Меню

Административно процессуальное право таблица

Административное процессуальное право как самостоятельная отрасль права: понятие, предмет, метод, система, источники

Ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. N 21-ФЗ устанавливает, что настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

Административное процессуальное право как одна из отраслей системы права представляет собой совокупность норм, регулирующих обществен­ные отношения в связи с возбуждением, рассмотрением и разрешением административных дел судами общей юрисдикции.

Иначе: Административное процессуальное право — отрасль российского права, состоящая из совокупности правовых норм, регулирующих право­отношения и деятельность участников административного судопроизводства при разре­шении конкретных административных дел, возникающих в ходе реализации государственного управления.

Данная отрасль права регулирует конкретные обще­ственные отношения (не все!), складывающиеся между участниками административного судопроизводства.

Следует различать понятия «административный процесс» и «административное процессуальное право»:

Административный процесс — это урегулированная административно-процессуальными нормами деятель­ность исполнительных органов (должностных лиц) по рассмотрению и разрешению различного рода инди­видуальных административных дел, возникающих в сфере государственного управления, в ходе реализации задач и функ­ций исполнительной власти.

В предмете регулирования административно-процессу­ального права можно выделить следующие виды правоотношений:

    • общественные отношения, регулируемые материальным административным правом и, следовательно, выступающие как материальные административно-правовые отношения, реализация которых обеспечивается с помощью административного процесса;
    • общественные отношения, связанные с решением задач государственного управления, но регулируемые нормами других отраслей российского права (гражданского, трудового, финансового, и др.), и требующие для своей реализации процессуальных действий органов исполнительной власти;
    • процессуальная деятельность органов исполнительной власти и некоторых других субъектов, управомоченных на это законом.
  • общественные отношения, регулируемые материальным административным правом и, следовательно, выступающие как материальные административно-правовые отношения, реализация которых обеспечивается с помощью административного процесса;
  • общественные отношения, связанные с решением задач государственного управления, но регулируемые нормами других отраслей российского права (гражданского, трудового, финансового, и др.), и требующие для своей реализации процессуальных действий органов исполнительной власти;
  • процессуальная деятельность органов исполнительной власти и некоторых других субъектов, управомоченных на это законом.

Предметом административно-процессуального права Российской Федерации являются материальные правовые отношения, складывающиеся в связи осуществлением задач государственного управления, и административно-процессуальная процедура их реализации.

1) Основные, или системообразующие, отношения — обществен­ные отношения,

    • складывающиеся в связи с установлением наличия или отсутствия состава преступления, предусмотренного уголовным законом (основание уголовной ответственности), а также
    • возникающие в связи с возложением уголовной ответствен­ности и/или освобождением от нее.
  • складывающиеся в связи с установлением наличия или отсутствия состава преступления, предусмотренного уголовным законом (основание уголовной ответственности), а также
  • возникающие в связи с возложением уголовной ответствен­ности и/или освобождением от нее.

Основные отношения образу­ют «ядро» предмета регулирования уголовно-процессуального права и обусловлены, прежде всего, правоприменительной природой уго­ловного процесса (сначала необходимо установить фактические об­стоятельства дела, а уже потом принять решение о возложении или освобождении от ответственности в соответствующем процессуаль­ном акте).

Так, к числу основных общественных отношений относятся от­ношения, возникающие при производстве доследственной проверки материалов на стадии возбуждения уголовного дела, в ходе которой устанавливается наличие или отсутствие признаков преступления, а следовательно, основания уголовной ответственности (ч. 2 ст. 140 УПК РФ); при привлечении лица в качестве обвиняемого (ст. 171-172 УПК РФ); при постановлении приговора (гл. 39 УПК РФ) или прекращении уголовного дела (ст. 24-25, 212-214 УПК РФ); при производстве по делам в отношении несовершеннолетних (гл. 50 УПК РФ) или о применении принудительных мер медицинского ха­рактера (гл. 51 УПК РФ).

2) Производные отношения. К ним традиционно относятся отношения:

    • возникающие при ознакомлении участников уголовного судопроизводства с материалами дела (ст. 216, 217, ч. 2 ст. 225 УПК РФ), связанные с восстановлением пропущенных сроков (ст. 130 УПК РФ), по возмещению процессуальных издержек потерпевшему, свидетелю, их закон­ным представителям, эксперту, специалисту, переводчику, понятым (ст. 131 УПК РФ), по возмеще­нию (компенсации) вреда и восстановлению в правах в связи с реабилитацией лица, необоснованно подвергнутого уголов­ному преследованию (гл. 18 УПК РФ);
    • возникающие при применении мер уголовно-процессуального принуждения к ряду участников уголовно­го судопроизводства: отношения, складывающиеся при за­держании подозреваемого (ст. 91–92 УПК), применении к нему меры пресечения до предъявления обвинения (ст. 100 УПК), осуществлении принудительного привода свидетеля (ч. 7 ст. 56 УПК) и др.;
    • исключительно «процедурного» характера — в частности, отношения, возникающие при направлении дела по подследственности или подсудности (ч. 5 ст. 152, ст. 34, 35 УПК РФ), продлении сроков дознания (ст. 223 УПК РФ), предварительного следствия (ст. 162 УПК РФ), содержания под стражей (ст. 109 УПК РФ) и др.;
    • контрольного, проверочного характера — скла­дываются практически на всех стадиях уголовного судопро­изводства, имеют весьма разнообразный субъектный со­став, поскольку обусловлены правоприменительной при­родой уголовного судопроизводства, которая обеспечивает законность и обоснованность принятия и исполнения про­цессуальных решений по уголовным делам.
  • возникающие при ознакомлении участников уголовного судопроизводства с материалами дела (ст. 216, 217, ч. 2 ст. 225 УПК РФ), связанные с восстановлением пропущенных сроков (ст. 130 УПК РФ), по возмещению процессуальных издержек потерпевшему, свидетелю, их закон­ным представителям, эксперту, специалисту, переводчику, понятым (ст. 131 УПК РФ), по возмеще­нию (компенсации) вреда и восстановлению в правах в связи с реабилитацией лица, необоснованно подвергнутого уголов­ному преследованию (гл. 18 УПК РФ);
  • возникающие при применении мер уголовно-процессуального принуждения к ряду участников уголовно­го судопроизводства: отношения, складывающиеся при за­держании подозреваемого (ст. 91–92 УПК), применении к нему меры пресечения до предъявления обвинения (ст. 100 УПК), осуществлении принудительного привода свидетеля (ч. 7 ст. 56 УПК) и др.;
  • исключительно «процедурного» характера — в частности, отношения, возникающие при направлении дела по подследственности или подсудности (ч. 5 ст. 152, ст. 34, 35 УПК РФ), продлении сроков дознания (ст. 223 УПК РФ), предварительного следствия (ст. 162 УПК РФ), содержания под стражей (ст. 109 УПК РФ) и др.;
  • контрольного, проверочного характера — скла­дываются практически на всех стадиях уголовного судопро­изводства, имеют весьма разнообразный субъектный со­став, поскольку обусловлены правоприменительной при­родой уголовного судопроизводства, которая обеспечивает законность и обоснованность принятия и исполнения про­цессуальных решений по уголовным делам.

3) Сопутствующие отношения в предмете регулиро­вания уголовно-процессуального права не являются обязательными, поскольку они направлены на достижение некоторых дополнительных, «попутных» потребностей. К числу сопутствующих отношений в структуре предмета регулирования уголовно-процессуального пра­ва относят:

    • отношения, складывающиеся при возмещении вреда, причи­ненного преступлением (ст. 44, 45, 54, 55 УПК РФ);
    • отношения, направленные на выявление причин и условий, способствовавших совершению преступления, и их преду­преждение (ч. 4 ст. 29 УПК РФ, ч. 2 ст. 158 УПК РФ).
  • отношения, складывающиеся при возмещении вреда, причи­ненного преступлением (ст. 44, 45, 54, 55 УПК РФ);
  • отношения, направленные на выявление причин и условий, способствовавших совершению преступления, и их преду­преждение (ч. 4 ст. 29 УПК РФ, ч. 2 ст. 158 УПК РФ).

Метод уголовно-процессуального регулирования представляет собой совокупность приемов (элементов), которые используются при опосредовании общественных отношений в сфере производства по уго­ловному делу нормами уголовно-процессуального права и которые опти­мально обеспечивают достижение цели и решение задач уголовного су­допроизводства.

Таким образом, группе основных (системообразующих) отно­шений, выступающих ядром предмета регулирования уголовно-процессуального права, присуще императивное регулирование, по­строенное на субординации целей и интересов участников обще­ственного отношения. Эти отношения подчинены публичному интересу, обеспеченному государством в лице своих компетентных органов, которое, в свою очередь, обеспечивает создание гарантий для соблюдения прав и законных интересов граждан. Публичный ин­терес выступает основой структурирования вышеуказанных отноше­ний.

С другой стороны, публичный интерес — это совокупность ин­тересов частных, а частный — элемент публичного, а потому совер­шенно логично и естественно, что в уголовно-процессуальное право вкрапливаются частно-правовые интересы, характерные для диспо-зитивного регулирования общественных отношений.

Таким образом, диспозитивное регулирование характерно для второй и третьей групп общественных отношений, входящих в предмет регу­лирования уголовно-процессуального права. Оно, например, может проявляться, когда участник уголовного судопроизводства восполь­зуется, если посчитает нужным, правом обжалования действий (без­действия) следователя или дознавателя в суд (ст. 123, 125 УПК РФ), чтобы обязать следователя провести очную ставку между потерпевшим и свидетелем, либо предъявит исковое требование о возмеще­нии имущественного вреда к непосредственному причинителю вре­да — обвиняемому.

Оба указанных приема правового регулирования, образуя уголовно-процессуальный метод, являются первичными и в юриди­ческой литературе именуются также магистральными.

См. также система права

Уголовно-процессуальные нормы, составляя еди­ную нормативную основу уголовно-процессуального права, подраз­деляются на достаточно обособленные группы, регулирующие одно­родные отношения. В доктрине указанные группы норм получили название уголовно-процессуальных институтов.

Итак, уголовно-процессуальный институт — это совокупность уголовно-процессуальных норм, регулирующих взаимосвязанные однород­ные общественные отношения.

