило, исходят из таких наиболее существенных признаков классификации, как субъект и объект контроля. Традиционно выделяют следующие виды финансового контроля (табл. 6.1).

Таблица 6.1 Основные виды финансового контроля

В зависимости от субъектов, осуществляющих контроль, выделяют: государственный финансовый контроль и негосударственный финансовый контроль, который включает аудиторский, внутрихозяйственный и общественный контроль.

Государственный финансовый контроль представляет собой совокупность действий и операций, осуществляемых органами государственной власти, а также специально созданными ими органами, с использованием специфических форм и методов его организации за соблюдением субъектами хозяйствования и органами государственной власти установленных норм права с целью обеспечения законности, целесообразности, эффективности образования, распределения и использования финансовых ресурсов государства.

Государственный финансовый контроль охватывает не только государственный сектор экономики, но и распространяется на субъекты хозяйствования всех форм собственности, главным образом путем проверки соблюдения ими налогового законодательства, выполнения государственных и муниципальных заказов, целевого использования субсидий, дотаций, бюджетных кредитов, а также эффективности предоставления и законности использования налоговых льгот. Следовательно, объектом государственного финансового контроля выступают все денежные отношения, складывающиеся в процессе деятельности субъектов хозяйствования, связанные с формированием и использованием финансовых ресурсов государства.

Организация государственного финансового контроля в различных странах во многом определяется формой государственного устройства (например, для России, США — наличие института президентской власти). С учетом определенных признаков классификации внутри государственного финансового контроля можно выделить следующие виды:

1. По отношению к ветвям государственной власти : контроль, осуществляемый законодательными (представительными) органами государственной власти, как непосредственно (парламентский контроль), так и через специально созданные ими органы независимого контроля; контроль, осуществляемый Президентом; контроль, осуществляемый органами исполнительной власти 1 .

Читайте также:  Stalker lost alpha таблица

Парламентский контроль включает: рассмотрение и утверждение бюджета, отчета о его выполнении; контрольную деятельность постоянных комиссий и комиссий по расследованию финансовых нарушений и др. Например, в Индии — это парламентские комитеты (государственной отчетности, бюджетных предложений, по делам государственных предприятий). В США таким органом является Административно-бюджетное управление конгресса, назначение которого — снабжать Конгресс информацией по финансово-экономическим вопросам, анализировать исполнение финансовых программ и др.

В ряде стран (Австрия, Испания, Франция, Германия и др.) в качестве независимых органов государственного финансового контроля выступают Счетные палаты. В Российской Федерации парламентский контроль, в том числе в финансовой сфере, осуществляют палаты Федерального Собрания — Совет Федерации и Государственная Дума, которые образуют комитеты и комиссии (например, комитет по бюджету и налогам). В соответствии со ст. 107 Конституции РФ обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии 2 . Органами независимого государственного финансового контроля в РФ является Счетная палата РФ и контрольно-счетные органы субъектов РФ.

В большинстве стран параллельно с органами парламентского контроля действуют также правительственные контрольно-ревизионные органы 3 . В США таким органом является административно-бюджетное управление при Президенте, инспекторские службы н федеральных ведомствах, президентский совет по борьбе с финансовыми злоупотреблениями в правительственных учреждениях; в Финляндии — это Ревизионное управление государственного хозяйства, которое входит в Министерство финансов. К таким органам относятся также служба Генерального инспектора и ревизора в Индии, ведомство Генерального контролера в Канаде и т.д.

Система контрольных органов в рамках исполнительной власти в Российской Федерации формируется Правительством РФ в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Финансовый контроль, осуществляемый органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, возложен на: Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство (федеральная служба), финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, главных распорядителей бюджетных средств и распорядителей бюджетных средств.

Президентский контроль в Российской Федерации, как контроль за исполнением указов и распоряжений Президента РФ по вопросам государственных финансов, осуществляется органами, уполномоченными Президентом РФ в соответствии с законодательством (например, Контрольное управление Президента РФ).

2. По отношению к уровню государственной власти выделяют : федеральные органы государственного финансового контроля и региональные органы государственного финансового контроля. К федеральным органам относятся: в РФ — Счетная палата РФ, федеральные службы Министерства финансов РФ и др.; в Германии (ФРГ) — Федеральная счетная палата; во Франции — Счетная палата Франции. К региональным органам можно отнести контрольно-счетные органы субъектов РФ (например, Контрольно-счетная палата Москвы, контрольно-счетные палаты краев и
областей РФ), контрольные органы администрации субъектов РФ (например, Главное управление государственного финансового контроля города Москвы); в ФРГ — счетные палаты федеральных чемель; во Франции — региональные счетные палаты.

3. По характеру компетенции 4 выделяют: органы общей компетенции — осуществляют контроль в отношении достаточно широкого круга вопросов (например, Счетная палата РФ, Контрольное управление Президента РФ, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора РФ и др.); органы отраслевой компетенции (Федеральная служба страхового надзора); органы межотраслевой компетенции (Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба).

Негосударственный финансовый контроль включает в себя: аудиторский контроль, внутрихозяйственный финансовый контроль и общественный контроль.