Например, «Реабилитация», «Уголовное преследование», «Пре­кращение уголовного дела».

Взятые в совокупности уголовно-процессуальные институты образуют систему уголовно-процессуального права.

Место каждого института определяется важностью общественных отношений, подвергаемых уголовно-процессуальному регулированию. Они располагаются последовательно — от норм общей части уголовно-процессуального закона к нормам особенной.

Система основных институтов уголовно-процессуального права выглядит следую­щим образом:

    • общие положения уголовного судопроизводства;
    • до­судебное производство;
    • судебное производство;
    • особый порядок уголовного судопроизводства;
    • международное сотрудничество.
  • общие положения уголовного судопроизводства;
  • до­судебное производство;
  • судебное производство;
  • особый порядок уголовного судопроизводства;
  • международное сотрудничество.

В свою очередь основные институты делятся на более мелкие, или простые, например: основной институт досудебного производства включает в себя институт возбуждения уголовного дела и институт предварительного расследования.

Читайте также:  Параметры одежды женской буквами таблица

В общей теории права такая гра­дация основных институтов на более простые объясняется суще­ствованием субинститутов, которые являются источниками менее высокого ранга, чем те, в которые они входят составной частью. Такое подразделение обусловлено законодательной конструкци­ей акта, в который входят конкретные уголовно-процессуальные нормы.

Дискуссионным в правовой литературе остается вопрос об ис­точниках уголовно-процессуального права. В общей теории государства и права выделяют материальные и формальные источники права.

Материальные источники — объективные и субъективные факто­ры (силы), которые творят закон; те истоки, которые «питают» нор­мы права.

К ним подавляющее большинство специалистов в области тео­рии государства и права относит:

    • Государственную власть. Нормы права создаются в рамках правотворчества, которое яв­ляется одним из направлений государственной деятельности. Законодательные функции принадлежат лишь органам государ­ственной власти. Следовательно, содержание норм права представляет собой вла­стное веление Российского государства, поддерживаемое и обеспе­чиваемое силой принуждения государственных органов;
    • Правосознание. Правосознание — относительно самостоятельная форма общест­венного сознания в виде совокупности идей, взглядов, представле­ний и чувств, выражающих отношение людей к праву. Оно играет важную роль в правотворчестве, поскольку обуслов­ливает необходимость осознания законодателями закономерностей общественного развития, потребностей и интересов личности, об­щества и государства в целом или отдельных его групп (или слоев).
  • Государственную власть. Нормы права создаются в рамках правотворчества, которое яв­ляется одним из направлений государственной деятельности. Законодательные функции принадлежат лишь органам государ­ственной власти. Следовательно, содержание норм права представляет собой вла­стное веление Российского государства, поддерживаемое и обеспе­чиваемое силой принуждения государственных органов;
  • Правосознание. Правосознание — относительно самостоятельная форма общест­венного сознания в виде совокупности идей, взглядов, представле­ний и чувств, выражающих отношение людей к праву. Оно играет важную роль в правотворчестве, поскольку обуслов­ливает необходимость осознания законодателями закономерностей общественного развития, потребностей и интересов личности, об­щества и государства в целом или отдельных его групп (или слоев).

Формальные источники уголовно-процессуального права — формы его существования и проявления в общественном развитии; внеш­ний образ правовых норм.

Формальными источниками уголовно-процессуального права, проблема которых остродискуссионна, являются:

Официальная уголовно-процессуальная доктрина формальными источниками уголовно-процессуального права признает лишь зако­нодательные акты. Однако такой подход в настоящее время не соответствует со­временным социально-правовым реалиям. В связи с этим некоторые ученые относят к ним и другие акты или явления правового характера:

    • решения Конституционного Суда Российской Федерации (не соз­дают новых правовых норм, однако признание ими неконституцион­ности той или иной нормы уголовно-процессуального законодатель­ства влечет прекращение ее действия, изменение по существу содер­жания этой нормы или ее части и применение непосредственно кон­ституционных положений в сфере уголовного судопроизводства);
    • подзаконные акты министерств, ведомств, департаментов и служб, постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации (отдельные авторы считают, что эти акты не являются источни­ками права, другие специалисты резко отрицательно относятся к такому подходу, полагая, что он носит формальный характер);
    • правительственные акты — источники уголовно-процессуального права в соответствии с официально действующим законодательством (в частности, ст. 82 УПК РФ установила, что условия хранения, учета и передачи отдельных категорий вещественных доказательств определяются Правительством России. Следовательно, формой суще­ствования и проявления уголовно-процессуального права — правил поведения — является соответствующий правительственный акт).
  • решения Конституционного Суда Российской Федерации (не соз­дают новых правовых норм, однако признание ими неконституцион­ности той или иной нормы уголовно-процессуального законодатель­ства влечет прекращение ее действия, изменение по существу содер­жания этой нормы или ее части и применение непосредственно кон­ституционных положений в сфере уголовного судопроизводства);
  • подзаконные акты министерств, ведомств, департаментов и служб, постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации (отдельные авторы считают, что эти акты не являются источни­ками права, другие специалисты резко отрицательно относятся к такому подходу, полагая, что он носит формальный характер);
  • правительственные акты — источники уголовно-процессуального права в соответствии с официально действующим законодательством (в частности, ст. 82 УПК РФ установила, что условия хранения, учета и передачи отдельных категорий вещественных доказательств определяются Правительством России. Следовательно, формой суще­ствования и проявления уголовно-процессуального права — правил поведения — является соответствующий правительственный акт).