Аудиторский контроль (аудит) представляет собой деятельность, осуществляемую аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами по независимой проверке бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица. Целью аудита является выражение мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности. Аудит не подменяет государственного контроля достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществляемого уполномоченными государственными органами и органами местного самоуправления в соответствии с законодательством. Официальным итоговым документом, в котором отражаются результаты проведенного аудита, является аудиторское заключение. Оно предназначено для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, к которым относятся члены организации или собственники ее имущества, налоговые органы, органы статистики.

В соответствии с характером и целями проведения выделяют такие формы аудита, как: обязательный, проводимый в отношении определенных субъектов хозяйствования (занимающихся определенным видом деятельности либо образованных в определенной организационно-правовой форме) и инициативный аудит. Целью обязательного аудита является получение информации о финансовом положении организации, пользователями которой являются: исполнительный орган организации, ее участники (собственники), а также органы государственной власти, осуществляющие контроль как в определенных сферах финансовых отношений (например, деятельность внебюджетных фондов), так и за процессом образования, распределения и использования государственных средств. Инициативный аудит проводится с целью получения информации, которая необходима исполнительному органу или участникам (собственникам) организации для принятия управленческих решений: о финансовом положенииорганизации, состоянии ее взаимоотношений с контрагентами, налоговыми органами и т.п.

Аудиторский контроль имеет свои особенности: аудит осуществляется на договорных началах; субъект хозяйствования имеет определенную самостоятельность в выборе аудиторской организации (аудитора); выявленные в ходе аудиторской проверки нарушения действующего законодательства влияют на форму выражения мнения аудиторской организации о достоверности отчетности, но не влекут за собой применения финансовых санкций (например, в отличие от органов налогового контроля).

В международной практике термин «аудит» применяется более широко. Такая трактовка предполагает наличие «финансового аудита» и «аудита эффективности». Финансовый аудит в свою очередь включает: «аудит отчетности» и «аудит соответствия». Аудит отчетности предполагает проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности, а аудит соответствия — проверку совершенных финансово-хозяйственных операций установленным нормативным актам. Аудит эффективности (аудит эффективности использования государственных средств) представляет собой разновидность государственного финансового контроля, осуществляемого для определения эффективности использования государственных средств.

Аудит эффективности представляет собой проверку деятельности органов государственной власти, распорядителей и получателей бюджетных средств в целях определения эффективности использования государственных средств, полученных для выполнения ими возложенных на них функций и поставленных задач.

Внутрихозяйственный контроль осуществляют специальные подразделения, предусмотренные управленческой структурой субъекта хозяйствования, а также отдельные специалисты. Внутрихозяйственный контроль имеет ряд особенностей: работники, его осуществляющие, непосредственно подчиняются руководителю; этот вид финансового контроля осуществляется постоянно, а не периодически; кроме того, отсутствует единая регламентация объема и характера процедур контроля, порядка их документирования (определяется, как правило, самой организацией). Внутрихозяйственный контроль организуют, в основном, на средних и крупных предприятиях; его осуществление при условии правильной организации способствует: повышению ответственности должностных лиц и работников; сохранности и рациональному использованию финансовых ресурсов организации; предотвращению негативных явлений в финансово-хозяйственной деятельности организации; получению необходимой оперативной информации для осуществления управления.

К видам финансового контроля традиционно относят и общественный контроль, под которым понимают контроль, осуществляемый непосредственно гражданами, а также общественными организациями и объединениями, т. е. без участия специальных государственных органов.

В зависимости от объекта контроля выделяют такие виды финансового контроля, как: бюджетный, налоговый, таможенный, валютный, контроль в страховой сфере (страховой), денежно-кредитный, контроль за деятельностью внебюджетных фондов и др.

Бюджетный контроль, являющийся одним из важнейших видов финансового контроля, обеспечивает проверку правильности составления и исполнения доходов и расходов бюджета в разрезе показателей, установленных законом о бюджете на соответствующий год; выявление отклонений в ходе исполнения бюджета; выявление финансовых нарушений в бюджетной сфере, контроль за правильностью осуществления бюджетного учета. Налоговый и таможенный контроль можно рассматривать либо как самостоятельные виды контроля, либо как составляющие бюджетного контроля.

Финансовый контроль, объектом которого являются финансовые отношения, складывающиеся в различных сферах и звеньях финансовой системы, могут осуществлять как органы государственного, так и негосударственного финансового контроля. Так, финансовый контроль в страховой сфере осуществляют специально созданные государственные органы (например, Федеральная служба страхового надзора РФ), а также аудиторские организации. Финансовый контроль в системе пенсионного обеспечения в РФ осуществляют: Счетная палата РФ, Федеральная служба по финансовым рынкам, Пенсионный фонд РФ (в отношении страхователей и пенсионеров), Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Общественный совет по инвестированию средств пенсионных накоплений, негосударственные пенсионные фонды (по отношению к управляющим компаниям), аудиторские фирмы, органы внутреннего контроля.

Совокупность контрольных действий и операций, осуществляемых субъектами контроля, может быть выражена в той или иной форме, зависящей от целого ряда факторов. С учетом этих факторов (время и место проведения контроля, периодичность его проведения и др.) можно выделить следующие формы финансового контроля (табл. 6.2).

Таблица 6.2 Основные формы финансового контроля

В зависимости от времени проведения выделяют предварительный, текущий и последующий контроль.

Предварительный контроль — контроль, осуществляемый до совершения финансово-хозяйственных операций, например, в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о (бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам, на стадии составления бюджетных смет. Он имеет большое значение для предупреждения нарушений финансового законодательства.

Текущий контроль проводится в процессе совершения финансово-хозяйственных операций, например, при рассмотрении отдельных вопросов исполнения бюджетов в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами, при проверке органами казначейства платежных документов на осуществление кассового расхода бюджета. Текущий контроль позволяет получить необходимую оперативную информацию, характеризующую состояние объекта контроля, внести необходимые коррективы в случае выявления отклонений.

Последующий контроль осуществляется по итогам завершения финансово-хозяйственных операций, отличается более глубоким изучением деятельности субъекта хозяйствования. Как правило, по результатам последующего контроля составляют документы (например, акты), положения которых обязательны для их исполнения.

Исходя из направления воздействия субъекта контроля на объект, выделяют внешний и внутренний финансовый контроль. Под внешним финансовым контролем понимают: по отношению к органам государственной власти — контроль, осуществляемый независимыми в своей деятельности от органов государственной власти субъектами, т. е. специально созданными контрольными органами; по отношению к субъекту хозяйствования — контроль, осуществляемый иными внешними субъектами (налоговыми, финансовыми органами, аудиторской организацией). Под внутренним финансовым контролем понимают: по отношению к органам государственной власти — контроль, осуществляемый непосредственно в системе органов исполнительной власти (например, ведомственный контроль); по отношению к субъекту хозяйствования — контроль, осуществляемый соответствующей службой внутреннего контроля.

При проведении финансового контроля используют определенные методы, к которым традиционно относят обследование, проверку, ревизию, надзор, мониторинг и др.

Обследование — это сбор и общий анализ информации по конкретному вопросу в целях определения целесообразности дальнейшей детальной проверки.

Проверка представляет собой единичное контрольное действие или систему контрольных действий в отношении определенных финансово-хозяйственных операций субъектов хозяйствования.

Ревизия — это система обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности, целесообразности и эффективности совершенных в проверяемом периоде финансово-хозяйственных операций, а также законности и правильности действий должностных лиц 5 . Ревизия в отличие от проверки дает наиболее полную и достоверную информацию о положении дел в проверяемой организации, так как предполагает сплошной охват проверяемых документов; в то время как проверка предполагает выборочность и поэтому в большей степени содержит риск необнаружения тех или иных отклонений от установленных норм, правил, параметров. Кроме того, результаты ревизии содержат конкретное документально подтвержденное определение установленных недостач и потерь денежных и материальных ресурсов.

По полноте охвата проверяемых вопросов проверки и ревизии бывают: тематические (проводятся по определенному кругу вопросов) и комплексные (т. е. охватывают практически все аспекты финансово-хозяйственной деятельности). По характеру источников контроля проводят: документальные проверки и ревизии (проверка финансовой отчетности и документов, образующихся и деятельности организации) и фактические (используются такие приемы, как проведение инвентаризации денежных средств и материальных запасов и т.п.).

Надзор представляет собой систему периодических контрольных действий по наблюдению за установленными в той или иной сфере деятельности условиями ее осуществления. Например, надзор осуществляется за деятельностью субъектов хозяйствования с целью соблюдения ими условий лицензирования.

Мониторинг в отличие от надзора представляет собой систему постоянно совершаемых контрольных действий и операций по наблюдению с целью определения текущих изменений в деятельности субъекта хозяйствования.

Читайте также:  Таблица объем и структура государственно

1 При рассмотрении видов государственного финансового контроля используются термины, применяемые в законодательстве как России, так и ряда других стран.
2 Конституция Российской Федерации / / Российская газета. — 1993. —
№ 237.
3 См.: Степашин С. В., Столяров Н. С., Шохин С .О., Жуков В. А. Госуда
рственный финансовый контроль. — СПб.: Питер, 2004. — С. 271—289.
4 См.: Бурцев В.В. Организация системы государственного финансового контроля в Российской Федерации: Теория и практика. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2002. — С. 87—88.
5 См.: Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Под общ. ред. А. Г. Грязновой. — С. 821.

(Материалы приведены на основании: А.Г. Грязнова. Е.В. Маркина Финансы. Учебник. 2-е изд. – М.:Финансы и статистика, 2012)

Источник

Формы, виды и основные методы финансового контроля

Основные подходы к классификации видов, форм и методов финансового контроля

Финансовый контроль — это совокупность мероприятий компетентных экономических субъектов, которые связаны с проверкой и анализом элементов финансовой инфраструктуры, управления и отчетности в той или иной организации. Рассмотрим их сущность подробнее.

Форма финансового контроля — признак, отражающий способ осуществления тем или иным субъектом контроля своих действий. Современные российские эксперты выделяют 3 ключевые формы финансового контроля:

  • предварительный;
  • текущий;
  • последующий.