Недопустимо также закрывать глаза на факт существования не­формальных источников уголовно-процессуального права, к кото­рым относятся судебная практика и правовой обычай.

Не случайно применительно к судебной практике официальные представители Судебного департамента при Верховном Суде Рос­сийской Федерации указывают на то, что «. к числу несомненных плюсов создания банка (банка судебных решений — прим. авт.) можно отнести то, что каждый судья сможет обращаться к тому или иному решению и находить правильный выход из сложной юридиче­ской ситуации».

Роль правового обычая значительно более существенна, чем принято считать в уголовно-процессуальной литературе.

Источник



Обществознание. 11 класс

Конспект урока

Обществознание, 11 класс

Урок № 4. Процессуальное право. Гражданский процесс

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Гражданский процесс.
  2. Гражданские споры и порядок их рассмотрения.

3. Основные правила и принципы гражданского процесса.

Процессуальное право – это совокупность норм права, регулирующих процессуальный порядок и процедуры реализации и исполнения норм материального права.

Гражданско-процессуальное право – это право, которое регулирует рассмотрение гражданских дел в суде, порядок и последовательность процессуальных действий, права и обязанности участников процесса.

Гражданский процесс – это урегулированная нормами гражданского процессуального права деятельность суда, лиц, участвующих в деле, и других участников судебного производства.

Гражданские правовые споры – это разногласия между гражданами или между гражданами и организациями относительно различных правовых вопросов.

Истец – это лицо, предъявляющее требования.

Ответчик – это лицо, к которому предъявляются требования.

Прокурор – лицо, способствующее осуществлению правосудия.

Иск — это требование, которое истец предъявляет ответчику в судебном порядке на законных основаниях.

Исковое заявление — начало письменного обращения в суд.

Предмет иска – материально-правовое требование истца к ответчику.

Основание иска – обстоятельства, из которых истец выводит свои исковые требования.

Судебная повестка – это процессуальный документ о вызове в суд.

Судебное разбирательство – важная стадия гражданского процесса, где проявляются все принципы гражданского судопроизводства.

Апелляция — процедура по проверке не вступивших в законную силу судебных актов вышестоящим судом.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Боголюбов Л. Н., Аверьянов Ю. И., Белявский А. В. и др. / Под ред. Боголюбова Л. Н., Лазебниковой А. Ю., Телюкиной М. В.Обществознание. 11 класс. Базовый уровень.– М.: Просвещение, 2016 г.
  2. Котова О. А., Лискова Т. Е. Я сдам ЕГЭ. Модульный курс.
  3. Обществознание. Школьный словарь. 10—11 классы. Под ред. Л. Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2018.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Мы уже познакомились с некоторыми отраслями права, которые определяют права и обязанности участников различных правоотношений – гражданских, административных и уголовных. Все эти отрасли относятся к материальным правам. Так, право собственности на квартиру — материальное право. Судебная защита этого права регулируется процессуальным правом. Поскольку рассмотрение и разрешение дел представляет собой упорядоченную последовательность действий, т. е. процесс, право и называется процессуальным.

Наряду с отраслями материального права, посредством которых государство имеет воздействие на общественные отношения путем их правового регулирования, существуют отрасли процессуального права.

Процессуальное право – это совокупность норм права, регулирующих процессуальный порядок и процедуры реализации и исполнения норм материального права. Например, право собственности на квартиру — материальное право. Судебная защита этого права регулируется процессуальным правом. Так как рассмотрение и разрешение дел представляет собой последовательность действий, т. е. процесс, право и называется процессуальным.

На основе процессуального права суды осуществляют правосудие. Деятельность судов по рассмотрению дел называется судопроизводством.

Согласно ст. 118 Конституции РФ в настоящее время признаны четыре вида судопроизводства (процессуальные отрасли права): гражданское процессуальное право, уголовно-процессуальное право, административный процесс и конституционное судопроизводство.

Гражданско-процессуальное право – это право, которое регулирует рассмотрение гражданских дел в суде, порядок и последовательность процессуальных действий, права и обязанности участников процесса.

Все эти правила собраны в Гражданском процессуальном кодексе (ГПК) РФ.

Что такое гражданский процесс?

Понятие «процесс» происходит от латинского «processus», что обозначает ход, продвижение, деятельность, развитие какого-либо явления. Процесс — совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата; порядок осуществления какой-либо деятельности.

Гражданский процесс происходит от слова «гражданский», т.е. относящийся к правовым отношениям граждан между собой и их отношениям с государственными органами и организациями.

Таким образом, гражданский процесс это урегулированная нормами гражданского процессуального права деятельность суда и лиц участвующих в деле, и в других участников судебного производства.