Вид финансового контроля — признак, позволяющий отнести соответствующие контрольные мероприятия к той или иной категории. Актуальные теоретические концепции предполагают классификацию видов финансового контроля по следующим базовым основаниям:

  • субъект контроля;
  • направление контроля;
  • сроки выполнения.

Таким образом, фактически соответствующие виды и формы финансового контроля можно рассматривать как сходные признаки. Применение данной аналогии прослеживается во многих публикациях российских экспертов.

Метод финансового контроля — это признак, отражающий специфику конкретного инструмента осуществления проверок, задействуемого субъектом финансового контроля. Выделяют 3 основные категории:

  • методы, которые связаны с проверкой документов;
  • методы, которые связаны с проверкой содержания деятельности фирмы;
  • методы, которые связаны с проверкой компетенций.

Изучим подробнее ключевые признаки финансового контроля — виды, формы и методы — в соотнесении с отмеченными основаниями для их классификации.

Формы финансового контроля: предварительный, текущий, последующий

Итак, есть 3 основные формы контрольной деятельности — предварительный, текущий, а также последующий финансовый контроль.

Предварительный контроль предполагает осуществление субъектом контрольных действий еще до того, как проверяемая организация реализует некие юридически значимые мероприятия. Например, расходование бюджетных средств по тем или иным статьям, если речь идет о государственной или муниципальной организации, либо инвестирование нераспределенной прибыли, если рассматривать деятельность коммерческих фирм.

Предварительный контроль предполагает проверку готовности соответствующих организаций к проведению финансового мероприятия. Проверяющий должен удостовериться в законности мероприятия, а также в том, что его проведение удовлетворяет интересам аффилированных лиц (инвесторов, вышестоящих менеджеров, государства, муниципалитета). Предварительный контроль позволяет выявить недоработки, допущенные организацией в части подготовки документов, необходимых для реализации того или иного мероприятия.

Текущий контроль предполагает проверку содержания финансовых мероприятий непосредственно в период их осуществления. Обычно подобные действия связаны с проверкой оправдательных документов, сопровождающих сделки, либо, например, мониторингом качества работы ответственных подразделений — бухгалтерии, финансовых отделов, склада, логистических служб, от которых зависит успешность решения задач, связанных с управлением финансами организации.

Последующий контроль — совокупность действий субъекта контроля, предполагающая проверку финансовых мероприятий, которые уже реализованы компанией. Он помогает выявить несоответствие результатов данных мероприятий закону, определить обоснованность тех или иных финансовых операций, сформировать рекомендации, направленные на улучшение реализации в будущем подобных мероприятий.

Классификация видов контроля по срокам

Изучим теперь сущность различных видов финансового контроля в рамках классификации, рассмотренной выше. Первое ее основание, которое мы исследуем, — сроки выполнения контроля. Таковые могут соответствовать оперативным, плановым, внеплановым проверкам.

Оперативные финансовые проверки отличаются, прежде всего, непродолжительностью, а также в достаточной мере высокой частотой проведения. Они могут осуществляться субъектом контроля раз в неделю либо ежемесячно.

Плановые проверки, в свою очередь, считаются более длительными. Проводятся они обычно не так часто — раз в год, полугодие, иногда — раз в несколько лет. Проверяемая организация, как правило, имеет достаточно времени, чтобы подготовиться к плановому финансовому контролю.

Оперативные и плановые проверки имеют общий признак — наличие графика осуществления субъектами финансового контроля проверок. Даже если проверки проводятся очень часто, например, еженедельно, то руководство фирмы, как правило, заранее знает конкретное время визита проверяющих, а также то, что они будут изучать.

В свою очередь внеплановые проверки могут осуществляться без предупреждения, проводиться вне привязки к какому-либо графику и с любой частотой. Информация о том, чем будут заниматься проверяющие, а также о том, какие документы они могут запрашивать, непосредственно до проведения внепланового контроля может быть закрыта для проверяемых организаций.

Классификация видов контроля по субъектам

Спектр возможных субъектов финансового контроля весьма широкий. Современные российские эксперты определяют следующие основные группы:

  • органы исполнительной власти (не связанные с правоохранительными структурами);
  • органы законодательной власти;
  • банки;
  • правоохранительные структуры;
  • аудиторы;
  • вышестоящие организации;
  • общественные организации;
  • внутрикорпоративные и ведомственные структуры.

Изучим их специфику подробнее.

Субъекты финансового контроля: органы власти

Органы исполнительной власти, которые чаще всего становятся субъектами контроля, — это Минфин, Федеральная служба по финансовому мониторингу, ФНС, ФТС, государственные внебюджетные фонды, Федеральное казначейство, а также структуры, подчиняющиеся им по вертикали в регионах.

Можно отметить, что компетентное ведомство часто предопределяет конкретное наименование того или иного вида контроля. Например, ФНС проводит налоговый контроль, ФТС — таможенный.

Что касается органов законодательной власти, финансовый контроль чаще всего осуществляет Счетная палата, формируемая при участии обоих палат парламента РФ — Госдумы и Совета Федерации. В субъектах РФ также формируются счетные палаты — при участии региональных парламентов.

Правоохранительные структуры, которые могут применять финансовый контроль, — МВД, ФСБ, Генеральная прокуратура. Данные ведомства также функционируют централизованно — федеральным структурам подчиняются региональные.

Субъекты финансового контроля: банки, аудиторы

Субъектом финансового контроля может быть как ЦБ, так и коммерческие кредитные учреждения. При этом вторые в аспекте проведения основных финансовых мероприятий подотчетны ЦБ.

Аудиторы могут быть внешними и внутренними (или ведомственными). Первые, как правило, осуществляют финансовый контроль на коммерческой основе, как услугу. При этом результаты подобных проверок обычно предоставляются для какого-либо внешнего субъекта, например, инвестора или банка.

Внутренний аудит — подвид внутрикорпоративного или ведомственного финансового контроля. Его результаты обычно используются в пределах конкретной организации. Чаще всего он реализуется внутренними службами компании. Но иногда фирмы обращаются и к внешним аудиторам, предоставляющим услуги в форме аутсорсинга.

Субъекты финансового контроля: вышестоящие структуры, общественники

Финансовый контроль может быть инициирован и проведен учреждением, которому подотчетна фирма или бюджетная организация, — холдингом, центральным офисом, главным управлением, центральным аппаратом и т. д.

Вполне возможно инициирование процедур финансового контроля общественными объединениями. При этом таковые могут являться как самостоятельными субъектами проверок (если в их составе есть компетентные сотрудники, способные проводить соответствующий контроль), так и направлять обращения в адрес иных субъектов контроля, работа которых каким-либо образом связана с организацией, на которую обратили внимание общественники.

Субъекты финансового контроля: внутрикорпоративные и внутриведомственные структуры

Работа внутрикорпоративных или внутриведомственных субъектов финансового контроля (ими могут быть службы и отделы финансового анализа или же структуры для проведения внутреннего аудита) характеризуется, как правило, существенно более узкой направленностью в сравнении с теми действиями, которые могут осуществлять структуры, рассмотренные выше.

Классификация видов контроля: направления проверок

Еще одно основание для классификации видов финансового контроля, которое выделяют российские исследователи — направление проверок. Оно представлено 3 основными категориями:

  • ревизии документооборота;
  • технические проверки;
  • проверки отчетности.

Что касается первого направления финансового контроля, проверяющие в данном случае чаще всего исследуют юридически значимые источники, на основании которых организация принимает те или иные решения по управлению капиталом.

В техническом аспекте может проверяться инфраструктура, задействуемая для реализации юридически значимых действий, например, тех, что связаны с подписанием банковских и иных документов с помощью ЭЦП. Данное направление проверок в ряде аспектов может быть связано с ревизионными мероприятиями, например, если требуется установить, соответствует ли ПО для электронных ключей требованиям законодательства.

Третье направление проверок предполагает изучение проверяющей структурой документов, имеющих отношение к бухгалтерской, налоговой и управленческой отчетности. Это могут быть первичные документы, унифицированные формы, бланки, внутрикорпоративные источники, выписки.

Методы финансового контроля: документальная проверка

Данная группа методов — ключевая с точки зрения проведения ревизий документооборота, о которых мы рассказали выше. По мнению многих экспертов, рассматриваемая группа методов финансового контроля — основная, наиболее востребованная проверяющимис точки зрения решения поставленных перед ними задач.

Методы, относящиеся к рассматриваемой группе, предусматривают:

  • изучение документов на предмет корректности реквизитов — предполагает сверку таковых с перечнем критериев, установленных законодательно либо на уровне локального НПА для конкретного вида деловых бумаг;
  • изучение содержания документов на предмет смысловой корректности, арифметической точности — бывает, что даже при соблюдении реквизитов документ может быть составлен некорректно в силу отсутствия в нём смысловой логики, например, если декларация по налогу за 2-й квартал подписана в феврале; могут встречаться и арифметические ошибки, например, если в бухгалтерском балансе сумма показателей по строкам 1110–1190 не равна цифре в строке 1100;
  • исследование документов на предмет подлинности — подлинность документа может быть не признана, если при проверке выяснится, что он подписан факсимиле, или же если его внешний вид явно не похож на аналогичные источники, напечатанные примерно в то же время и в том же подразделении — это может свидетельствовать о том, что документ подделан;
  • изучение содержания документов на предмет соответствия законам и нормам — метод, близкий к первому в перечне, но более глубокий; он предполагает исследование не только реквизитов, но и положений источника.
  • сравнительный анализ источников — один из методов, позволяющих выявить подделки, а также, если это необходимо, оценить качество ведения документации предприятием: сравниваемым источником может быть некий эталонный образец, полностью соответствующий требованиям по заполнению;
  • проверка комплектности документов — многие источники имеют юридическую силу только в случае дополнения иными документами, например, авансовый отчет действителен только в комплекте с подтверждающими документами — чеками, квитанциями, БСО.