Гражданско-правовые споры и порядок их разрешения – основной предмет гражданского процесса. Гражданские правовые споры – это разногласия между гражданами или между гражданами и организациями относительно различных правовых вопросов. Гражданские правовые споры наиболее многочисленны, чем другие виды споров. Учитывая это многообразие сторон деятельности граждан, закон дает лишь приблизительный перечень видов споров, которые могут разрешаться в суде гражданского процесса. Это споры:

В случае, если судья, к которому обратился гражданин за правосудием, не может квалифицировать его дело как вид спора, он все равно не может отказать человеку в правосудии. Судья обязан принять заявление, если в нем излагается разногласие о праве.

Целью гражданского процесса является восстановление нарушенных и защита оспариваемых прав, свобод и интересов граждан и организаций. Участники гражданского процесса – это лица, участвующие в деле и способствующие правосудию. Это, в первую очередь суд, без которого невозможен гражданский процесс; затем лица, участвующие в деле, и лица, способствующие осуществлению правосудия. Лица, участвующие в деле, — стороны в споре, т.е. истец, предъявивший требования, и ответчик, к которому требования предъявляются.

Читайте также:  Узбекистан пфл турнирная таблица 2020

Лица, способствующие осуществлению правосудия – это прокурор, выступающий государственным обвинителем, и лица, которые могут вступать в защиту других лиц или в защиту государственных и общественных интересов (свидетели, переводчик и эксперты).

Участвовать в процессе могут только лица, обладающие процессуальной дееспособностью. Для граждан РФ она наступает с 18 лет, а для юридических лиц дееспособность возникает с момента их регистрации.

Лицо как физическое (граждане), так и юридическое (организации), которое считает, что его права и интересы нарушены (например, посягательства на личную свободу, честь и достоинство, имущество) кем-либо имеет право обратиться в суд. Для этого нужно подать исковое заявление.

Иск — это требование, которое истец предъявляет ответчику в судебном порядке на законных основаниях. Исковое заявление — начало письменного обращения в суд. Основание и предмет – это два исковых элемента. Под предметом иска понимают материально-правовое требование истца к ответчику (например, уплата долга при договоре займа, выселение ответчика из жилого помещения при нарушении им своих обязанностей и т.д.). Под основанием иска понимают обстоятельства, из которых истец выводит свои исковые требования.

Судебная повестка – это важный процессуальный документ о вызове в суд. Этот документ должен содержать в себе реквизиты, указанные в ст. 107 ГПК.

Судебное разбирательство – важная стадия гражданского процесса, где проявляются все принципы гражданского судопроизводства.

Судья в течение 5 дней со дня получения искового заявления рассматривает вопрос о принятии его к производству. При этом выносится определение, на основании которого возбуждается гражданское дело в суде первой. От имени суда направляется повестка, которая вручается гражданину, который должен принять участие в заседании суда.

Разбирательство дела происходит в судебном заседании. После окончания подготовительной части суд приступает к рассмотрению дела по существу.

Стадии прохождения дела в суде в гражданском процессе:

1. Возбуждение производства;

2. Стадии подготовки;

3. Судебное разбирательство;

4. Вынесение решения;

5. Объявление решения.

Существуют также принципы, т.е. основные, исходные положения гражданского процесса, указанные в ГПК РФ. Это следующие принципы:

— право на обращение в суд любого заинтересованного лица за защитой прав и свобод или законных интересов;

— равенство перед законом и судом всех граждан;

— независимость суда при осуществлении правосудия и подчинение только закону;

— гласность судебного разбирательства: разбирательство дел во всех судах открытое;

— принцип состязательности и равноправия сторон;

— возможность обжалования любых судебных постановлений, кроме постановления высшей судебной инстанции – Пленума Верховного Суда РФ.

Решения суда первой инстанции, не вступившие в законную силу, могут быть обжалованы в апелляционном порядке в течение 10 дней.

Апелляция — процедура по проверке не вступивших в законную силу судебных актов вышестоящим судом.

Судебные решения и апелляционные определения могут обжаловаться в третью инстанцию – кассационную.

Кассационная инстанция вправе оставить решение без изменения или изменить (отменить) решение.

Гражданское право является важнейшим и базовой отраслью российского права. Его изучение важно для понимания процессов, формирования умений защитить свои права и гражданско-правовые отношения.

Примеры и разбор решения заданий

1.Установите соответствие между определениями и понятиями.

лицо, к которому предъявляются требования

лицо, способствующее осуществлению правосудия

урегулированная нормами гражданского процессуального права деятельность суда, лиц, участвующих в деле, и других участников судебного производства

лицо, предъявляющее требования

процессуальный документ о вызове в суд

требование, которое истец предъявляет ответчику в судебном порядке на законных основаниях

лицо, предъявляющее требования

лицо, к которому предъявляются требования

урегулированная нормами гражданского процессуального права деятельность суда, лиц, участвующих в деле, и других участников судебного производства

лицо, способствующее осуществлению правосудия

требование, которое истец предъявляет ответчику в судебном порядке на законных основаниях

процессуальный документ о вызове в суд

2. Найдите и выделите цветом по вертикали и горизонтали три значения понятия «процесс».

Правильные ответы: продвижение, ход, деятельность.

Источник

Административное право России в таблицах и схемах. Головистикова А.Н.