Методы финансового контроля: фактическая проверка

Методы финансового контроля, относящиеся к рассматриваемой группе, могут включать:

  • проверку качества инфраструктуры предприятия;
  • проведение замеров, тестов;
  • инвентаризацию.

Что касается первого пункта — инфраструктура, которой располагает предприятие, может проверяться на предмет соответствия нормам СанПиНа, экологического законодательства, различных ГОСТов, внутрикорпоративным нормам.

Замеры и тесты могут помочь проверяющим при поиске недостатков выпускаемых предприятием товаров, с выявлением несоответствия помещений требованиям законов в части обеспечения безопасности труда, а если речь идет о внутренней проверке — выявлением слабых мест в организации производства.

Инвентаризация — дополняющий метод, предназначенный для выявления недостатков в комплектности тех или иных элементов. Как с точки зрения объективных потребностей бизнеса, так и в контексте соответствия заявленных в отчетности объемов производственных фондов фактическим.

Методы финансового контроля: проверка компетентности

Проверка системы компетенций предполагает работу главным образом в направлении кадрового менеджмента. Проверяющие, задействующие рассматриваемую группу методов, взаимодействуют с сотрудниками, отвечающими за управление финансами предприятия, и выясняют, насколько их уровень опыта и навыков позволяет решать поставленные задачи.

Данные методы финансового контроля могут быть представлены тестированием, интервьюированием, проведением фокус-групп, мониторингом производственных возможностей работников, проведением опросов, изучением личных карточек сотрудников, профилей в соцсетях, в ряде случаев — выходом на контакт с предыдущими работодателями или образовательными учреждениями, в которых учились работники фирмы.

Читайте также:  Таблицы коэффициентов для армирования

Источник

Приложение N 4. Аналитические таблицы анализа и контроля исполнения федерального бюджета за отчетный финансовый год

ГАРАНТ:

См. данную форму в редакторе MS-Excel

Приложение N 4
к стандарту внешнего
государственного аудита
(контроля) СГА 203
«Последующий контроль за
исполнением федерального
бюджета»

Сводная таблица
исполнения доходов федерального бюджета в разрезе кодов классификации доходов бюджетов (сравнение данных уточненного прогноза поступлений доходов в федеральный бюджет, отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год и результатов контрольных мероприятий Счетной палаты Российской Федерации)

Код классификации доходов бюджетов

Наименование вида доходов федерального бюджета

Предусмотрено доходов уточненным

прогнозом поступлений доходов в федеральный бюджет (тыс. рублей)

Доходы федерального бюджета (тыс. рублей)

Уровень исполнения федерального бюджета (%)

по данным отчета об исполнении федерального бюджета

по результатам контрольных мероприятий

Счетной палаты Российской Федерации

по данным отчета об исполнении федерального бюджета

по результатам контрольных мероприятий

Счетной палаты Российской Федерации

Примечание. Все таблицы к предложениям направлений деятельности Счетной палаты Российской Федерации к заключению Счетной палаты Российской Федерации на отчет Правительства Российской Федерации об исполнении федерального бюджета подписываются начальниками инспекций, обеспечивающих их подготовку.

Приложение N 4
к стандарту внешнего
государственного аудита
(контроля) СГА 203
«Последующий контроль за
исполнением федерального
бюджета»

Сводная таблица
исполнения доходов федерального бюджета в разрезе главных администраторов доходов федерального бюджета (сравнение данных уточненного прогноза поступлений доходов в федеральный бюджет, отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год и результатов контрольных мероприятий Счетной палаты Российской Федерации)

Наименование вида доходов федерального бюджета

Код главного администратора доходов федерального бюджета

Код классификации доходов бюджетов

Предусмотрено доходов уточненным прогнозом поступлений доходов в федеральный бюджет (тыс. рублей)

Доходы федерального бюджета (тыс. рублей)

Уровень исполнения федерального бюджета (%)

по данным отчета об исполнении федерального бюджета

по результатам контрольных мероприятий Счетной палаты Российской Федерации

по данным отчета об исполнении федерального бюджета

по результатам контрольных мероприятий Счетной палаты Российской Федерации

Приложение N 4
к стандарту внешнего
государственного аудита
(контроля) СГА 203
«Последующий контроль за
исполнением федерального
бюджета»

Сводная таблица
исполнения бюджетных ассигнований за отчетный финансовый год на реализацию государственных программ Российской Федерации в разрезе подпрограмм и федеральных целевых программ (сравнение данных федерального закона о федеральном бюджете на отчетный финансовый год и на плановый период, сводной бюджетной росписи, отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год)

Наименование государственной программы Российской Федерации (подпрограммы/ федеральной целевой программы)

Код целевой статьи расходов бюджетов

период реализации государственно й программы Российской Федерации

Утверждено бюджетных ассигнований государственной программой Российской Федерации в части расходов федерального бюджета

Бюджетные ассигнования за отчетный финансовый год

в том числе на отчетный финансовый год

утвержденные федеральным законом о федеральном бюджете на отчетный финансовый год и на плановый

период (с изменениями)

установленные сводной бюджетной росписью (с изменениями)

в % к бюджетным ассигнованиям,

законом о федеральном бюджете на отчетный финансовый год и на плановый период (с изменениями)

установленным сводной бюджетной росписью (с изменениями)

Приложение N 4
к стандарту внешнего
государственного аудита
(контроля) СГА 203
«Последующий контроль за
исполнением федерального
бюджета»

Сводная таблица
исполнения бюджетных ассигнований за отчетный финансовый год на реализацию государственных программ Российской Федерации в разрезе главных администраторов средств федерального бюджета (сравнение данных федерального закона о федеральном бюджете на отчетный финансовый год и на плановый период, сводной бюджетной росписи и отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год)

Бюджетные ассигнования за отчетный финансовый год

утвержденные федеральным законом о федеральном бюджете на отчетный финансовый год и на плановый период (с изменениями)

установленные сводной бюджетной росписью

в % к бюджетным ассигнованиям,

государственной программы Российской Федерации

подпрограммы/ федеральной целевой программы государственной программы Российской Федерации

утвержденным на отчетный финансовый год федеральным законом о федеральном бюджете на отчетный финансовый год и на плановый период (с изменениями)

установленным сводной бюджетной росписью

Приложение N 4
к стандарту внешнего
государственного аудита
(контроля) СГА 203
«Последующий контроль за
исполнением федерального
бюджета»

Сводная таблица
основных результатов реализации государственных программ Российской Федерации, достигнутых за отчетный финансовый год, оценка вклада реализации подпрограмм и федеральных целевых программ, входящих в их состав, в решение задач и достижение целей государственных программ Российской Федерации

Наименование показателя (индикатора) государственной программы Российской Федерации (подпрограммы/федеральной целевой программы)

Единица измерения показателя (индикатора)

Значения показателя (индикатора) за отчетный финансовый год

Объем бюджетных ассигнований федерального бюджета (млн. рублей)

государственной программы Российской Федерации

предусмотренный федеральным законом о федеральном бюджете на отчетный финансовый год и на плановый период (с изменениями)

предусмотренный сводной бюджетной росписью (с изменениями)

Приложение N 4
к стандарту внешнего
государственного аудита
(контроля) СГА 203
«Последующий контроль за
исполнением федерального
бюджета»

Сводная таблица
исполнения федерального закона о федеральном бюджете за отчетный финансовый год в части расходов федерального бюджета в разрезе главных администраторов средств федерального бюджета (сравнение данных федерального закона о федеральном бюджете за отчетный финансовый год и на плановый период, сводной бюджетной росписи, отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год и результатов контрольных мероприятий Счетной палаты Российской Федерации)

Наименование главного распорядителя средств

Код главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета

Наименование раздела, подраздела классификации расходов бюджетов

Код раздела, подраздела классификации расходов бюджетов

Утверждено бюджетных ассигнований федеральным законом о федеральном бюджете на отчетный финансовый год и на плановый период (с изменениями)

Сводная бюджетная роспись (с изменениями)

Исполнено по данным отчета об исполнении федерального

бюджета за отчетный

Исполнено по результатам контрольных мероприятий Счетной палаты Российской Федерации

Уровень исполнения федерального бюджета (%)

к федеральному закону о федеральном бюджете на отчетный финансовый год и на плановый период (с изменениями) (гр.9/гр.6)

к сводной бюджетной росписи (с изменениями)

Примечание. Ведомственная структура расходов бюджетов согласно приложениям секретным и совершенно секретным к федеральному закону о федеральном бюджете на отчетный финансовый год и на плановый период оформляется аналогично показателям, приведенным в таблице 7.

Приложение N 4
к стандарту внешнего
государственного аудита
(контроля) СГА 203
«Последующий контроль за
исполнением федерального
бюджета»

Сводная таблица
исполнения федерального закона о федеральном бюджете за отчетный финансовый год в части источников финансирования дефицита федерального бюджета в разрезе кодов классификации источников финансирования дефицитов бюджетов (сравнение данных федерального закона о федеральном бюджете на отчетный финансовый год и на плановый период, сводной бюджетной росписи, отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год и результатов контрольных мероприятий Счетной палаты Российской Федерации)

Наименование источников внутреннего и внешнего финансирования дефицита федерального бюджета

Коды бюджетной классификации источников финансирования дефицитов бюджетов

Утверждено федеральным законом о федеральном бюджете на отчетный финансовый год и на плановый период (с изменениями)

Сводная бюджетная роспись (с изменениями)

Отклонение от отчета

по данным отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год

по результатам контрольных мероприятий Счетной палаты Российской Федерации

Источник

Описываем систему показателей финансового анализа предприятия

Финансовый анализ – один из наиболее важных факторов успешного управления предприятием. Он базируется на расчете и анализе целого ряда показателей, обобщающих бухгалтерские, финансовые данные и позволяющих принимать обоснованные управленческие решения. Система показателей финансового анализа предприятия, ее формирование — тема нашей статьи.

Как формируется система показателей

Прежде всего обратим внимание на следующее: единой системы финансовых аналитических показателей на сегодняшний день не выработано; однако только коэффициентов, характеризующих финансовое состояние, насчитывается более двухсот.