Материал, охватывающий весь учебный курс программы «Административное право в Российской Федерации», изложен в удобной для понимания и запоминания форме — в таблицах и схемах. Такая компактная подача материала, причем даже наиболее сложных вопросов (с учетом самых последних изменений в российском законодательстве), позволит студентам сэкономить время и максимально быстро, качественно подготовиться к семинарам, зачетам и экзаменам. Учебное пособие предназначено для студентов юридических факультетов очной и заочной форм обучения.

Формат: doc / zip

Размер: 485 Кб

Скачать / Download файл

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
ЧАСТЬ I. Основные институты административного права
Глава 1. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА, КАК НАУКА И КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
Глава 2. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ
Глава 3. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Глава 4. ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
Глава 5. ГРАЖДАНЕ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
Глава 6. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЛУЖАЩИЕ
Глава 7. ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
Глава 8. ПРЕДПРИЯТИЯ, УЧРЕЖДЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ, ТОВАРИЩЕСТВА, ОБЩЕСТВА, ФОНДЫ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
Глава 9. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
Глава 10. УПРАВЛЕНИЕ КАК ОБЪЕКТ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
Глава 11. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Глава 12. МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Глава 13. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Глава 14. АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ
Глава 15. ЗАКОННОСТЬ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Глава 16. АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС
Глава 17. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
ЧАСТЬ II. Организация государственного управления
Глава 18. УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРОЙ
Глава 19. УПРАВЛЕНИЕ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ
Глава 20. УПРАВЛЕНИЕ В АДМИНИСТРАТИВНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ
Глава 21. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЗДУШНОГО И КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu — см. раздел » Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. «

Источник

Административный процесс: понятие, виды

Понятие, цель и состав административного процесса

Для использования норм административного и ряда иных направлений публичного права необходимо в большинстве ситуаций использовать особое процессуальное оформление, то есть четкое обозначение сути и последовательности действий относительно рассмотрения и разрешения определенных индивидуальных дел и ряда других действий, которые имеют юридическое значение, рядом органов, которые уполномочены на это, и должностных лиц публичной власти.

Для правоприменительного процесса в области конкретных публичных отношений свойственно изучаться в качестве административного процесса. Он выступает, вместе с уголовным и гражданским процессами, как независимая часть юридического правоприменительного процесса.

Понятие, цель и состав административного процесса

Рисунок 1. Типы юридических процессов

Говоря о понятии и видах административного процесса, важно сказать, что в него входит как ряд общих черт и принципов, характерных для юридического процесса в общем и иным его частям, так и ряд характерных особенностей, реализующихся в административно-процессуальном законодательстве.

С теоретической стороны изучение административного процесса возможно с двух его ключевых проявлений. С одной стороны, в качестве административного процесса выступает урегулированная данными нормами законодательства работа органов публичной власти, которые уполномочены на это, и ряда их должностных лиц и судей относительно разрешения дел индивидуального характера, которые появляются при взаимоотношении органов публичной власти между собой, с гражданами, компаниями коммерческой и некоммерческой направленности.

С другой стороны под административным процессом понимается важный правовой институт, комплекс административно-процессуальных норм, которые контролируют отношения в обществе как в направлении деятельности позитивного характера органов публичной власти, так и в области работы органов публичной власти и судов относительно разрешения споров публично-правового характера, а также относительно использования мер административного принуждения.

Важно отметить, что если сравнивать материальные и административно-процессуальные нормы, то для вторых свойственно отвечать на вопрос, не что надо сделать, а каким образом надо сделать.

Особое внимание следует уделить тому, что цель административно-процессуального регулирования заключается в обеспечении необходимого порядка действий лиц относительно реализации их обязанностей и прав, которые возникают из отношений материального административного или иного публичного характера. Для прав и обязанностей сторон и иных участников административного процесса свойственно регулироваться административно-процессуальными нормами, которые закреплены в ряде соответствующих законодательных и других нормативно-правовых актов РФ и ее субъектов.

Особенности административного процесса

Если сравнивать административный процесс и гражданский и уголовный процесс, то для первого свойственно иметь более сложный состав, так как его цель заключается в обслуживании множества видов административных правоотношений и правоотношений, которые имеют отношение к применению норм иных направлений права.

Для административного процесса свойственно быть органически связанным с управленческой работой ряда органов публичной власти, в частности того ее направления, которое называется публичной администрацией.

Исходя из этого, стоит определить ряд следующих групп материальных административно-правовых отношений, осуществление которых связано с появлением административно-процессуальных отношений, а именно:

  • ряд административно-правовых отношений, которые относятся к реализации физическими лицами и компаниями, которые не имеют публично-властных полномочий, их прав, обязанностей и законных интересов в области государственного управления;
  • ряд административно-правовых отношений, появление которых связано с процессом правоприменительной работы органов государственного управления, а также ряда исполнительных органов местного самоуправления из-за осуществления полномочий, которые предоставлены им законами и рядом иных нормативно-правовых актов;
  • ряд административно-правовых отношений, появление которых связано с рядом конфликтов граждан и компаний с органами публичной власти, которые обусловлены обжалованием в административном порядке и оспариванием в судебном порядке действий и решений органов, которые упомянуты выше;
  • ряд административно-правовых отношений, появление которых связано с использованием органами публичной власти принудительных мер для того, чтобы обеспечить законность и пресечь правонарушения со стороны юридических и физических лиц.