Комплексный, системный подход выгодно отличается от практики расчета отдельных показателей финансового анализа, информативность которых, не подкрепленная другими данными, нередко оказывается близкой к нулю.

При формировании показателей в первую очередь фиксируют данные, оказывающие влияние на финансовое состояние предприятия. Их основу составляют данные бухучета, бухгалтерской, финансовой отчетности.

Формируемые показатели можно условно рассматривать в виде двух больших групп:

  • состояние ресурсов;
  • использование ресурсов.

Состояние ресурсов описывают показатели величины, достаточности для данного производства, их структура (экстенсивные показатели) и показатели финансовой устойчивости, ликвидности, платежеспособности (интенсивные показатели).

Использование ресурсов описывается показателями товарного оборота, затрат, притока денежных средств, прибыли либо убытка (экстенсивные показатели), рентабельности, оборачиваемости (интенсивные показатели).

Система показателей строится от общего к частному, т.е. сначала исчисляются укрупненные, обобщенные показатели, характеризующие состояние предприятия в целом за период. Далее ведут работу, соотнося возможности сбора данных, применения показателей, анализа, с управленческими целями и их масштабом.

В качестве целей финансового анализа могут выступать:

  • сравнение показателей работы предприятия с аналогичными по отрасли, у конкурентов;
  • сравнение показателей работы предприятия по годам;
  • сравнение плановых и фактических показателей;
  • выработка новых приемов, стратегии развития предприятия;
  • оценка масштаба изменений;
  • оценка факторов, препятствующих им.

Группировка показателей

Все показатели разделяются на абсолютные (объемные) и относительные. Последние еще называют финансовыми коэффициентами либо финансовыми показателями.

К объемным показателям относятся в первую очередь:

  • итог (валюта) баланса;
  • объем чистых активов;
  • объем уставного капитала;
  • выручка за период;
  • прибыль за период;
  • положительный денежный поток (поступление денег, денежный приток) за период;
  • отрицательный денежный поток (выплаты, денежный отток) за период и др.

К сведению! Денежный поток, как правило, анализируется еще и по видам деятельности.

Финансовые коэффициенты могут подразделяться по-разному. Одна из распространенных группировок приведена далее:

  1. Ликвидность. Применяются коэффициенты текущей, абсолютной, быстрой ликвидности.
  2. Рентабельность. Можно выделить в первую очередь рентабельность активов, чистых активов, оборотных средств.
  3. Оборачиваемость активов. Кроме общей оборачиваемости активов, может исчисляться оборачиваемость чистых активов, ТМЦ, задолженности, как кредиторской, так и дебиторской, средний период их погашения и пр.
  4. Рыночная стоимость. Исчисляется прибыль на 1 акцию, дивидендный доход, коэффициент реальной стоимости активов предприятия и пр.

К этой группировке могут добавляться категории:

  1. Финансовая устойчивость (коэффициент соотношения собственных и заемных средств, обеспеченности запасов собственными средствами, сохранности собственного капитала и пр.).
  2. Эффективность труда. Основная обобщенная формула включает в себя объем работы в единицу времени в отношении к произведению «численность * качество». Качественный показатель при этом может устанавливаться предприятиями (например, процент сдачи продукции с первого предъявления). Исчисляют и другие показатели, например, затраты труда на полученную прибыль. Известный показатель эффективности труда – производительность труда.

Применяются и более расширенные группировки, например, разделение на коэффициенты, характеризующие:

  • операционный анализ;
  • анализ аналогичных издержек;
  • управление активами;
  • ликвидность;
  • рентабельность;
  • структуру капитала;
  • обслуживание долга;
  • рыночные показатели.

Включение в систему показателей финансового анализа новых группировок связано, как правило, с расширением числа используемых коэффициентов.

Внимание! Некоторые специалисты предлагают строить систему показателей финансового анализа предприятия как совокупность именно финансовых коэффициентов. Другая точка зрения базируется на необходимости рассматривать два вида показателей — объемные и финансовые коэффициенты — в комплексе.

Практика использования показателей

На выбор показателей, составляющих систему финансового анализа конкретного предприятия, оказывают влияние многие факторы: объем производства, наличие или отсутствие обособленных подразделений, особенности технологии производства, организационно-правовая форма и другие.

Наиболее часто используются:

  • различные виды рентабельности (рентабельность продаж по прибыли от реализации и балансовой прибыли, собственного капитала, рентабельность затрат);
  • коэффициенты ликвидности (текущей и абсолютной);
  • коэффициент, характеризующий обеспеченность собственными оборотными средствами;
  • коэффициент текущей платежеспособности;
  • коэффициент финансовой независимости (автономии);
  • показатель соотношения собственных средств и заемных;
  • различные коэффициенты оборачиваемости (общей, мат. активов, средств, кредиторской задолженности, собственного капитала);
  • фондоотдача;
  • период оборачиваемости собственного капитала.

При этом объемные показатели (выручка, прибыль, денежные потоки) включаются в общую схему анализа практически повсеместно.

Принятая на предприятии система показателей финансового анализа, методики расчета показателей и анализа данных отражается в ЛНА.

Источник

Adblock
detector