Исходя из этого, появление данных отношений происходит как результат правомерного поведения субъекта материально-правовых отношений, так и как итог неправомерного действия данных субъектов.

Читайте также:  Заполните таблицу древние государства поволжья

Возникновение необходимости процессуального регулирования связано с тем, что органы государственного управления взаимодействуют в ситуациях совместного решения вопросов, которые связаны с их компетенцией, в частности, во время подготовки проектов законов, ряда других нормативно-правовых актов, образований межведомственных комиссий.

Необходимость в нормах данного вида связана и с теми ситуациями, когда для органов публичной власти важно оказывать публичные услуги гражданам или разрешать споры административно-правовой направленности.

Зачастую федеральные законы содержат ряд административно-процессуальных норм, которые необходимы для определения порядка работы органов исполнительной власти относительно осуществления контроля или надзора за тем, как исполняются требования закона и применяются меры воздействия предупредительного и пресекательного характера для того, чтобы обеспечить законность и правопорядок.

Рассмотрим несколько конкретных примеров.

Гражданин направил заявление в налоговый орган с тем, чтобы ему дали государственную регистрацию для занятий индивидуальным предпринимательством.

Для налогового органа важно в установленный срок и необходимом виде произвести соответствующие регистрационные действия, основываясь при этом на правилах федерального закона и нацеленных на осуществление закона нормативно-правовых актах Правительства РФ. Это яркий пример позитивной деятельности государственного органа, который выполняет обязанности, которые установлены законом.

В ситуациях, когда есть факт отказа производить данную регистрацию, для гражданина допустимо обжаловать отказ в судебном порядке. Данная ситуация показывает конфликт гражданина и органа публичной администрации.

Рассмотрим еще один пример. Зафиксирован факт нарушения правила дорожного движения водителем автомобиля. Инспектор ГИБДД его за это оштрафовал. Из-за ряда неправомерных действий гражданина появились отношения административно-процессуального характера, которые имеют отношение к использованию мер административной ответственности. Тут же мы видим, что гражданин, который полагает, что его привлекают к ответственности на незаконных основаниях, может направить жалобу в районный суд. Административно-процессуальные нормы КоАП РФ регулируют ряд действий должностного лица и судьи во время рассмотрения дела, а также права гражданина на обращение с жалобами в суд относительно постановления по делу об административных правонарушениях.

Предлагаем рассмотреть еще один пример. Гражданин направил в прокуратуру заявление относительно того, что его жалобу о нарушении закона должностными лицами муниципального органа не была рассмотрена в необходимый срок, а также не был получен ответ от руководства или уполномоченных ими лиц.

Для прокурора допустимо возбуждать дела относительно административных правонарушений, ответственность за которые установлена в ст.5.59 КоАП РФ и направлять свои постановления в суд для того, чтобы соответствующее лицо привлекли к ответственности и наложили на него административный штраф в размере 5000 – 10000 руб.

Приведенные примеры говорят о том, что значительные различия в составе ряда материально-правовых норм связаны с особой сутью административно-процессуальных норм, а из этого следует, их связь с видами административного процесса.

Особенности классификации видов административного процесса

Основываясь на особенностях отношений административно-процессуального характера, выделяют три ключевых типа административного процесса. Речь идет об административных процедурах, административно-юрисдикционных процессах и административном судопроизводстве.

Для каждого из этих видов свойственно базироваться на ряде общих принципов правоприменительного юридического процесса и вместе с этим иметь свою специфику, которая связана с сутью материальных правоотношений, с местом органов публичной власти, которые уполномочены законом решать ряд соответствующих административных дел или дел относительно административных правонарушений.

Во время реализации административных процедур суть процессуальных правоотношений напрямую зависит от управленческой работы государственного органа и органа местного самоуправления. Возникновение данных правоотношений связано с повседневным разрешением определенных дел индивидуального характера соответствующими государственными или муниципальными органами и не имеют отношения к появлению каких-либо конфликтов.

И тут важно отметить, что совсем не для всех управленческих действий необходимо специфическое процессуальное оформление. Для внутриорганизационной работы органов публичной власти свойственно основываться на независимости органов и определении законных форм, средств и путей осуществления своей компетенции. Именно из-за этого ей в большинстве ситуаций не нужно подробное правовое регулирование. Таким образом, для ряда технико-организационных вопросов допустимо вовсе не быть урегулированными процессуальными нормами.

Процессуальное оформление важно для отношений, которые возникли из-за конкретных дел индивидуальной направленности и оказывают влияние на правовой статус компаний и граждан. В первую очередь речь идет об отношениях органов публичной власти и не подчиненных ему физических и юридических лиц, у которых нет властных полномочий. Но в силу закона они имеют право на обращение в необходимые органы за тем, чтобы им оказали публичные услуги, предоставили информацию, реализовали их права и свободы, которые гарантированы Конституцией РФ, рядом других законов и нормативно-правовых актов.

Предмет административно-процессуальных отношений в административно-юрисдикционном процессе – конфликт органа публичной администрации и гражданин или компания.

Для административно-юрисдикционного процесса свойственно охватывать ряд норм и соответствующих отношений, которые с одной стороны имеют отношение к разрешению в административной форме противоречий органов публичной власти и субъектов, которые им не подчиняются, а с другой – к использованию административного принуждения. К данному процессу имеет отношение ряд общественных отношений, которые появляются в области административных правонарушений, а также в области использования мер административно-принудительного и административно-пресекательного характера.

Для норм административного судопроизводства свойственно регулировать особое направление административно-процессуальных отношений, которые появляются из-за разрешения судами общей юрисдикции и арбитражными судами дел относительно оспаривания нормативных и не нормативно-правовых актов, действий, решений или бездействия публичной администрации, которые оказывают влияние на свободы и права граждан, ряд законных интересов компаний.

Если говорить об административном судопроизводстве, то его можно воспринимать как процессуальную составляющую института административной юстиции. В данном направлении для административно-процессуальных отношений необходимо особо детальное регулирование, а как гарант свобод и прав человека можно воспринимать суд.

Каждый вид административного процесса, если принимать во внимание его внутреннее содержание, имеет ряд конкретных структурных звеньев – производства. Объединение данного явления происходит на основе признаков группы административно-процессуальных норм.

Как основание вычленения производства выступает предмет регулирования. Речь идет о дисциплинарном производстве, производстве относительно дел административных правонарушений, лицензионном производстве, производстве относительно рассмотрения обращений граждан в ряд органов публичной власти, производстве относительно административного надзора за рядом лиц, которые освобождены из мест лишения свободы и т.д.

В качестве предмета производства помимо этого может выступать род работе органов публичной власти. Речь идет о порядке оказания конкретных видов государственных услуг, порядке работы по проектам актов законодательного и иного нормативно-правового характера.

Также следует сказать, что основанием для классификации производства может служить категория дел, которые рассматриваются органами публичной власти. Если говорить о административном производстве, то речь идет о производстве по делам относительно признания недействующими нормативно-правовых актов в полной мере или частично, производстве по делам относительно оспаривания решений, действий ряда органов государственной власти и т.д.

Каждый вид административного процесса имеет ряд своих административных производств.

Область административных процедур имеет, как правило, производство относительно рассмотрения обращений юридических лиц и граждан, разрешительные производства, производство по прохождению государственной службы и т.д.

Для административно-юрисдикционного направления свойственно иметь производство относительно рассмотрения в административном порядке жалоб юридических и физических лиц относительно действий органа публичной власти, производство относительно дел по административным правонарушениям и относительно применения мер обеспечения этого производства.

В области административного судопроизводства выделяют судопроизводство по делам относительно оспаривания нормативно-правовых актов, относительно дел об оспаривании решений и ряда действий органа исполнительной власти и т.д.

Рассмотрим обобщенную информацию относительно взаимосвязи типов административного процесса и административных производств в виде схемы:

Особенности классификации видов административного процесса

Рисунок 2. Типы административного процесса и административного производства

Для административно-процессуальных норм в данных производствах свойственно иметь ряд общих для всех норм административного процесса элементов и базироваться на ряде общих принципов данного процесса.

Но тут же стоит отметить, что данные нормы говорят о специфике определенного производства, что предрешает суть отношений административно-процессуального характера.

Специфика стадий административно-процессуального производства

Существует несколько стадий внутри каждого административно-процессуального производства. Применительно к ним происходит группировка соответствующих административно-процессуальных норм. Речь идет о возбуждении индивидуальных дел, рассмотрении дел и принятии решений и обжаловании или опротестовании решений по делу, которые приняты уполномоченным органом.

Для каждой стадии важно быть обеспеченной рядом процессуальных норм, которые соответствуют принципам административного процесса.

На каждом этапе для участников процессуальных отношений важно совершать ряд конкретных юридических действий, направленных на то, чтобы достигнуть конкретный юридический результат и оформить все соответствующей юридической документацией.

К примеру, для принятых Правительством РФ правовых актов управления важно быть оформленными постановлениями и распоряжениями. При возбуждении дела относительно административных правонарушений в большинстве случаев необходимо формирование протоколов относительно административного правонарушения. Для суда апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы относительно решения суда об оспаривании решения органов государственной власти, допустимо выносить определения относительно отмены решения суда первой инстанции и принять новые решения.

Для стадий свойственно в последовательной форме приходить на смену друг другу:

Специфика стадий административно-процессуального производства

Рисунок 3. Этапы административно-процессуального производства

Исходя из этого, рассмотрение административного процесса и составляющих его видов допустимо в двух ключевых направлениях. С одной стороны, в виде правоприменительной деятельности уполномоченного органа публичной власти, урегулированной рядом административно-процессуальных норм в области правоотношений административного и иного публично материального характера. А с другой стороны, в виде совокупности административно-процессуальных норм, которые регламентируют ряд общественных отношений, которые имеют отношение к определенным задачам и принципам административного процесса, его типам, при регулировании определенных производств в пределах каждого из типов данного процесса для осуществления материальных норм административного права и ряда норм иных направлений публичного права, а также для гарантии законности в работе органов публичной власти.

Источник

Adblock
detector